Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика основных идеологий ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Либерализм.Сформировался в конце XVII–XVIII вв. на базе политической филосо- фии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита и др. и под сильным влиянием буржуазных революций XVII–XVIII вв. Своими корнями либеральные идеи уходят в еще более древние эпохи. Некоторые принципы, взятые на вооружение либеральной идеологией, были знакомы человечеству со времен античной цивилизации, эпоха Возрождения выдви- нула проблему ценности человеческой личности, эпоха Реформации – идеи веротерпимости и т. д. Термин «либерализм» вошел в широкое употребление только в первой четверти XIX в. Слово «либерализм» происходит от латинского слова liberalis – свободный. Первоначально либералами называли группу депутатов-националистов в испанском парламенте. Впослед- ствии термин был заимствован для обозначения названий политических партий в странах Западной Европы. На сегодняшний день либерализм рассматривается как особая идеология. Рассмотрим основные идеи и принципы, характерные для классического либерализма. В мировоззренческой области: – рационализм; – космополитизм (от греч. kosmopolites – гражданин мира), свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков; – гуманизм, признание абсолютной ценности человеческой личности, приоритета частного над общественным; – демократизм. В политической области: верховенство закона и свобода человека в рамках закона: – идея правового государства и договорного происхождения государства. Представле- ние о роли государства как «ночного сторожа»; – идея естественных неотчуждаемых прав человека; – признание основных свобод и прав граждан; – принцип разделения властей (на исполнительную, законодательную и судебную); – идея парламентаризма; – идея политического плюрализма. В экономической области: свободная экономика: – требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства; – простор для частной инициативы; – свободный рынок; – создание условий для развертывания частного предпринимательства. В XX в. во время мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. классические либе- ральные методы управления не могли помочь справиться с ситуацией, и тогда стали звучать мысли о том, что государство должно усилить свою роль и выступать защитником людей от негативных сторон рынка. В 30-е гг. XX в. сложился неолиберализм, который, в отли- чие от классической идеологии, предполагает расширение социальных функций государ- ства, допускает вмешательство государства в экономику с целью создания благоприятных условий для конкуренции. Консерватизм. Как следует уже из буквального перевода этого термина (от лат. сonservo – сохранять, охранять; conservator – охранитель), эта идеология охранительной направленности, ориентирована на поддержку и сохранение существующих общественных институтов, традиционных ценностей, отстаивает приоритет преемственности перед инновациями. Оформление консервативной идеологии, так же как и либеральной, происходило в первой половине XIX в. Консерватизм возник как реакция европейской общественности на Великую французскую буржуазную революцию (1789–1794). Родиной консерватизма счи- тается Великобритания. В 1790 г. была опубликована книга английского мыслителя Эдмунда Берка «Размышления о революции во Франции». В ней были изложены идеи, ставшие впо- следствии основой консервативной идеологии. К числу основателей этой идеологии также относят Ф. Новалиса, А. Мюллера, Ж. де Местра, Ф. Ламенне, У. Вордсворта и других. В числе основных постулатов, на которых базируется консервативная идеология, можно перечислить следующие: – пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума; – ориентация на авторитет государства; – общественная стабильность, гарантии которой обеспечиваются благодаря сохране- нию ценностных устоев (семейных, национальных, религиозных), передающихся из поко- ления в поколение; – сохранение существующих институтов. Стремление к преобразованию и воплоще- нию идеальной модели общественного устройства рассматривается как опасное; развитие должно происходить крайне осторожно, с опорой на постепенно, из поколения в поколение, накапливаемый положительный опыт; – отрицание возможности социального равенства между людьми; – скептическое отношение к парламентаризму и выборным институтам власти; – частная собственность – гарант личной свободы и социального порядка; власть должна предоставляться людям только на основе собственности, так как те, кому есть что терять, не склонны к авантюрам; человек, умело распоряжающийся своим капиталом, лучше позаботится и о государственном хозяйстве. Долгое время консерватизм по влиянию уступал либерализму. Во второй половине XX в. консерваторы изменили свой курс, заимствовав ряд идей либерализма, и появился неоконсерватизм. В отличие от классического консерватизма, неоконсерватизм – весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее. Осо- бенно популярен он был в 70—80-е гг. в США, ФРГ, Великобритании («тэтчеризм» в Вели- кобритании, «рейганизм» в США). Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями: – к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отноше- ния; – признается приоритет свободы; социальное равенство – невозможно и несовместимо со свободой; – необходимо сочетать демократию и власть элит, поскольку в чистом виде демократия – это миф; – главное право личности – право иметь собственность и свободно распоряжаться ею; – неоконсерватизм выступает за «сильное государство», опирающееся на средний класс, но при этом государство не должно ущемлять личные права и свободы граждан. Социалистическая идеология. Существуют различные разновидности социалисти- ческой идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но все их объединяет ряд общих принципов. Для всех идеологий социалистического плана характерны: – материалистическая трактовка общественной жизни; – социально-классовый подход к общественным явлениям; – гуманистический характер конечных целей; – социальный коллективизм; – исторический оптимизм. Формирование социализма как политической идеологии относится к первой половине XIX в., однако истоки социалистической мысли исследователи видят в мифе о первобыт- ном равенстве, в социальных идеях христиан, милленарийских ересях, в трудах Т. Мора и Т. Кампанеллы, учении диггеров и т. д. Термин «социализм» происходит от лат. socialis – общественный. Появление термина «социализм» в 1827 г. было связано с деятельностью так называемых «социалистов-утопистов» К.А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Они кри- тиковали пороки капитализма, противопоставляя ему проекты идеального строя. Главное внимание социалисты-утописты отводили социальным проблемам: нищете, эксплуатации, социальному паразитизму, неравенству и т. п. Идеальное общество связывали с расцветом промышленности и сельского хозяйства, с плановым производством, с обязательным всеоб- щим трудом. К частной собственности относились по-разному. Выступали за мирный пере- ход к новому социалистическому строю. Отрицательно оценивали революции, отождествляя их с насилием, хаосом и разрушениями. Считали, что в будущем идеальном обществе, за ненадобностью, отомрут государство и право. В нынешнем состоянии утописты негативно относились к государству и политике, считали, что не политические реформы, а просвеще- ние и организация производственных кооперативов помогут постепенно перейти к новому строю. Особое звучание социалистической идее придали марксисты. Марксистская идеоло- гия складывается в середине XIX столетия, на основе критической переработки идей немец- кой классической философии (Гегель, Фейербах), политической экономии (Смит) и уто- пического социализма. Термин «коммунизм» (от лат. сommunis – общий) был введен в философский оборот в 1840 г. Теоретики, разрабатывавшие коммунистические идеи (Маркс, Энгельс), считали социализм лишь первой фазой коммунизма и стремились к построению бесклассового коммунистического общества. Выступали против частной собственности, эксплуатации; за общественную собственность, всеобщий труд. Коммунизм связывали с изобилием, удовлетворением всех разумных потребностей человека. В будущем обществе, по мнению марксистов, отомрет государство, установится общественное самоуправление, на смену правовым придут нормы морали. Одной из ключевых в марксизме является эгали- тарная идея: всеобщее тотальное равенство людей, а не только стартовых возможностей, как у либералов. Марксисты выдвинули идею классовой борьбы, в результате которой проис- ходит закономерная смена общественно-исторических формаций. Коммунисты признавали радикальный (революционный) путь перехода к новому обществу. В этом смысле их пред- вестниками были Г. Бабеф и его сторонники. Критика марксистской интерпретации социализма началась уже в последней четверти XIX в. В конце XIX в. в рядах социалистов произошел раскол, связанный с отделением социал-реформизма, идеологами которого считаются Э. Бернштейн, Р. Гильфердинг, П. Глотц, И. Вагнер. Основным отличием социал-реформизма от марксизма является то, что социал-реформисты выступают за реформаторский, эволюционный путь развития. Револю- ционной идее они противопоставляют демократические средства достижения поставленных целей. Ключевым принципом считается «свобода, справедливость и солидарность» (лозунг Годесбергской программы СДПГ 1959 г.). Идеи социал-реформизма близки к государственному либерализму (парламентаризм, демократия, плюрализм, политический консенсус, свобода самоопределения каждого чело- века). В то же время социал-реформизм унаследовал классические идеи социализма (равен- ство, социальная защищенность трудящихся). Представители этой идеологии выступают за общественный контроль в экономике, но без «огосударствления» (государственное регулирование при развитых рыночных механиз- мах). Следует заметить, что, несмотря на ряд существенных противоречий между коммуни- стической и социал-реформистской идеологиями, к 60-м гг. ХХ столетия наметилось опре- деленное сближение их позиций, и прежде всего в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей. Анархизм(от греч. anarhia – безвластие). Зарождение этой разновидности политиче- ской идеологии относят к середине XIX в. Основные положения ее были сформулированы П. Прудоном, М.А. Бакуниным, П.А. Кропоткиным. Главные принципы, на которых базиру- ется идеология анархизма, – это свобода, индивидуализм, радикализм. Анархизм отвергает все, что стесняет свободу человека, в том числе и государство. С точки зрения идеологов анархизма идеальной формой политического устройства следует считать безгосударствен- ный общественный строй, представляющий собой федерацию общественных организаций, коммун, провинций и социальных общностей. Свободное самоуправление, отсутствие при- нуждения и подчинения должны стать основой подлинного порядка в обществе. Отсюда зна- менитый лозунг «Анархия – мать порядка». Сегодня идеи анархизма разделяются в разных странах отдельными социальными группами (анархистскими, анархо-синдикалистскими), в основном молодежными по составу. Вопросы для самоконтроля 1. Какие виды общественного сознания вам известны? 2. Чем отличается обыденное сознание от остальных его видов? 3. В чем состоит специфика политического сознания как вида общественного созна- ния? 4. Под влиянием каких факторов формируется индивидуальное политическое созна- ние? 5. Как соотносятся групповое и индивидуальное политическое сознание? Какие функ- ции они выполняют? 6. Раскройте смысл понятия «политическая идеология». Как оно связано с понятием политического сознания? 7. Какие подходы к понятию политической идеологии получили распространение в политологии и политической практике? 8. Назовите основные функции политической идеологии. 9. Обозначьте сущностные черты либерализма, консерватизма, социализма как разно- видностей политической идеологии. Как эти понятия трактовались обществоведами на раз- ных этапах исторического развития? Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ Часть 1 А1. Политическая система общества не направлена на осуществление функции 1) распределения и обеспечения функционирования системы властных полномочий в обществе 2) обеспечения системы бесперебойного функционирования хозяйственной системы 3) регулирования с помощью органов власти и управления различных общественных интересов 4) стабилизации, упорядочения интересов общества и государства А2. Политическая партия, содержащая в своей программе положение о непременном установлении общественной собственности на средства производства и полном социальном равенстве людей, называется 1) либеральной 2) консервативной 3) демократической 4) коммунистической А3. Если в Программу политической партии входит положение о разрушительном вли- янии на общество всякой государственности, то такую партию можно отнести к типу 1) консервативных 2) анархических 3) социалистических 4) реформаторских А4. Программа политической партии, основанная на положениях о приоритете гра- жданских прав и свобод личности, гарантии которых должны быть предоставлены власт- ными государственными структурами всем членам общества, типична для партии 1) консервативной 2) либеральной 3) коммунистической 4) нционал-социалистической А5. Политическая идеология, провозглашающая главной ценностью либо нацию, либо государство, в жертву чему приносятся права и свободы отдельного индивида, называется 1) коммунизмом 2) национализмом 3) расизмом 4) фашизмом А6. Верны ли следующие суждения? А. Признаком политической власти является ее сосредоточение в одном государствен- ном центре. Б. Признаком политической власти является делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны А7. Верны ли следующие суждения? А. Важным признаком политической власти является непременная избираемость ее носителей. Б. Инструментом, обеспечивающим эффективность государственной власти, является учет ею интересов и потребностей тех социальных групп, на которые она опирается. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны А8. Верны ли следующие суждения? А. Государственная власть эффективна, когда она полностью контролирует деятель- ность политических партий. Б. Государственная власть эффективна, когда она пропагандирует идеологию и систему ценностей, которую она считает единственно верной. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны А9. Верны ли следующие суждения? А. Наличие нелегальных, подпольных партий в России на рубеже XIX–XX вв. во мно- гом было вызвано слабым развитием средств массовой информации. Б. Для современного общества возрастает значимость средств массовой информации как института, осуществляющего политическую социализацию населения. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны А10. Верны ли следующие суждения? А. Правильной моделью политической системы общества является обеспечивающая полную свободу организации и деятельности любых политических партий. Б. Правильной моделью политической системы общества является основанная на зако- нодательном определении характера и условий деятельности политических партий. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны и А, и Б 4) оба суждения неверны Часть 2 В1. Заполните пустую ячейку в таблице. В2. Заполните пустую ячейку в таблице. В3. Установите соответствие между названием идеологии и присущими ей ценно- стями. В4. Установите соответствие между признаками государства и их типами. В5. Назовите три основных сферы деятельности всех политических партий. 1) борьба за проведение своих кандидатов в органы власти 2) расшатывание существующей системы государственной власти 3) поддержание существующей системы государственной власти 4) пропаганда либеральных ценностей 5) правоохранительная и правоприменительноая деятельность 6) борьба за завоевание или удержание власти 7) участие в назначении руководителей в системе исполнительной власти 8) защита интересов определенных общественных групп Ответ: Часть 3 С1. Философ Н. Макиавелли писал: «Государь, действуя грубой силой, подобно живот- ным, должен соединять в себе качества льва и лисицы. Обладая качествами только льва, он не будет уметь остерегаться и избегать западни, которую будут ему ставить, будучи же только лисицею, он не будет уметь защищаться против врагов, так что для избежания сетей и возможности победы над врагами, государи должны быть и львами, и лисицами». Подходит ли это правило для современных политических лидеров? С2. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии политического равенства. Коммунисты главной их причиной считают имуще- ственное и социальное неравенство. Какая точка зрения вам ближе? Обоснуйте ответ. Рекомендуемая литература 1. Авус С.Н. Шпаргалки по обществознанию. – Ростов-на-Дону, 2004. 2. Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. – М., 1996. 3. Гаджиев К.С. Введение в политологию. – М., 1997. 4. Гречко П.К. Обществознание для поступающих в Вузы. Ч. I–II. – М., 1998. 5. Дыдко С.Н. Обществознание: 8—11 классы. – М., 2003. 6. Касьянов В.В. Обществознание: Экзаменационные ответы для абитуриентов. – Ростов-на-Дону, 2004. 7. Клименко А., Румынина В. Экзамен по обществознанию. – М., 1999. 8. Лучков Н.А. Политология: Ответы на экзаменационные вопросы. – М., 2005. 9. Мухаев Р.Т. Политология. 10–11 классы. – М., 1997. 10. Тинт Ю.С. Политология: учебное пособие. – М., 2005.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2139; Нарушение авторского права страницы