Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика «Несуществующее животное»



Эта методика, разработанная М.З. Дукаревич, проста в прове­дении и позволяет выявлять различные личностные особенности испытуемых.

Инструкция. Перед ребенком кладут лист бумаги (горизон­тально) и говорят: «Я хочу посмотреть, как ты умеешь придумы­вать, воображать. Придумай и нарисуй животное, которого на самом деле не бывает, никогда не было и которого до тебя никто не придумывал — которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах».

Когда ребенок кончает рисовать, его просят придумать живот­ному название. Название животного записывается в протоколе. После этого психолог говорит: «А теперь расскажи про его образ жизни. Как оно живет? » Рассказ ребенка записывается по воз­можности дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соот­ветствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы:

— Чем оно питается?

— Где живет?

— Чем оно обычно занимается? А что любит делать больше всего?

— А чего оно больше всего не любит?

— Оно живет одно или с кем-нибудь еще?

— Есть у него друзья? Кто?

— А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?

— Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?

— Какого оно размера?

После этого ребенку предлагают представить себе, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти же­лания.

Все ответы ребенка записываются в протокол по возможно­сти дословно.

Интерпретация результатов

Прежде всего, полезно оценить способ построения образа, характеризующий тип воображения и мышления ребенка, его под­ход к творческой задаче. При низком уровне изобразительной техники способ построения образа в большей мере отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.

Способ построения образа

Наиболее низкий («нулевой») уровень — это изображение реального животного (зайца, собаки, крокодила, человека и т. д.). Для шестилетнего возраста такой способ изображения — сви­детельство низкого уровня развития воображения, но не признак отклонения от нормы. Для более старшего ребенка это показа­тель отклонений либо в умственном развитии, либо в эмоцио­нальной сфере. В частности, к подобному способу построения образа приводит сильное повышение уровня тревоги: ребенок боится отойти от реальности и позволить себе фантазирование.

Несколько более высокий вариант, относящийся, однако, к тому же уровню, — это изображение животных, не существующих, но существовавших когда-то или же позаимствованных из литера­туры или кино (динозавра, дракона, Змея Горыныча и т. д.). Этот вариант говорит о бедности воображения и, как правило, типичен для детей с низким общекультурным уровнем.

Первый уровень — конструирование, собирание нового суще­ства из деталей реальных животных (например, голова человека, тело медведя, заячьи уши, птичий хвост). Обычно конструкция отражается и в названии: «человеко-медведе-заяц», «слоно-корова», «летающий медведь» и т. п. Этот способ характерен для рациона­листического подхода к задаче. Он говорит не о каких-либо психологических отклонениях, а лишь о низкой творческой на­правленности, об «исполнительской», а не творческой установке. В начале младшего школьного возраста (примерно до восьми лет) такая установка является наиболее типичной. При рационали­стическом способе создания образа дальнейшая оценка определя­ется количеством прототипов и степенью их разнородности. Так, комбинация из пяти животных — это, разумеется, более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом. Корова с рыбьими плавниками — показатель более развитого воображения, чем та же корова с лошадиными ногами.

Второй уровень — создание целостного образа нового, несу­ществующего животного в соответствии с общей схемой живот­ного, но без привлечения деталей конкретных животных (хотя результат и может отдаленно напоминать дракона, слонопотама или кого-то еще). Такое животное имеет голову с глазами и ртом, туловище, конечности (ноги, руки, крылья, щупальца). Название в этом случае не включает указаний на прототипы, но иногда мо­жет строиться по той же модели, по которой строятся названия реальных животных («пусик», «бубозавр», «шапкоед»). Этот тип образа характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче. Чем меньше созданное животное похоже на что-то реально существующее (в природе или в культуре), тем выше оценивается уровень воображения.

Третий уровень — создание абсолютно оригинального суще­ства (не напоминающего обычных животных и не построенного по стандартной схеме: голова с глазами и ртом, туловище, ко­нечности). Этот способ говорит о творческом складе личности. Он возможен у ребенка как с преимущественно рационали­стическим, так и с преимущественно художественным подходом к действительности, если только у него есть реальные творчес­кие возможности. У детей младше 9—10 лет такой способ построе­ния образа встречается довольно редко. При творческом подходе к задаче уровень воображения оценивается по степени естествен­ности получившегося существа и, в частности, по степени соот­ветствия между его внешним видом и описанием образа жизни.

Если изобретение слишком вычурно, то обычно это свидетельст­вует не столько о творчестве и оригинальности, сколько о стрем­лении продемонстрировать окружающим свою непохожесть на других, т. е. об оригинальничанье.

Описание образа жизни несуществующего животного дает дополнительную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Здесь главным показателем является логичность опи­сания рисунка. Так, все имеющиеся органы должны для чего-то служить. Вместе с тем иногда несоответствие между рисунком и описанием образа жизни объясняется не нарушениями логики, а эмоциональными причинами (подробнее об этом см. ниже).

Показатели тревожности, страхов, боязни агрессии

Проявления тревожности в тесте «Несуществующее живот­ное», в основном, те же, что и в тесте «Рисунок человека». В данной методике имеются и дополнительные признаки тре­вожности. В частности, это необычно большое количество глаз, ушей и прочих органов чувств (например, локаторы или антен­ны), призванных напряженно следить за миром, чтобы не пропус­тить никакой опасности и угрозы. Соответствующая тематика отражается и в описании образа жизни. Признаком тревожности служит описание различных способов предохранения от возмож­ной опасности (нападения хищников, стихийных бедствий, холода, жары, недостатка еды и т. п.).

Страхи, как и в рисунке человека, проявляются в зачерне-нии глаз. На их выявление направлен также вопрос о том, боится ли животное чего-либо. Указание на боязнь того, чего действи­тельно боятся многие животные (хищников, огня, человека), не является признаком страхов. Такими признаками служат:

— описание страхов, не типичных у животных, зато частых у детей (темноты, высоты, змей, насекомых);

— «застревание» на описании того, чего боится придуманное животное, особо длинный перечень страхов (даже если каждый из них вполне распространен в животном мире).

Утверждение о полной бесстрашности животного не говорит ни о наличии страхов, ни об их отсутствии (но чаще встречается у детей, у которых имеются страхи).

Особую группу составляют признаки, говорящие о боязни аг­рессии, что характерно при повышенном уровне тревожности. К таким признакам относятся любые защитные аксессуары: пан­цирь, щит, иглы (как у ежа), чешуя, броня, особо толстая кожа (она может не быть видна на рисунке, но описываться в рассказе).

Для боязни агрессии очень характерны гигантские размеры жи­вотного. При этом сам рисунок может быть небольшим, но в рассказе ребенок сообщает, что его животное «выше Останкин­ской башни». Если ребенок старается сделать свое животное как можно больше, чтобы оно никого не боялось, но попутно выясня­ется, что главное в его жизни — защищаться от хищников, то о боязни агрессии можно говорить с полной уверенностью.

При боязни агрессии в описании образа жизни часто указы­вается труднодоступность жилища (например, «живет в пещере, куда никто не может забраться»). Специально на выявление боязни агрессии направлен вопрос о том, есть ли у придуманного животного враги. Нормальным является указание некоторого небольшого количества врагов. Как полное отрицание наличия врагов, так и их долгое развернутое перечисление — признаки боязни агрессии.

Показатели демонстративности

Демонстративность в рисунке несуществующего животного, как и везде, проявляется во всяческой вычурности, изысках, укра­шательстве. Это может быть узор на шкуре животного, глаза с длинными загнутыми ресницами, бантики и т. п. В рассказе об образе жизни часто подчеркивается красота животного (особен­но у девочек) или его исключительность и превосходство над прочими созданиями.

При низкой социализированности ребенка (особенно при при­ближении к подростковому возрасту) демонстративность нередко проявляется в протестных, негативистических формах (напри­мер, животное курит или вообще изображается в форме бутылки или рюмки). В этих случаях асоциальная тематика обычно име­ется и в рассказе об образе жизни животного.

Показатели агрессивности

Тест «Несуществующее животное» чрезвычайно чувствите­лен к проявлениям агрессивности. Это любые орудия нападения, такие как рога, когти, клыки, жало и т. п. Как и в рисунке челове­ка, изображение зубов, как правило, отражает склонность ребенка к вербальной (словесной) агрессии. Иногда животное оказыва­ется снабжено человеческим оружием типа пушки, лазера или же копья, лука. Любые острые выросты, которые сам ребенок не интерпретирует как оружие нападения, но которые производят соответствующее впечатление на зрителя, также служат показате­лями агрессивности. Напротив, оружие, явно непригодное для бит­вы (например, загнутые внутрь или затупленные рога), является проявлением не собственной агрессивности, а боязни агрессии и попытки (как правило, неудачной) защититься от нее.

Для опознания агрессивности и выявления ее различных форм важен внешний вид животного, непосредственное впечатление от рисунка: нарисовано ли оно страшным, злым или совсем не страшным, безобидным; запугивает ли оно или холодно убивает; нападает и съедает или устрашает.

Иногда бывает сложно различить по рисунку проявления соб­ственной агрессивности ребенка и сильно выраженной боязни агрессии. Часто это различие проявляется в рассказе. По рас­сказу можно понять, идентифицируется ли ребенок с изображен­ным им существом, проецирует ли он в рассказе себя или образ врага. В последнем случае нередки прямые проговаривания. Так, после рассказа об устрашающей силе животного вдруг появляет­ся реальное «Я»: «А я его совсем не боюсь. А я его все равно одолею! »

В ряде случаев боязнь агрессии приводит к появлению соб­ственной агрессивности, которая самим ребенком воспринима­ется как защитная, однако далеко не всегда выступает в этом качестве в реальном поведении. Бывает, что ребенок начинает защищаться превентивно, не дожидаясь нападения (которое, воз­можно, и вообще не входило в намерения того, кого он считает своим противником).

Показатели бытовой ориентированности

Ориентированность ребенка в реальности проявляется в том, имеется ли у его животного все, что необходимо для жизни (прежде всего, есть ли возможность питаться и передвигаться). В расска­зе об образе жизни животного слабая бытовая ориентация прояв­ляется в отсутствии сведений о питании и о месте проживания (когда эти сведения сообщаются только в ответ на прямой вопрос проверяющего).

Показатели, характеризующие самооценку и систему ценностей

Для характеристики самооценки и системы ценностей наибо­лее показательны ответы на вопрос о желаниях, которые загадало бы придуманное животное. В большинстве случаев в ответах на этот вопрос проявляется прямая проекция, то есть их можно рассматривать как относящиеся к самому ребенку. В этом смысле очень показательны ответы типа «стать красивее», «чтобы было много друзей», «стать человеком» (ощущение своей некоторой ущербности, неполноценности). Любые упоминания о «материальном положении» животного (иметь много еды, хороший дом, много денег — при антропоморфности животного) говорят о значимости материальных ценностей. Ответы типа «чтобы на земле был мир», «чтобы никто не болел» и т. п. не говорят ни о чем, кроме стремления ребенка произвести хорошее впечатле­ние на проверяющего (впрочем, само это стремление типично для хорошо социализированных детей).

Показатели, характеризующие сферу общения. О высокой (обычно — недостаточно удовлетворенной) потреб­ности в общении говорит человекообразность изображенного животного. Для подростков это нормальное явление: для этого возраста характерна чрезвычайно высокая потребность в обще­нии. В младшем школьном возрасте подобное повышение по­требности в общении — сравнительно редкая индивидуальная особенность. Иногда это показатель «досрочного» вступления в подростковый кризис.

Если фигура напоминает, скорее, робота, нежели человека, то это — более явное проявление того, что потребность в обще­нии не удовлетворена.

Угловатость, механистичность или тем более машинообразность изображенного животного говорит об интровертности, а в случаях особой выраженности — об аутизации и тенден­ции к уходу от социальных контактов. В норме животному «не положено» иметь колеса, подставку или прямоугольный корпус. Особенности общения может выявить рассказ об образе жизни животного. В частности, большое значение имеет описание места, где оно живет. В этом описании нередко прямо проявляется чувство одиночества. О нем свидетельствуют такие указания места проживания, как «под землей», «в пещере», «в космосе», «на другой планете» (если не описаны другие существа, живущие на этой планете). Специально на выявление особенностей сферы общения направлены вопросы о том, с кем вместе живет придуманное животное и есть ли у него друзья. Как правило, в ответах на эти вопросы идет прямая проекция, то есть ребенок напрямую раскры­вает свое представление о себе. Из этого правила есть два ос­новных исключения. Во-первых, оно неприменимо в том случае, когда в рассказе вообще отсутствует идентификация с изображен­ным животным (см. выше, в описании признаков агрессивности). Во-вторых, не следует рассматривать как прямую проекцию утвер­ждения о том, что животное «дружит со всеми» или что «у него очень много друзей», но без конкретизации того, что это за друзья.

Такие утверждения обычно говорят о высокой, но неудовлетво­ренной потребности в общении.

Показатели интереса к сексуальной сфере

Об интересе к сексуальной сфере говорит изображение поло­вых органов, женской груди, независимо от того, как они названы и названы ли вообще (например, если про изображение, по фор­ме и местоположению соответствующее женской груди, сказано, что это «выпуклые глаза на теле», то это не отменяет его значения как сексуального символа; однако в этом случае важно, чтобы психолог не приписал ребенку свои собственные проекции). В качестве сексуальной символики рассматривается также хвост (особенно если он имеет соответствующую форму), вымя, подчерк­нутая волосатость животного. Повышенный интерес к сексуаль­ной сфере может проявляться также в подробном рассказе о рождении детенышей и вообще в подчеркивании темы раз­множения (особенно если в рассказе об образе жизни животно­го эта тема предшествует теме питания и места, где оно живет). Указание на бесполые формы размножения (почкование, деле­ние), как правило, свидетельствует о напряженном и внутренне конфликтном отношении к сексуальной сфере.

Интерес к сексуальной сфере совершенно естественен для подростков. Если же он в выраженной форме проявляется в младшем школьном возрасте, то желательно установить его ис­точник. Скажем, если на проблеме деторождения фиксируется ребенок, у которого недавно родились (или скоро должны родить­ся) брат или сестра, то такая фиксация вполне нормальна и не должна вызывать беспокойства. Однако даже в этом случае чрез­мерно грубая сексуальная символика свидетельствует о напря­женности данной сферы для ребенка. Тем более важно понять причины высокого сексуального интереса, когда для них нет очевидного биографического основания. Помочь в выяснении этих вопросов могут, в частности, «большие» проективные мето­дики (ТАТ или CAT).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2579; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь