Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика «Дом-Дерево-Человек» ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Этот тест разработан Баком и Хэммером. Он представляет собой расширение теста «Рисунок человека» и дает дополнительную информацию о психологических особенностях ребенка. Если уже проведен тест «Рисунок человека», то остается аналогичным образом предложить ребенку нарисовать на отдельном листе (положенном перед ним горизонтально) дом, а еще на одном листе (положенном вертикально) - дерево. Дополнительную информацию дает ответ ребенка на вопрос о том, кто живет в доме. Если в качестве рисунка дерева представлено условное изображение елки, то ребенка просят нарисовать еще одно дерево — на этот раз не елку. Интерпретация результатов Дом Дом ассоциируется у ребенка с его семьей; рисунок отражает его представления о домашней жизни. Кроме того, разные части дома ассоциируются с разными аспектами жизни. Так, двери и окна символизируют связь с внешним миром. Стены - опора, обеспечивающая дому устойчивость; это также защита от неблагоприятных внешних условий. Еще более выражена защитная функция крыши. При анализе изображения дома следует обращать внимание как на особенности рисунка в целом, так и на отдельные детали. Одним из важных показателей является размер рисунка. Размер дома важно сопоставить с размерами остальных рисунков (дерева и человека). Если все рисунки мелкие, то это частый признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Для депрессии особо характерны мелкие рисунки, помещенные в углу листа. Если же дом нарисован особо маленьким, в то время как размер остальных рисунков не уменьшен, то это обычно свидетельствует об ослаблении семейных связей, отсутствии у ребенка «чувства дома», об ощущении своей незащищенности. Особо мелкий рисунок дома нередко также служит признаком сниженной самооценки. Если все рисунки особо велики (каждый из них занимает лист практически целиком), то это частый признак состояния тревоги. Увеличение размера всех рисунков характерно также для импульсивных детей. Если дом нарисован особо большим (занимающим почти весь лист), в то время как размер остальных рисунков не увеличен, то это может быть проявлением того, что весь мир для ребенка исчерпывается его домом, семьей. Для дошкольника такое ощущение нормально; в возрасте старше 7 лет это уже проявление определенных психологических проблем (возможно, недостаточной самостоятельности ребенка, его чрезмерной замкнутости на родителях). Из деталей особое внимание следует обратить на окна и дверь. Если изображены большие окна и дверь (особенно - открытые), то это признак стремления к широким контактам. Такие рисунки характерны для экстравертных, общительных детей. Напротив, особо маленькие окна и дверь типичны для интровертных, замкнутых детей. Зарешеченные окна - это, как правило, признак того, что ребенок боится агрессии, у него имеется потребность в защите от потенциально опасного окружающего мира. Так же интерпретируются и оконные рамы в том случае, когда они утрированы и внешне напоминают решетку. Возможно и другое значение решеток: они могут выражать ощущение своей несвободы, полной зависимости от родителей («тюремная решетка»). Весьма часто оба значения сочетаются, так как источником боязни окружающего мира часто является высокая зависимость ребенка от родителей. Подчеркнутые стены (выделенные линией с сильным нажимом или многократно наведенными линиями) указывают на потребность ребенка в надежности и, следовательно, на недостаточную уверенность в себе. Стремление защититься от окружающего мира часто проявляется в изображении забора, окружающего дом. В рисунке дома обнаруживаются те же проявления тревожности, что и в рисунке человека: неуверенная линия, как бы состоящая из отдельных коротких отрезков, стирания, исправления. Если эти признаки присутствуют в рисунке дома и отсутствуют в других рисунках, то это значит, что тревогу у ребенка вызывает тематика, связанная с его домом и семьей (в частности, такое бывает у беженцев, лишившихся своего дома, у детей, родители которых недавно развелись и т. п.). В рисунке дома выразительно проявляется демонстративность. Ее признаки - это различные украшения: занавески и цветы на окнах, наличники, конек на крыше, колонны, карнизы. О демонстративности свидетельствует также изображение не обычного дома, а виллы, дворца, теремка, церкви. В ответах на вопрос о том, кто живет в доме, может проявиться такая тенденция, как стремление избавиться от чрезмерной опеки родителей (в этом случае часто утверждается, что в доме живет ребенок, причем его родители не упоминаются). Высказывание о том, что в доме живет только один человек, свидетельствует о чувстве одиночества, депрессивных тенденциях. Так же интерпретируется указание на то, что в доме живут «старые люди», «старики» (если при этом отсутствуют молодые жильцы). Дерево В рисунке дерева проявляются представления ребенка, относящиеся к росту, развитию, связям с окружающей средой. Особенности линий и общий размер рисунка интерпретируются так же, как в рисунке человека. Следует учесть только, что стандартный рисунок дерева заметно крупнее стандартного рисунка человека. Уменьшенным можно считать дерево, занимающее по вертикали менее 1 /3 листа, увеличенным - только если оно занимает практически весь лист. Наклонный ствол (когда дерево производит впечатление неустойчивого или падающего) - признак сенсомоторных нарушений. Они часто свидетельствуют об импульсивности и о наличии органического поражения мозга. О том же говорит грубая асимметрия рисунка, когда крона сильно смещена вправо или влево от центра рисунка или ветки с одной стороны ствола заметно короче, чем с другой. Наиболее богатую информацию в рисунке дерева дает изображение ветвей. Широко расходящиеся в стороны ветки (широкая крона) обычно свидетельствуют об экстравертности, направленности ребенка на общение. Изображение узкой кроны (например, как у пирамидального тополя) характерно для интровертных детей с низкой потребностью в общении (или опасающихся общения). Направление веток вверх - признак активности, оптимистического отношения к жизни. Опущенные вниз ветки (как у плакучей ивы) - частый признак упадка сил, сниженного настроения, депрессивного или субдепрессивного состояния. Обрубленные или обломанные ветки часто встречаются на рисунках детей, переживших психическую травму (насилие, смерть кого-то из близких, развод родителей, тяжелый конфликт в школе, войну и т. п.). Ветки, заканчивающиеся остриями наподобие штыка или кинжала, часто изображаются агрессивными детьми. Изображение особо большой кроны дерева, особенно в случае ее слабой проработанности, эскизности, - частый признак того, что ребенок больше склонен к мечтам и абстрактным планам, чем к реальной деятельности и конкретному планированию своих действий. Тщательная проработка кроны, напротив, характерна для детей, склонных к детальному планированию действий. Повышенная тщательность, прорисовка каждого листика - признак ригидности, склонности к застреванию на мелких деталях. Отсутствие листвы (изображение осеннего или зимнего дерева) часто встречается при снижении настроения, депрессивных тенденциях. О наличии депрессивных тенденций можно с высокой степенью уверенности судить по изображению засохшего, мертвого дерева (что может быть видно по рисунку, а может быть прямо сообщено ребенком). Корни дерева интерпретируются как показатель отношения ребенка к своему прошлому («корням» в широком смысле слова). При наличии опорной линии, изображающей землю, отсутствие на рисунке корней нормально. Если же опорная линия отсутствует, а дерево изображено как бы обрезанным снизу (без корней и без расширения ствола в нижней части), то это рассматривается как признак слабой бытовой ориентации, отсутствия серьезной привязанности к дому и семье. Чрезмерно большие, подробно вырисованные корни скорее свидетельствуют об острой потребности в опоре и привязанности, чем об их наличии. Очень показательны подробно вырисованные корни без изображения земли или висящие над землей. Подобные рисунки часто встречаются у беженцев, эмигрантов и других детей, лишившихся привычной почвы. Из дополнительных деталей наиболее информативно довольно частое на детских рисунках изображение дупла. Его интерпретируют как показатель того, что в прошлом ребенок перенес психическую травму (поскольку дупло - это болезнь дерева). Однако если в дупле нарисована птица или белка, то оно интерпретируется иначе: как свидетельство потребности в защищенности и уюте (обычно при ощущении их недостаточности). Подробное изображение коры, так же как панцирь или броня в рисунке несуществующего животного, указывает на боязнь агрессии и потребность в защите. Если вокруг дерева изображаются цветы, грибы или ягоды, то это, как и любое украшательство, признак демонстративности. Рисунок человека Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с помощью этого теста личностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития многократно пересматривались и дорабатывались разными авторами, сам же тест до сих пор остается одним из наиболее часто используемых диагностических методов. Он занимает немного времени и совсем не похож на школьные проверочные задания. Это позволяет успешно применять его при обследовании детей со сформированной стойкой негативной реакцией на все, что напоминает о школе. Рисунок человека позволяет оценивать как когнитивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз-рука, сформированность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы. Данные, получаемые с помощью методики «Рисунок человека», не очень надежны и требуют дополнительной проверки, зато они позволяют сразу же выдвинуть разумные гипотезы о том, в каких именно областях у ребенка имеются психологические проблемы. Инструкция.«Пожалуйста, нарисуй человека - всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы («Мальчика или девочку? », «А можно, чтобы у него в руке был шарик? » и т. п.), то ему говорят: «Рисуй так, как ты хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то надо ее повторить (частично). Например, если ребенок спрашивает: «А можно нарисовать только лицо? », - то ему отвечают: «Нет, нарисуй его всего, целиком». Если он предлагает нарисовать вместо человека что-нибудь другое (машину, дом), то ему говорят: «Это потом. А сейчас нарисуй человека». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо сказать ему, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам (проверяющему) интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого. Проводя эту методику, следует обращать внимание на мельчайшие черточки поведения ребенка и сопровождающего его взрослого: куда и как ребенок смотрит, когда ему объясняют задание; какова его первая реакция (вздох, поза покорности, оживление); в какой позе он работает, в какие моменты расслабляется и ведет себя естественно, непринужденно, а в какие - напрягается, хмурится; когда и как пытается привлечь к себе внимание взрослого; с каким выражением подает психологу законченную работу. Чтобы все это не забыть, желательно делать соответствующие заметки в протоколе. Показатели умственного развития Рисуночные тесты не могут служить достаточным основанием для подробной характеристики особенностей умственного развития ребенка. Однако они позволяют строить обоснованные предположения об уровне развития интеллекта и выявлять некоторые виды органических поражений мозга. При анализе рисунков необходимо учитывать, что их особенности могут определяться не только интеллектуальным уровнем ребенка, но и его специфическим отношением к изображаемому объекту, к ситуации обследования, к проверяющему и пр. Для повышения достоверности выводов желательно, если это возможно, сопоставить рисунки ребенка на разные темы, сделанные в разное время и в разных ситуациях. Кроме того, следует помнить, что чем старше ребенок, тем менее прямой является связь между уровнем умственного развития и уровнем рисования. Поэтому с возрастом ребенка падает надежность выводов о его умственном развитии, сделанных на основе рисунка (надежность выводов о личностных и эмоциональных особенностях, напротив, растет с возрастом). При оценке умственного развития опираются на следующие показатели. Наличие основных деталей Нормальным для 6-летнего возраста считается наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног. К 7-летнему возрасту руки и ноги должны изображаться двойными линиями; должны появляться также пальцы (их количество несущественно), шея, волосы (или шапка) и одежда (хотя бы в предельно схематическом виде). С 8-летнего возраста к этому добавляются уши. Начиная с 9 лет должны иметься ступни и по 5 пальцев на руках. Отсутствие какой-либо из деталей (кроме глаз и туловища) может компенсироваться наличием детали, относящейся к следующим возрастам, но не дополнительными, необязательными деталями (типа пупка, пуговиц и т. п.). Следует учитывать, что отсутствие на рисунке какой-либо важной детали (например, рук или рта) может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка или же просто отвлечением внимания. Поэтому необходимо выяснить, все ли рисунки дефектны. Для сопоставления могут быть использованы рисунки, сделанные ребенком самостоятельно и принесенные родителями, «Рисунок семьи» и т. п. Достаточно, если данная деталь присутствует хотя бы в одном из рисунков. Пластичность - схематичность Показателем высокого уровня умственного развития является пластический рисунок, то есть изображение того, что ребенок видит, в отличие от «изобразительного перечисления» требуемых деталей при схематическом изображении. В пластическом изображении части тела переходят одна в другую без четкой границы, что соответствует реальному строению человеческого тела. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) сходятся наверху в одну точку. Имеется попытка передать реальную форму тела (хотя эта попытка может быть и не очень удачной). Как правило, пластический рисунок свидетельствует о нормальном уровне умственного развития младшего школьника даже при отсутствии тех или иных деталей, обычных для этого возраста. Схематическое изображение - это рисунок, на котором человек как бы собран из отдельных деталей (голова, туловище, руки, ноги), границы между которыми отчетливо видны. Наиболее показательны переходы между шеей (при ее наличии) и телом, а также между плечом и рукой. В схематическом рисунке и шея, и руки как бы приклеены к телу. Ноги (на рисунке фигуры в брюках или без одежды) не сходятся наверху в одну точку. Схематическое изображение типично для детей до 7 лет. В школьном возрасте такой рисунок - проявление общей или частичной инфантильности. Он может появиться вследствие сенсомоторных нарушений, вызванных органическим поражением мозга, из-за педагогической запущенности или умственной отсталости. Он может быть также проявлением интеллектуализма (раннего развития формального интеллекта при недоразвитии образной сферы). Рисунок, промежуточный между схематическим и пластическим изображением, характеризуется тем, что некоторые части тела переходят одна в другую без четкой границы (что соответствует реальному строению человеческого тела), в то время как другие части как бы «приклеены». Например, руки органично вырастают из плеч, а ноги отделены от туловища четкой границей. Такой способ изображения типичен для детей в возрасте 7 - 9 лет. Начиная с десятилетнего возраста, он может рассматриваться как показатель замедленного развития изобразительной деятельности и, возможно, образного мышления в целом. Показатели тревожности, острой тревоги, страхов Наиболее распространенный признак тревожности - многочисленные самоисправления. Особенно показательны бессмысленные исправления (то есть такие, которые не ведут к реальному улучшению результата). Исправления могут вноситься со стиранием прежних линий или без стирания (в последнем | случае вместо одной линии появляется несколько). Характерный признак тревожности - линия, состоящая из отдельных мелких штрихов, когда ребенок опасается, что если он проведет ее сразу (одним движением), то она может пойти не туда, куда нужно. Для тревожных детей типична штриховка всего рисунка или какой-либо его части. При острой тревоге штриховка обычно бывает размашистой, небрежной. При повышенной тревожности, а особенно - при наличии страхов часто изображаются глаза преувеличенного размера. Особенно характерно зачернение (штриховка с сильным нажимом) радужки или всего глаза. В этом случае можно предположить, что у ребенка имеется фобия (например, страх темноты, высоты, животных, замкнутых пространств или еще чего-либо). Для состояния острой тревоги типично резкое увеличение размеров рисунка, так что он занимает практически весь лист (а иногда и не помещается на листе). Для того чтобы выдвинуть предположение о повышенном уровне тревожности, достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных признаков. Показатели демонстративности Демонстративность проявляется, прежде всего, в украшательстве, наличии необязательных деталей (например, оборок, кармашка, рисунка на платье, перьев на шляпе). Необязательные детали в рисунке человека не следует путать с второстепенными. Так, шея, уши — детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные по сравнению с туловищем, ртом или глазами; а вот бантики на туфлях - деталь сугубо факультативная, украшательская. Из второстепенных (но обязательных) деталей демонстративные дети предпочитают ресницы, прическу, нередко тщательно вырисовывают губы. Для демонстративных детей типично изображение не «просто человека», а определенного персонажа: короля, принцессы, рыцаря, клоуна, феи, бандита и т. п. По сравнению с тенденцией к украшательству этот признак является второстепенным. Показатели астенизации, депрессивных тенденций, эмотивности При астении рисунок выполняется с очень слабым нажимом на карандаш (так что иногда линия бывает почти не видна). Характерна крайне низкая детализированность рисунка. Сильно варьирующий нажим, когда одни линии проведены со слабым нажимом, другие - с сильным, характерен для высокой эмоциональной лабильности (эмотивности). Он позволяет предположить, что у ребенка может часто и легко, без видимой причины, изменяться настроение. Депрессивные тенденции проявляются в уменьшении размеров рисунка (рисунок занимает менее 1/4 листа по вертикали). Весьма типично также помещение рисунка в углу листа. Депрессивные тенденции часто сочетаются с астенизацией, однако встречаются и другие формы депрессивных и субдепрессивных состояний. Показатели импульсивности При повышенной импульсивности линии часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают» дальше, чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка детализированность рисунка, причем, в отличие от низкой детализированности при астенизации, для импульсив|ных детей типична линия с сильным нажимом. К признакам импульсивности относятся также грубые нарушения симметрии, «падающая» (наклоненная) фигура, неудачное размещение рисунка на листе (не хватает места для ног или же изображенный человек упирается головой в верхний обрез листа). Показатели агрессивности и асоциальных тенденций Предположение об агрессивных тенденциях, может быть сделано, если изображенный человек производит на зрителя впечатление злого, агрессивного. Точки на лице, изображающие щетину, большие кулаки, оружие (пистолет, сабля и т. п.) также могут свидетельствовать об агрессивности. Для мальчиков в подростковом возрасте все эти признаки вполне нормальны, поскольку для этого возраста характерно повышение агрессивности. Иногда они свидетельствуют о преждевременном начале подросткового психологического кризиса. Особо большой рот, нарисованный с повышенным нажимом, изображение зубов (особенно если они выделены нажимом или нарисованы более тщательно, чем остальные части лица) - частые признаки вербальной (словесной) агрессии. Об асоциальных тенденциях говорит нарушение принятых норм изображения. В частности, одним из нередких признаков асоциальное является изображение половых органов. К концу младшего школьного возраста на рисунках могут появляться такие признаки асоциальности, как изображение сигареты, рюмки, бутылки и т. п., объявление изображенного человека вором, бандитом и пр. (в этих случаях можно предположить сочетание асоциальности с демонстративностью). Показатели интровертности - экстравертности Основным показателем интровертности - экстравертности служит поза изображенного человека. Интровертная поза - руки прижаты к телу или сведены вместе (так, что они оказываются внутри контура тела), ноги поставлены близко одна к другой. Экстравертная поза - руки и ноги широко расставлены. Для интравертов характерно изображение длинной, вытянутой вверх фигуры, для экстравертов - широкой. У интравертов фигура чаще выглядит угловатой, у экстравертов - округлой. Показатели эмоциональной насыщенности общения Важнейший показатель эмоциональной насыщенности общения - руки. Редуцированные (резко уменьшенные) или отсутствующие кисти рук, отсутствие пальцев или полное отсутствие рук обычно говорит о недостаточной практике общения, которая может быть вызвана разными причинами. Это может быть сильная интровертность или аутизация (тогда отсутствие кистей сочетается с признаками интровертности). Возможен вариант широкого, но формального, поверхностного общения (тогда отсутствие кистей сочетается с экстравертной позой). Отсутствие кистей может быть также признаком невладения средствами общения (то есть неумения общаться). Отсутствие кистей рук может быть мотивированным (руки за спиной или в карманах) и немотивированным (руки как бы обрезаны). Интерпретация в том и другом случае одинакова. Резкая преувеличенность кистей, особо длинные пальцы при экстравертной позе - это, как правило, показатель очень напряженной, но неудовлетворенной потребности в общении.
Методика «Семья животных» При обследовании взрослых людей этот тест часто оказывается более информативным, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи». Как и тест «Рисунок семьи», он доступен детям с четырехлетнего возраста. Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте семью, состоящую из животных, так, чтобы все члены семьи были разными животными». Можно пояснить, что речь идет о сказочной семье, поскольку на самом деле звериные семьи состоят из одинаковых животных. Обследуемому не говорят, что предполагается изображение его собственной семьи. Напротив, по инструкции должна быть нарисована некая абстрактная семья. Однако ассоциации обследуемого все равно определяются его самоощущением в своей семье. Обследуемый может сказать, что не умеет рисовать животных. Тогда ему объясняют, что это не страшно, и если будет непонятно, кого он нарисовал, то он скажет, кто это, а проверяющий запишет. После окончания рисунка проверяющий выясняет, какие это животные и кто они в семье (кто какой член семьи). Ответы фиксируют в протоколе. Задавая вопросы, нельзя произносить слов «мама», «папа», «ребенок», «бабушка» и др. Нужно использовать нейтральное словосочетание «член семьи». Обсуждают рисунок так же, как и в тесте «Рисунок семьи». Если обследуемый «закрывается» от проверяющего, то тест «Семья животных» часто оказывается показательнее, чем тесты «Рисунок семьи» и «Динамический рисунок семьи», так как его направленность менее очевидна. Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных. Встречаются случаи, когда в тесте «Рисунок семьи» обследуемый воспроизводит реальные семейные отношения, а в тесте «Семья животных» – идеализированные (такие, какими он хотел бы их видеть). Встречается и обратное соотношение: чтобы произвести благоприятное впечатление, обследуемый изображает в тесте «Рисунок семьи» идеализированную картину, а в тесте «Семья животных», из-за его большей нейтральности, проявляется прямая проекция реальных семейных отношений. Содержательный анализ рисунков позволяет установить, какой вариант имеет место в каждом конкретном случае.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1119; Нарушение авторского права страницы