Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Население Италии в античную эпоху
Италия с ее населением в 7-8 миллионов человек была самой многолюдной страной Средиземноморья, местом обитания множества разных племен и народов. Большую часть Апеннинского полуострова к началу I тысячелетия занимали италики, переселившиеся туда, как предполагают, со своей прародины в Подунавье. Они разделялись на множество племен, говоривших на близких друг другу языках. К ним принадлежали латины, поселившиеся в холмистом Лации, сабины, жившие к северу от них в каменистых предгорьях Апеннин, оски, утвердившиеся в Кампании, самниты, луканы и бруттии, которые пасли свои стада в горах Самния и южной части полуострова. Эти родственные племена принадлежали к разным мирам: к середине I тысячелетия до н.э. у оседлых земледельцев (латинов и осков) уже были города государства, письменность и законы, а горцы (самниты, луканы и бруттии) жили по старинке суровым племенным бытом. Самым передовым и культурным народом Италии были греки, жившие в Великой Греции и Кампании. Их города-государства к середине I тысячелетия до н.э. достигли высочайшего расцвета и процветания. Греческие законодатели, философы и ораторы родом из Италии были украшением и славой всего эллинского мира. Мало в чем уступали грекам загадочные этруски, поселившиеся около VIII в. до н.э. на обширной равнине Этрурии. До сих пор неизвестно, откуда они пришли. Многие современные ученые связывают их происхождение с Малой Азией. Поскольку письменность этрусков расшифровать пока еще не удалось, остается неясным, к какой языковой семье принадлежит этрусский язык. 12 богатых этрусских городов-государств составляли единый религиозный союз. Этрусские аристократы, лукумоны, владели большими поместьями, в которых трудились зависимые, фактически крепостные крестьяне. Этрурия славилась на всю Италию своими ремесленниками (особенно мастерами по металлу), художниками и скульпторами, жрецами-прорицателями, купцами и пиратами. Этруски стремились подчинить своему влиянию и колонизовать самые богатые области Италии. К V в. до н.э. они основали множество своих колоний в долине реки По и в Кампании, установили контроль над многими городами-государствами Лация. В союзе с могущественным Карфагеном они вели успешную борьбу с греками, также стремившимися расширить свои владения в Италии и на близлежащих островах Сицилии, Сардинии и Корсике. Однако с V в. до н.э. успехи этрусков сменяются неудачами. Они теряют влияние на Лаций и Кампанию, а в начале следующего столетия вынуждены покинуть Северную Италию, которую захватили племена кельтов (галлов). Галлы, долгое время сохранявшие суровый родовой быт и страсть к войнам и грабежам, в IV в. до н.э. начинают совершать опустошительные набеги на Этрурию и другие области Италии. В это же время резко активизируются самниты, луканы и бруттии, грабившие и разорявшие Кампанию и Великую Грецию. Мир античной цивилизации оказался под угрозой. Однако к середине III в. до н.э. эта угроза исчезла благодаря завоеванию всего Апеннинского полуострова Римом. К началу нашей эры вся Италия была не только подчинена Риму, но и почти полностью романизована. Ее обитатели стали римлянами, забыв свои родные языки, историю и культуру. Исключением из общего правила были жители греческих городов Италии, сохранившие свой язык, культуру и традиции. На юге Италии греческий язык оставался разговорным вплоть до XVIII в.
Этруски
Первая цивилизация на Апеннинском полуострове (не считая колоний, основанных греками) была создана народом этрусков, заслужившим репутацию одного из самых загадочных народов, непосредственным соседом римлян, оказавшим большое влияние на их культуру, во многом это учителя римлян. Больше того, часть этрусков приняла участие в формировании римского народа, а три последних римских царя принадлежали к этрусской династии. При этрусках можно говорить уже о существовании в Риме государства. Этруском по происхождению был поэт Вергилий, автор «Энеиды». Римляне называли их «туски», греки – тирренами или тирсенами, сами они себя называли «расена». Вопрос о происхождении этрусков – один из интереснейших и до конца не изученных. Были предложены три версии происхождения этрусков, восходящие к античной эпохе. Первая из них – версия восточного происхождения, которая является наиболее древней и разработанной. Геродот рассказывает о том, что царь Лидии Аттис во время голода, решил разделить свой народ на две части. По жребию одна из них должна была эмигрировать, во главе ее был поставлен сын царя Тиррен. После длительного странствия лидийцы прибыли у умбрийским племенам, где основали многочисленные города и взяли себе имя предводителя, стали тирренцами. Мнение Геродота было настолько популярно в античности, что когда римляне обсуждали вопрос о помощи Сардам, столице области Лидия в малой Азии. на заседание сената специально пригласили представителей этрусков. Среди «народов моря», с которыми воевали египтяне, упоминаются загадочные тереш или турша, в которых видят троянцев или же этрусков. У александрийского поэта Ликофрона есть легенда о сыновьях Телефа, правителя Мизии, Тиррене и Тарконе. Первый из них дал имя стране этрусков, второй стал основателем первого города Тарквинии. Третий вариант восточной версии, который приводит Гелланик Лесбосский, говорит о том, что тиррены – это пеласги. догреческое население Греции и побережья Эгейского моря, пересекшие Адриатическое море. В пользу этой версии может свидетельствовать Лемносская стела с надписями на языке. близком к этрусскому, сходство между азиатской религиозной практикой и этрусской, например методы гадания. Каменные гробницы этрусков имеют сходство с каменными могилами, открытыми в Лидии и Фригии. Вторая версия говорит об их приходе из-за Альп. Тит Ливий утверждал, что реты, жившие в Альпах. имели этрусское происхождение. Археологи 19 века предлагали обратное и хотели видеть в ретах первоисточник италийских и этрусских народов, устанавливали связь между названием «реты» и самоназванием этрусков «расенна». Французский ученый Н. Фрере выдвинул теорию о том, что родину этрусков надо искать в Центральных Альпах. Теория была поддержана двумя крупнейшими историками Рима 19 в. Нибуром и Моммзеном. Сейчас эта версия уже не поддерживается. Третья версия говорит о местном происхождении этрусков. Ее истоки восходят к утверждению Дионисия Галикарнасского, греческого историка, жившего в Риме при императоре Августе. Он утверждал, что «этрусский народ никуда не эмигрировал и был всегда там», ссылаясь на Ксанфа, автора истории лидийцев, современника Геродота, который ничего не говорит о переселении лидийцев в Италию. По мнению Паллотино этруски сформировались на территории Италии и обогатились в течение многих веков от многих народов. Современные исследователи большей частью приходят к мнению о том, что был и восточный, и местный элементы, что переселенцы из Малой Азии смешались с древнейшим населением Италии и острова Сардинии. В последние годы были опубликованы исследования итальянских генетиков, давшие чрезвычайно интересную информацию, подтверждающую восточную версию происхождения этрусков. Они сравнили ДНК из этрусских могильников с ДНК живых итальянцев, а очень похожи на восточные гены – жителей Малой Азии. А вот когда сравнили ДНК некоторых семей, характерными только для Тосканы – области Италии, где был центр этрусской цивилизации (туски – латинское сокращение из «этруски»), то оказалось, что они не схожи с ДНК других итальянцев, а схожи именно с ДНК жителей Турции и острова Лемноса. Дополнительное доказательство прихода этрусков из Малой Азии было получено анализом митохондрий тосканской породы коров. Их гены оказались резко отличными от генов других коров Италии и схожи с генами коров Малой Азии. Загадкой уже в 15 веке был объявлен этрусский язык. Он хорошо читается – тексты создавались на основе греческого алфавита. 12 тыс. надписей, но нет своего Розеттского камня, который бы позволил быстро продвинуться в расшифровке этрусского языка. Методы изучения лексики. 1. Этимологический – находить сходства между этрусским и другими языками в происхождении слов. Этот метод быстро показал свою ограниченность. 2. Комбинаторный метод – тонкий критический анализ этрусских текстов для сравнения их между собой. Он тоже оказался недостаточным, поскольку редко давал какую-то уверенность. 3. Билингвистический, или метод параллельных текстов, основанный на сравнении надписей сходного происхождения на двух языках, из которых один известен. Этот метод дал интересные, но очень ограниченные результаты, которые могут привести к ошибкам, так как они не принимают в расчет культурную специфику этрусков. В отсутствие настоящих двухязычных текстов ученые-лингвисты используют различные методы одновременно и с осторожностью, основываясь, как правило, на контекстах. Уже в 18-19 вв. искали родство этрусского языка с греческим, италийскими языками, кельтскими, германскими, слаявянскими, албанским. Из более поздних и более аргументированных версий следует назвать сопоставление с хеттским языком (Владимир Георгиев), сходство с этеокпирским языком (Харсекин). Но и они остались на уровне гипотез. Расходятся даже мнения о том. считать этрусский язык индоевропейским или неидоевропейским. . Первоначально этрусскими городами управляли цари, избиравшиеся из числа военно-жреческой знати – лукумонов. Они носили тот же титул – лукумон. Власть была пожизненной, но ненаследственной (как у басилеев). Царь – верховный судья, военный предводитель. верховный жрец. Постепенно царская власть уступает место олигархическому республиканскому устройству. К концу 5 в. республиканское устройство утвердилось уже повсеместно, за исключением Вей, где в условиях нараставшей военной угрозы со стороны Рима был вновь избран царь. Пожизненного царя сменяет магистрат, срок власти которого был ограничен. Высшие должности, упомянутые в надписях – «зилат», «пурс», «марон». Магистраты избирались сроком на год из лукумонов. Для погребения представителей этрусской верхушки строили монументальные погребальные сооружения – тумулусы. Это курганы, обложенные у основания камнем, с коридорами, ведущими в подземные склепы с большим количеством украшений. утвари, фресками. На службе у этрусских аристократов находились этера – дружинники, сотоварищи (ср. греч. и македонск. гетайры). Низшие слои населения – лаутни (возможно, рабы) и Леты – покоренное население типа фессалийских пенестов и спартанских илотов. Каждый город обладал своей автономией, имел свои экономические и политические интересы и собственное ополчение, почитал собственных богов-покровителей. В Этрурии возникла федерация 12 городов, такие же двенадцатиградия возникли на территориях, колонизированных этрусками – в Кампании и на севере – в долине р. По и в Центральных Альпах. Города были незаисимы друг от друга. Этруски, вероятно, чувствовали свою принадлежность к одной и той же этнической общности, так как их представители собирались каждый год у алтаря общеэтрусского бога Вольтумны в Вольсиниях, там избирался глава союза, царь, власть которого была скорее религиозной, чем политической. Экономическая жизнь. Богатство земли и недр. Но расцвета этрусской цивилизации не было бы без упорной работы и таланта людей. Плодородие почв Этрурии, избыток и разннобразие сельскохозяйственных культур, о которых много говорят римские авторы не были возможны без упорного труда. Болота – места обитания малярийных комаров. Южные земли – присутствие туфа вулканического происхождения. Чтобы получать хорошие урожаи, были созданы ирригационные и мелиоративные системы в виде открытых каналов и подземного дренажа. Основные выращиваемые культуры – злаковые и виноград. Важную роль играло скотоводство (коровы, овцы, свиньи). Конь – священное животное, только в военном деле. Виноградарство – с 8 в. до н.э. В 3 в. до н.э. некоторые этрусские вина лучших марок были известны до самой Греции. Тосканские вина и сейчас – в числе лучших вин Италии. Сады с пальмами, гранатовыми деревьями. Страна лесов – дубы, буки, если использовались на судоверфях. Развитая гидротехника – отвод части воды рек каналами для того, чтобы наводнить и очистить вредные болота, бурение артезианских скважин, прокладка каналов под открытым небом для облегчения орошения, создание сетей подземных каналов для облегчения сельскохозяйственных работ в регионах с сухой почвой, строительство водостоков для очищения городов. Клоака Максима – построен в Риме при Тарквинии, облицованный камнем подземный сточный канал для отвода в Тибр воды из болот между холмами, на которых располагался Рим. Этрурия – единственная область Италии с рудными залежами. Медь, серебро. цинк. золото. Олово приходилось импортировать с Британских островов. Морской путь был монополизирован финикийцами и этруски наладили поставки олова по суше и рекам через Галлию. Остров Эльба – наиболее богатый с точки зрения металлургии. Торговля. Этрусские вещи находят в Западном и Восточном Средиземноморье, на берегах Черного моря, в Австрии, Богемии, долинах Рейна и Эльбы, в Польше, Англии, Дании, на юге Швеции. Высокий торговый динамизм этрусков. 7 и 6 века – этруски осваивают средиземноморский бассейн, 5 в. – открыли каналы сбыта на север. Импорт олова (с северо-запада), керамики, сделанной в Сирии, Египте, Карфагене и Греции. Экспорт руды, злаковых. вина, произведений искусства (бронза и вазы «буккеро») Наиболее тесные связи – с карфагенянами и греками. Отсутствие общей монеты. Монету чеканили только некоторые города, а торговля строилась, главным образом, на обмене товарами. Религия. Жреческие коллегии этрусского происхождения в Риме сохранялись спустя много столетий после падения этрусской государственности. К помощи этрусских гаруспиков прибегали даже в то время, когда безраздельно господствовало христианство, в дни осады Рима готами Алариха. Религия носила консервативный характер, требовалось строгое соблюдение обрядовой стороны. Эпиграфические источники. Бронзовая модель овечьей печени из Пьяченцы, где оборотная сторона разделена на сорок участков, на каждом из них – имя бога, которому он принадлежит. Это боги неба, обитатели этрусского Олимпа, который в отличие от поэтического греческого разделен по всем правилам жреческой науки. Главные боги этрусского пантеона. Тин – божество неба, громовержец, царь богов, отождествлен с Юпитером в конце 6 в. до н.э. Уни, римская Юнона, покровительница царской власти. Менрва, римская Минерва, отождествлена с греческой Афиной. Покровительница ремесла, мастеров, людей труда и искусства, медников, ткачей, учителей, врачей. Тин, Уни, Мнерва – этрусская троица. У отдельных городов свои божественные покровители. Сакральное объединение этрусских городов-государств с центром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого города – Вольтумна, называемого римлянами Вертумном. У храма Вольтумна происходили съезды представителей городов этрусского двенадцатиградия. Выделяются города особенно прославившиеся среди других в отдельных сферах искусства. Тарквинии – живопись, Вульчи – бронза, Кьюзи – каменная скульптура, Цере – скульптура из терракоты. Этрусское искусство иррационально, символично, устремлено к божественным силам. Градостроительство. Есть города, построенные с соблюдением традиционных принципов этрусского градостроительства. Город Марцаботто, основанный в 6 в. до н.э. Был упорядочен по типу шахматной доски, две главных улицы, перпендикулярных друг другу, акрополь. Ширина главных улиц – 15 м. Отсутствие многоэтажных зданий в городах. Использование для зданий декоративных деталей из терракоты. Гробницы, в том числе тумулусы. Самые известные – у города Цере. Самый крупный в Цере – диаметр 48 м. Живопись – наиболее яркий из всех видов этрусского искусства. Вызвала восхищение Плиния Старшего. Живопись, украшающая стены гробниц в Тарквиниях. Разнообразие тем: изображения природы, рыбной ловли, дельфины, борцы, всадники, мифологические сцены. В них много движения, чувственности, света, живых цветов. Этрусская аристократия буквально кричит о своем жизнелюбии и намеревается наслаждаться и в потусторонней жизни. Гробница Быков (около 530 г. до н.э.) – росписи, сюжет которых взят из сказаний о Троянской войне. После 500 г. до н.э. усиливается греческое влияние. Есть сцены пышных похорон со спортивными состязаниями (гробница Авгуров, гробница Олимпийских игр), сцены пиршеств и танцев (гробница Леопардов). В настенной живописи гробниц отражается сущность философии этусков, которая менялась с ходом развития их истории. Первоначальное представление о том, что радость жизни не кончается с наступлением смерти, сменилось прямо противоположным убеждением и примирением с этим печальным фактом. Покорность судьбе – идея поздней этрусской фрески в гробнице в Вульчи, так называемой гробнице Франсуа. Гробница принадлежала семейству Вел Сатиса. Параллели с троянским мифологическим циклом: этруски (греки) победили римлян (троянцев). В центре фрески – Ахилл, убивающий пленного врага и приносящий его в жертву душе своего друга Патрокла, убитого троянцами. За действиями Ахилла следят Харон и демон Лаза. Взгляд Харона выражает сочувствие несчастному, обреченному на смерть. Неумолимой судьбы не избежать: остается жить лишь тот, кому суждено жить, а тот, кому предначертано умереть, неизбежно умрет. Настоящий герой – Вел Сатис. человек 4 в. до н.э., новый Ахилл. Герой может спать спокойно: Риму суждено пасть, ибо этого хотят боги. Стена. на которой собирались сделать рисунок, покрывалась глиняной штукатуркой, а потом мастикой на основе известкового молока. На ней предварительно набрасывали фигуры, а потом наносили краски из природных компонентов, разведенных в воде (белый цвет – известняк, красный – оксид железа. синий – лазурит, желтый – охра, черный – уголь). Наиболее знаменитые этрусские изделия из бронзы – Капитолийская волчица, Химера из Ареццо, большая статуя Оратора. Но изготавливались самые разннобразные предметы (вооружение, предметы домашнего обихода, посуда, зеркала). Творческая самобытность этрусков проявилась в вазах «буккеро». Амфоры, чаши и другая посуда подвергались обжигу так, что глина приобретала черный цвет («буккеро» по-итальянски «черная земля»). Прокопченную глину затем полировали горячим камнем. достигая такого эффекта, словно вазы были металлическими. Керамисты стремились соперничать с теми, кто работал по металлу. В технике «буккеро» особое значение придавалось резьбе. (Металлическим резцом на керамическую поверхность). В 6 в. этруски активно захватывают все новые территории. овладели восточными берегами Сардинии и Корсики. В 535 г. до н.э. в союзе с карфагенянами нанесли поражение греческому флоту в борьбе у города Алалия на Корсике. В устье Пада основан город-порт Спина. а на побережье Адриатики – Атрия и Равенна. вывод колоний в кампанию. Из-за Кампании столкновения с греками. В 524 г. до н.э. этруски были разбиты греками во главе с тираном Кум Аристодемом в Кампании. В 474 г. до н.э. этруски терпят поражение в морском бою близ Кум. Конец наступления на юг. В 510 г. в Риме свергнут этрусский царь Тарквиний Гордый. Владения Рима отрезают Этрурию от Кампании. Завевание Кампании самнитами окончательно вытесняет отсюда этрусское население. Новая угроза с севера – вторжение в долину реки Пад галлов. Этрусское двенадцатиградье подтачивало внутреннее соперничество. Члены федерации не помогли Вейям и те были взяты римлянами. т.е. с началп 4 в. до н.э. – начало заката этрусской цивилизации. Дионисий Старший, сиракузский тиран. в 384 г. до н.э. нанес удар по этрусским городам на побережье Тирренского моря. В 4-3 вв. до н.э. союз окончательно распадается. Ко 2 в. до н.э. вся Этрурия была покорена Римом и обращена в провинцию. Сюда устремляются римские колонисты-ветераны, вытесняя местных обитателей. К началу н.э. этрусская культура сходит на нет, и даже этрусский язык был прочно забыт.
Рим в царский период Основан в Лации – области на западе Средней Италии, в 23 км от устья реки Тибр, на его левом берегу, на холмах. Географическое положение Рима было выгодным во многих отношениях: он стоял на судоходной реке, вблизи моря. По левому берегу Тибра, у самого подножия холмов, на которых зародился город, проходила древняя «соляная дорога», по которой в глубь страны везли соль, добываемую в устье Тибра. Холмы, особенно Капитолий и Палатин, имевшие обрывистые склоны, были удобны для обороны от врагов. Кроме того, рядом с городом проходили морские пути из Восточного Средиземноморья в Западное и из Африки в Европу. Небольшие корабли могли подниматься вверх по Тибру и разгружаться на пристани в самом центре Рима. Город располагался на границе Лация с соседними областями: Этрурией и землей сабинов. Не удивительно поэтому, что Рим очень быстро превратился из небольшого поселения в один из крупнейших городов Италии и с ранних пор включал в себя, кроме латинов, также и жителей других областей. Поселения на территории Рима археологи прослеживают с 16 в. до н.э. Когда на их месте возник город, городская община? Основание Рима по Варрону 754/53 г. до н.э., 21 апреля. Древнеримские легенды связывали основание Рима с Троянской войной. Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты (римской Венеры). Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий (Юл) основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки. Один из потомков Энея, царь Нумитор, был свергнут своим братом Амулием. Боясь мести со стороны детей или внуков Нумитора, Амулий принудил его дочь Рею Сильвию стать весталкой. Весталки, жрицы богини Весты, покровительницы домашнего очага, не имели права вступать в брак. Однако у Сильвии от бога Марса родились два сына-близнеца, Ромул и Рем. Чтобы избавиться от них, Амулий приказал бросить их в Тибр. Но младенцы были чудом спасены: волна выбросила младенцев на берег, где их вскормила волчица. Затем воспитателем детей стал пастух. В конце концов братья узнали о своем происхождении, убили Амулия, восстановили в правах своего деда, а сами основали новый город — Рим. При основании города между братьями возникла ссора, во время которой Ромул убил Рема. Ромул стал первым римским царем, и город получил название от его имени: Рим по-латыни Roma. В соответствии с этой легендой римляне воздвигли позже на Капитолии бронзовую статую волчицы. В настоящее время ученые смотрят на дату, предложенную Варроном, лишь как на традиционную, легендарную. Да и городом Рим еще в 8 в. не был. В 8 веке Рим был еще представлен маленькими хижинами и отдельными небольшими некрополями. 10-8 века – время раннего железного века в этом регионе, кода поселения на территории Рима (там жили латиняне и сабиняне) представляли собой родовые поселки. Но рубеж, когда Рим стал городом – 7 в. до н.э., а полисом он стал уже в республиканскую эпоху. Царская эпоха представляет собой длительный процесс развития Рима в направлении к полису. В царский период начался процесс формирование римского варианта полисной организации, римской гражданской общины – цивитас. Община Рима сложилась (синойкизм) из трех этнических групп – латинов, сабинов и этрусков (последние вливаются в состав Рима уже в 7 в. до н.э.). Даже в более позднюю эпоху полноправное население Рима делилось на три трибы (племени): Рамнов (латинян), Тициев (сабинян) и Луцеров (этрусков? ). Истоки синойкизма традиция связывала с легендарным Ромулом. Легенда о похищении римлянами сабинянок возникла после слияния латинской и сабинской общин в Риме. Она рассказывает, что первыми жителями Рима были только юноши — спутники Ромула, его дружина. Соседние общины отнеслись к новым поселенцам недоверчиво, считая Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей и не хотели выдавать за них своих дочерей. Тогда Ромул устроил праздник, на который пригласил своих ближайших соседей сабинян. Римляне похитили во время праздника дочерей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация. Данные археологических раскопок подтверждают факт слияния в одну общину латинян и сабинян. Согласно им древнее поселение на месте будущего Рима действительно находилось на Палатине и возникло в IX или VIII вв. до н.э. Его жители, судя по особенностям их погребального обряда и инвентаря они кремировали своих покойников, были латинами. Поселение состояло из круглых полуземлянок-полухижин со стенами из обмазанной глиной соломы. Никаких следов имущественной или социальной дифференциации и сколько-нибудь заметных связей с внешним миром у жителей этого поселения, так же как и у других современных им обитателей Лация, обнаружить не удалось. Рядом с Палатином, на холме Квиринал, находилось другое поселение, столь же древнее, нищее и примитивное, однако с иным погребальным обрядом его жители хоронили тела умерших в земле, не предавая их кремации. Такой обряд был у соседних с Римом сабинов и у многих других италийских племен. Возможно, обитателями этого поселения были сабины. Никакой связи между жителями двух древнейших поселений на месте будущего Рима не прослеживается. Судя по археологическим данным, к концу VII в. до н.э. небольшие деревеньки сливаются в одно крупное поселение, занимающее не только холмы, но и заболоченную прежде низину между ними. Ее к тому времени осушили с помощью целой сети дренажных каналов. Поскольку жители этого поселения кремировали покойников и говорили по-латыни, можно предположить, что латинская община инкорпорировала и ассимилировала сабинскую. Правда, и в латинском языке имеется немало слов, заимствованных из сабинского, а некоторые из римских царей носят сабинские имена. . Традиция говорит о семи первых римских царях: 1. Ромул (латинянин) - 753-717 гг. до н.э. по традиционной датировке 2. Нума Помпилий (сабинянин) - 717-673 гг. до н.э. Нума Помпилий был уже исторической личностью. 3. Тулл Гостилий (латинянин) - 673-641 гг. до н.э. 4. Анк Марций (сабинянин) - 641-616 гг. до н.э. 5. Тарквиний Приск (этруск) - 616-579 гг. до н.э. 6. Сервий Туллий (этруск) -579-535 гг. до н.э. 7. Тарквиний Суперб (этруск) - 535-510 гг. до н.э. Ромул рассматривается в качестве основателя Рима, объединившего латинскую общину с сабинской. При первых царях римская община жила родоплеменным строем. Царь был выборным. Сенат, куриатные комиции. Ромулу приписывается учреждение первого триумфа – высшей почести, оказываемой победоносному полководцу. Ромула нельзя признать историческим лицом, его имя производное от названия Рима и означает «римский», «из Рима происходящий». В его образе слились воспоминания о целой плеяде аналогичных «царей», живших и до, и после него. Однако многие деяния, числящиеся за ним, действительно относятся к началу железного века и имеют значение исторических фактов (римско-сабинский синойкизм, войны с латинскими и сабинскими городами, с этрусским городом Вейи). Нума Помпилий. Сабинянин из города Куры, уже историческая личность. Он не вел войн, создал ремесленные и новые жреческие коллегии. Важнейшее дело – учреждение коллегии из пяти понтификов, которую он сам сначала и возглавил. Понтифики ведали религиозным календарем и, таким образом, стали контролировать деятельность всех родовых и куриальных жрецов. Коллегия понтификов занимала центральное место в римском религиозном культе, поскольку осуществляла надзор за другими жреческими коллегиями, ведала составлением и применением календарей, погребальным культом, жертвоприношениями, сакральным правом. сохранением обычаев предков. Понтифики являлись руководителями всей сакральной организации Рима, во главе коллегии стоял Великий Понтифик. Верховными понтификами были сами цари латино-сабинского происхождения. Нума также построил на Форуме общеримский храм Весты (7 в. до н.э.), что находит теперь и археологическое подтверждение. При нем состоялось обожествление латинского царя Ромула под именем сабинского бога Квирина. Тулл Гостилий известен как воинственный царь. Вел войну с Алтьба-Лонгой. которую в конце концов разрушил. Это подтверждается и археологическим материалом первой половины 7 в. до н.э. Анк Марций – римляне овладели устьем Тибра, где добывали соль, был переброшен мост на правобережье Тибра, закрепили за собой холм Яникул. Одерживает победу над рядом латинских городов, переселяет их жителей в Рим, следы чего есть в классической латыни. Как видно из данного перечня, три последних царя - этрусского происхождения. Сыном Тарквиния Приска (Древнего) был Тарквиний Суперб (Надменный), поэтому обычно говорят об этрусской династии. Тарквиний Древний. Собственное имя – Лукумон, переселился из этрусского города Тарквинии с женой Танакилью. Покинуть родину ему пришлось из-за того, что этруском он был лишь по матери, а отцом его являлся грек из Коринфа Демарат. Происходя от иноземца, Лукумон не мог осуществить честолюбивыечаяния, и жена посоветовала ему попытать счастья в Риме.Обосновавшись там, он назвался Луцием Тарквинием. Будучи богатым и умным, Тарквиний стал заметной фигурой, был приближен к Анку Марцию и назначен им по завещанию опекуном царских детей. После смерти Анка Тарквиний сам предложил свою кандидатуру народу и был единодушно избран в комициях царем. Воцарение Тарквиния знаменовало собой время перемен в Риме, Хотя он стал царем в установленном порядке, т. е. благодаря избранию, сенатом его кандидатура не обсуждалась и не выдвигалась. Таким образом, новый царь сразу же выказал свою ориентацию на народ, и это определило напряженность его отношений с родовой знатью. Стремясь обеспечить себе поддержку в сенате, он ввел туда сто новых Увеличил сенат на 100 человек, причисленных к патрициям. Ведутся войны с латинами и этрусками. Этрускам принадлежала ведущая роль в создании из отдельных деревень настоящего, спланированного по архитектурным канонам, города и аппарата его управления Этрусское влияние в политической организации Рима наглядно отразилось во внешнем оформлении власти, ее символах – инсигниях. Вместе с тем Рим не был завоеван этрусками, как это предполагают некоторые исследователи. Этруски никогда не составляли в Риме большинства населения. Рим даже никогда не заключал военных или политических союзов с этрусскими городами. Наоборот, наиболее интенсивно воевал с ними «коренной», так сказать, этруск Тарквиний Древний, длительные кампании вел с ними сам Сервий Туллий. С установлением этой династии исследователи связывают изменение характера царской власти в результате этрусского влияния. Если в первоначальной общине положение царя приближалось к положению греческих басилеев эпохи «темных веков», т.е. к положению вождей, то в период правления этрусской династии его статус существенно меняется. Римские цари стали обладать полнотой власти, безусловным правом приказа. Несомненно, что это изменение, как и появление внешних знаков царского достоинства, связано с приходом к управлению римской общиной этрусских царей. Собственно, с этрусской династии можно говорить о начале римской государственности. При этрусских правителях Рим стал значительным центром ремесла и торговли. В это время в нем поселилось много этрусских ремесленников, возникла Этрусская улица. Рим стал многолюдным городом, был обнесен мощной каменной стеной, с украшенными коропластикой храмами и домами на каменном фундаменте, в городе была устроена канализация; сооруженная при Тарквинии Гордом так называемая Большая клоака — облицованный камнем широкий подземный сточный канал — действует в Риме и поныне. При Тарквинии Древнем в Риме проводятся первые общественные празднества с состязаниями колесниц и кулачных бойцов. Для этих целей было отведено место для зрелищ между Палантином и Авентином, позднее известное как Большой цирк. На Капитолии этрусские мастера воздвигли храм Юпитера, который стал главной святыней римлян. Расширились римские земельные владения, выросли колонии, развилась торговля. Рим занял руководящее место среди латинских городов и включился в систему затибрских и даже заморских международных отношений. От этрусков римляне унаследовали более совершенный вид плуга, ремесленную и строительную технику, технику межевания полей, традицию использования литых весовых бронзовых денег, позднее монет •—ассов. У этрусков было заимствовано и одеяние римлян — тога, форма дома с атрием (внутренним помещением с очагом и отверстием в крыше над ним), через этрусков попал греческий алфавит, ствший основой для латинского, так назыаемые римские цифры тоже связывают с этрускаии, способы гадания по полету птиц, по внутренностям жертвенных животных. Рим перенял у этрусков знаки высшей власти – инсигнии. Древнейшие царские инсигнии – трон, высеченный из цельного ствола дерева и трабея – мантия красного цвета. Этот плащ был атрибутом латинских царей; трон еще в царское время был заменен на переносное курульное кресло, украшенное слоновой костью – этот атрибут был заимствован у этрусков. В мирное время и на войне царь носил тогу претексту – тогу с широкой пурпурной каймой. Знаком царского достоинства были также башмаки – котурны. Символом власти была золотая корона, оформленная как венок из листьев дуба (не унаследована, в отличие от других инсигний, республиканскими магистратами) и царский жезл – загнутый авгурский жезл, служивший для обозначения участков небесного пространства. Римом были унаследованы и такие символы власти этрусских царей, как фасции – пучки прутьев с воткнутым в них боевым топором. Их несли специальные служители – ликторы. Военными инсигниями царей были vexilla – длинные копья с огненно-красными полотнищами на концах. От этрусков же пошло оформление триумфа, т.е. торжественного въезда царя, одержавшего победы на войне. на Капитолий. Позднее триумф давался сенатом победоносным полководцам.
Общественная организация Рима в этрусскую эпоху – 300 родов, которые объединялись в 30 курий (по 10 родов в каждую). Курия – объединение родов. Римский род – совокупность входивших в него больших патриархальных семей. В каждой семье был глава, который распоряжался всем имуществом семьи. Курии – форма организации патриархальных родов, которую составляли мужчины-воины и через которую осуществлялось управление общиной. По куриям собирали в раннее время народные собрания. В свою очередь курии объединялись в трибы. Изначально трибы – объединения курий. В некоторой степени римская триба соответствовала греческой филе. В Риме вначале было три трибы ( в каждой трибе по 10 курий): Тиции, Рамны и Луцеры. фиксация при Ромуле количества административно-родовых единиц (ячеек) определялась прежде всего военными потребностями. Ибо именно по 30 куриям комплектовалось пешее войско, а по трем гентильным трибам — конница. Поэтому пресловутые «реформы Ромула» явились важнейшим шагом на пути создания раннеримской военной организации и знаменовали завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой «военной демократии», которую можно считать высшей стадией развития родового строя. в досервианский период (до VI в. до н. э.) курию правомерно рассматривать в качестве неразрывного, органического единства базиса комплектования куриатного ополчения и одновременно войсковой единицы. Именно она определяла структуру и способ построения воинских сил. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы