Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: Политическая традиция и модернизация в Афганистане.



Текст 1. Аверков В. Причины падения монархии в Афганистане. http: // afganistan.ru

Вопросы к тексту:

проследить ход событий от модернизации Амануллы – хана до революции 1978 г.

выявить причины «кризиса власти» и общества.

охарактеризовать причины ввода советских войск в Афганистан.

Причины падения монархии в Афганистане. Сегодня Афганистан находится на важнейшем этапе своей истории: удастся ли ему выйти из затянувшегося кризиса или он снова, ещё на несколько десятилетий, погрузится в пучину войн и бедствий? В тоже время причины современного кризиса афганского общества лежат не десять, не пятнадцать и даже не тридцать лет назад. То, что происходило с Афганистаном после 1973 года можно охарактеризовать как самоуничтожение традиционного общества при попытке форсированной модернизации. Следовательно, главная причина современного кризиса – провал модернизации страны эволюционным путём. Почему произошла этот провал? Помимо очевидных экономических причин, большую роль сыграли слабость и неспособность политической элиты руководить страной, неумение духовной и культурной элиты (то есть духовенства! ) преподать и внедрить ценностные основания для развития страны и ослабление нации, не могущей выделить из своей среды людей, готовых к правильному управлению государством. В тоже время мы знаем, что подобный кризис происходит в новой и новейшей истории Афганистана не первый раз. Так, впервые Афганистан был сотрясён распадом державы Дуррани в первой трети XIX столетия. Тогда кризисный период длился четверть века. За ним последовало долгое восстановление, надломившееся при Абдуррахмане в конце XIX века. Новый кризис и почти полный развал афганского общества последовал после реформ Амануллы в 1919-1928 гг., завершившихся гражданской войной. При Аманулле из сознания элиты стало выветриваться понимание власти эмира-падишаха как необходимого, священного института для поддержания целостности и стабильности государства и исполнения воли Аллаха. Начиная ещё с Хабибуллы, происходила европеизация элиты, её отрыв от народа. Так будущий премьер-министр и президент Мохаммад Дауд учился в Париже, но не имел традиционного афганского образования – религиозного! Позднее в Афганистане начался глубокий раскол между элитой – светской и европеизированной, и народом – религиозным и традиционно афганским. После отмены эмирата в 1926 году страна стала переводиться на рельсы монархии по западному образцу.
Надир-шах смог выправить положение в стране. Была восстановлена опора на традиционные институты (племена, духовенство). Надиру удалось замирить страну, увеличить полномочия парламента в соответствии с исламским принципом иджмой – консультации правителя с народом, вернуть духовенству его прерогативы.
Однако межклановые раздоры и беззаконные убийства, совершенные по приказу падишаха привели к его гибели. Государство возглавил 19-летний Захир-шах, при котором в течение двадцати лет фактическими правителями являлись его дядья Хашим-хан и Шах Махмуд. Тридцатые годы XX столетия прошли под знаменем разраставшегося тоталитарного мира. На Афганистан оказывали огромное воздействие и СССР, и Германия, и Италия. Премьер-министр Хашим-хан стал отходить от принципов, заложенных его братом (Ислам как стержень государства, опора на племена, духовенство, дистанцирование от политики великих держав) в сторону пуштунского национализма. Разрабатывалась теория, согласно которой пуштуны были потомками и наследниками ариев, значительное внимание стало уделяться развитию языка пушту и пуштунизации северных и центральных районов страны. Параллельно значительное число афганцев продолжало направляться на учёбу за рубеж, а к концу тридцатых годов в армии и государственном аппарате находилось значительное число германских советников.
Подобная ситуация сложилась и во второй половине пятидесятых годов, когда премьером был двоюродный брат короля Мохаммад Дауд. К этому времени страна прошла послевоенный экономический кризис и первые попытки либерализации политической сферы при правительстве Шаха Махмуда в 1947-1952 гг. Их неудача привела к закручиванию гаек, которое и произвёл сардар Дауд между 1953 и 1963 гг., параллельно проводя значительные экономические реформы с опорой на иностранную, в основном советскую помощь. В государстве главенствующей сохранялась идеология пуштунского национализма.
Значительное влияние в стране внешних сил – СССР, КНР, США, (куда на учёбу отправлялись афганские студенты, так между 1956 и 1977 гг. треть офицерского корпуса Афганистана прошла подготовку в СССР) привело к распространению среди интеллигенции левых и либеральных взглядов. А связь с возрождающимся исламским миром привела к созданию на базе Теологического факультета Кабульского Университета радикального движения «Мусульманская молодёжь». Дауд оказался неспособен разрешить комплекс внутри- и внешнеполитических проблем и был отправлен в отставку в 1963 году. Страну возглавил сам король Захир, выбравший из трёх альтернатив (леворадикальной советской, либеральной американской и правой мусульманской) более близкую ему по духу и образованию либеральную идеологию.
Однако, вступив на опасный путь реформ, даровав конституцию, ограничившую полномочия королевского дома, разрешив деятельность общественных движений, попытавшись опереться на широкие социальные слои, Захир Шах не смог справиться с огромной ответственностью, возложенной на него – быть гарантом стабильности в расшатанной реформами стране. Он постепенно терял популярность в народе, его правительства не справлялись с реформами, а либеральная идеология не нашла понимания у племенной элиты, народа и духовенства. И хотя ему удалось снять остроту проблемы пуштунского национализма, он не смог даровать новую идею, которая бы объединила народ. Серьезный урон авторитету монарха наносила его внебрачная связь с родственницей главы клана хазратов Гилани. Напомним, что согласно шариату, женатый мужчина мог подвергнуться казни, а незамужняя женщина – сотне ударов кнутом за незаконную любовную связь. А таковую на глазах у всего кабульского общества имел король! Порицание короля и его либеральных реформ мусульманское духовенство выразило в ходе массовых демонстраций мая 1970 года, когда прозвучали многочисленные речи, осуждавшие короля. Отказавшись от создания проправительственной партии и запретив деятельность любых политических партий, король не смог создать себе широкой общественной поддержки. Армейские офицеры оказалась либо распропагандированы марксистко-ленинской идеологией, либо поддерживали продолжавшего интриговать против короля сардара Дауда. Парламент превратился в «говорильню», участники которой были коррумпированы, решали свои собственные проблемы. Хронической проблемой парламента стало отсутствие кворума. К 1973 году стало очевидно, что либеральный курс проваливается и сторонники короля (генерал Абдул Вали – зять короля) стали готовить военный переворот. Но их опередил Мохаммад Дауд, совершивший государственный переворот. Таким образом, Захир-шах, чьё правление являлось одним из самых продолжительных в истории Афганистана (40 лет), получив восстановленную после гражданской войны страну, не смог удержать монархию от падения в исторически менявшихся условиях. Первый период его правления (1933-1963) можно охарактеризовать как деспотический. Главной ошибкой, допущенной тогда, была замена исламско-племенной идентичности населения страны на идеологию пуштунского национализма. Серьёзной проблемой было и нарушение принципа консультаций с народом, который был провозглашен Надир-шахом. Неудачная попытка первой либерализации и последовавший за ней авторитарный режим премьера Дауда накопили в обществе множество неразрешённых противоречий, которые, как пар, вырвались во время «демократического эксперимента».
На втором этапе правления, когда был взят курс на построение западной конституционной монархии, Захир-шах смог снять остроту проблемы пуштунского национализма, однако не дал иной системы ценностей и окончательно лишил власть её традиционных основ – поддержки духовенства, исламской идентичности, лояльности племён, верной армии и уважения и почитания народа. С другой стороны, народ не смог выдвинуть из своей среды достаточное количество достойных людей, которые смогли бы поддержать и эффективно реформировать государство. Члены парламента занимались решением своих собственных проблем и становились в «принципиальную», т.е. по любым вопросам оппозицию королю и его правительству. В результате, окончательно нивелировалось понимание важности и необходимости монархии. Когда Мохаммад Дауд свергнул короля, никто не заступился за монархию и шаха. Двухсот шестидесятипятилетний период истории традиционного Афганистана завершился. Страна вступила в полосу глубокого кризиса. Долгосрочные последствия кризиса традиционного общества и падения монархии могут быть изжиты только с учётом понимания их причин. Построить страну, забыв прошлое и начав с чистого листа, – невозможно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь