Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Этнология — наука о народах



ЭТНОЛОГИЯ

Тема 1. Этнология — наука о народах

Происхождение этнологии

Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов.

Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием и появлялись труды, в которых обширный эмпирический материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственнных, территориальных, языковых и. других различий. Многие авторы античности оставили данные о народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот дал первое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. В очерке «Германия» римский историк Тацит описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев.

Крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV—XVIII вв. В эпоху европейского Просвещения предпринималась попытка свести имеющиеся знания о народах в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. Но как самостоятельная научная дисциплина этнология сложилась в XIX в.

Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Относительно предмета, места и целей этнологии и ныне ведутся споры среди ученых. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».

В современном понимании этнология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы.

 

История этнологических учений

К числу современных этнологических концепций следует отнести эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американскую школу исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и ряд других.

Эволюционизм формируется в середине XIX в. с утверждением в науке принципа развития, изменения. Завершением его применения стали появление и победа дарвиновской теории эволюции. Основателями эволюционизма стали: Герберт Спенсер (1820-1903), Джеймс Фрезер (1854-1941).

Диффузионизм появился в конце XIX в. Само понятия «диффузия» (от лат. распространение) было заимствовано из физики, где оно означает «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии стало обозначать «распространение культурных явлений посредством контактов между народами через торговлю, переселение, завоевание». Основатель диффузионизма — Фридрих Ратцель (1844-1904).

Социологическая школа (конец XIX в.). Сторонники этой школы исходили из того, что человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов, что оно обладает самостоятельным статусом. Основатель школы — Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Функционализм (1920-е гг., Англия). Основатель — Рихард Турнвальд (1869-1954). Отличительная черта — рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных частей.

Американская школа исторической этнологии. Основатель — Франц Боас (1858-1942). Возникновение этого направления в этнологии было обусловлено кризисным состоянием этой науки. Идея Боаса состояла в том, чтобы заново начать накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения. Целью этого направления науки является построение единой истории всех народов от ледниковой эпохи до современности.

Этнопсихологическая школа — в 1930-х гг. этнологи обратились к психологии. Принципиальное отличие состояло в изучении этнопроцессов в контексте таких категорий, как «культура» и «личность».

Структурализм. Основоположник — А. Радклифф-Браун (1881-1955). С помощью этого метода можно понять структурное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения.

Культурный релятивизм (1940-1950-е гг. XX в.). Эта школа возникла как реакция на европейский этноцентризм. Главная идея — признание равноправия различных культур, созданных и создаваемых разными народами.

 

Предмет этнологии

Предмет исследования этнологии — сложный и неоднородный. До недавнего времени на предмет исследования влияла модель «примитивные народы» — народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и примитивных обществ и их культур. С точки зрения цивилизованных европейцев, существовала огромная дистанция между ними и культурно отсталыми народами, которые были в некотором роде «живыми предками», заслуживающими изучения. Исходя из такого подхода примитивные народы и их культуры стали главным объектом формирующейся научной дисциплины. Об этом свидетельствуют труды основоположников этнологии XIX в. Л.Г. Моргана, Э. Тайлора и др.

В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой, ее начинают преподавать как учебную дисциплину. В этнологию приходят ученые-теоретики. Были подвергнуты критике идеи разделения народов на «примитивные» и «цивилизованные». В связи с этим вместо термина «первобытные народы» ученые предложили другие термины. Так появились понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Ученые пришли к мысли, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь и самобытную культуру. Ученые сочли неправомерным разделение народов на примитивные и культурные. Любая этническая группа является носителем той или иной степени культурности.

Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. Одной из актуальных тем стал вопрос о природе и сущности нации, ее этнической и общегражданской составляющей.

В зависимости от подходов предметом этнологии считаются:

1) общие законы социального и культурного развития человека;

2) различные типы культур и пути их преобразования;

3) примитивные и традиционные общественные системы;

4) динамика культуры;

5) культура первобытных, традиционных и современных обществ.

В Западной Европе оформились экономическая, социальная, правовая, политическая, религиозная этнологии, а также этнопедагогика (исследует особенности воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

 

Тема 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭТНОЛОГИИ

Методы этнологии

Метод — это способ, путь исследования. Методы этнологии:

1) изучение письменных источников (историй народов, написанных ими самими, описаний их культур) — один из самых важных методов этнологии. Наряду с историческими материалами интерес представляют доклады, отчеты географов, дипломатов, путешественников;

2) изучение устных преданий, которые выражают историческое сознание. Они исчезают быстрее, чем другие;

3) изучение археологических материалов, позволяющее довольно точно определить время исторических событий или возраст предметов культуры (термолюминесцентный метод устанавливает возраст керамических изделий);

4) сравнительное языкознание — сравнение определенных слов из разных языков с целью показать соотношение близких языков и степень их родства;

5) статистические методы — переписи населения. Систематизированная информация, позволяющая установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей;

6) полевые исследования — непосредственное изучение жизни народов. Метод основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок работы должен быть не менее одного этнического года (1 год и 2-3 месяца — на адаптацию исследователя к новым условиям). С увеличением времени пребывания в изучаемом этносе плодотворность метода возрастает. Характерный пример — исследование Н.Н. Миклухо-Маклая (он жил несколько лет у папуасов Новой Гвинеи). Этот метод позволяет получить сведения как о материальной (чертежи, схемы, фотографии объектов материальной культуры: орудий труда, жилищ, утвари, одежды и т.д.), так и духовной культуре народов (традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, фольклоре и т.д.);

7) наблюдение — экспедиция (временное проживание и составление фотолетописи), стационарное наблюдение (т.е. этнолог пытается какое-то время жить в среде изучаемого этноса);

8) сравнительно-исторический метод — используется для реконструкции современных явлений;

9) этническая картография — составление карт с особыми сведениями;

10) метод количественного анализа (анкетирование) — вопросы о бытовой и духовной культуре;

11) комплексный метод и др.

 

Основные понятия этнологии

Существуют общие для целого ряда наук понятия, которые одновременно являются базовыми для этнологии, — это понятия этноса, культуры, традиции, нации, национальности, ассимиляции и др.

Вокруг понимания этничности развернулась дискуссия. Согласно одной точке зрения этносы представляют собой биологические единицы — популяции. Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как о социально-культурном явлении. Согласно данным представлениям этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (это язык, культура, этническое самосознание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Следовательно, этнос — это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос — это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественно-историческим путем, она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, что общность эта осознается самими людьми.

Традиция — это общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, все, что создано людьми.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — подражание, уподобление) — частичная или полная утрата одной культуры в пользу другой.

Этническое сознание — осознание принадлежности к определенному этносу, важный признак этнической общности.

Этническая картина мира — особое представление о мироздании, характерное для членов того или иного этноса, которое воплощает ценности, присущие культуре данного народа. Со временем она меняется.

 

Понятие «этнос»

Этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства. Отличается от других подобных образований самосознанием и исторической памятью.

Основа слова «этно» используется чаще всего в значении «народный». Широкое распространение получили термины «этнический» (ethnic), «этничность» (ethnicity), но и они имеют особое значение в западной науке и относятся чаще всего к национальным меньшинствам, диаспорам.

В русской этнологии понятие «этнос» часто соотносят с понятием «народ». Слово «народ» имеет несколько значений: население какой-либо страны, народность.

Есть еще и другие понятия: «субэтнос» и «суперэтнос».

Субэтнос — часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спецификой и элементами общего этнического самосознания. Субэтносы образуются вследствие неполной консолидации этноса или в результате сепарации (отделения), например при миграции части этноса (к примеру, русские поморы). Обособление может сопровождаться и изменением социального статуса (казаки).

Суперэтнос — этническая система, состоящая из нескольких этносов. Возникает обычно в границах полиэтнического государства или в одном регионе на базе культурно-исторического единства (например, американский народ, индийский народ, советский народ). До появления данного термина целостности такого рода именовались цивилизациями, культурами, мирами (например, исламский мир). Единство суперэтнической общности проявляется в наличии общей ментальности, консолидирующей весьма разнообразные этносы. Поэтому суперэтническая общность олицетворяет собой идейно-нравственную и культурную целостность.

Каждый этнос обладает такой способностью, как саморегуляция, т.е. способность развиваться в направлении, обеспечивающем существование и адаптацию к среде с возможно наименьшими затратами и потерями.

Этносы (или этнические группы) определяются прежде всего теми характеристиками, которые сами члены группы считают для себя значимыми и которые лежат в основе самосознания.

 

Типы этнических процессов

Изменения различных компонентов этноса (отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры и др.), происходящие в процессе исторического развития, принято называть этническими процессами. Этнические процессы обусловлены общим ходом развития человечества, а также особенностями их собственного существования и взаимодействия друг с другом. Процессы, вызывающие эти изменения, разнообразны по своей сущности и степени их воздействия на этнические общности. В связи с этим их можно классифицировать на этноэволюционные, этнотрансформационные процессы, этническое объединение, этническое разделение.

Процессы, приводящие к изменению каких-то элементов и параметров всего этноса, но не затрагивающие самого этнического существования, не приводящие к ломке этнической системы, называются этноэволюционным процессом, или этнокультурной эволюцией.

Этнотрансформационные процессы приводят к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и возникновению других этносов. Такие процессы протекают медленно, но результаты их значимы.

Исходя из преобладания центробежных или центростремительных тенденций этнические процессы подразделяют на этническое объединение или разделение.

В этническом объединении выделяются следующие процессы:

• межэтническая консолидация — процесс слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность (например, объединение восточно-славянских племен в древнерусский этнос). В результате консолидационных процессов сформировались многие народы Средней Азии, Сибири, Закавказья. Б современный период межэтническая консолидация свойственна населению развивающихся стран;

• внутриэтническая консолидация — процесс объединения более или менее сплоченного народа в ходе сглаживания различий входящих в него субэтнических групп (например, во Франции быстро нивелируются такие группы французской нации, как бургундцы, провансальцы). Порой межэтническую консолидацию отождествляют с консолидацией внутриэтни-ческой. Тем не менее сущность этих процессов различна. В ходе межэтнической консолидации этническое самосознание изменяется, т.е. она носит этнотрансформационный характер. Консолидация внутриэтническая не ведет к смене самосознания, т.е. она по существу этноэволюционна;

• межэтническая интеграция — процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое. Вследствие межэтнической интеграции складываются особые межэтнические общности, представляющие собой группу этносов, которые обладают элементами общего самосознания (например, межэтнические общности складывались в империях — Римской, Османской, Российской). Развертывание процессов межэтнической интеграции было особенно интенсивным в эпоху зрелого капитализма, когда происходил процесс развития межнациональных отношений. В настоящее время межэтническая интеграция относительно интенсивно развивается в некоторых развитых странах, например в США, Канаде, Испании;

• этногенетическая миксация — вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов, в результате чего возникает новый этнос. Особенно характерна миксация для Латинской Америки, где в рамках возникших здесь независимых государств из разных расовых и языковых компонентов сложился ряд крупных народов (бразильцы, мексиканцы и др.).

В этническом разделении выделяются следующие процессы:

• этническая парциация — разделение единого этноса на несколько частей (например, древнерусский этнос выделил русских, украинцев, белорусов), причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым;

• этническая сепарация — отделение от какого-то этноса его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Процесс этнической сепарации может быть вызван переселением какой-нибудь группы исходного этноса, разделением этнической территории государственными границами, религиозным обособлением этнической группы и др. (например, расселение полинезийских народов), Примером этнической сепарации, возникшей в результате политического отмежевания части этноса от основного, может служить отделение валлонов от французов, корсиканцев от итальянцев и др.

 

Тема 6. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

19. Проблема определения и выявления этносов

Проблема определения и выявления этносов очень актуальна. Наличие многих нерешенных и спорных вопросов в национальной политике государства указывает на необходимость новых подходов к решению проблем этнологии, которые связаны с этносом, национальной культурой и национальным характером.

В последнее время учеными разработаны такие понятия, как «этнопсихология», «национальный характер», «архетипы», «ментальность», или «менталитет», «этнокультурные стереотипы», «самосознание». Проблемы менталитета этнокультурной общности возникли уже в XIX в. (исследования В. Вундта, в основе которых лежат идеи Гегеля об «объективном духе», Карла Риттера, Карла Юнга — открытие архетипов — «коллективного бессознательного»).

Этническое сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым, осознание своих «корней». Мировосприятие и самосознание этнической группы вырабатываются на основе символов общего прошлого — мифов, легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание народа органически сочетает взгляды на развитие своего этноса, систему экономических, социально-политических и культурных ценностей, своеобразный психический склад общности. Важнейшей составной частью этнического сознания является осознание этносом себя как устойчивого целого, характеризующегося особыми интересами, потребностями и ценностями, Оно фиксируется в фольклоре, обрядах, традициях, письменных памятниках и выполняет познавательную, защитную, воспитательную, контролирующую функции. Установлено, что для этноса характерны некие уникальные, присущие только ему мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество, обусловленные многими факторами. Вся эта совокупность признаков может быть выражена понятием «менталитет».

Менталитет раскрывает представление человека о жизненном мире, он включает природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, сознательное и коллективное бессознательное. Сегодня наблюдается повышенный интерес к проблеме менталитета, обусловленный национальными, культурными, цивилизационными, географическими и социально-политическими особенностями жизни и деятельности людей.

Менталитет этноса включает:

1) архетипы, этнопсихологию;

2) универсальные общечеловеческие ценности. Выделяют четыре основных исторически сложившихся

менталитета:

• варварский менталитет. Является древнейшим. Насколько можно судить, он связан с эпохой распада родоплеменных отношений. Для психики «варвара» характерны: высокая выживаемость (повышенный запас здоровья, высокий уровень гормонов в крови, повышенная сексуальная активность, высокий жизненный тонус, выносливость); умение постоянно удивляться окружающему миру (низкое информационное сопротивление) — отсюда непосредственность реакций; стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям, риску;

• интельский менталитет. Формировался в эпоху Возрождения. Здесь требования к жизнестойкости личности уже ниже. Особенности: полное отсутствие демонстративности; пренебрежение к комфорту; способность и стремление к абстрагированию; высокая работоспособность; честность; приоритет социальных отношений перед личными; чувство зависимости от внешней непреодолимой силы (Бог, природа, наука); страх смерти и физической боли, низкая выносливость тела и духа;

• аристократический менталитет. Для психики аристократа характерны: стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость; утонченность; стремление производить впечатление на окружающих и иметь все самое лучшее; умение противостоять страху (в том числе страху смерти); честность (честь). Социально аристократ всегда одинок: максимальная группа, с которой он себя отождествляет, это семья. Характерное свойство аристократа — верность (друзьям, убеждениям и пр.);

• буржуазный менталитет. Сформировался в XVI-XV11 вв., в связи с реформацией и распространением протестантизма. Особенности: экономность; работоспособность; аскетизм; неискренность; рационализм; стремление к функциональности и накопительству; приоритет «традиционных ценностей»; низкая выживаемость; приоритет экономических отношений перед личными.

 

ТЕМА 10. ЭТНОС И ПРИРОДА

Тема 11. ЭТНОС И КУЛЬТУРА

Понятие культуры

Культура — понятие широкое, всеобъемлющее. Термин «культура» включает множество феноменов, относящихся к различным уровням и формам реальности. Поэтому попытки свести все многообразие проявлений культуры к одному определению до сих пор оказывались безуспешными. Ученые насчитывают более 200 определений культуры.

Уже в античном мире человек и общество начинают выделяться в особую сферу, создаваемую человеческой деятельностью. В Древнем Риме в латинском языке слово «культура» зазвучало вначале для обозначения возделывания почвы или предметов окружающего мира, а затем и самого человека, что должно выражаться в его поведении. Это значение вновь актуализировалось в эпоху Просвещения. Однако устойчивое признание в общественном сознании культура получила лишь в конце XVIII в., что было связано с глубокими сдвигами в общественной регуляции и осознанием огромной важности культуры как самостоятельного компонента этой регуляции. Теперь понятие «культура» охватывало то значимое в человеке и вокруг него, которое не существует само по себе, от природы, а появляется благодаря труду человека, его разуму и его деятельности.

 

Этническая культура

В широком значении этническая культура — это совокупность присущих этносу способов жизнедеятельности, необходимых для сохранения и развития этноса. В узком смысле под этнической культурой понимается совокупность элементов материальной и духовной культуры этноса, являющихся основным этнодифференцирующим признаком.

Этническая культура такая же древняя, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и не было в прошлом. В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху.

Этническую культуру обычно делят на материальную и духовную. Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, предметы для добывания огня, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пища и напитки, посуда, утварь, мебель, одежда, обувь, головные уборы и украшения и т.д. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной, живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся компоненты, для которых характерны традиционность и устойчивость: трудовые навыки, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы. Вместе с тем носителем этнической специфики нередко (особенно в современных условиях) выступает и профессиональная духовная культура, в первую очередь художественная.

 

Национальная культура

В широком значении под национальной культурой подразумевается совокупность культурных достижений, присущих данной нации вне зависимости от того, имеют ли различные элементы этого национального достояния специфическую национальную окраску или национально нейтральны. В таком смысле национальная культура есть вся историческая совокупность материальных, научных, философских, этнических, эстетических и прочих ценностей, созданных данной нацией непосредственно, равно как и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями и активно используемых в своем прогрессе во всех сферах общественной жизни. Культура нации свидетельствует о роли и степени участия нации в глобальных социально - экономических процессах: индустриальном прогрессе, политической организации общества, развитии науки, образования, культуры, информационных систем и т.п. Культура нации раскрывает специфику творчества нации, динамику ее миропонимания и мировоззрения, выражает общечеловеческую сущность жизнедеятельности нации, ее отношение к социально-экономическим и историко-культурным процессам.

Культура нации — неотъемлемая составная часть мировой культуры. Национальные культуры — это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация, т.е. приобщение к мировой культуре большинства людей.

Национальную культуру можно разделить на народную и официальную («высокую»). Народная культура представляет собой синтез нескольких традиций. Ее общий облик определяется явлениями и ценностями, образованными нацией в согласии с ее представлениями, взглядами и потребностями. Каждая историческая эпоха имела особую народную культуру и отличающуюся от нее особую официальную культуру. Нынешняя социокультурная ситуация требует понимания взаимодействия этих двух важнейших звеньев духовной жизни. Каждая из них имеет свое содержание и регулируется собственными принципами, которые находятся в сложном взаимодействии.

 

Этническая ассимиляция

Этническая ассимиляция — процесс усвоения представителями различных национальностей языка, культуры, обычаев, традиций той этнической среды, в которой они проживают. В результате этого происходит потеря ими своего языка, культурных особенностей, традиций и изменение самосознания их национальной (этнической) принадлежности. На этой основе как в мировом масштабе, так и в рамках отдельного региона или государства происходит увеличение численности лиц одной (ассимилирующей) национальности и сокращение числа лиц другой (ассимилируемой) национальности.

Этнической ассимиляции способствуют усиление межгосударственной и межрегиональной миграции, расширение межнационального общения, рост межнациональных браков, семей и т.д. Процессы ассимиляции могут охватывать как группы этнических меньшинств той же страны (например, ассимиляция англичанами уэльсцев, французами бретонцев, русскими евреев, поляков, греков и др.), так и иммигрантов, осевших на постоянное жительство (например, ассимиляция итальянцев, испанцев, армян, переселившихся во Францию, США и другие страны). В зависимости от того, какими путями и способами осуществляется ассимиляция, различают естественную и насильственную ассимиляцию.

Естественная ассимиляция — итог непосредственного контакта этнически разнородных групп, обусловлена потребностями упрочения их общей социальной, хозяйственной и культурной жизни. Идущая уже многие столетия естественная ассимиляция (как в мире в целом, так и в отдельных странах и регионах) отражает закономерные интеграционные процессы общественного развития. Происходя свободно и добровольно, она не вызывает, как правило, межэтнических конфликтов и других отрицательных явлений.

Насильственная ассимиляция представляет собой целенаправленную систему мер органов власти во всех сферах общественной жизни, направленных на искусственное навязывание и подталкивание процесса этнической ассимиляции путем подавления или стеснения языка и культуры этнических меньшинств, давления на их этническое самосознание и т.д. В современной истории этот вид ассимиляции осуществляется в Турции по отношению к курдам, в Латвии и Эстонии по отношению к русским. Мировой исторический опыт убедительно свидетельствует об упорном сопротивлении насильственной этнической ассимиляции даже со стороны малочисленных этносов.

 

 

ЭТНОЛОГИЯ

Тема 1. Этнология — наука о народах

Происхождение этнологии

Этнологию с достаточным основанием можно отнести к одной из древнейших отраслей научного знания. Известная нам история человечества с периода возникновения родов и до наших дней свидетельствует, что у людей возникала потребность в знаниях не только о жизни, традициях и обычаях своего рода-племени, но и о быте и культуре окружающих народов.

Уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым описанием и появлялись труды, в которых обширный эмпирический материал систематизировался, проводилась классификация различных народов на основе их культурно-хозяйственнных, территориальных, языковых и. других различий. Многие авторы античности оставили данные о народах того времени. Так, древнегреческий историк Геродот дал первое описание жизни и быта скифов. Другой древнегреческий географ и историк Страбон является автором «Географии» в 17 книгах, где даны описания многих народов античности. В очерке «Германия» римский историк Тацит описывает религию, общественное устройство и быт древних германцев.

Крупным импульсом к развитию этнических знаний стали Великие географические открытия XV—XVIII вв. В эпоху европейского Просвещения предпринималась попытка свести имеющиеся знания о народах в некоторую систему. Стали возникать теории и концепции, создаваться научные направления, занимающиеся этими вопросами и закладывающие основы единой науки о народах — этнологии. Но как самостоятельная научная дисциплина этнология сложилась в XIX в.

Термин «этнология» происходит от греческих слов «этнос» (народ) и «логос» (учение). Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (негрекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п.

Относительно предмета, места и целей этнологии и ныне ведутся споры среди ученых. Наиболее дискуссионным является вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки, до сих пор не имеющей однозначного толкования. В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнология».

В современном понимании этнология — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и взаимодействия этнических систем, особенности материальной и духовной культур народов мира, этнические и межэтнические процессы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь