Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теория пассионарности Л.Н. Гумилева
В современной российской этнологии существуют две радикально различающиеся теории этноса. Автором одной из них является Л.Н. Гумилев (1912-1992), который рассматривает этнос в качестве природного, биологического явления: этнос — это биофизическая реальность, облаченная в ту или иную социальную оболочку, биологическая характеристика. Этнос — явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим его ландшафтом. При этом человек — это еще и часть биосферы нашей планеты. Своей деятельностью он нарушает тщательно отлаженные механизмы саморегуляции биосферы и вместо ожидаемого улучшения условий своей жизни может столкнуться с экологической катастрофой. Наступление такого экологического кризиса является одной из причин гибели этносов. Другой сущностной характеристикой этноса является его тесная связь с энергией. Как часть биосферы Земли этносы должны участвовать во всех биосферных процессах. Источник энергии — Солнце, космические излучения и радиоактивная лава в недрах Земли. Гипотеза Гумилева заключается в том, что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается воздействию какого-то вида космического излучения, которое отличается повышенной активностью. Это свойство Гумилев назвал пассионарностью, а людей — носителей этого свойства — пассионариями. Собираясь вместе, такие люди ставят общие цели и добиваются их осуществления. При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебаний совпадают, либо дисгармония. В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором — нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов. Второй концепцией является теория Ю.В. Бромлея. Согласно этой теории человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, распадается на множество исторически сложившихся общностей, От других общностей этносы отличаются чрезвычайно устойчивыми связями и отношениями. Согласно представлениям Бромлея, этносы характеризуются определенными свойствами (языком, культурой, этническим самосознанием, закрепленным в самоназвании), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, государственных и т.п. Типы этнических процессов Изменения различных компонентов этноса (отдельных элементов духовной и материальной культуры, языка, социальной структуры и др.), происходящие в процессе исторического развития, принято называть этническими процессами. Этнические процессы обусловлены общим ходом развития человечества, а также особенностями их собственного существования и взаимодействия друг с другом. Процессы, вызывающие эти изменения, разнообразны по своей сущности и степени их воздействия на этнические общности. В связи с этим их можно классифицировать на этноэволюционные, этнотрансформационные процессы, этническое объединение, этническое разделение. Процессы, приводящие к изменению каких-то элементов и параметров всего этноса, но не затрагивающие самого этнического существования, не приводящие к ломке этнической системы, называются этноэволюционным процессом, или этнокультурной эволюцией. Этнотрансформационные процессы приводят к изменению этнической принадлежности тех или иных групп людей, к исчезновению одних и возникновению других этносов. Такие процессы протекают медленно, но результаты их значимы. Исходя из преобладания центробежных или центростремительных тенденций этнические процессы подразделяют на этническое объединение или разделение. В этническом объединении выделяются следующие процессы: • межэтническая консолидация — процесс слияния нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну новую, более крупную этническую общность (например, объединение восточно-славянских племен в древнерусский этнос). В результате консолидационных процессов сформировались многие народы Средней Азии, Сибири, Закавказья. Б современный период межэтническая консолидация свойственна населению развивающихся стран; • внутриэтническая консолидация — процесс объединения более или менее сплоченного народа в ходе сглаживания различий входящих в него субэтнических групп (например, во Франции быстро нивелируются такие группы французской нации, как бургундцы, провансальцы). Порой межэтническую консолидацию отождествляют с консолидацией внутриэтни-ческой. Тем не менее сущность этих процессов различна. В ходе межэтнической консолидации этническое самосознание изменяется, т.е. она носит этнотрансформационный характер. Консолидация внутриэтническая не ведет к смене самосознания, т.е. она по существу этноэволюционна; • межэтническая интеграция — процесс сближения разных этносов без слияния их в единое целое. Вследствие межэтнической интеграции складываются особые межэтнические общности, представляющие собой группу этносов, которые обладают элементами общего самосознания (например, межэтнические общности складывались в империях — Римской, Османской, Российской). Развертывание процессов межэтнической интеграции было особенно интенсивным в эпоху зрелого капитализма, когда происходил процесс развития межнациональных отношений. В настоящее время межэтническая интеграция относительно интенсивно развивается в некоторых развитых странах, например в США, Канаде, Испании; • этногенетическая миксация — вид объединительных этнических процессов, смешение нескольких неродственных этносов, в результате чего возникает новый этнос. Особенно характерна миксация для Латинской Америки, где в рамках возникших здесь независимых государств из разных расовых и языковых компонентов сложился ряд крупных народов (бразильцы, мексиканцы и др.). В этническом разделении выделяются следующие процессы: • этническая парциация — разделение единого этноса на несколько частей (например, древнерусский этнос выделил русских, украинцев, белорусов), причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым; • этническая сепарация — отделение от какого-то этноса его части, которая со временем превращается в самостоятельный этнос. Процесс этнической сепарации может быть вызван переселением какой-нибудь группы исходного этноса, разделением этнической территории государственными границами, религиозным обособлением этнической группы и др. (например, расселение полинезийских народов), Примером этнической сепарации, возникшей в результате политического отмежевания части этноса от основного, может служить отделение валлонов от французов, корсиканцев от итальянцев и др.
Тема 6. ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 19. Проблема определения и выявления этносов Проблема определения и выявления этносов очень актуальна. Наличие многих нерешенных и спорных вопросов в национальной политике государства указывает на необходимость новых подходов к решению проблем этнологии, которые связаны с этносом, национальной культурой и национальным характером. В последнее время учеными разработаны такие понятия, как «этнопсихология», «национальный характер», «архетипы», «ментальность», или «менталитет», «этнокультурные стереотипы», «самосознание». Проблемы менталитета этнокультурной общности возникли уже в XIX в. (исследования В. Вундта, в основе которых лежат идеи Гегеля об «объективном духе», Карла Риттера, Карла Юнга — открытие архетипов — «коллективного бессознательного»). Этническое сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым, осознание своих «корней». Мировосприятие и самосознание этнической группы вырабатываются на основе символов общего прошлого — мифов, легенд, святынь, эмблем. Этническое сознание народа органически сочетает взгляды на развитие своего этноса, систему экономических, социально-политических и культурных ценностей, своеобразный психический склад общности. Важнейшей составной частью этнического сознания является осознание этносом себя как устойчивого целого, характеризующегося особыми интересами, потребностями и ценностями, Оно фиксируется в фольклоре, обрядах, традициях, письменных памятниках и выполняет познавательную, защитную, воспитательную, контролирующую функции. Установлено, что для этноса характерны некие уникальные, присущие только ему мироощущение, мышление, поведение, система ценностей, духовное творчество, обусловленные многими факторами. Вся эта совокупность признаков может быть выражена понятием «менталитет». Менталитет раскрывает представление человека о жизненном мире, он включает природное и культурное, эмоциональное и рассудочное, иррациональное и рациональное, сознательное и коллективное бессознательное. Сегодня наблюдается повышенный интерес к проблеме менталитета, обусловленный национальными, культурными, цивилизационными, географическими и социально-политическими особенностями жизни и деятельности людей. Менталитет этноса включает: 1) архетипы, этнопсихологию; 2) универсальные общечеловеческие ценности. Выделяют четыре основных исторически сложившихся менталитета: • варварский менталитет. Является древнейшим. Насколько можно судить, он связан с эпохой распада родоплеменных отношений. Для психики «варвара» характерны: высокая выживаемость (повышенный запас здоровья, высокий уровень гормонов в крови, повышенная сексуальная активность, высокий жизненный тонус, выносливость); умение постоянно удивляться окружающему миру (низкое информационное сопротивление) — отсюда непосредственность реакций; стремление к новым впечатлениям, ощущениям, переживаниям, риску; • интельский менталитет. Формировался в эпоху Возрождения. Здесь требования к жизнестойкости личности уже ниже. Особенности: полное отсутствие демонстративности; пренебрежение к комфорту; способность и стремление к абстрагированию; высокая работоспособность; честность; приоритет социальных отношений перед личными; чувство зависимости от внешней непреодолимой силы (Бог, природа, наука); страх смерти и физической боли, низкая выносливость тела и духа; • аристократический менталитет. Для психики аристократа характерны: стремление к максимальной личной и духовной независимости, гордость; утонченность; стремление производить впечатление на окружающих и иметь все самое лучшее; умение противостоять страху (в том числе страху смерти); честность (честь). Социально аристократ всегда одинок: максимальная группа, с которой он себя отождествляет, это семья. Характерное свойство аристократа — верность (друзьям, убеждениям и пр.); • буржуазный менталитет. Сформировался в XVI-XV11 вв., в связи с реформацией и распространением протестантизма. Особенности: экономность; работоспособность; аскетизм; неискренность; рационализм; стремление к функциональности и накопительству; приоритет «традиционных ценностей»; низкая выживаемость; приоритет экономических отношений перед личными.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы