Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КРАТКАЯ ХАРАКТЕР АНТИЧНОЙ ФИЛ(СОКРАТ, ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ)
Сократ (469 – 399 г. до Р. X.) полагал, что познать космос невозможно, ибо человек в таком случае запутывается в безвыходных противоречиях. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания - природных людских и божественных явлений и отношений - в том чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Философия как любовь к мудрости в сократовской трактовке предстаёт как любовь к божественной мудрости. Знание божественно и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Выдающееся место в истории древнегреческой философии принадлежит Платону (428 -- 347 до н. э.) Свои идеи Платон излагает в форме диалога. Такой литературный прием выбран не случайно. Диалог, по мнению Платона, -- это более или менее адекватное отображение “живой и одушевленной речи знающего человека”. Логично поэтому считать, что живая, то есть устная речь мудреца является более совершенной формой изложения своего мнения. Диалог является для Платона единственным средством, формой, с помощью которой можно познакомить других с процессом философского творчества, поэтому через диалог он выражает свои идеи. Диалог является для Платона единственным средством, формой, с помощью которой можно познакомить других с процессом философского творчества, поэтому через диалог он выражает свои идеи. В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Теория познания Платона базируется не на чувственных знаниях, а на познании, любви к идеи. Схема этой концепции строится по принципу: от вещественной телесной любви по восходящей линии к любви души, а от нее к чистым идеям. Характеризуя взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он находился под сильным влиянием учения Платона, но постепенно освободился от него, затем подвергает его критическому анализу и создает собственное философское учение. В отличие от Платона, рассматривавшего в качестве всего сущего лишь идеи, Аристотель с других позиций трактует соотношение в бытии общего и единичного, реального и логического. Он не противопоставляет и не разделяет их, как это делал Платон, а объединяет. Сущностью, считает Аристотель, является то, что лежит в основе: в одном смысле -- это материя, в другом -- понятие и форма, а на третьем месте -- то, что состоит из материи и формы. В вопросе о земле Аристотель считает, что должны существовать две формы собственности на землю: одна предполагает общее пользование землей государством, другая -- частное владение гражданами, которые должны на дружественных началах предоставлять выращенные продукты в общее пользование других граждан.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Средневековая философия принадлежит эпохе феодализма и христианству. Большинство философов принадлежит к духовенству, на передний план выходят религиозные проблемы. Однако, философия средневековья явно подвержена влиянию античной философии. Так, еще среди отцов церкви были ученые, пытавшиеся доказать совместимость христианского учения и древнегреческой философии. В средневековой ФИЛ сформировались три подхода к решению проблемы соотношения единичного и всеобщего: реализм, концептуализм и номинализм. Реализм признает самостоятельное существование универсалий. Последователи этого направления полагали, что общее предшествует существованию единичных вещей, определяя наличие у них тождественных свойств. Однако оставалось неясным, почему мир состоит из единичных вещей и как универсалии становятся причиной существования отдельных предметов. Концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах. Он говорит не об универсалиях, а об общей природе ряда вещей. Это течение во многом близко к реализму. Номинализм отрицает само существование универсалий. Он считает, что в реальности нет ничего, кроме индивидов, а общие понятия возникают в процессе человеческого познания в уме, т. е. реально не существуют. Такая концепция отрицает основную посылку схоластической философии, и с появлением этой доктрины период средневековой
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕК - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального: а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие; б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции; в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве; г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта; д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации; Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ И ОСНОВНЫЕ ЕЕ ПРИНЦИПЫ диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. Принципы: принцип развития, ( движение основной атрибут материи) принцип всеобщей связи, (Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь внутреннего и внешнего.) принцип тождества логики и теории познания (единство законов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и общество) принцип восхождения от абстрактного к конкретному, ( аккумулируют в себе познавательную возможность законов и категорий диалектики, он организует процесс познания) принцип единства исторического и логического. ( помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. ) САМООРГАНИЗАЦИЯ БЫТИЯ Синергетика - это научная дисциплина, которая изучает проблемы самоорганизации материальных систем. Самоорганизация - это спонтанный переход открытых неравновесных систем от простых, беспорядочных форм к более сложным и упорядоченным, это универсальное свойство материи самоусложняться. До 20 века это свойство материи зачастую отрицалось, что вело к метафизичности, или объяснялось идеалистически. Синергетика на методологической основе материализма и диалектики описывает рождение порядка из хаоса. Как метод она выступает конкретизацией принципов и законов диалектики применительно к описанию самоорганизующихся систем. Процесс развития самоорганизующихся систем состоит из двух этапов: I) плавное, эволюционное развитие, которое приводит систему к неустойчивому состоянию; 2) скачкообразный переход в качественно новое, более сложное и упорядоченное состояние. Синергетика зародилась в недрах физики, но вышла далеко за её пределы. В настоящее время многие исследователи применяют синергетику как метод объяснения прогрессивных процессов и в природе, и в обществе, для познания таких самоорганизующихся структур как экономика, государство, право.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы