Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕРТЕРМИНИЗМ



Детерминизм (от лат. determine – определяю) – философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира. Представления о порождении стихиями вещей и зависимости одних явлений от других возникли с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, кроются в религиозных учениях о божествах, предопределении и судьбе, обнаруживаются в анимизме, тотемизме, фетишизме и магии. Латинское слово детерминация вначале означало операцию логического определения понятия через ближайший род и видовые отличия, затем его стали применять в более широком значении объективной зависимости вещей от порождающих их причин – первоначал, законов природы, явлений.

Центральный и традиционный принцип этого учения – принцип причинности. В прошлом под понятие детерминизма подводили только учение об универсальной причинности; мир изображался в нем цепью прямо и жёстко действующих причин, в этой цепи не находилось места для случайности. Ныне содержание детерминизма существенно расширилось. В него добавлены представления об опосредованных причинах, случайной и вероятностной формах каузальности, а также о косвенно сопряжённых с причинностью некаузальных связях.

Индетерминизм (от лат. in – приставка, означающая отрицание) – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).

Существует мнение, что к индетерминистам надо, в частности, отнести мыслителей, которые видят источник причинной связи в человеческом сознании. Трудно, однако, не признать специфическую детерминированность человеческих поступков и дел осознанными целями людей. Практически невозможно доказать, будто «субъективные причины» – это всего лишь пустые выдумки идеалистов, а причины любых умопостроений людей (в том числе поэтических образов, фантазий и даже логических ошибок) нужно непременно выводить из регулярностей нейрофизиологических процессов, схем практики или из объективных законов внешнего мира. Творческая мощь сознания и субъективное целеполагание – важнейшие факторы человеческой деятельности, изучаемые телеологией. Поэтому телеология есть разновидность детерминизма.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ Ф. БЭКОНА. РАЦИОНАЛИЗМ Р. ДЕКАРТА.

У истоков методологии опытной науки Нового времени стоял английский философ Френсис Бэкон. Стержень бэконовской методологии - постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. Однако философ был далек от упрощенного понимания этого обобщения и подчеркивал необходимость опоры на разум в анализе фактов. Свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар со многих цветков и перерабатывающих его в мед с деятельностью паука, ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу самые разные предметы (односторонний эмпиризм). Бэкон различал два вида опыта: плодоносный и светоносный. Плодоносным он называл опыт, цель которого - непосредственная польза; светоносным же - опыт, который имеет целью познание законов явлений и свойств вещей. Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Основы альтернативной эмпиризму рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция.

Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.

Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

Очерченные таким образом правила метода Декарт применяет к собственно философскому познанию, призванному обнаружить очевидные истины, составляющие фундамент здания всей науки. С этой целью Декарт подвергает методическому сомнению все традиционные способы обоснования знания. Он, в частности, отказывается признать основой знания чувственный опыт. Сомнение - акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Существование моего сомнения доказывает реальность или существование моего мышления, а через это и меня самого.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Средние века – это особый период в истории человеческой мысли. Особенность его состоит в том, что на первый план здесь выступают христианство и христианская идеология.

В конце 4 века н.э. Римская империя разделилась на 2 части, и незадолго до этого христианство стало доминирующей христианской религией. В это же время (375 – 568) происходило переселение германских племён, которое привело к падению западной римской империи. Античность закончилась, начались Средние века.

Можно выделить 3 наиболее важных признака философии Средних веков:

а) теоцентризм.

Для средневековой философии характерной чертой является постановка Бога в центр картины мира. Это существенно отличает философию Средних веков от античной философии, для которой центром мира были природа, космос (космоцентризм). Средневековая философия тесно связана с христианством и, по сути, является продолжением христианских идей, преломлённых и обосновываемых с точки зрения рационального [познания мира];

б) идея творения (креационизм).

Если в античности боги считались частью природы, то в Средние века Бог рассматривается как внеприродное начало. Фактически это означало постановку знака равенства между Богом и бытием. При этом мир рассматривался как творение Бога, а потому считалось, что он несёт на себе печать Бога, то есть печать совершенства. Это нашло отражение в средневековой формуле: «Бытие и благо обратимы». Дьявольское начало в средние века уподобляли небытию. Если Бог есть бытие и он сотворил мир, наделив его существованием, следовательно, в мире не может существовать ничего плохого, в том числе и зла. А из этого следует, что любое зло – это небытие, которое только «притворяется» бытием;

в) идея Откровения. Если высшим бытием обладает надприродный Бог, то познать его рациональным путём невозможно. По этой причине единственный путь познания Бога – это вера и откровение, т.е. знание, которое получают не путём логических рассуждений, а путём сверхъестественного получения знания через веру в Бога.

РОЛЬ ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ МЫШЛЕНИЯ

Прогресс мышления связан с развитием языка. Язык позволяет проводить первичные обобщения, сходства между предметами, явлениями, действиями, отделять качества от предмета, которому они принадлежат. Например, у племен, находящихся в первобытном состоянии нет обобщенных понятий — растение, животное и т.п. Он хорошо знает местность при передвижении, но описать ее, нарисовать план не может. Это показывает, что абстрактное мышление формировалось у людей постепенно.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь