Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть 5. Эмпиризм в психологии XVII века
Развитие производства и науки требовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии. Родоначальником эмпирического направления явился Ф. Бэкон, продолжателем – Т. Гоббс, окончательно эмпиризм оформляется у Дж. Локка. ТОМАС ГОББС (1588 – 1679) – английский философ-материалист. Механистический детерминизм Декарта получил в теории Гоббса свое законченное выражение в понимании жизнедеятельности человека как процесса, в котором «сердце – это пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, запускающие в движение всю машину человеческого тела». Гоббс пошел дальше Декарта, распространив принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека. Гоббс выступил с критикой дуализма Декарта. Он начисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, считал Гоббс. И все психические явления подводились им под эти глобальные законы. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. Ощущение – это своего рода призрак, тень, эпифеномен реальных процессов, имеющих материальный субстрат. По закону инерции из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют цепи мыслей, следующих одна за другой в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии (у Локка) название «ассоциация». Об ассоциации было известно еще с времен Платона и Аристотеля (были известны ассоциации по смежности, по сходству, по различию). Для Гоббса в устройстве человека действует только один закон – механического сцепления психических элементов по смежности. Декарт, Спиноза считали ассоциации одним из основных психических феноменов, но низшей формой познания и действия (по сравнению с высшей – мышлением и волей). Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии. Таким образом, Гоббса можно считать одним из родоначальников ассоциативной психологии. Произвольность – это иллюзия, которая порождена незнанием причин поступка. Во всем царит строжайшая причинность. Таким образом, у Гоббса механодетерминизм получил применительно к объяснению психики предельно завершенное выражение. До Гоббса в психологических учениях царил рационализм (от лат. «рацио» – разум). Основой познания и присущего людям способа поведения считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации. За основу познания был принят опыт. Рационализму противопоставлен эмпиризм (от лат. «эмпирио» – опыт). С позиций детерминизма Гоббс рассматривает и проблему свободы воли. Он подчеркивает, что свобода не противоречит необходимости. Он сравнивал поведение человека с течением реки, вода которой двигается свободно и вместе с тем необходимо по своему руслу. Поскольку поведение человека обусловлено внешними причинами, оно всегда необходимо, но в рамках этой необходимости человек свободен в выборе своего поведения. Составной частью психологических взглядов Гоббса является учение о способностях. По мысли Гоббса, если бы люди были поставлены в одинаковые условия, они приобрели бы одинаковый ум.
В разработке эмпиризма видная роль принадлежала соотечественнику Гоббса ДЖОНУ ЛОККУ (1632 – 1704). Локк – выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. В 1690 году вышло основное философское сочинение Локка «Опыт о человеческом разуме», ставшее для многих образованных европейцев своего рода Евангелием. Исходный пункт – критика теории врожденных идей (выдвинута Сократом и Платоном, поддержана Декартом). 1. Критика врожденного знания. Каждый, кто занимался воспитанием детей, на собственном опыте убедился в том, что процесс овладения знаниями у детей сопряжен с большими трудностями. 2. Не существует также общих врожденных практических истин. У разных народов разные языки, политические и моральные убеждения, законы, представления о добре и зле, которые могут быть иногда прямо противоположными. Моральные представления различны даже у разных слоев населения и разных лиц. 3. Идея Бога также не является врожденной. Это подтверждается разницей вероисповедания у разных народов в разных странах. Таким образом, по Локку, знание само по себе возникать не может. Все идеи проистекают из опыта. Опыт – все, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской («табула раза»). Внешний мир наносит свой «узор». Внешний мир – первичный источник идей. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения и наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, все более и более пробуждается, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления». Опыт имеет 2 источника. Первый источник – ощущения. Его объектом являются объекты природы, внешние материальные вещи; органом – внешнее чувство (зрение, слух и т.п.); продуктом – идеи. «Таким путем мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными качествами». Вторым источником является рефлексия, внутреннее восприятие, деятельность нашего ума. Его объектом являются идеи, приобретенные ранее; органом (или орудием) – деятельности нашего ума (способности, по Локку): восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждения, желание и т.д.; продуктом – идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Внутренний опыт дает как знания о внешнем мире, так еще в большей степени о нас самих. Все идеи происходят или из одного или из другого источника. Локк различает, но не отделяет их друг от друга: ощущение – начало познания, рефлексия возникает после и на основе ощущений. Следовательно, в конечном счете, ощущение является источником всякого знания. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве» – этот сенсуалистический тезис поддерживает и материалистически разрабатывает Локк. Деление опыта на внешний и внутренний дало начало интроспективной психологии как науке о внутреннем опыте, методом которой является интроспекция. Доказывая неограниченные возможности опытного знания, Локк недооценил значение активности человеческого познания. Поэтому он (вслед за греческим ученым Демокритом) пришел к выводу о существовании первичных и вторичных качеств предметов. Идеи мы имеем в душе. Им соответствуют качества в вещах, т.е. способность вещей вызывать в душе идеи. Локк различал первичные и вторичные качества. Первичные качества – это реальные, совершенно неотделимые качества независимо от того, воспринимаем мы их или нет (протяженность, плотность, величина). Вторичные качества (цвет, запах, вкус) – на деле в вещах не находятся, они существуют, пока мы ощущаем, и зависят от первичных – от объема, формы, строения и движения частиц. Таким образом, первичные качества отражают объективные свойства вещей. Вторичные – не отражают объективных свойств и по своему генезису являются субъективными. При восприятии простых идей разум по большей части пассивен. Сложные идеи образуются из простых умом произвольно в результате следующих действий: а) соединение, суммирование; б) сопоставление, сравнение; в) обобщение через предшествующую абстракцию; г) ассоциация. Так Локк впервые ввел термин «ассоциация идей» (само явление описывалось еще в античности). По Локку, ассоциация – это неверное, т.е. не отвечающее естественному соотношению, соотношение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея…». Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания – предупреждать у детей образование нежелательных связей сознания. После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла ассоциативная психология. Таким образом, Локка можно считать предшественником (но не основоположником) ассоциативной психологии. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы