Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 2. Психология в Эпоху Возрождения



Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил название эпохи Возрождения (XIV век). Главной его особенностью считается возрождение античных ценностей. Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров».

Возникновение мануфактурного производства, усложнение орудий труда, великие географические открытия, политическая борьба – все эти процессы изменили реальное положение человека и, на этой почве, его представление о мире и о себе самом.

Значительные открытия были сделаны, прежде всего, в астрономии (Н.Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

К XIV веку относится деятельность великих гуманистов – А. Данте, Ф. Петрарки, Д.Бокаччо. В их творениях искусство освобождается от религиозного содержания. Они обрушиваются с критикой на алхимию, астрологию, магию, мистику, аскетизм.

Важнейшее изобретение XV века – книгопечатание (1440, И. Гутенберг, Германия) – сделало реальным выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты занимаются изданием классической античной литературы.

Важнейшей особенностью эпохи Возрождения является возрождение естественнонаучного направления, развитие науки и рост знаний. Возникает натурфилософия, свободная от подчинения религии. В этот период наука рождается не в стенах университетов, а в мастерских художников, скульпторов, архитекторов. Эти мастерские стали настоящими экспериментальными лабораториями.

Постепенно складывается новая научная методология. Средневековая методология была приспособлена лишь к отысканию внутренних взаимоотношений между готовыми положениями и аргументами и не могла служить для отыскания новых истин, не вытекавших из старых авторитетов (Священного Писания, творений отцов церкви, трудов Аристотеля и др.)

Из всех областей естественнонаучного направления следует особо отметить развитие в разных странах медицины, анатомии и физиологии человека. Т. Парацельс – новая теория о природе человеческого организма, причинах и методах лечения болезней. Андрей Везалий – фундаментальный труд «О строении человеческого тела» – книга пришла на смену анатомии Галена, в которой было много ошибок. Непрерывно росло число вновь открываемых частей тела. Итальянские врачи Г.Фаллопий, И.Фабриций и др. делают ряд открытий, которые навсегда вошли в анатомию под их именами.

Постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.

 

Новым аспектом психолого-философских работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время. Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работе БЕРНАРДИНО ТЕЛЕЗИО (1509 1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития. Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза , хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных – ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с положениями последующих психологических концепций, доказывающих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.

 

О необходимости развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый ХУАН ЛУИС (Людовик) ВИВЕС (1492 1540). Он обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию . Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэнсисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности важное значение придавалось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

 

Не меньше значение для психологии имела и книга другого известного испанского психолога – ХУАН УАРТЕ (1530 1592). «Исследование способностей к наукам» – это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии , в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определенным темпераментом мозга, т.е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологический анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются большие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние признаки, по которым можно было бы различать качества мозга, определяющие характер дарования. И хотя его собственные наблюдения о соответствиях между телесными признаками и способностями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких признаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал последующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его природному дарованию, государю следовало бы выделить уполномоченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каждого его дарования еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит.

 

ФРЕНСИС БЭКОН (1561 – 1626) – английский философ XVII века – завершил эпоху позднего Ренессанса, выступил самым выдающимся пропагандистом опытного знания, является родоначальником английского материализма и методологии опытной науки.

Он провозгласил имевшие в те времена революционный смысл идеи о том, что человек есть слуга и истолкователь природы, что знание становится силой (подобно силам природы), когда люди от книг обращаются к реальным явлениям, от умозрения к эксперименту.

Решающую роль он придает именно эксперименту – не созерцанию и наблюдению, а изменению явлений посредством действий с использованием инструментов, орудий, приборов. Человек обретает власть над природой, искусно задавая ей вопросы и вырывая у нее тайны с помощью специально изобретенных орудий.

Ф. Бэкон намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.

Ф. Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является и психология. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе. Бэкон также выделяет общие вопросы, охватывающие как тело, так и душу. Они составляют учение о личности и учение о связи души и тела.

Науки о теле: Науки о душе: Науки, охватывающие и тело, и душу:
- медицина - атлетика - косметика - наука о наслаждениях - о рациональной божественной душе - о чувствующей душе - учение о личности - учение о связи души и тела

 

Науки о теле: медицина, атлетика, косметика и наука о наслаждениях.

Наука о душе включает учения о рациональной божественной душе (или духе) и о чувствующей нерациональной, общей для человека и животных, душе, природа которой телесна (в этом проявляется теологическая непоследовательность Бэкона).

В учении о личности на примерах выдающихся исторических личностей рассматриваются высшие проявления человеческих возможностей: выдающиеся память, чудеса мудрости, моральной стойкости и т.д.

Учение о союзе души и тела включает вопросы: определение душевного состояния по внешним проявлениям (физиогномика), толкование снов, влияние болезненных состояний тела на душевную деятельность и, наоборот, души на тело.

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. На пути познания человек встречается с трудностями и заблуждениями. Их Бэкон обозначил словом «идолы» (призраки). «Ведь человеческий ум, затемненный и как бы заслоненный телом, слишком мало похож на гладкое, ровное, чистое зеркало, неискаженно воспринимающее и отражающее лучи, идущие от предметов; он подобен скорее какому-то колдовскому зеркалу, полному фантастических и обманчивых видений…».

Идолы рода и идолы пещеры обусловлены индивидуальными врожденными особенностями человека. Выражаются в том, что человек искажает природу вещей. Например, идолы рода: человеческому глазу недоступно атомарное строение вещей. Идолы пещеры – индивидуальные особенности, например, цветовая слепота. Идолы площади (или рынка) – неправильное использование языка и неодинаковое толкование слов и понятий. Идолы театра – некритическое принятие различных теорий, преклонение перед авторитетами. От этого типа идолов можно избавиться, от других – нет.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки. (Эмпиризм – принцип, ориентированный на познание посредством наблюдения и эксперимента. В эмпиризме, в отличие от сенсуализма, с которым он непосредственно связан, утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т.е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов).

Опыт Бэкон разделял на:

- житейский;

- научный – направленное наблюдение и управляемый эксперимент. Эксперимент обеспечивает лишь сбор фактов. Для того чтобы из этого эмпирического материала были выделены какие-законы, закономерности, необходим метод. Этот метод он видел в индукции. Заслуга Бэкона в том, что он возвел индукцию в общую теорию, выявил правила перехода от частного к общему.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь