Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Революционное движение в России 1905-1907 гг. и общественно-политическое положение КЗ. Каркаралинская петиция 1905 г



Джадидизм и его видные деятели

Современные исследователи истории Казахстана часто оценивают джадидизм как исламский феномен, религиозно-обновленческое реформаторское течение, возникшее на рубеже XIX - начале XX вв. В его основе лежит введение в мусульманских школах ряда светских предметов и нового метода обучения чтению. Прав был А. Беннигсен, назвавший Джадидизм «бриллиантом» исламской цивилизации. Джадиды выступали также за преподавание в школах на национальном языке, за реформирование ислама и его приспособление к буржуазному развитию региона, за ограничение влияния духовенства на образование, за развитие национального искусства и литературы, за равноправие женщин. Первым среди них был Исмагил-бей Гаспринский. В КЗ первое упоминание о новометодных школах относится к 1900 г. Вероятнее всего это свзано с приездом Гаспринского в 1893 г. в Туркестан. Следствием этого визита стало открытие первой школы в Самарканде. Позднее школы данного типа стали открываться в Ферганской, Сырдарьинской областях, Кустанае, Верном, Перовске. В начале XX в. мектебы перестали удовлетворять возросшим запросам времени. Началось движение за реформи­рование конфессиональной школы, организаторами которого выступили джадидисты. Они предлага­ли заменить буквослогательный метод обучения звуковым, доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин. В системе религиозного образования большим влиянием пользова­лись мектебы при медресе, в них изучались, помимо религиозных, ещё и светские дисциплины. Из этой среды вышли крупнейшие деятели казахской культуры А.Кунанбаев, С.Торайгыров, М.Жумабаев, Б.Майлин и другие.Таким образом, джадидисткое движение по своей сути было направлено на улучшен е жизни мусульман, на их процветание и межнациональную гармонию народов, проживающих на территории Российского гос-ва.

 

Туркестанская автономия и единая «Туркестанская идея». М.Шокай.

В сентябре 1917 г. после захвата власти в Ташкенте большевиками, начала «красного террора» и вследствие угрозы ареста М.Чокай покидает Ташкент, и продолжает свою деятельность в Коканде. 26-29 ноября 1917 г. состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский мусульманский съезд в Коканде. В его работе приняло участие более 300 делегатов. В числе активных участников съезда были А. Букейханов, М. Тынышпаев, М. Чокай и другие. 27 ноября на съезде была принята резолюция об образовании Туркестанской автономии (Туркестан Мухтариати) в составе Российской Федеративной Демократической республики с предоставлением установления форм автономии Учредительному собранию. Поскольку местом проведения съезда и пребывания руководящих органов автономии стал город Коканд, она получила еще название Кокандской. Тогда же было образовано Временное правительство автономии, оно должно было состоять из 12 человек, 8 — из представителей коренного населения и 4 — из представителей других народов. Премьер-министром и министром внутренних дел был избран М. Тынышпаев, министром иностранных дел М. Чокай. Позже премьер-министром стал М. Чокай. С 5 по 13 декабря 1917 г., приглашён-ный уже как глава Туркестанской автономии, Мустафа Чокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена казахская Алашская автономия. Он также вошёл в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов.Кокандская автономия была поддержана многотысячными митингами и демонстрациями в городах и аулах края. 13 декабря 1917 г. состоялась одна из таких мирных демонстраций в Ташкенте в поддержку Коканд ской автономии. Большевики встретили демонстрантов пулемётными очередями. Правительство Туркестанской (Кокандской) автономии в январе 1918 г. объявило о намерении 20 марта 1918 года созвать свой парламент (Миллий мажлис) на основе всеобщего прямого, равного и тайного голосования. Две трети мест в парламенте предназначались мусульманским депутатам, а одна треть — гарантировалась представителям немусульманского населения. IV краевой съезд Советов Туркестана (19 - 26 января 1918 года) принял постановление " объявить вне закона Кокандское автономное правительство и арестовать главарей". Сам факт провозглашения автономии Туркестана был квалифицирован как " попытка контрреволюционных элементов найти опору в среде мусульманской буржуазии и темной массы мусульманства" Советское руководство предъявило ультиматум Временному правительству Туркестанской (Кокандской) автономии, на который Мустафа Чокай ответил отказом, тем самым отказываясь признать власть Советов. Для ликвидации самопровозглашённой Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. Единственной реальной силой правительства автономии оставался небольшой отряд кокандской милиции. Надежды на помощь оренбургских казаков не оправдались. 6 февраля 1918 г. были начаты боевые действия против небольшого отряда сторонников Кокандской автономии. Три дня длилась резня большевиками мусульманского населения. Город был разрушен и сожжён. 13 февраля 1918 года, после 64-дневного существования Кокандская автономия была разгромлена.

Мустафа́ Шока́ й (1890- 1941) — казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана. С гражданской войны в России и до Второй мировой войны (1921—1941), находился в вынужденной эмиграции во Франции. Во время учёбы он продолжал защищать интересы уже не только земляков, но и всего казахского народа. В апреле 1917 г. принимал участие в Туркестанском съезде общ-х организаций в Ташкенте. 21-28.07.1917 принимал участие в Первом Всеказахском съезде в Оренбурге. Шокай избирался делегатом на Всероссийское Учредительное собрание. 27 ноября на 4 чрезвычайном Всемусульманском съезде было объявлено о создании Туркестанской автономии, руководителем которого назначен М.Чокай. В январе 1918 он отказался признавать власть Советов. Для уничтожения автономии были направлены 11 эшелонов. 9 февраля 1918 г автономия была разграблена. М.Чокай тайно бежал в Ташкент. Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) создал свою Народную армию, которая успешно противостояла Красной Армии. В Комуч пригласили М.Чокая, он вошел в члены бюро. Однако о собрании заговорщиков узнал Дутов, примкнувший к Колчаку, и приказал всех арестовать. Шокаю вновь удалось бежать. Он отправился в Закавказье (Тифлис). Там он был главным редактором журнала «На рубеже». Затем он эмигрировал в Турцию. В Стамбуле он пиал статьи для английского «Times», и газет «Шафак», «Жана Туркестан». С 1929 г наладил в Берлине издание журнала «Яш Туркестан» и стал его главным редактором. Активная антисоветская деятельность Мустафы в Турции и Западной Европе не могла не привлечь внимания Сталина. в 1926 годусоветские дипломаты приглашали Шокая в Москву. Однако он благоразумно отказался, понимая, что это означает. Но за ним следили. Его, как якобы руководителя антисоветского Туркестанского легиона, объявили предателем, хотя он умер за три месяца до организации легиона, а главой легиона стал узбек Вали Каюм, который был далёк от замыслов Шокая. 27 декабря 1941 года его не стало. Мустафа Шокай похоронен на турецком мусульманском кладбище (Османидов) в Берлине.

Революционное движение в России 1905-1907 гг. и общественно-политическое положение КЗ. Каркаралинская петиция 1905 г

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного движения против колониального угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905 — 1907 гг, в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение, поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Национально-освободительное движение объединяло различные слои казахского аула, начиная от широких масс коренного населения в лице сельскохозяйственных батраков и бедноты до зарождавшейся буржуазии, национальной интеллигенции, феодальных кругов и мусульманского духовенства.Рабочее движение в Казахстане в 1905 — 1907 годах вступило в новый этап своего развития. В эти годы произошел ряд крупных политических и экономических выступлений рабочих: забастовки на Успенском медном руднике в декабре 1905 г., Спасском медеплавильном заводе, предприятиях Семипалатинска, Уральска, Актюбинска, Верного, Кустаная. Наибольшего размаха забастовки и стачки рабочих в Казахстане получили на железнодорожном транспорте. В годы революции на линиях края неоднократно прекращалось движение поездов, железнодорожники явочным порядком вводили восьмичасовой рабочий день, добивались ряда уступок со стороны администрации, создавали профсоюзы, брали в свои руки руководство станциями, участками, а также целыми дорогами. С событиями революции 1905—1907 гг. связано и начало профсоюзного движения в крае. Одним из первых был создан профсоюз железнодорожников в Уральске (ноябрь 1905 г.), во главе которого стояли Н. Смуров Н. А. Покатилов и Н. И. Ульянов. Наиболее крупным был профсоюз железнодорожников Оренбургско-Ташкентской железной дороги, который в 1906 году объединял 6 тысяч человек. Своеобразной профсоюзной организацией горняков Казахстана был Русско-Киргизский союз на Успенском руднике. В целом по Казахстану, по приблизительным подсчетам, в годы первой российской революции действовало 20—25 профсоюзов рабочих и служащих, объединявших всего 3, 5 % от их общей численности. Это говорит не только о слабости рабочего движения в крае, что обусловливалось малочисленностью местных рабочих, но и социально-экономической отсталости края, где подавляющую часть населения составляли шаруа и переселенческое крестьянство.

Аграрное движение в Казахстане, получившее некоторое развитие в условиях первой буржуазно-демократической революции, в целом оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений. Эти стихийные акты протеста против произвола баев-феодалов и представителей колониальных органов в основном ограничивались избиением хозяев, представителей власти, отказом от уплаты налогов и выполнения повинностей, угоном их скота, потравой посевов, и т. д. Так, например, казахские шаруа из Лепсинского уезда Семиреченской области в количестве 200 чел. в начале 1905 г. убили волостного правителя, избили сопровождавших его стражников и баев. Летом 1905 г. происходили волнения казахской бедноты в Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Сырдарьинской областях.В ноябре 1905 г. во многих казахских аулах происходили многолюдные собрания, на которых обсуждались положения царского манифеста 17 октября и нужды шаруа. Многолюдная демонстрация состоялась 15 ноября 1905 г. в г. Каркаралинске, в которой совместно с рабочими, крестьянами-пе-реселенцами и солдатами участвовала большая группа верховых казахских джигитов из аулов и волостей этого уезда. Крестьянские выступления происходили и в уйгурских, и дунганских кишлаках Семиречья, беднота которых протестовала против захвата крупными феодалами общинного землевладения, а также против царских чиновников. Особо важно отметить значение казахской интеллигенций в национально-освободительном движении. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами.

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Букейханов, Б. Каратаев и другие, хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов ч др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию-филиал с конституционно-демократической партией России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов. В феврале 1906 г. в Семипалатинске состоялся II съезд казахов, который одобрил близкую к кадетам программу, но включил в нее требования о прекращении переселения в край крестьян, признании всех земель Казахстана собственностью коренного населения, открытии школ и т. д. Они выступали за свободу вероисповедания, развитие национальной культуры, распространение казахского языка наравне с другими языками в Казахстане. В повышении политического сознания населения Казахстана определенную роль сыграли выборы в Государственную думу, во время которых развернулась борьба политических партий за голоса избирателей. Они показали, что в наиболее крупных областях края со значительным числом русского населения большим влиянием пользовались социал-демократы и трудовики, а среди казахского населения — представители либерально-демократической национальной интеллигенции. В I Государственную думу от Казахстана было избрано девять депутатов: четыре от казахского населения и пять — от русского населения. Во II Государственную думу от Казахстана было уже 13 депутатов, в том числе от казахского населения — 5 человек.

Таким образом, события в Казахстане в годы первой российской революции 1905—1907 гг., в особенности выступления рабочих, крестьян и интеллигенции, несмотря на их слабость и разрозненность, стали политической школой для местных трудящихся, опыт которой ими был использован в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение.

Одной из самых всеобъемлющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июне 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей(14500 ч-к). Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. Существовали различные варианты текста Каркаралинской петиции, адресованные не только на имя российского царя. Копии ее были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации.Один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован и министру внутренних дел. Этот вариант петиции был более полный и состоял из 47 пунктов. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее. Таким образом, подача петиции стала одним из важных моментов в политической жизни казахов. Подача ее в адрес вышестоящие гос.органы демонстрировала политическую зрелость и рост самосознания каз.народа.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь