Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исследования культуры и истории казахского народа казахской политической элитой



В XX в. традиционная культура казахского народа изучалась в контексте советской культуры. Согласно основной идее вышеназванной концепции традиционная культура казахского народа представлялась культурой прошлого, культурой страны, не имеющей возможностей для дальнейшего самостоятельного развития без вмешательства России, отсталой. Однако в исторической науке существовало мнение, что традиционная культура как таковая не имеет своей письменной истории, поскольку традиционной культуре присуще следование образцам поведения, воспринятым от предшествующих поколений. Практически вся информация передавалась из поколения в поколение посредством человеческой памяти, из уст в уста. В основном сторонники этой концепции утверждали, что бесписьменная культура обусловлена нацеленностью коллективной памяти на воспроизводство характерных для этого общества структуры, типа поведения, типа мышления. Проблема сохранения преемственности традиций прошлых поколений, историко-культурного наследия достаточно ярко показана в творчестве казахских писателей и поэтов. Казахская литература складывалась как часть многонациональной советской литературы. У ее истоков стояли А.Букейханов, А.Байтурсынов, С.Сейфуллин, Ж.Аймаутов, М.Дулатов, М.Жумабаев, С.Муканов, Г.Мусрепов и т.д. Они не скрывали трудностей, которые им встречались на пути строительства новой культуры. Культурную ситуацию в постреволюционной стране (до середины 20-х годов XX в.) изучал Турар Рыскулов. Значительный вклад в анализ проблемы внесли Т.Жургенов, С.Нурпеисов и другие. Таким образом, в советской исторической науке Казахстана учеными проделана значительная работа по изучению огромного комплекса культурного наследия, запечатленного в памятниках материальной культуры, в образцах фольклора, этнографических данных.

8) КЗ в годы 1МВ(1914-1918 гг). Столыпинская аграрная реформа и земельная проблема в КЗ.

Начавшаяся в 1914 году мировая война обнажила слабость экономического и политического развития Российской империи, показала неспособность самодержавия выявить наиболее важные в военных условиях направления внутренней и внешней политики. Военная разруха приняла самые угрожающие масштабы. Стремительно стали расти цены на основные товары, недовольные политикой царизма рабочие стали организовывать стачки и забастовки. Война усугубила и без того тяжелое положение трудового населения страны, как в центре империи, так и на национальных окраинах. На национальных окраинах это означало практически усиление колониального гнета, постоянное выкачивание средств. Продолжалось изъятие земель у казахских трудящихся. Военные нужды требовали огромного количества лошадей и сельскохозяйственных продуктов. Нехватка рабочей силы, расстройство финансовой системы породили кризис во многих отраслях хозяйства.В счет различных «пожертвований» были увеличены земские, дорожные и другие сборы - всего около 10 различных видов, а также другие пошлины. Был введен специальный военный налог в размере 1 рубля 84 копеек с каждого хозяйства. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные «пожертвования», в счет которых у казахов забирались скот и юрты. За три года войны только из Туркестанского края было вывезено 70 тыс. голов лошадей, 12, 7 тыс. верблюдов, более 13 тыс. юрт. Катастрофически падало сельскохозяйственное производство. Сокращались площади обрабатываемых земель, как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. Значительно сократилось количество скота. Под видом помощи семьям мобилизованных была введена трудовая повинность: коренное население в качестве рабочей силы должно было пахать, сеять и убирать урожай в переселенческой деревне. Бедность и разорение трудящихся росли изо дня в день. К концу 1915 г. недовольство подобным положением стало массовым. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказов от «добровольных пожертвований», которых уже было собрано в Казахстане на десятки миллионов рублей, увеличилось количество конфликтов на этой почве с местной администрацией. В 1916 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. Во всех звеньях колониального аппарата имели место безнаказанное злоупотребление властью, произвол в отношении коренного населения. Не стал исключением и Казахстан. Продолжался процесс изъятия казахских земель царизмом, особенно пастбищных угодий. На отобранных землях шел процесс образования крупных скотоводческих хозяйств капиталистического типа. С 1913 по 1917 гг. у казахского населения было изъято и подготовлено к сдаче в аренду 190 коневодческо-скотоводческих участков общей площадью 764, 4 тыс. десятин пастбищных угодий. С началом войны в 3-4 раза, а в отдельных случаях и в 15 раз выросли и различные налоги.В эти годы резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. Разного рода предприниматели, пользуясь бедственным положением рабочих, усиливали эксплуатацию, систематически снижали заработную плату, поднимали цены на товары первой необходимости. Летом 1915 г. в ответ на это забастовали рабочие Экибастузских и Карагандинских угольных копей, Спасского медеплавильного завода. Рабочие выступали против низкой заработной платы и тяжелых условий труда. Через год рабочее движение охватило Риддерские полиметаллические, Спасские медные рудники, нефтепромыслы Жема (Эмбы), Экибас-тузские, Байконурские угольные копи, Оренбургско-Ташкентскую железную дорогу и др.В условиях роста массовых волнений на политическую сцену вышли объединенные целью свержения монархии левые партии: социал-демократы, эсеры, анархисты. В феврале 1917 г. Николай II отрекся от престола и власть перешла к т. н. Временному правительству. Временное правительство было коалиционным, т. е. состоящим из представителей различных партий. Новое правительство объявило о свободе слова, разрешило демонстрации. Многие политические заключенные, в том числе большевики и члены других партий, смогли выйти на свободу из тюрем и покинуть места ссылки.

Одним из признаков полного игнорирования прав казахского населения было дальнейшее усиление переселенческого движения. При этом никакой предварительной консультации, советов с представителями местного населения не было. В 1906 году председателем Совета Министров России П.А. Столыпиным было принято решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России. Реформа крестьянского землевладения с выходом из общины и переселением на восток империи получила название Столыпинской аграрной реформы. Основной целью реформы была активизация переселенческого движения. Крестьяне получили право свободного переселения на восток, в частности, в Казахстан. Были внесены ограничения на возвращение в прежние места проживания. Наделение крестьян землей производилось из колонизационного переселенческого фонда, сформированного за счет изъятия земель коренного населения.В обязанность местных переселенческих учреждений входило «отмежевание» особых хуторских отрубов из расчета на один хутор 45 десятин луговых и сенокосных и 15 десятин пахотной земель. Землеотводным партиям разрешалось выселять местное население, а на их земли переселять крестьян.К 1917 году из пользования автохтонного населения было изъято 45 миллионов десятин земли. К этому времени сюда переселилось около 1, 5 миллионов крестьян.Кочевники выселялись в малоплодородные земли. Эти перемещения приводили к столкновениям не только между крестьянами и казахами, но нередко и между самими казахами.Наибольший процент изъятых земель приходился на наиболее плодородные земли северной части Казахстана. Так, в Омском уезде в пользу переселенческого фонда было изъято 52% от всех земель, в Кустанайском — 54%, в Акмолинском — 73%.Это приводило к разложению кочевого и полукочевого скотоводческого хозяйства. Усилился переход обедневших казахов на различные промыслы и в горнодобывающую промышленность в поисках источников существования. Их называли жатаками. С целью выживания и сохранения своих земель казахи были вынуждены переходить на оседлый образ жизни. Зачастую и эта мера не спасала их от принудительных высылок. Переход от традиционного скотоводческого хозяйства к земледельческому происходил болезненно. В большинстве своем казахи не имели орудий труда, достаточного количества семян. У многих из них не было навыков земледельческого труда. Царское правительство отказывало казахам в помощи при переходе на оседлый образ жизни.Столыпинская аграрная реформа привела к кризису скотоводческого хозяйства казахов. Изменилась демографическая ситуация в регионе. Обострились противоречия между казахами с одной стороны, и крестьянами и казаками — с другой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь