Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тест на выявление уровня сформированности волевых качеств личности



 

(Методика обработки результатов приводится в конце теста).

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы: 1 – так не бывает; 2 – пожалуй, неверно; 3 – может быть; 4 – наверное, да; 5 – уверен, что да.

Целеустремленность

1. Умение ставить ясные цели и задачи:

а – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

в – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

2. Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

а – выполняю планы отдельных домашних заданий;

б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

в – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

3. Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

а – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

в – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

Настойчивость и упорство

4. Умение длительно добиваться намеченной цели:

а – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

в – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

5. Умение превозмогать негативные настроения:

а – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

б - находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

в – терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

6. Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

а – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть его хорошо;

б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

в – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

Решительность и смелость

7. Умение своевременно принимать ответственные решения:

а – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

в – могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

8. Умение подавлять чувство страха:

а – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

в – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

9. Умение безотказно выполнять принятые решения:

а – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

в – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

Выдержка и самообладание

10. Умение сохранять ясность мысли:

а – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиться, распределять и переключать внимание, несмотря на волнующую обстановку;

б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

в – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

11. Умение владеть своими чувствами:

а – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

в – в случае удачного исполнения произведения в классе или экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

12. Умение управлять своими действиями:

а – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувства усталости, раздражения, недовольства собой;

б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

в – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

Самостоятельность и инициативность

13. Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

а – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги и т.д.);

в – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

14. Умение проявлять личный почин и новаторство:

а – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

в – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

15. Умение проявлять находчивость и сообразительность:

а – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

в – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют по одиночке или вдвоем. Когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству: 36-45 баллов – высокий уровень; 26 – 35 – средний; 15-25 – низкий.

 

Тесты на выявление отношения к конкретной музыкальной деятельности

 

Обработка баллов по всем нижеприведенным анкетам: 10-14 – низкий уровень, 15-20 – средний, 21-30 – высокий. Каждый балл ставится в случае совпадения ответа с тем, который содержится в ключе. Вместе с ростом профессионализма увеличивается степень выраженности положительного отношения к будущей специализации.

I. Тест на выявление отношения к исполнительской деятельности

Ключ

1.Я опаздываю на занятия чаще других. Нет

2.Занимаясь самостоятельно, я отвлекаюсь меньше, чем другие. Да

3.На педагогической практике в школе я предпочитаю Нет

показывать музыкальные произведения в механической

записи, а не в своем исполнении.

4.Исполняя музыкальное произведение публично, я Нет

думаю о том, чтобы это все скорее закончилось.

5.Я предпочитаю готовую трактовку исполнения, Нет

предлагаемую педагогом, не стремясь расширить

свои знания о музыкальном произведении и внести

в него что-то свое.

6.Я пропускаю занятия по специальности без Нет

уважительных причин чаще других.

7.Я стараюсь не играть в концертах чаще, чем другие. Нет

8.На занятия по специальности я прихожу неподготовленным Нет

чаще других.

9.Я работаю над музыкальными произведениями нерегулярно, Нет

несистематически.

10.Я стараюсь выступать в семестре только ограниченное Нет

число раз, определенное программой (академконцерт,

экзамен, зачет).

11.Обычно я забываю о замечаниях педагога Нет

к исполнению музыкального произведения и вспоминаю

о них в последний момент.

12.Мне нравится примерно больше половины произведений Да

моей программы.

13.Мне нравится сам процесс исполнения произведения Да

с эстрады перед аудиторией.

14.По сравнению с другими я много работаю самостоятельно. Да

15.Я выступаю в концерте чаще других. Да

16.Мне бывает скучно на большинстве индивидуальных занятий. Нет

17.Исполняя произведение, я обычно думаю о том впечатлении, Нет

которое я произвожу на слушателей.

18.Я более спокойно отношусь к своей профессии, Нет

чем другие.

19.В кругу своих друзей я мало говорю Нет

о предстоящем выступлении.

20.Если бы была такая возможность, я бы вообще отказался Нет

от игры перед слушательской аудиторией и разными комиссиями.

21.Я покупаю книги об исполнителях и пластинки с Да

записями чаще, чем другие.

22.Я рассматриваю свою профессию как одну из Да

возможностей чаще играть перед людьми разного возраста.

23.Я ищу любой повод поиграть перед слушателями. Да

24.Мне нравится тщательно работать над музыкальным Да

произведением.

25.Обычно я стараюсь выучить дополнительные музыкальные Да

произведения помимо заданных.

26.Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр. Да

27.Я играю в концертах лишь потому, что этого требует педагог. Нет

28.Я считаю, что во время исполнения произведения в концерте Нет

нет большой необходимости выкладываться.

29.На педзанятиях по практике я люблю устраивать Да

дополнительное прослушивание музыкальных программ

в собственном исполнении.

30.Меня никогда не надо упрашивать выступать где-нибудь. Да

 

II. Тест на отношение к педагогической деятельности.

Ключ

1. Психология отношений людей очень интересует меня. Да

2. Я редко пропускаю занятия и страдаю от вынужденных пропусков. Да

3. Мне нравится показывать товарищам, как можно исполнить лучше Да

то или иное музыкальное произведение.

4. Мне не особенно нравятся публичные выступления. Да

5. Изучая музыкальное произведение, я стараюсь прочесть о нем Да

специальную литературу, особенно методическую.

6. Я пропускаю занятия по специальности чаще других. Нет

7. Я не стараюсь выступать в концертах чаще других. Да

8. Меня мало интересуют книги по методике преподавания. Нет

9. На занятиях по специальности я прихожу неподготовленным Нет

чаще других.

10. Я стараюсь выступать в семестре ограниченное число раз, Да

с хорошо выученной программой.

11. Помимо наставлений педагога я стремлюсь найти свои

собственные приемы преодоления возникающих трудностей. Да

12. Мне нравится обсуждать с товарищами приемы и способы Да

исполнения различных музыкальных произведений.

13. Я предпочитаю больше играть в кругу друзей, нежели Да

на большой концертной эстраде.

14. Мне нравится работать рывками, чтобы потом приятно Нет

расслабляться.

15. Я выступаю в концертах реже других. Да

16. Мне нравится присутствовать на занятиях других педагогов Да

и слушать их замечания по поводу игры моих товарищей.

17. Исполняя произведение со сцены, я бываю озабочен тем, Да

какое впечатление произвожу на слушателей.

18. К своей будущей профессии педагога я отношусь с восторгом. Да

19. Со своими друзьями и близкими я мало говорю о своей будущей Нет

профессии.

20. Если бы была такая возможность, я вообще бы отказался Да

от игры на экзаменах и перед всякими комиссиями.

21. Я покупаю книги по педагогике и психологии чаще, чем Да

другие.

22. Я рассматриваю свою будущую профессию педагога, Да

как счастливую возможность общения с детьми.

23. Мои друзья ценят мои замечания об их исполнении. Да

24. В работе над произведением меня больше привлекает красота

художественного образа и переживания, связанные с музыкой, Да

чем тщательная проработка деталей.

25. Мне нравится обсуждать с друзьями особенности Да

исполнительского стиля различных музыкантов.

26. Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр. Да

27. Я играю в концертах лишь потому, что этого требуют педагоги. Да

28. Я сильно волнуюсь во время публичного исполнения Да

и выступление отбирает у меня очень много сил.

29. Во время педпрактики в школе я предпочитаю давать

учащимся произведения в механической записи, а не играть самому. а

30. Для того, чтобы я выступил в концерте или перед знакомыми, Да

меня надо долго упрашивать это сделать.

 

III. Тест на отношение к композиторской деятельности.

Ключ

1. Мне нравится переводить мои жизненные впечатления Да

в музыкальные образы.

2. Записывая свои мелодии, я забываю обо всем на свете. Да

3. Занимаясь дома на инструменте, я предпочел бы играть

свои собственные мелодии, чем музыку других композиторов. Да

4. На экзаменах и концертах я предпочел бы выступать со своими Да собственными произведениями, нежели с другими.

5. Из теоретических дисциплин мне меньше всего нравятся гармония и Нет анализ музыкальных произведений.

6. Я пропускаю занятия по теоретическим дисциплинам чаще других. Нет

7. Я стараюсь не играть на концертах чаще других, Да

потому что это отвлекает от творчества.

8. На занятиях по теории и композиции я прихожу неподготовленным Нет

чаще других.

9. Я пишу свою музыку нерегулярно и несистематически. Нет

10. Я стараюсь выступать публично в семестре только ограниченное Да

число раз, определенное программой.

11. На занятиях по композиции я прислушиваюсь к мнению Да

своего педагога.

12. Мне нравится сам процесс создания музыки. Да

13. Мне не особенно нравятся публичные выступления Да

перед аудиторией.

14. По сравнению с другими я изучаю много музыки самостоятельно. Да

15. Я выступаю в концертах реже других. Да

16. Мне бывает скучно на большинстве коллективных занятий. Да

17. Создавая свою музыку, я думаю о том, какое впечатление Нет

она может произвести на будущих слушателей.

18. Читая произведения художественной литературы, Да

я нередко думаю о том, какими музыкальными образами

могло бы быть передано их содержание.

19. Мне кажется, что в больших компаниях всегда много суеты Да

и лишних разговоров.

20. Настоящий музыкант может быть счастлив только в уединении, Да

где он может предаваться своим музыкальным мечтам и полету воображения.

21. Сочинение музыки для меня является важнейшей потребностью Да

в жизни.

22. Меня мало интересуют партитуры и пластинки с записями Нет

разных композиторов.

23. Я ищу любой повод для того, чтобы сочинить и записать Да

какую-либо мелодию.

24. Я предпочитаю быть исполнителем хорошей чужой музыки, Нет

чем сочинять свою, но посредственную.

25. Разучивая чужие музыкальные произведения, мне нравится Да

играть на свои парафразы и вариации.

26. Я сочиняю музыку потому, что это нравится родителям. Нет

27. Мне нравится изображать в музыке портреты знакомых. Да

28. Мне кажется, что если композитор сочиняет музыку, ему Нет

не обязательно сильно напрягаться и выкладываться.

29. Образы изобразительного искусства легко рождают во мне Да

соответствующие музыкальные образы.

30. Музыкальные образы, рождающиеся в моем сознании, Да

для меня важнее, чем отточенная исполнительская техника.

 

IV. Тест на отношение к дирижерской деятельности

 

Ключ

1. Музыкальное искусство – большей частью коллективное, Да

поэтому профессия дирижера в музыке

должна считаться главной.

2. Мне нравится быть в центре коллективного внимания. Да

3. По натуре я человек общительный и легко лажу с людьми. Да

4. Мне легко организовать людей для совместных действий. Да

5. Я коллекционирую записи различных дирижеров для сравнения Да

их между собой и поиска наиболее верного исполнения.

6. Занимаясь с педагогом. Я редко предлагаю свой вариант трактовки. Нет

7. Коллективные занятия мне нравятся больше, чем индивидуальные. Да

8. Мне бывает трудно подобрать ключ общения с незнакомыми Нет

людьми.

9. Мои друзья считают меня веселым общительным человеком. Да

10.Я легко переношу конфликтные ситуации по сравнению с другими. Да

11.Я высоко ценю искусство мимики и жеста. Да

12.У меня часто бывают испорчены отношения с другими людьми Нет

из-за моей принципиальности.

13.Я пользуюсь любой возможностью, чтобы выступить где-нибудь Да

с хором или оркестром.

14.Часто без причин у меня может испортиться настроение. Нет

15.Поездки на концерты и гастроли утомляют меня. Нет

16.Если я чувствую приближение конфликтной ситуации, Да

я предпочитаю спокойно обсудить проблему и никогда не срываюсь. 17.Я люблю рассказывать анекдоты в компаниях. Да

18.Моя будущая профессия дирижера вызывает у меня Нет

серьезную озабоченность.

19.В кругу своих друзей я мало говорю о предстоящем выступлении. Нет

20.Учась в школе, я охотно выполняю поручения, Да

связанные с общением с другими людьми.

21.У меня довольно много книг о дирижерах. Да

22.Выполнение какой-либо работы в присутствии многих людей Да

мало смущает меня.

23.Я ищу любой повод для того, чтобы попрактиковаться Да

с каким-либо хором или оркестром.

24.Мне нравится работать над переводом музыкальной интонации Да

в пластический жест.

25.Обычно я знакомлюсь со многими партитурами помимо Да

изучаемых в классе по специальности.

26.Я бы хотел как можно чаще выступать с хором в концертах. Да

27.Я выступаю в концертах только потому, что этого Нет

требует программа.

28.Я считаю, что во время исполнения хорового или Нет

оркестрового произведения дирижеру необязательно выкладываться,

потому что музыканты и без него знают, что надо делать.

29.На педпрактике, в детском лагере, в туристском походе я Да

пользуюсь любой возможностью для организации коллективного музицирования.

 

V. Тест на отношение к музыковедческой деятельности.

Ключ

1. Мне нравится читать книги о музыке. Да

2. Часто играя или слушая музыкальное произведение, Да

я пытаюсь передать его содержание словами.

3. В школе учителя находили у меня определенные литературные Да

способности.

4. Мне больше нравится анализировать музыкальное произведение, Да

чем самому играть.

5. Мне не очень нравится решать задачи по гармонии. Нет

6. Я считаю, что знание теории музыки менее важно для музыканта, Нет

чем ее хорошее исполнение.

7. Я стараюсь не выступать перед публикой без особой необходимости. Да

8. На занятия по теоретическим дисциплинам я прихожу Нет

неподготовленным довольно часто.

9. Меня больше привлекает совершенствование литературного Да

стиля, чем игра на инструменте.

10.Моя большая мечта – хорошо знать музыку всех стран и народов. Да

11.Анализ музыкальных произведений не особенно интересует меня. Нет

12.В литературных произведениях меня привлекает описание Да

чувств их героев больше, чем развитие сюжета.

13.Умные слова о музыке совсем необязательны для того, Нет

чтобы ее понимать.

14.Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необязательно Нет

знать культуру и искусство прошлых эпох.

15.Слушая музыку я часто пытаюсь выявить ее структуру. Да

16.Мне нравится предаваться размышлениям в спокойной Да

и уютной обстановке.

17.Мне нравится рассказывать моим друзьям разные истории о музыке Да

и музыкантах. Они, как правило, с интересом слушают меня.

18.Меня больше привлекает живая музыка, Нет

чем разговоры о ней.

19.Дома у меня неплохая библиотека по теории и истории музыки. Да

20.В моей будущей работе меня больше привлекло бы выступление Да

с лекциями и докладами, чем работа, связанная с исполнительством.

21.Я хожу на самые разные концерты чаще, чем другие. Да

22.Я рассматриваю свою будущую профессию музыковеда как

возможность нести людям свет знаний. Да

23.Я не особенно стремлюсь изучать иностранные языки. Нет

24.Мне нравится работать над литературным стилем рефератов Да

и научных докладов.

25.Я стараюсь не читать больше тех книг, Нет

которые необходимы по программе.

26.Обычно я выступаю со сцены один раз в семестр. Да

27.Я играю на концертах лишь потому, что этого требует Да

программа обучения.

28.Я считаю, что каким бы хорошим музыкант ни был, выступающий Да на концерте, слушателя надо специально готовить

для восприятия музыки.

29.На занятиях по педпрактике в школе я предпочитаю показывать Да

музыку в механической записи, а не играть самому.

30.Меня не надо упрашивать выступить где-нибудь, Да

чтобы рассказать о музыке.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аберт Г. В.А.Моцарт: В 2 ч. М., 1989. Ч.2, кн. 2.

2. Акбаров И.А. Муси=а лу\ати. Т., 1997.

3. Александрова В., Мейлих Е. Лист. Л., 1968.

4. Алексеев А. Себя преодолеть. М., 1985.

5. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М., 1988. Ч.1, 2.

6. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978.

7. Алякринский Б.С. О талантах и способностях: Очерки о самовоспитании. М., 1971.

8. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 3-е изд. М., 1987.

9. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного подхода / Отв.ред. Б.С.Мейлах. - Л., 1982, 234-245 с.

10. Андреев Д. Роза мира. М., 1991.

11. Андреева Г.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

13. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. // Музыкальная жизнь. 1985. №17.

14. Аристотель. Собр. Соч.: В 4т. М., 1975. Т.4.

15. Асафьев Б.В. В письме к Романовской Е.Е. /В кн.: Е.Е.Романовская/ Сост. М.С.Ковбас. Т., 1957

16. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. М., 1973.

17. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.

18. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., 1980.

19. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипки. М., 1933.

20. Бальзак О. Собр. Соч.: В 15 т. М., 1955. Т.10 Кузина Бетта.

21. Баранов А.В., Сопиков Л.П. Влияние группы на поведение индивида // Социальные исследования: проблемы труда и личности. М., 1970. Вып.3.

22. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М., 1928.

23. Баренбойм Л.А. Антон Григорьевич Рубинштейн. В 2т. М., 1962. Т.2.

24. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.; Л., 1969.

25. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974.

26. Белинский В.Г. Пол. Собр. Соч. М., 1953-1959.

27. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Л., 1992.

28. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

29. Бернштейн. Очерки по физиологии движений и физиологии активно сти. М., 1966.

30. Беседы К.С. Станиславского. М., 1974.

31. Бирмак А.В. О художественной технике пианиста: Опыт психофизиологического анализа и методы работы. М., 1973.

32. Благовещенский И.П. некоторые вопросы исполнительского искусства. Минск, 1965.

33. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. Ростов-н/Д., 1983..

34. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. М., 1970.

35. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1966.

36. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии.! 975. №1.

37. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М., 1985.

38. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

39. Буасье А. Уроки Листа. Л., 1964.

40. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 1973.

41. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

42. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

43. Виноградов В.С. Музыка советского Востока. М., 1963.

44. Вицинский А.В. Психологический анализ процесса работы пианиста над музыкальным произведением // Извести АПН РСФСР. 1950. №5.

45. Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.

46. В мире мудрых мыслей. М., 1962.

47. Вопросы истории и теории узбекской советской музыки /Под ред. М.С.Ковбаса. Т., 1979

48. Вопросы музыкальной педагогики. М., 1979. Вып.1.

49. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1969. Вып.5.

50. Вопросы фортепианного исполнительства. М., 1973. Вып.3.

51. Воронин Л.Г. Теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. М., 1982.

52. Воспитание музыкального слуха: Сб. статей. М., 1977.

53. Воспоминания о Рахманинове. В 2т. М., 1988.

54. Восприятие музыки./Ред-сост. В.А.Максимов. М., 1980.

55. Выготский Л.С. Психология искусства. М., Искусство, 1968.

56. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

57. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М., 1966.

58. Вызго Т.С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970.

59. Галицкая С.П. Теоретические вопросы монодии. Т., Фан, 1981.

60. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.

61. Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.

62. Гарбузов Н.А. Музыкант, исследователь, педагог. М., 1980.

63. Гат Й. Техника фортепианной игры. М.: Будапешт. 1967.

64. Гафурбеков Т.Б. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. Т., 1984.

65. Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. М., 1975.

66. Гейне Г. Собр.Соч.: В 10т. М.; Л., 1956-1959.

67. Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск, 1991.

68. Гете И.В. Статьи и мысли об искусстве. М., 1936.

69. Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

70. Глинка М. Записки. М., 1953.

71. Гоголь Н.В. Полн. Собр. Соч.: В 14т М.; Л., 1940-1952.

72. Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М., 1980.

73. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991.

74. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. М., 1951.

75. Горький М. О литературе. М., 1863.

76. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фртепианной игре. М., 1961.

77. Грабарь И. Моя жизнь. М.; Л., 1937.

78. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. М., 1992. Ч.3.

79. Громов Е.С. Художественное творчество. М., 1970.

80. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

81. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. М., 1941. Ч.1.

82. Грум-Гржимайло Т.Н. Об искусстве дирижера. М., 1973.

83. Гудкова Е.А. Узбекская хоровая литература (очерки). Т., 1974.

84. Гуревич П.С. Социально-психологическое воздействие радиопропаганды // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.

85. Далькроз Ж. Ритм: его воспитательное значение для жизни и для искусства. СПб., 1922.

86. Джаббаров А.Х., Соломонова Т.Е. Композиторы и музыковеды Узбекистана. Т., 1975.

87. Джами А.Трактат о музыке. Т., 1960.

88. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1980.

89. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.

90. Дойль К. Собр.соч.: в 8т. М., 1966.

91. Достоевский Ф.М. Собр.соч.: В 10. М., 1957. Т.3.

92. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964.

93. Зайков Л.В. Память. М., 1940.

94. Зайков Л.В. Избранные психологические труды. М., 1986. Т.2. развитие произвольных движений.

95. Закржевская С.А. Гармония в творчестве композиторов Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Т., 1979.

96. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М., 1971.

97. Золтан Кодай. Избранные статьи. М., 1982.

98. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М., 1982.

99. Иванов-Борецкий М. Материалы и документы по истории музыки: В 2.т. М., 1934.

100. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

101. Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1964.

102. Искусство быть здоровым. М., 1984.

103. Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1962-1970.

104. Йылдошева С.Щ. Ызбекистон муси=а тарбияси ва таълимининг ривожланиши. Т., 1985

105. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.

106. Кароматов Ф.М. Узбекская музыка./ Музыкальная энциклопедия / Гл.ред. Ю.В.Келдыш. Т.5. М., 1981, с. 684-693.

107. Касимов В.Г. Психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия и учащихся-музыкантов: Дисс. … канд. пед. наук. М., 1989.

108. Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. М., 1976.

109. Коган Г. Работа пианиста. М., 1963.

110. Коган Г. Вопросы пианизма. М., 1968.

111. Коган Г. Из записей разных лет // Сов. Музыка. 1969. № 7.

112. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.

113. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

114. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.

115. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. М., 1985.

116. Кременштейн Б.Л. Педагогика Нейгауза Г.Г. М., 1984.

117. Композиторы и музыковеды Узбекистана: Справочник. /Авт.-сост. Т.А.Головянц, Е.С.Мейке. Т., 1999.

118. Кондрашин К. Мир дирижера. Л., 1976.

119. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в сознании. М., 1979.

120. Корто А. О фортепианном искусстве. М., 1965.

121. Корредор Х. Беседы с Пабло Казальсом. Л., 1960.

122. Корыхалова Н.П. интерпретация музыки: теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. Л., 1979.

123. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989.

124. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899.

125. Левилов А.М. Автор – Образ – Читатель. Л., 1983.

126. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.

127. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М., 1983.

128. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.

129. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М., 1988.

130. Лист Ф. Шопен. М., 1956.

131. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.

132. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968.

133. Львова Е.И. Выдающиеся советские педагоги-музыканты 30-50-х годов («Московская пианистическая школа») – их принципы и методы преподавания: Автореф. на соиск.уч. ст.канд.пед.наук. М., 1988.

134. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методика правильного развития. Пг., 1915.

135. Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967.

136. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.

137. Марищук В.Л. и др. Методика психодиагностики в спорте. М., 1984.

138. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника. М., 1966.

139. Мастера советской исполнительской школы. М., 1961.

140. Матейко Я. Условия творческого труда. М., 1976.

141. Матёкубов О.Р. Макамат. Т., 2004.

142. Матёкубов О.Р. Фараби об основах музыки Востока. Т., 1986.

143. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1977.

144. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.

145. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

146. Мопассан Г. Полн.собр.соч.: В 12 т. М., 1958.

147. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М., 1967.

148. Музыка народов Азии и Африки. Вып. 1-5. /Сост. В.С.Виноградов. М., 1969-1987.

149. Музыкальная акустика. /Общ.ред. Н.А.Гарбузов. М., 1954.

150. Музыкальная энциклопедия. В 6 тт. М., 1973-1982.

151. Музыкальная эстетика стран Востока./Под ред. В.П.Шестакова. М., 1967.

152. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1970.

153. Музыкальное восприятие школьников / Белобородова В.К. Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. М., 1975.

154. Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: Учеб.пособие. М., 1984.

155. Мясищев В.Н., Готсдинер А.Л. Что есть музыкальность. // Слв.музыка. 1975.№2.

156. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

157. Назаров А.Ф. Форобий ва Ибн Сино Муси=ий ритмика хусусида (Мумтоз ий=оъ назарияси). Т., 1995.

158. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., 1969.

159. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопрсы психологии. 1982. №5.

160. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1983.

161. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. 5-е изд. М., 1987.

162. Немов Р.М. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.. 1984.

163. Немов Р.М. Психология: Учеб.пособие. М., 1990.

164. Нишонова З.Т. Болалар психодиагностикаси. Т., 1998.

165. Нишонова З.Т. Болалар психик тара==иёти муаммолари быйича психологик маслащатлар бериш. Т., 1997.

166. Оборин Л.Н. Статьи, воспоминания: К 70-летию со дня рождения. М., 1977.

167. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М.. 1981.

168. Обучение и развитие // Под ред. Л.В. Занкова. М., 1975.

169. Общая психология. /Под ред. А.В.Петровского. М., 1986.

170. Пеккер Я.Б. Узбекская опера. М., 1984.

171. Петрушин В.И. Артистизм – это и тренировка. // Сов.музыка. 1971.№2.

172. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.

173. Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии.1988. №5.

174. Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.

175. Перельман Н. В классе рояля. М., 1976.

176. Прокофьев Г.И. Формирование музыканта-исполнителя. М., 1956.

177. Проблемы музыкального мышления: Сб.статей. Л., 1974.

178. Проблемы научного творчества. М., 1982.

179. Ражабов И.Р. Ма=омлар масаласига доир. Т., 1963.

180. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.

181. Рахманинов С.В. Письма. М., 1955.

182. Рейнуоттер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М., 1992.

183. Ржевкин С.Н. Слух и речь в свете современных физиологических исследований. М.Л., 1936.

184. Ринкявичюс З.А. Воспринимают ли дети полифонию? Л., 1979.

185. Роллан Р. Музыканты наших дней. М., 1938.

186. Рождественский Г. Мысли о музыке. М., 1976.

187. Руффо Т. Парабола моей жизни. М., 1966.

188. Савшинский С.И. Леонид Николаев. М.; Л., 1950.

189. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.

190. Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л., 1963.

191. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961.

192. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. М., 1970.

193. Соколов О.В. О принципах структурного мышления в музыке. // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

194. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. М., 1987.

195. Социальные функции искусства и его видов. М.. 1980

196. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. М., 1990.

197. Собрание восточных рукописей АН Узбекистана. /Под ред. А.А.Се-мёнова. Т., 1952.

198. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М., 1951.

199. Стоянов А. Искусство пианиста. М., 1958.

200. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.

201. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

202. Ткаченко Г.А. Космос. Музыка. Ритуал. М., 1990.

203. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. Т.30.

204. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М., 1966.

205. Умумий психология: Дарслик / А.В.Петровский ва бошк. Т., 1992.

206. Уолтер Г. Живой мозг. М., 1966.

207. Успенский В.А. Статьи, воспоминания, письма. / Сост. И.А.Акбаров. Т., 1980.

208. Флобер Г. Собр.соч.: В 5т. М., 1956.

209. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. 12 кн. М., 1980, 1981.

210. Хрестоматия по психологии. М., 1987.

211. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984.

212. Чайковский П.И., Танеев С.И. Письма. М., 1951.

213. Чаплин Ч. Моя автобиография. М., 1966.

214. Чехов М. Путь актера. М., 1928.

215. Шагинян М.С. Из дневника // Новый мир. 1982. № 12.

216. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. М., 1983.

217. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. М., 1975.

218. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

219. Шульпяков О.Ф. техническое развитие музыканта-исполнителя. М., 1973.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.296 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь