Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типы культур и их особенности



Завьялова, А.Н.

Национально-культурный этикет [Текст]: Учебное пособие/А.Н. Завьялова. – Новосибирск: СГУГиТ, 2015. – 83 с.

 

 

ISBN

ISBN

 

Учебное пособие подготовлено кандидатом культурологии А.Н. Завьяловой на кафедре Управления и предпринимательства Сибирского государственного университета геосистем и технологий в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по изучению дисциплины «Национально-культурный этикет». Работа рекомендована к изданию Ученым Советом Института геодезии и менеджмента.

Издание предназначено для студентов 1-го курса, обучающихся по направлению 080100 Экономика, Профиль Экономика предприятий и организаций туризма и гостиничного хозяйства.

В пособии рассматриваются особенности национально-культурного этикета различных народов, обосновывается значимость психологического, культурного и географического фактора для понимания и освоения национально-культурного этикета. Большое внимание уделяется значению национально-культурного этикета как важного средства сближения народов, развитию их сотрудничества, в том числе, в сфере туризма. Всесторонне рассмотрены вопросы сочетания общечеловеческих и национально-культурных ценностей в этикете.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета СГУГиТ

 

 

УДК 395 (075.8)

ISBN

ISBN

 

© ФГБОУ ВО «СГУГиТ», 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 История этикета…………………………………………………………… 4

2 Национально-культурный этикет: понятие, структура, содержание и особенности…………………………………………………………………………17

3 Типы культур и их особенности…………………………………………...23

4 Национально-культурный этикет различных народов…………………29

Практические задания……………………………………………………….57

Тестовые задания…………………………………………………………….60

Глоссарий…………………………………………………………………….78

Библиографический список …………………………………………………80

 

 

ИСТОРИЯ ЭТИКЕТА

 

Этикет (etiquette) – в переводе с французского означает ярлык, этикетка, надпись. На основе значения «надпись» развилось понимание «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» или «церемониал».

Принято считать, что классические системы этикета сформировались в Англии и Франции. На приемах при дворе короля Франции Людовика XIV (1638 – 1715) гостям раздавали карточки (буквально – этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Однако само понятие «этикет» как свод определенных правил поведения людей зародилось в древности.

Уже в первобытном обществе можно найти шаблоны поведения, которые позже приобрели характер этикетных форм: добросовестный труд, подчинение старшим, охрана детей, захоронение умерших. Быт и нравственная жизнь родового общества были строго регламентированы. Каждый член рода знал, как надо поступать в различных житейских ситуациях: мать нужно уважать, в бою с врагами рода и племени не трусить и жизни своей не щадить, в питании быть воздержанным и неприхотливым, на работе не лодырничать, лишения переносить стойко и т.п. Вместе с тем, в родовом обществе была выработана система запретов – табу (или табуации). Список табуаций составлял многие тысячи запретов, например, связанные с прикосновением к трупу, с употреблением некоторых видов пищи, с особо важными актами личной жизни и общественного быта: инициациями, браком, половым актом и родами и др. Табу определяли поведение индивида, как в личной, так и в общественной жизни [8].

Окончательно этикет сформировался в классовом обществе, когда потребовалось, чтобы каждый класс и слой общества имели внешние отличительные признаки.

Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения встречаются в литературных текстах Древнего Шумера. Шумеры считали, что высокие моральные качества (а именно это они и подразумевали под этикетом), были дарованы человеку богами. И человек должен был четко следовать этим божественным предначертаниям [2]. До наших дней дошли памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутри дворцовых отношений и дипломатическими церемониями.

В Древней Индии этикет существовал в рамках кастовой системы. Брахмачарин (ученик) должен был знать правила общения с представителями и высших, и низших каст.

В Древнем Китае к 1-му тысячелетию до н. э. были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – «Чжоу ли» («Чжоуские церемонии»), «И ли» («Обрядник») и «Ли цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил поведения, проведения различных обрядов и регламентируют всю общественную жизнь до мелочей в соответствии с иерархической системой Древнего Китая. Правила, записанные в книге «Чжоу ли» (I в. до н. э.), воспринимались не как человеческие установки, но как отражение небесного порядка [33].

Начало системы придворного церемониала в Европе было положено в Древней Греции и до тонкостей разработано в Древнем Риме.

Международным эталоном считался древнегреческий этикет. По свидетельству историка Полибия, первые римские послы в эллинистических государствах поражали мягких и деликатных греков грубостью, неумением сдерживать свои чувства. По правилам этикета посол не должен был прерывать речи того лица, с которым разговаривал. Он обязан был терпеливо выслушать все, что ему говорили. Было не принято во время переговоров публично обвинять третьих лиц и т.п.

Древние греки, превозносили любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою – наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, но в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Все это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В республиканском Древнем Риме церемония отправления послов была весьма торжественной. Обычно они высылались группой в три и более (до десяти) человек – целое посольство. Каждый член такого коллегиального посольства получал золотой перстень, который давал право на беспошлинный провоз багажа через границу. Во время путешествия по морю послов сопровождал почетный эскорт кораблей. Для организации приема иностранных посланников в Риме была создана специальная должность «магистра церемониала». В честь иностранных гостей устраивались народные празднества, увеселения. Сенат принимал их на торжественном заседании и назначал для переговоров с ними специальную комиссию. При отъезде производился обмен подарками. Но, пожалуй, своей вершины римский церемониал достиг в праздничных шествиях – триумфах, посвященных победам римского войска при возвращении домой.

На церемониал международного общения большое влияние оказала практика Византийской империи. Торжественность и пышность византийского приема иностранных посольств была призвана ослеплять гостей, убеждать их в могуществе империи. Этикет использовался подчас вопреки своему естественному назначению, т.е. не для выражения чувств дружбы, а для демонстрации силы и превосходства

[28, с. 45-47.].

В то время как в Древней Греции, Древнем Риме и Византии уже были разработаны многочисленные и довольно строгие правила дипломатического, военного, дворцового этикета, на территориях Англии, Франции, Германии и прочих стран Европы в первые века новой эры еще встречались первобытные нравы, невежество, поклонение грубой силе и обжорство.

В XI веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет. Сами рыцари считали себя “цветом мира”, высшим слоем общества, они создали свой образ жизни, свой кодекс морали и нравов, особые нормы и ценности.

Ядро рыцарского кодекса чести составляла верность своему сеньору. Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом и влекли за собой исключение из военно-аристократической корпорации, которую и представляло собой рыцарство.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Это было связано с тем, что в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Он постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами. Рыцарь постоянно должен был подтверждать свое место в иерархии, которое зависело от количества и качества побежденных им рыцарей. Он не мог спокойно слушать о чужих успехах и стремился к тому, чтобы о его подвигах и его любовных приключениях знал «мир». Непременным свойством рыцаря, как человека благороднорожденного, должна была быть щедрость. От рыцаря требовалось, не торгуясь, дарить любому то, что он просил в качестве платы. «Лучше разориться, чем прослыть скупцом». Скупость же вела к потере звания, положения, к исключению из общества [22, с. 67].

В качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Отсюда особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметам, манерам. Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего ее человека. Носить не ту одежду, которая подобает человеку по его рангу, означало совершить грех гордыни или, наоборот, падения. Особое внимание в этом плане уделялось аксессуарам – головным уборам и перчаткам, которые точно указывали ранг.

От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или хотя бы читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым и физически, поскольку от него постоянно требовалась довольно большая физическая сила – иначе он просто не смог бы носить доспехи, которые весили 60 – 80 кг. Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому в этой среде были широко распространены различные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. При этом рыцарским клятвам и обетам придавался характер публичности.

Обязанностью рыцарей была и забота о сиротах, вдовах и вообще забота о слабых. Но все же главным составляющим рыцарского кодекса было отношение к врагу и женщине.

Одним из безусловных требований к рыцарю было мужество. Боязнь быть заподозренным в трусости, недостатке мужества диктовала и соответствующие формы поведения рыцаря в бою: он не имел права отступать; нельзя было убивать противника сзади; убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором; следовало предоставлять противнику, по возможности равные шансы (если противник упал с коня, рыцарь тоже слезал с коня) и т.д. [19, с. 72].

Все эти правила, обязательные в сражении, диктовались уважением к противнику, гордостью и, наконец, гуманностью. Главным для рыцаря была не сама победа, а поведение в бою, причем независимо от того, был ли этот бой настоящим сражением или рыцарским турниром, приобретшим особую популярность и пышность в XII – XIV вв., когда на них собирались рыцари со всех концов Европы.

Особым было и отношение рыцаря к своему коню и, конечно, к своему оружию, которое, как и одежда, было включено в этикетную классификацию: в зависимости от социального статуса в иерархической структуре предполагалось ношение того или иного оружия. Так, например, сабля и скрамаскас ценились выше, чем копье, лук и стрелы еще ниже.

Ну и, наконец, одной из важнейших обязанностей рыцаря было поклонение прекрасной даме.

Любовное служение, культ дамы были своего рода религией рыцарства. Любви придавалось исключительное значение. Она должна была облагораживать рыцаря, вдохновлять его на подвиги. Чтобы завоевать благосклонность своей возлюбленной, рыцарь должен был демонстрировать самоотречение, преданность, самоотверженность в служении. Он должен был уметь владеть собой, укрощать свои порывы.

Вместе с тем отношение к женщине зависело от того, кем она была: дамой благородного происхождения или простолюдинкой. Заботливость и обожание, разумеется, могли относиться только к даме из своего сословия. Изысканно ухаживая за женщиной, оказывая ей всевозможные знаки внимания и любви, рыцарь тем самым подчеркивал свою принадлежность к миру избранных.

Кодекс рыцарской чести лег в основу придворного этикета более позднего времени, который, в свою очередь, оказал существенное влияние на становление этикета наших дней [19, с. 80].

Развитие этикета в странах Европы было связано и с распространением христианства. Позднее сложная процедура христианского богослужения легла в основу правил светского этикета.

Так известный трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», изданный в 1204 г., был сочинен испанским священником Педро Альфонсо. Книга была предназначена для духовенства. На ее основе, впоследствии, вышли пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них преобладали правила поведения за столом. Затрагивались и другие вопросы – порядок ведения бесед, приема гостей. Эти правила считались пригодными и для дипломатов.
Первый свод правил европейского этикета вышел в свет в 1558 году в Италии под названием «II Galateo, overo de'costume» («Правила хороших манер и комплиментов»). Автором его был священнослужитель Джованни делла Каза. Это руководство, написанное с душой и изложенное в форме наставлений воспитателя своему питомцу, касается организации образцового стиля жизни, а также правил деликатности и такта. Эта книга стала настолько популярной, что в Италии само слово «Galateo» стало синонимом учения о хороших манерах.

С XV в. придворный этикет в Европе все более усложнялся. Вся жизнь придворных была строго регламентирована. Писались сотни пособий по этикету, из которых следовало, что чем выше ранг вельможи, тем большему числу правил он обязан был подчиняться. Появилась специальная должность – церемониймейстер (распорядитель церемоний, а по сути – главный знаток этикета). Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Право первенства в придворном этикете приобретает определяющий характер. Вопрос преимущества кого-либо зачастую становится вопросом жизни и смерти, так как непростительным оскорблением считалось занятие, хотя бы и нечаянное, чужого места или вход в комнату раньше персоны более высокого ранга. Поэтому все поведенческие нормы были тщательно формализованы. При бургундском дворе было точно предписано, каким именно придворным дамам можно было ходить рука об руку и т.п. Известны случаи, когда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Особенно сложная система этикета установилась во Франции во времена абсолютизма королевской власти. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638–1715). Жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Церемонии того времени возносили короля до уровня недоступного божества. Утром, при пробуждении короля, на него надевали халат главный хранитель опочивальни и несколько придворных, причем было расписано не только то, кто какую именно оказывал услугу, но и их движения. Затем двери опочивальни открывались, и короля могли лицезреть придворные высших рангов, склонившиеся в глубоком поклоне. Король произносил молитву и выходил в другую комнату, где одевался, при этом ему вновь прислуживали представители высшей знати, в то время как остальные придворные, стояли в отдалении в почтительном молчании. Затем король удалялся в часовню, идя во главе процессии. Во время королевской трапезы все придворные должны были стоять, соблюдая полнейшую тишину. Король восседал в кресле. Королева и принцы, имели право сидеть на стульях, а другие члены королевской семьи – на табуретах. Король мог оказать величайшую честь знатной даме, позволив ей сесть на табурет. В таких условиях принципиальное значение придавалось вопросам первенства, и никто уже не уступал, как в средние века, своих привилегий и прав другому. Тот, кто удостаивался особой чести, мог получить дополнительные социальные и, что не менее важно, материальные преимущества перед другими. Чины, милости, деньги, поместья – все добывалось именно при дворе, в толпе придворных, подчиненной этой строжайшей иерархии. Придворные были вынуждены ежедневно проводить стоя долгие часы ожидания, терпеть скуку королевской трапезы и унизительные обязанности прислуги для того, чтобы быть замеченными королем [14, с. 28-30].

Французский этикет Людовика XIV был несомненным и логичным продолжением этикета, созданного в XVIII веке Людовиком XV. Однако, поведение при королевском дворе уже сильно отличается от принятого в век абсолютизма. Этикетные нормы становятся значительно демократичнее под влиянием новых социальных условий.

Хорошее воспитание в XVIII веке предусматривало естественную манеру держаться в сочетании с вежливостью и вниманием к другим людям. Большое значение придавалось скромности, но она не должна была быть сопряжена с застенчивостью и неловкостью. Воспитанный человек должен был быть внимателен при употреблении титулов и имен, не говорить много о себе, владеть собой и не демонстрировать своих эмоций. Громкий смех осуждался как проявление вульгарности, то же самое касалось употребления пословиц и просторечных выражений. Не допускалось пренебрежение к низшим и грубость к кому бы то ни было, включая слуг. Важным представлялось иметь хорошую осанку, хорошо танцевать и тщательно следить за своей одеждой (имеется в виду не только следование моде, но и безукоризненная чистота, игнорируемая ранее). По-прежнему придавалось большое значение соблюдению всех форм вежливости по отношению к женщине – следовало почтительно приветствовать ее, не сидеть, когда она стоит, оказывать всевозможные услуги, а порой и открыто льстить.

Придворный должен быть любезен и внимателен, избегать сплетен, злоязычия и лжи. Он обязан был хорошо говорить на нескольких языках, уметь играть в карты, не обращать внимания на денежные потери, петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, практиковать модные в то время виды спорта, но отнюдь не игры простонародья. На войне ему рекомендовалось избегать ненужного риска, если он находился вне поля командира. Вежливость его должна была возрастать в зависимости от ранга собеседника, а по отношению к королю его манеры должны были напоминать поведение слуги перед господином [11, с. 54-55].

Между тем, влияние этикета на придворную жизнь постепенно начинает ослабевать. Это вызвано кризисом феодального общества, который породил новые ценности и идеалы, новое представление о человеке. Теперь идеалом является не феодальный сеньор или придворный вельможа, а буржуа – «добрый человек» во Франции, «джентльмен» в Англии. Щедрость, расточительность, праздность дворянского образа жизни постепенно сменяется такими добродетелями буржуа как трудолюбие, бережливость, полезность, которые впоследствии лягут в основу правил поведения среднего класса. Основная позиция этих правил – респектабельность и репутация. Потеря репутации для буржуа была невосполнима, она вела к разрыву с привычным кругом общения.

Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуазной среде XIX в. Этикет становится своеобразным средством достижения успеха, как в бизнесе, так и в частной жизни. Теперь не знатность, а успех, талант и богатство определяют статус личности в обществе.

Владение правилами хорошего тона позволяло не только занять определенное положение в обществе, но и именоваться джентльменом. Требования к джентльмену были одинаковыми во всех странах Европы и Америки. Это благородство характера, личные достоинства, образованность, воспитанность человека и т.п. Джентльмена отличала: легкость, владение собой, вежливость, умение вести беседу, способность никогда не причинять боль, возвышенные принципы, тонкость суждений, красноречие, вкус, уважение к приличиям, благородство и терпимость, искренность и осмотрительность, честность, а также хорошие манеры и личный шарм [4, с. 24- 27].

Изначально считалось, что истинный джентльмен должен быть человеком благородного происхождения и принадлежать к аристократическому сословию. Знатное происхождение подтверждалось наличием генеалогического древа и обеспечивало право ношения герба. Другое не менее важное социальное отличие джентльмена – он должен владеть землей или ценным имуществом: это освобождало его от необходимости трудиться, чтобы заработать себе на жизнь. Однако со временем эти критерии стали размываться, и на первый план выходят косвенные признаки: воспитание и образование, сопровождающие знатное происхождение и владение собственностью. Особый акцент делается на кодексе чести и этикете, манерах и стиле времяпрепровождения. По мере демократизации европейского общества после буржуазных революций в Европе эти вторичные параметры становятся доминирующими, вытесняя исходные принципы. Владение собственностью, к примеру, рассматривается как гарант финансовой независимости, а она, в свою очередь, переосмысливается как основа независимого характера, отличительные свойства которого – уверенность в себе и «врожденное» чувство собственного достоинства, спокойное самоуважение. Имея средства к существованию, джентльмен-землевладелец мог позволить себе всяческие хобби: разведение собак и лошадей, коллекционирование, изучение для собственного удовольствия древних языков или истории. Важно было иметь способность к импровизации, экспериментам и нетривиальным решениям в любой ситуации, демонстрирующие незаурядный характер и свободный ум.

В XIX веке, когда многим джентльменам приходится так или иначе работать, установка на любительство уходит на второй план, и общество признает необходимые исключения из правил. Джентльменам позволялось заниматься управлением государством или дипломатической службой, религиозной деятельностью, военным делом и спортом. Занятие коммерцией, торговлей полностью исключалось. Считалось, что джентльмен принципиально не может зарабатывать себе на жизнь ручным трудом. Писательство считалось занятием, достойным только для часов досуга, а жить на литературные гонорары было и вовсе неприличным: именно по этой причине многие прославленные авторы, такие как Вальтер Скотт, долгое время печатались под псевдонимом, а лорд Байрон почти ничего не получал за свои поэмы.

И, если в Средние века джентльменский кодекс чести предписывал: не добивать слабого, галантно опекать женщин, вызывать за оскорбление на дуэль, не жульничать в карточной игре, верить равному по происхождению на слово и т.п., то в XIX веке кодекс чести сам по себе воспринимается как главное определение джентльмена. В начале, это носило характер чисто сословных привилегий – например, джентльмена в суде освобождали от принесения присяги, поскольку верили слову чести. Требования чести соблюдались в первую очередь по отношению к людям своего круга – аристократ не мог, к примеру, вызвать на дуэль лавочника, даже если тот оскорбил его. При этом невыполнение обязательств по отношению к людям низшего сословия могло даже служить предметом бравады. Джентльмен постоянно имел кредиторов среди поставщиков провизии, прачек, портных, торговцев табаком. Гарантом служил его титул, владение недвижимостью и – в некоторых особых случаях – королевское покровительство.

В личных отношениях с нижестоящими людьми идеалом было ровное, сдержанное обращение, исключающее как высокомерие, так и панибратство. Критерием истинной леди, считался ее стиль поведения с прислугой. Равным образом джентльмен не делает различий в обращении с женой дома и на публике. Его спокойный тон исключает и грубость, и сюсюканье. Перемена тона в зависимости от присутствия посторонних недопустима, жена всегда может рассчитывать на ровное уважительное обращение. А если джентльмен поддерживает близкие отношения с замужней дамой, он, конечно, не должен упоминать ее имя, чтобы потешить собственное тщеславие [4, с. 81-84].

Традиционно в кодекс добродетелей джентльмена входила спортивная закалка, способность терпеть холод, жару и всяческие телесные лишения, невозмутимость. Истинный джентльмен, тренируя волю, не должен проявлять свои чувства, особенно смущение или изумление. Его отличало немногословие и недоверие к слишком эмоциональным оценкам. «Неплохо» – такова его высшая похвала. Императив «сдержанности» настоятельно предписывал умолчание, когда речь идет о финансах. В разговорах с людьми своего круга джентльмен никогда не называет точную стоимость своих приобретений и не осведомляется о цене вещей, имеющихся у его знакомых. Он вообще предпочитает по возможности поменьше афишировать все бюджетные детали, и ему претит вульгарная финансовая откровенность, нередко свойственная как нуворишам, так и беднякам. Спрашивать точные цифры бестактно, и даже при прямом вопросе джентльмен всегда найдет способ элегантно уклониться от ответа.

Кредо джентльмена – самореализация личности, что подразумевает позитивную философию прижизненного успеха.

Джентльмен пренебрегает сиюминутной модой: он – приверженец традиционных вещей, адепт устоявшегося. Классический канон, тем не менее, не отменяет права на экстравагантность, особенно если речь идет о собственном комфорте. У каждого джентльмена есть любимая вещь, которая носится годами, и чем явственнее на ней следы времени, тем ценнее она в глазах хозяина. Поэтому на аристократических сборищах порой можно было увидеть джентльменов в протертых чуть ли не до дыр твидовых пиджаках или в залатанных брюках. Так, известный философ Бертран Расселл как-то сказал о политике-консерваторе Энтони Идене, что тот «слишком хорошо одевается, чтобы быть джентльменом». По этой причине некоторые джентльмены ненавязчиво подчеркивали некоторую небрежность и мужественность в одежде и во внешности [4, с. 85].

Таким образом, своеобразие этикетной культуры Нового времени воплотилось в ряде таких характеристик как: практичность норм этикета, их апелляция к здравому смыслу, нравственная содержательность этикета, равенство людей разных социальных статусов перед требованиями общественных приличий, не догматичность этикета, динамизм и изменчивость его правил.

Этикет в России

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций, в целом мало подверженных иноземным влияниям. Тем не менее, во времена Киевской Руси (первая треть XII века) в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснившие языческие и скандинавские. В деревне во многом сохранялась исконная языческая культура вплоть до XIX века. После татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, в русскую культуру проникают восточные нормы поведения. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (XVI - XVII вв).

Крестьянский и городской быт мало отличались, но именно в городе возникло понятие «светской жизни», связанное с обществом и государственной службой. С развитием феодальных отношений обособились нормы поведения высших (бояр, дворян) и низших (крестьян, посадских людей и т. п.) сословий.

Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных – родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи, равного – в сенях, младшего – в комнате.

Одежда у мужчин и женщин имела одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего - домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали их под волосник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично.

На различия в общественном положении указывал головной убор. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями. Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке.

В поездках и путешествиях предпочитали санный и водный пути, сани и струги, так как дороги были плохие. Летом старики ездили в колымагах и даже в санях; молодые ездили верхом.

Знатный человек ехал, окруженный свитой, слуги били в литавры, чтобы отпугнуть прохожих на дороге. Женские повозки скрывали пассажирок, но имелись небольшие слюдяные оконца.

Пиры устраивались как одним лицом, так и несколькими хозяевами одновременно - такие пиры назывались «братчинами». Хозяин готовился загодя, украшал горницу (реже и сени) мехами, коврами, драгоценными сосудами; гостей усаживали по «чину». Сначала выпивали по чарке водки, закусывая хлебом, наломанным хозяином, затем шли перемены блюд.

По церковным праздникам устраивались пиры с участием духовных лиц. Начинали их после обедни, важный гость сидел в «красном углу», во время пира часто пел священник или дьякон. Если женщины приглашались на пир, то они ели за отдельным столом в особой комнате.

Суровый повседневный труд в России с ее тяжелым климатом, не оставлял много времени для развлечений. Излюбленным досугом высшего круга общества была охота: псовая и соколиная.

Общедоступным всенародным зрелищем и действом были церковные службы, привившие народу любовь к музыке; песня сопровождала русского человека везде и всегда. Число и характер развлечений строго ограничивалось церковью, чей авторитет был непоколебим. Зимние забавы - катание на коньках, спуск с ледяных гор - развлекали все слои общества [32]. Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха. При­ведем некоторые отрывки из этого сочинения: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не по­зволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не оста­новитесь в пути, везде напойте и накормите вся­кого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, –...угостите пищей или питьем... Боль­ного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...»

Позже, в первой половине XVI века, в Рос­сии была написана книга, называемая Домостро­ем, которая содержала в себе полезные сведения, поучения и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам. Автор «Домостроя» протопоп Сильвестр разработал сво­еобразный кодекс поведения горожанина, осно­ванный на справедливом и гуманном отношении людей друг к другу. Эта книга охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести до­машнее хозяйство, как встречать гостей и нано­сить ответные визиты и т. д.

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Пет­ра I была издана книга «Юности честное зерца­ло или показание к житейскому обхождению, со­бранное от разных авторов». Она состояла из двух частей. Одна включала азбуку, цифры и духовные наставления. Вторая содержала правила поведения, отражающие основные принципы русского дворянского общества для «младых отроков» и девушек дворянского сословия.

Молодому дворянину вменялось учиться иностранным языкам, фехтованию, танцам и верховой езде, послушанию родителям и старшим. Девицам должно было учиться смирению, трудолюбию, молчаливости, также с почтением относиться к родителям. Уделено в книге внимание правилам поведения на государственной службе, за столом, при общении с другими людьми.

«Юности честное зерцало» пропитано духом петровских преобразований, оно несло в себе призыв не кичиться роскошью и знатностью, а гордиться делами. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости, и придерживающегося европейских светских манер. Фактически, это первый в России учебник этикета. Пособие имело большой успех. Оно было переиздано дважды в 1717 году. Популярность пособия не падала в течение всего XVIII столетия [32].

С течением времени этикет в России все боль­ше и больше подвергался европейскому влиянию. Уже во времена царствования императрицы Анны доминирующим стало французское влия­ние. Признаком хорошего воспитания считалось безупречное владение французским языком, поэтому для воспитания своих детей приглашали французских гувернеров. В крупных городах по­явились французские парикмахеры, модистки, открылись лавки с модной одеждой. Все истинно русское, национальное стало восприниматься как крепостное, рабское. Такое влияние было доста­точно сильным вплоть до Отечественной войны 1812 года, когда сильны стали патриотические настроения. После отмены крепостного права в 1861 году многие сословные различия отошли на второй план. В это время этикет становится дос­тоянием более широкого круга людей. Крестья­не в своей повседневной жизни тоже руковод­ствовались особыми правилами, которые имели в своей основе патриархальные традиции. Глав­ным в крестьянской семье считался старший по возрасту мужчина, к нему относились с боль­шим уважением и почтением. Право первому сесть за стол принадлежало главе семьи.

В 1890 году в Санкт-Пе­тербурге была опубликована книга «Жизнь в свете, дома и при дворе» – где были прописаны правила этикета, занятия, предназначенные для высших слоев России.

Набор светских развлечений включал официальные и семейные визиты, балы, поездки в театр, гулянья в парках, катания в праздники и т.д. Все эти развлечения становятся все более открытыми, в подражание парижским появляются публичные балы и маскарады, куда можно было просто купить билет. Планировка столичных и провинциальных городов обязательно должна была включать бульвары - по которым можно было прогуливаться, сидеть на скамейках с книгой или рукоделием. Все больше внимания уделяется спортивным занятиям – охоте и верховой езде, особенно аристократичным считается занятие лаун-теннисом. Массовым увлечением становиться бег на коньках. К развлечениям стремятся и низшие сословия: самым доступным для них оказываются цирк и кинематограф. Появляется эстрада в современном понимании этого слова. Актеры, прежде в общественном сознании принадлежавшие к самым низам общества, становятся кумирами публики, и принимать их у себя теперь большая честь. Большим успехом пользуются " живые картины", любительские спектакли [32].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь