Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Детский фольклор и его использование в работе с дошкольниками



Курсовая работа

Детский фольклор и его использование в работе с дошкольниками

специальность

Дошкольное образование

(углубленной подготовки)

 

студентки 3 курса группы В

заочного отделения Соколовой Анны

Александровны

Руководитель работы:

преподаватель

Шохина Ирина

Леонидовна

Сокол

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

 

1. Педагогические принципы и возможности фольклора…………………….5

2. Малые жанры фольклора в детском чтении……………………………….10

3. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора…………………………………………………………………….19

Глава 2

4. Методика использования малых форм фольклора в развитии ребенка

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

Практическая часть.

 

 

И обязательно 2 глава, где представить базу, что будете исследовать (методику ), и спланировать предварительную работу.


Введение

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и так далее, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики,

Актуальность данной темы подтверждается пристальным вниманием к фольклорным произведениям специалистов различных направлений: этнографов, психологов, науки - этнопедагогики, фольклористики, этнографии, историков, и самое главное - это педагогов. Актуальность обусловлена также необходимостью изучения произведений детского фольклора - как народной педагогики, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древняя педагогическая наука, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею.

Таким образом, фольклор - важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Сегодня устная народная словесность приходит к малышу иным путём, чем столетия назад. И всё - таки даже сегодня, как и в древности, каждый ребенок проживает путь дочитательский, дописьменный, когда воспринимает народную словесность, художественный текст на слух - в чтении старших. Народная словесность частично сохраняется в устной обыденной речи. С внимания к устной речи, ее идиоматике начинается формирование культурного человека.

Изучение содержательного богатства фольклора, которому большое внимание уделено в работах Н.В. Асафьевой, А.В. Запорожца, М.М. Бахтина, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, В.Н. Топорова, Н.А. Хренова, А.Ф. Крыловой, Т.Я. Шпикаловой, З. Косовой и других, позволяет утверждать о наличии заложенных в нем больших возможностей по социально-психологическому и педагогическому воздействию на развитие и становление личности.

 

Цели исследования:

1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.

Задачи исследования:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

6.Проанализировать педагогические принципы и возможности детского фольклора.

7.Изучить специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора.

8. Изучить значимость произведений детского фольклора в народной педагогике.

Исходя из данной темы, объектом исследования будут малые формы устного народного творчества.

Предметом исследования являются особенности использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение особенностей использования малых форм устного народного творчества в работе воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста.

В исследовании мы выдвигаем такое предположение, что эффективность работы воспитателя по привитию детям знаний малых форм устного народного творчества находит отражения в умении детьми применять эти формы в повседневной деятельности.

З адачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме разнообразия малых форм устного народного творчества.

2. Выявить актуальный уровень знания детей среднего дошкольного возраста малых форм устного народного творчества.

Методы исследования:

1. Теоретические - библиографическое описание, выписки, конспектирование.

2. Эмпирические - эксперимент, математическая обработка данных.

База исследования: Детский сад номер 2, с Сямжа, средняя группа 20чел.


 

Глава 2

Практическая часть

Теоретическое обоснование.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Л.В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш, О.Н.Сомкова), словесного творчества (С.В.Теплицына, М.Ф.Фадеева).

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

3). Цель и задачи по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

Цель: развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.

Задачи:

1. Учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

2. Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.

3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.)

4. Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

Прогнозирование результата

Вся проделанная работа позволит:

· повысить у детей уровень слуховой памяти, внимания, речи;

· развить способность различать формы художественной литературы;

· сформирует уважение и бережное отношение к книгам у детей;

· повысить у детей интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию по желанию произведений художественной литературы;

· сформирует способность у детей умения выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;

· использовать детьми самостоятельно малых форм фольклора в игровой деятельности.

2. Содержание работы

повышение профессионального уровня создание условий в группе   повышение педагогической грамотности родителей дети
-изучение литературы, -создание картотеки по малым формам фольклора -картотека иллюстраций, -приобретение книг с произведениями, -подбор игрушек и игровых материалов, -подбор дидактических игр. -создание буклетов -внесение в группу книг, иллюстраций

1). Пути реализации работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора
.

2). Методы и приемы развития речи
посредством малых форм фольклора.

Я использую следующие приемы и методы развития речи на материале фольклорных произведений.

1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

1) Для расширения представления детей о героях произведения, я задаю вопрос-Кто главные герои сказки?

2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя – Лиса-какая она?

3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями -Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

2. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

3. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детеймыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности.

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

4. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.

5. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.

6. Использование малых форм фольклора:

а) Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Для детей младшего дошкольного возраста использую загадки с точно названными признаками. (Приложение 1)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова)

б) Поговорки и пословицы - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться, Все за одного и один за всех.

в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя) (Приложение 3)

г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. (Приложение 4)

д) Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения (Дождик, дождик) (Приложение 5)

е) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый)

7. Игры – драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. ( Вышла курочка гулять) (Приложение 2)

8. Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм – забавам с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и методов.

4). Система работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

Ведется в двух направлениях:

II Самостоятельная деятельность детей

1. игровая деятельность;

2. самостоятельная деятельность детей в центрах развития.

3. Результат работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития речи и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Продиагностировано было 20 человек.

 

Диаграмма 1 Уровня развития речи детей.

Результат по уровню развития речи показал, что в группе 4 человека с низким уровнем и 13 - со средним. После проведенной работы количество детей со средним и низким уровнем уменьшилось, но зато увеличилось количество детей с высоким уровнем за счет тех детей, которые имели средний уровень развития речи.

  Малые формы фольклора            
  Потешки Загадки Колыбельные песни Пестушки Приговорки Прибаутки Поговорки
Начало года
Контрольный срез

Таблица 1 Знание малых форм фольклора, использование в самостоятельной деятельности.

Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Наблюдая, мы видим, что в середине года, сделав контрольный срез, после проделанной работы, число детей увеличилось.

Результативность использования фольклора в процессе развития речи можно увидеть в том, что дети стали более общительны, эмоциональны, с радостью и удовольствием используют в своей речи потешки, заклички, прибаутки и т.д. Дети пытаются рассказывать наизусть с интонацией, сопровождая жестами, движениями и мимикой.

I. Перспектива по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

 

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

- накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций и т.д.;

- конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора;

-организация и проведение праздника «В гостях у Бабушки - Загадушки» на основе изученных малых форм фольклора;

-организовать в ДОУ уголок «Устное народное творчество» с использованием малых форм фольклора.

Мониторинг (диагностика)

1. Диагностика уровня речевого развития детей.

2. Наблюдение:

-обогащение словарного запаса;

-использование фольклора в речи;

-приобщение к народным традициям.

Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей:

1. Умеет отвечать на вопрос полным распространённым предложением (из 3 и более слов).

2. Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.

3. Пересказывает сказку.

4. Умеет замечать неточности в небылицах.

5. Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.

6. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (например, объяснить значение пословицы)

7. Называет жанры фольклора (3 и более)

Критерии оценки вопросов:

Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации; замечает неточности в небылице; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословиц, поговорок, считалок и т. д.

Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но не в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; даёт свои варианты, исправляя неточности в небылице; вместо значения слов даёт описание предмета, либо даёт не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может; составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному - два примера на каждый предложенный жанр.

Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; не замечает неточность в небылице; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказа без учёта задания; практически не знает пословиц, загадок, считалок, поговорок и т. д.

 

 

Приложения

Приложение 1

Загадки

Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Идет, мычит, качается.. (Бычок)

В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает. (Корова)

Зернышко клюет,

Песни поет. (Петушок)

Зеленую подружку под новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

Приложение 2

Игры-драматизации

Заинька, покрутись.

Серенький, походи.

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк походи.

Заинька подбодрись,

Серенький, подбодрись.

Вот-так вот сяк подбодрись,

Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись.

Серенький, повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Заинька, попляши.

Серенький, попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Заинька, поклонись.

Серенький, поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит грызет,

Ай хозяин идет.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Съели жёлтого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Приложение 3

Пестушки

Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Сорока-ворона

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Приложение 4

Колыбельные песни

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки...

Гули сели на ели,

Разговоры завели.

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Приложение 5

Приговорки

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Считалки

В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки.

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели.

Шел котик по лавочке-

Раздавал булавочки,

Шел по скамеечке-

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Приложение 10

Заклички

Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Кол околнышко!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин

молока.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

 

 

Литература:

1. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. – М.: Либроком, 2010. - 360 с.

1. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публикация А.Н.Мартыновой // Из истории русской фольклористики. - Л.: Лениздат, 1978. - 405 с.

2. Горький А. М. Сбор. Соч. В 30-ти т. - Т. 23. - М.: Гослитиздат, 1978. - С. 132.

3. Дьяченко О. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. // Дошкольное воспитание. - № 8. -1993. - С. 46-51.

4. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: СЭ, 1966. – 375 с.

5. Литература и фантазия: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Сост. Л.Е. Стрельцова. –М.: Просвещение, 1992. -256с.

6. Маркс К. Энгельс Ф. Об искусстве // Соч.: В 2 т. - М.: Искусство, 1983. - Т. 1. - 605 с.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987. –239с.

8. Науменко Г.М. Дождик, дождик, перестань! Русское народное музыкальное творчество. – М.: Советский композитор, 1988. -192с.

9. Петровский М. Метафора // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А—П. - Стб. 434—437.

10. Словарь литературных терминов/ Ред. И сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М.: Просвещение, 1974. – 509 с.

11. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 1972. – 280с.

12. Тренинг по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. -254с.

13. Хисамова А.Х. Детский фольклор. Программа и методические рекомендации для учителей. (Из опыта работы). – Казань, 1995. -105с

Перспективное планирование по фольклору

Год.

 

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя

как духовно­значимую личность, развить способность художественного,

эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить

непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством

формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и

нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление.

Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности,

приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою

индивидуальность.

Основным условием музыкального воспитания дошкольников средствами

музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке,

начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия

у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности,

умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность,

эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности

ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а

также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками,

календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний

мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к

народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно

назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому

главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о

народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время

творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей

ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее

влияние на личность ребенка.

Цель: ­ побуждать детей к творческой самореализации на народных

праздниках и развлечениях.

Задачи:

Побуждать детей к участию в традиционных и обрядовых праздниках.

Развитие музыкально­эстетического восприятия песен и хороводов

народного характера

Развить целостное восприятие народных праздников: получать эстетическое

удовольствие от восприятия народной песни, хоровода, потешки, игры,

чувствовать характер и настроение.

Развивать музыкально­слуховые певческие настроения.

Отмечать яркие эмоциональные переживания и отзывчивость на народные

праздники.

Использовать в самостоятельной деятельности народные игры и попевки.

Сформировать потребность эмоционально высказываться о прошедших

праздниках и развлечениях, высказывать эстетические суждения о

содержании и характере народного праздника, выражать свои впечатления в

творческой исполнительской деятельности.

Проявлять творчество в исполнении народных хороводов и игр.

Май

«Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошечко»

«Весенний хоровод» Рассказ о народном празднике «Алексей — с гор

потоки». Проведение русских народных игр «КОРАБЛИКИ», «Родничок»,

«Плетень» и «Ручеек». Рассказывание докучных сказок, дразнилок,

загадывание загадок и т. п. Частушки ­ Выразительное исполнение.

Вокальная разминка:

«Скок ­ поскок» «Жаворонушки, прилетите­ка»

Игра на музыкальном инструменте — дудочка Использование на занятиях

мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Исполнение русских

народных песен «Как у нас –то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок»,

«Гуси вы. гуси», «Курочка­рябушечка»

Подвижная игра: «Весёлый бубен»

Развлечение

«Весенний хоровод»

Июнь

«Друг за дружку держаться, ничего не бояться»

Объяснить значение пословицы

Троица Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки,

«кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр

«Венок» и «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение

песни «Березынька»

Вокальная разминка

«Лиса по лесу ходила» русская народная потешка

«Горошина»

Пение: хоровод «Во поле берёза стояла»

«Во саду ли в огороде»

Подвижная игра «Лапти»

Игра на шумовых инструментах: трещотки, бубны, ложки

Развлечение «Как играли наши бабушки и деды»

 

Курсовая работа

Детский фольклор и его использование в работе с дошкольниками

специальность

Дошкольное образование

(углубленной подготовки)

 

студентки 3 курса группы В

заочного отделения Соколовой Анны

Александровны

Руководитель работы:

преподаватель

Шохина Ирина

Леонидовна

Сокол

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

 

1. Педагогические принципы и возможности фольклора…………………….5

2. Малые жанры фольклора в детском чтении……………………………….10

3. Специфические особенности жанрового многообразия детского фольклора…………………………………………………………………….19

Глава 2

4. Методика использования малых форм фольклора в развитии ребенка

Заключение……………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………………..

Практическая часть.

 

 

И обязательно 2 глава, где представить базу, что будете исследовать (методику ), и спланировать предварительную работу.


Введение

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства.

Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей, эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклорам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.262 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь