Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История возникновения и развития открытки. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, либо, как ее иногда называли в конце XIX - начале XX века, " артистическая карточка", имея в виду наличие на открытке какого-либо изображения, того, что создавалось художниками, не имеет одной, точно определенной даты рождения. Процесс этот имел немало линий и направлений развития, да и времени прошло предостаточно, прежде чем открытка приняла более или менее привычный сегодня вид. Впрочем, это вполне понятно, так как события, происходящие в мире, не обязательно развиваются последовательно и в одном направлении. У жизни существует своя логика. И хотя единой даты появления открытки не существует, поскольку в каждой из стран этот путь был различным, однако уже конец XIX века оставил нам немалое число прекрасных образцов данного жанра, и потому это время вполне обоснованно можно назвать периодом расцвета искусства открытки. Появление открытки во многом было вызвано сугубо практическими надобностями, да и сегодня она, не утратив своей первоначальной функции, является одним из видов почтовой связи, хотя и мало распространенным по причине наличия более скоростных вариантов передачи информации. Ныне функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее главным образом как атрибут праздника и поздравления. Итак, давайте посмотрим на некоторые из сохранившихся документальных свидетельств, касающихся жизни этого жанра, в сегодняшней терминологии отнесенного к графическому дизайну. Одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда " Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что «по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». Автором этого изобретения называется гравер Демезон. Сами открытки этого периода до наших дней не дошли. В это же время во Франции получают широкое распространение гравированные карточки типа наших адресных и рекламных открыток, которые были созданы французским гравером XVIII века Шоффаром, известным рисовальщиком и иллюстратором произведений Ж.Ж. Руссо, Овидия и Лафонтена. Он же придумал самые первые визитные карточки, прототипы нынешних, но более помпезные и пышные. Первой из них стала созданная в 1760-е годы его собственная личная карточка с подробным адресом, которая была украшена виньетками. Примером подобных карточек является гравированная карточка, выполненная по заказу испанского гранда де Агвилар-и-Сантиллан. Здесь присутствует орел как аллегория знатности заказчика, военные трофеи и знамена, свидетельствующие о мужестве, играющие амуры и музицирующий мечтательный юноша, которые представляют лирическую сторону жизни владельца карточки. Словом, все необходимые атрибуты жизни для аристократа того времени налицо. Парадный и декоративный характер изображения хорошо работает на поддержание престижа гранда, без сомнения художник со своей задачей справился успешно. Тогда же, в XVIII веке, гравированные карточки типа современных визитных впервые появляются в России. Они значительно отличались от того, что делал Шоффар, хотя русские вельможи, придерживавшиеся французского этикета, несомненно, знали об этом новшестве. Сохранилось несколько таких гравированных, то есть выполненных в технике печати, карточек. Сама простая и скромная из них принадлежит писателю Денису Ивановичу Фонвизину, она состоит из монограммы писателя, ограниченной простой орнаментальной рамкой. Более интересна визитная карточка Александра Васильевича Суворова, где изображена охотничья сцена - вепрь, затравленный собаками. Вполне естественно предположить, что здесь перед нами вполне явная аллегория, свидетельствующая о положении Суворова при дворе. Как считают исследователи, и не без оснований, возникновение изобразительной части открыток произошло не без влияния еще одного малоизвестного сегодня, а когда-то широко бытовавшего жанра изобразительного искусства. Считается, что дальними предками открытых писем являются так называемые русские народные или лубочные картинки, которые под разными названиями существовали в Германии, Франции и Англии. В Россию народные картинки были завезены в первой половине XVII века из Германии. Это были гравированные листы, раскрашенные от руки, которые в старину украшали жилища простого люда: крестьян и ремесленников. Лубок существовал до начала ХХ века, когда его место заняла фотография. Первоначально это были так называемые немецкие или " фряжские" потешные листы, нередко имевшие религиозное содержание, позднее они превратились в копии икон, которые были широко распространены по причине дешевизны. Нередко в крестьянской избе можно было встретить одновременно и бумажные иконы, и потешные листы. Зачастую лубочными картинками для красоты оклеивали сундуки, но чаще они украшали стены крестьянской избы. Лубок, впрочем, как и все народное искусство, имел множество функций: в крестьянском доме он играл роль поучения и развлечения, украшения и обучения, поскольку обычно содержал текстовую часть, по которой можно было учиться читать. Картинки были для народа своеобразными учебниками по истории и географии, они высмеивали пороки и показывали добродетельные образцы поведения. В XVIII веке в русских лубочных картинках очень популярными были героические картинки, где в начале столетия, в петровскую эпоху, в соответствии с духом времени с его радикальными реформами изображали богатырей. Ближе к середине века, в эпоху Елизаветы богатырей сменили изображения кавалеров и дам либо героев западноевропейских романов, изображенных на русский лад, но с иностранными именами, которые появились как подражание французскому галантному жанру. Пример тому - лубок " Храбрый витязь Венциан Францел", где уже само название выдает французское происхождение героя. На лубках встречаются и изображения исторических персонажей, но в простонародной, фольклорной интерпретации. Так, широко известная картинка XVIII века " Кот казанский" исследователями обычно трактуется как зашифрованное изображение Петра I, вероятно по причине наличия усов. Такова и " Битва Александра Македонского с индийским царем Пором", которая была популярна как в XVIII, так и в XIX веке. Лубок служил источником информации, изображая как знаменитые архитектурные памятники (" Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря" ), так и другие диковины тех лет, это мог быть " Сильный зверь слон", который для людей XVIII века был редкостью, или необычайно большой " Кит, пойманный в Белом море". Лубок представлял зрителям и совершенно фантастические существа, пример тому " Райская птица Алконост". В виде лубочной картинки мог быть издан привычный сегодня настенный календарь (" Солнце со знаками зодиака" ). Очень популярен в народе был и сюжет " Аника-воин и смерть", имя героя которого стало нарицательным, обозначая тщетность усилий, потому как враг Аники был непобедимым и исход этой встречи был заранее предопределен. Таким образом, здесь мы уже встречаемся с философским пониманием смысла жизни и отношением к концу жизни каждого человека. Хотя картинки могли помещаться в избе и просто для красоты (" Сова" ), радуя глаз и украшая интерьер. Лубок был широко распространен и очень популярен в народе. Художник Виктор Васнецов, автор знаменитой " Аленушки", в работе " Книжная лавка" как раз и изобразил сцену на ярмарке, где можно видеть разложенные на прилавке лубочные картинки. Картинки изменялись на протяжении XVIII и XIX столетий как по сюжетам, так и с точки зрения технологии. Если в XVIII веке доски, с которых печатали лубки, были деревянными, то в XIX веке они стали металлическими, и потому появилась возможность делать линейный рисунок более тонким и изящным. Наиболее популярные сюжеты народных картинок в более позднее время, в начале XX века, иногда воспроизводились и в виде открыток. Однако настала пора вернуться из экскурса в историю лубка непосредственно к предмету нашего разговора - открыткам. Посмотрим, как развивались события дальше, выяснив, в частности, каким образом возникла идея не только вместо письма в конверте использовать открытые почтовые карточки, но и сделать их иллюстрированными. Сначала, в первые годы XIX века во Франции появилась иллюстрированная почтовая бумага, в 30-х годах XIX века это новшество появилось в Петербурге и Москве. Так, известна почтовая бумага, где в качестве рисунков использованы мотивы из гравюр художника Г.Г. Беггрова, посвященных архитектурным достопримечательностям двух русских столиц.
1.2. Выдающиеся художники пещерных городов Крыма.
Известные выдающиеся художники Крымской природы внесли большой вклад в историю Крымского полуострова. Каразин Николай Николаевич (1842—1908). Природа наградила Николая Николаевича Каразина выдающимися способностями – талант живописца сочетался в нем с литературным дарованием. Им написано более двадцати томов художественных произведений: романов, повестей, рассказов, множество очерков, заметок, корреспонденций, а также создано около четырех тысяч рисунков и акварелей, написано около сотни картин, из них – семь больших полотен, иллюстрировано несколько десятков книг. Н.Н. Каразин – создатель первых отечественных художественных открыток. Николай Николаевич выступил как художник и писатель почти одновременно, затем всю жизнь удачно сочетая два эти дарования. Сотрудничая в лучших иллюстрированных журналах того времени, Н.Н. Каразин сумел быстро снискать себе славу хорошего рисовальщика. «В России едва ли найдется иллюстрированный журнал, который не пользовался бы когда-либо художественными услугами Николая Николаевича Каразина, – отмечали газеты, – Для него нет такой темы, которой не мог бы трактовать в рисунке». Каразин был первым иллюстратором Ф.М. Достоевского, также иллюстрировал произведения А.С. Пушкина, Н.И. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого и многих других писателей. Он создал первые художественные открытки, которые были выпущены Общиной Святой Екатерины. Объем того, что создал Н.Н. Каразин в изобразительном искусстве и литературе, поражает воображение: более 50 музеев и галерей нашей страны хранят его картины и рисунки, не говоря о частных собраниях в России и за рубежом. Им было написано множество газетных и журнальных статей, очерков и рассказов. Дважды издавалось 20-томное собрание его сочинений. Константин Фёдорович Богаевский (1872-1943). К. Ф. Богаевский — признанный мастер исторического пейзажа. Его творчество тесно связано с древней землей Восточного Крыма, с Феодосией. Вот что писал об этом сам художник: «Древние греческие поэты и историки, говоря о Крыме, называли его легендарным именем «Киммерия» — по имени обитавшего здесь когда-то народа киммерийцев... В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли — величавый и прекрасный, торжественный и грустный. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым, с своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня и теперь неисчерпаемым источником для композиции».(Цит. по кн.: Мастера советского искусства о пейзаже. М., 1963, с. 93.) Природа Восточного Крыма показана у Богаевского полной могучих, но сдержанных сил. В ней все упорядочено, торжественно, безмолвно, очищено от элементов случайного. Своеобразная живописная манера, строй чувств, выраженный в картинах художника, позволяют причислить его к мастерам романтического, героического пейзажа. Художник ищет в ландшафтах Восточного Крыма следы прошедших эпох, следы, оставленные людьми; земля в его картинах несет на себе отпечаток человеческой деятельности (остатки полуразрушенных крепостных построек, «пещерные города»), но в пейзажах К. Ф. Богаевского мы не найдем изображений самих людей.
Константинович Яновский Владимир (1876-1966). Художник-акварелист, создавший свой неповторимый образ старого и нового Бахчисарая. В акварелях Яновского запечатлены романтические горные пейзажи, «пещерные города», памятники архитектуры. Помимо творческой работы художник отдал много сил преподаванию в Бахчисарайском художественном техникуме и изостудии (в 1926-1940 гг.).
Пещерные города Крыма "..Развалины эти так древни, что ни турки, ни татары, ни сами греки не знают названия их." Мартин Броневский
В горной части юго-западного Крыма находятся интересные памятники крымского средневековья – так называемые «пещерные города». Пещерный город – остатки главным образом средневековых населённых пунктов (городов, замков, монастырей, селений), где имеются искусственные или естественные пещеры (обычно в песчаниках, известняках, лёссах, лёссовидных породах). Пещеры служили жилищами, культовыми, погребальными или хозяйственными помещениями. Обычно сочетались с наземными сооружениями. После прекращения жизни в пещерных городах наземные постройки разрушались, сохранились только пещеры, расположенные по склонам ущелий, долин рек, что и послужило причиной такого названия. Большинство «пещерных городов» городов возникло предположительно в V – VII веках и продолжало жить в течение многих столетий. Расположены " пещерные города" в Бахчисарайском районе и в зоне Севастополя на малодоступных скалистых мысах и останцах Внутренней горной гряды. Основали их потомки разноплемённого населения степей и центрального предгорья – тех поздних скифов, сарматов, аланов, которые в III – IV веках уходили в более гористые и труднодоступные места, спасаясь от нашествий готов и гуннов. Здесь беженцы слились постепенно с потомками тавров – древних аборигенов Крыма. Тогда же к ним присоединились местные греки, позднее – малоазийские греки-иконопочитатели, потом армяне, бежавшие от турок, и другие гонимые судьбой народы, попадавшие на Крымский полуостров [14, с. 34]. «Пещерные города» – название условное. Застройка состояла из наземных сооружений (крепостных стен, жилищ и прочее) и многочисленных высеченных в скалах помещений оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначения. Города и крепости некогда были защищены оборонительными стенами с боевыми башнями и естественными преградами – неприступными обрывами скал. Когда жители городов по тем или иным причинам покинули их, наземные постройки начали постепенно разрушаться и потому сохранились плохо. Руины поросли кустарником, кое-где даже лесом. Остались на виду наиболее прочные части стен и, главным образом, пещеры, давшие повод путешественникам XVIII – XIX веков назвать эти пепелища " пещерными городами", так как сложилось впечатление, что пещеры были основным жильём местного населения. Среди " пещерных городов" самые крупные – Эски-Кермен, Мангуп, Кыз-Кермен и Чуфут-Кале. В связи с развитием феодальных отношений, они из укреплённых поселений постепенно превратились в довольно большие по площади города, центры ремесла и торговли. Этому способствовало их выгодное положение недалеко от главных торговых путей, сложившихся в юго-западном Крыму ещё в античную эпоху. Крепость Эски-Кермен, основанная в начале VI века, была обнесена по краю скалистого обрыва оборонительными стенами и башнями. Толщина стен достигала двух метров, высота – трёх. Вместе с высеченными в скалах казематами и тремя вылазными калитками они составляли единую систему обороны. В восточной части плато, своеобразном средоточии обороны, сохранились во множестве пещерные казематы, вырубленные в скале зерновые ямы, следы жилых построек и храмов. Один из них – у главных ворот – имел купель, скамьи вдоль стен и епископское кресло посреди синтрона – ступенчатой скамьи, огибающей полукруглый алтарь. Потолок храма поддерживали четыре высеченных в скале столба. Позднее храм был расширен к северу и востоку. Неподалёку знаменитый Мангуп – бывшая столица независимого христианского княжества Феодоро. Мангупская крепость появилась, возможно, ещё в эпоху раннего средневековья и в дальнейшем продолжала расширяться, превратившись со временем в самый большой по площади средневековый город Таврики. Кроме пещер, на Мангупе сохранились руины цитадели, остатки большой базилики и других построек, а также оборонительных стен, в основном XIV – XV столетий. Укреплённый город Чуфут-Кале, возникший, по-видимому, в Х веке, – всего в 3, 5 километрах к юго-востоку от Бахчисарайского дворца. Благодаря близости к дворцу-музею, это один из наиболее посещаемых средневековых городов. У Южных (Малых) ворот сохранились четырёхъярусные боевые пещеры, соединённые ходами и ступенями. Позднее в них были хозяйственные помещения. Вместительные пещеры-подвалы есть в средней части северного обрыва. Остатки городских кварталов, оборонительные стены и храмы относятся к более позднему периоду времени. В четырёх километрах к югу от Чуфут-Кале находятся развалины " пещерного города" Кыз-Кермен. Кыз-Керме́ н — городище в Бахчисарайском районе Крыма, около села Машино. Название в переводе с крымскотатарского языка означает «девичья крепость». Длина городища свыше 1 километра. Ширина достигает 250 метров. Оно находится на горном плато на оконечности мыса Кыз-Куле. С запада поселение было ограничено ущельем Кая-Арасы, а востока балкой. В городище сохранились остатки оборонительной стены. Она пересекает плато в самом узком месте и защищала поселение с севера. Ширина плато в этом месте 160 метров. Толщина стены достигает до восьми метров в основании. Стена была построена в VIII—IX веках на остатках укреплений, которые были построены в IV—III веках. В восточной оконечности стены были ворота. В стене были сделаны две полукруглые башни. В центре стены было сделано ритуальное захоронение ребенка. Это строительная жертва. Жилища были построены из бутового камня, скреплённого глиной. Выделяется семь крупных усадебных комплексов из нескольких построек. Предположительно в поселении жило до ста человек. На восточном краю плато сохранились группа из четырёх тарапанов. Также отдельные тарапаны встречаются вдоль западного края плато. В юго-восточной части городища находится большая многокамерная постройка. Предположительно это дом правителя. В южной части городища находился пустырь. Поселение в Кыз-Кермене достигло своего расцвета в VIII-IX веках. Прекратило своё существование после учреждения в Крыму Херсонской фемы. Городище относится к качинской группе пещерных городов. Сохранилось три искусственных пещеры — жилище отшельника, дозорная пещера и пещера для хозяйственных нужд. В нижнем уступе правого склона плато расположен грот «Черепаха» с источником. Ранее здесь был вырублен бассейн. С вершины плато до подножия вырублена лестница к источнику воды. В XIV—XV веках рядом с источником была высечена цистерна объёмом 240 литров. В конце 1970-х годов Бахчисарайский историко-архитектурный музей проводил в Кыз-Кермене археологические раскопки. По одной из версий Кыз-Кермен отождествляется в раннесредневековым городом Фуллы. " Пещерными городами" называют также высеченные в скалах христианские монастыри – Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, Каламиту и другие. Все они размещались вблизи городов, замков и больших сельскохозяйственных поселений. Успенский монастырь, ближайший сосед Чуфут-Кале. Успе́ нский пеще́ рный монасты́ рь (Свято-Успенский монастырь) — православный монастырь в Крыму. Расположен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. Подчиняется Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной церкви Московской Патриархии (Патриархии Московской и всея Руси). Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 гг. Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополита. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у великих князей, царей московских и всея Руси. С XV по XVIII вв. Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма. Предания монастыря. Относительно основания монастыря существует три предания. Согласно первому на месте монастыря пастухом была найдена икона Богородицы, которая при перенесении на новое место каждый раз возвращалась на скалы, где была обретена. Люди поняли, что здесь необходимо устроить храм и, поскольку обретение состоялось 15 августа (праздник Успения Богородицы), назвали его Успенским. Второе предание говорит о том, что на жителей округи нападал злой змий. Однажды, после усердных молитв Богородице, на одной из скал люди заметили горящую свечу. Прорубив к ней ступени, жители нашли икону Богородицы и лежащего перед ней мёртвого змия. Третье предание считает, что икона Богородицы, обнаруженная на скалах ущелья, перенесена туда из византийского монастыря близ Трапезунда. РАЗДЕЛ 2 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы