Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Готическая» проза Англии первой половины XIX века, её особенности и классификация. Художественный анализ одного из романов (по выбору )- А. Рэдклиф, У. Бэкфорд, М. Шелли, Ч.Р. Мэтьюрин.



Готическая» проза Англии первой половины XIX века, её особенности и классификация. Художественный анализ одного из романов (по выбору )- А. Рэдклиф, У. Бэкфорд, М. Шелли, Ч.Р. Мэтьюрин.

Предромантизм- лит. явл-е конца 18 – нач. 19 века. Хар-ся 2-мя явл-ми: 1) Готическое возрождение 2) Кельтское возрождение

Т. «Готика» восходит к германским племенам, готам, к. в 3 веке разрушили Римскую империю.

Готическое возрождение- возрождение интереса к средневековой культуре.

Основным жанром готической литературы стал готический роман - произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим, монахи, мистики. Действие литературных готических произведений, как правило, разворачивается в готическом мрачном замке, подземелье, пещере.

У истоков англ. Готики стоит Горацио Уолпол, к. с 1747 г. На берегу Темзы строит небольшой готический замок. Через несколько лет подробно описывает виллу→ «Замок Отранто»(1764 Г.)- 1ый в мире готический роман.

После этого романа возникло множество подражаний→ необходимость классификации – Эдит Биркхэд «История ужаса»- монография, в к. он выделяет: 1гр.- собственно готические романы: Горацио Уолпол «Замок Отранто», Клара Ривр «Старый английский барон», Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». 2гр.- роман напряжения или необъяснимой тревоги (страшное в умах, в воображении). Анна Рэдклиф «Удольфские тайны», «Итальянец», «Роман в лесу». 3 гр.- роман ужаса Мэтью Грегори Льюис «Монах», Чарльз Мэтьюрин «Мальмонт скиталец». 4гр.- восточная повесть ужаса-Уильям Бекфорд «Ватек». 5 гр. – сатира на роман ужаса- Джеин Остин «Нортенгерское аббатство», , Тома Лав Пикок.

Особенности готического романа:

ü Тема ужаса

ü Пространство замыкается в одном здании (замок, монастырь). Пространство имеет типологические черты: унылый, безрадостный, мрачный+ огромный.

ü Замок - лабиринт бесконечных анфилад→ сюжет готики- лабиринт (дезориентация, к. истощает силы). Квест героя- вырваться за пределы, снять проклятье.

ü Над замком бушует гроза. Буря символизирует кипящие в замке страсти.

ü Обязат. Атрибут- подземелье, потайной ход→ страх+надежда на спасение.

ü Спуск- мотив смерти, попадания в загробный мир+путь к свободе, возвращение в мир животных.

ü Мотив руин, разрушения, тлена, угасания заброшенных домов, замков.

ü Образ темноты, сумерки.

ü В ранних готических романах центральный персонаж - девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. Герой мужчина же, не так популярен, но и он имеет свои отличительные черты. Это, как правило, либо идеализированный образ юноши, эдакого борца за свободу, не боящийся ничего вокруг, либо мужчина-злодей, отравляющий жизнь героям романа, тиран и деспот.

ü Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Так же нужно отметить ряд классических образов-символов, характерных для готики: замок, стон, великан, окровавленный кинжал, свеча, кости, черепа, загадочные голоса и шорохи, ведьма, приведение, древняя книга и пр.

Общей для всех произведения готической литературы является философия, основанная на предопределенности, неизменности судьбы. Как ни борются герои с роком, им ни за что не избежать того, что должно произойти. Готическая литература фаталистична. Она разрешает верить в нечто сверхъестественное, необычное и в свою возможность как-то повлиять на ход жизни, но не позволяет все это осуществить.

Поэма Колриджа «Стихи о старом моряке».Это поэма англ.поэта Сэмюэла Колриджа, (1797—1799), впервые опубл. в «Лирических балладах»(1797). «П.» повествует о сверхъестеств. событиях, произошедших с моряком во время затяжного плавания. Он рассказывает об этом много позже случайному собеседнику, которого отвлёк от свадебной процессии. Альбатрос- доброе предзнаменование на корабле во время бури, но моряк убивает птицу. Кровь Альбатроса может смыть с души Старого Морехода только Отшельник, живущий в лесу у моря. К нему, умоляя снять груз вины, обращается герой, которого и на родине после всех перенесённых терзаний «гнетёт тоска». Он навечно одинок, «так одинок, как, может быть, бывает только Бог». Его существование --поистине та «жизнь-в-смерти», какой Кольриджу виделось бытие большинства людей. Лучшее поэтическ. создание Озерной школы. Написана размером англ.народн.баллад, с повторениями тоже в народном духе. Этот постепенный переход от действительности к чистой фантазии -- основной приём Кольриджа, магически действующий в «С.», где инциденты обыкновенного морского путешествия постепенно переходят в область чудесного, где естественное и сверхъестественное сливаются в неразрывное целое; английская критика справедливо утверждает, что со времени Шекспира не было столь «реальной фантастичности» в английской поэзии. Сам Кольридж называл свою поэму «поэтической фантазией». Но в действительности она написана на основе известных преданий и тщательно ученных автором записок путешественников, в особенности тех, что плавали к мысу Горн. В эпизодах, посвященных описанию фантастических событий время вообще не подчиняется никаким законам. Мы не можем сказать, сколько времени старик плывет в лодке, сколько времени его носит по волнам, так же как не можем сказать, правда ли все, что с ним происходит или это игра его больного воображения.


 

6. Байрон. Англ.поэт-романтик.Род.22.01.1788, Лондон. Принадл. к аристократ., но обедневшей семье. В 10 лет, после смерти деда, унаследовал титул лорда. Учился в Кембриджском университете. С марта1809-место в Палате лордов англ.парламента. В январе 1816 распался неудачный брак Байрона с Аннабелой Мильбэнк и разразился скандал по поводу более чем родственных чувств поэта к его сводной сестре Августе Ли. 1816 - был вынужден покинуть Англию и поселился в Швейцарии на берегу Женевского озера, где познакомился с Шелли Перси. С 1817 - в Италии: 1817 - 1820 жил в Венеции; 1820 - 1821 - в Равенне, где стал членом организации карбонариев, чему способствовала страстная влюбленность в графиню Терезу Гвичьоли, лишенную возможности соединить свою судьбу с Байроном. Жил в Пизе, Генуе. В 1823 прибыл в Грецию, где принял участие в освободительной борьбе греческого народа против турецкого ига. На свои средства снарядил корабль, нанял 500 солдат и сам командовал отрядом. Умер, заболев лихорадкой 19.04.1824 в Миссолунги, Греция. Байрон был участником движения карбонариев, национально-освободительной революции в Греции. Создал тип " байронического рефлексирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, одинокий, не понятый людьми страдалец, бросающий вызов всему миропорядку и Богу (сила богоборческих настроений определила пафос " Манфреда" и " Каина" ), трагически переживающий разлад с миром и собственную раздвоенность. Творчество Байрона, явившееся важным этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (нач. 19 в.), в т. ч. " русского".Среди произведений - поэмы, трагедии, лирика: " Часы досуга" (сборник), " Английские барды и шотландские обозреватели" (сатирическа поэма), " Ода авторам билля" (против закона о казни за разрушение машин), " Паломничество Чайльд-Гарольда", " Гяур»" Еврейские мелодии" (цикл стихотворений), " Осада Коринфа", " Паризина", " Шильонский узник", " Прометей", " Манфред" (драмат. мистерия), " Жалоба Тассо", " Мазепа", " Пророчество Данте", " Марино Фальеро, дож Венеции", " Сарданапал" др.

7. Основные мотивы и художественное своеобразие лирики Байрона. Сборник «Еврейские мелодии». Образ Наполеона. Поэзия Байрона в переводах русских поэтов.
Тв-во Б. можно условно подразделить на три периода: с 1807 по 1809; с 1809 по 1817 год и с 1818 по 1824 год. 1-Байрон находится еще под влиянием образцов англ. классицистич. поэзии. 2-он выступает как вполне оригинальный поэт-романтик. 3-выступает как реформатор англ. поэтич. яз. и один из зачинателей критич. реализма XIX века. Революционное искусство. В поэзии Б. звучат мотивы разочарования, «мировой скорби».

1815 «Еврейские мелодии». настроения мрачного отчаяния («Душа моя мрачна»). любовная лирика 1813-1817 годов: благородство, нежность, показ внутренней красоты свободной человеческой личности и глубокая гуманность - отличительные черты. идеал любви. Героиня - прекрасная своей земной красотой девушка. художественное обобщение современной поэту борьбы английского народа за демократические свободы. Библейские сюжеты служат условной формой, данью национально-революционным традициям. например, прием революционного переосмысления догм религии. По-новому намечено решение темы индивидуального героизма в этом цикле. В стихотворении «Ты кончил жизни путь» рассказывается о герое, который сознательно пожертвовал жизнью для блага отечества. Поэт подчеркивает, что имя героя бессмертно в сознании народа - стремление преодолеть индивидуализм романтического героя.
отношение к Наполеону двойственное. Признавая за ним талант полководца, крупного политич. деятеля, Б. в то же время видел в нем ч-ка, отрешившегося от прежних идеалов во имя личного могущества и славы. Н. превосходит по своим личным качествам законных монархов, и потому после отречения Н. поэт утверждает, что не перестает ценить в нем исключительную личность, ненавидя за те многочисленные войны, которые он принес человечеству. «Ода к Наполеону Бонапарту» (1814), «Ода с французского», «На звезду Почетного легиона», «Прощание Наполеона», «С французского» — развитие темы героич. личности, опиравшейся вначале на поддержку нации, а потом, после измены великой истине, презревшей нацию, а потому оставшейся в памяти поколений подлым тираном и убийцей людей.

 

Дориан карается только тогда, когда поднимает руку на прекрасное - на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя.

" Красота - один из видов Гения, она еще выше гения… она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает…"

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что роман " Портрет Дориана Грея" является объединением всех основных эстетических положений, которые были затронуты Уайльдом в предыдущих его произведениях. " Портрет Дориана Грея" есть полное воплощение его эстетической теории.

 

 

Готическая» проза Англии первой половины XIX века, её особенности и классификация. Художественный анализ одного из романов (по выбору )- А. Рэдклиф, У. Бэкфорд, М. Шелли, Ч.Р. Мэтьюрин.

Предромантизм- лит. явл-е конца 18 – нач. 19 века. Хар-ся 2-мя явл-ми: 1) Готическое возрождение 2) Кельтское возрождение

Т. «Готика» восходит к германским племенам, готам, к. в 3 веке разрушили Римскую империю.

Готическое возрождение- возрождение интереса к средневековой культуре.

Основным жанром готической литературы стал готический роман - произведение мистического толка, героями которого чаще всего являются призраки, вампиры, либо мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым и не менее тёмным настоящим, монахи, мистики. Действие литературных готических произведений, как правило, разворачивается в готическом мрачном замке, подземелье, пещере.

У истоков англ. Готики стоит Горацио Уолпол, к. с 1747 г. На берегу Темзы строит небольшой готический замок. Через несколько лет подробно описывает виллу→ «Замок Отранто»(1764 Г.)- 1ый в мире готический роман.

После этого романа возникло множество подражаний→ необходимость классификации – Эдит Биркхэд «История ужаса»- монография, в к. он выделяет: 1гр.- собственно готические романы: Горацио Уолпол «Замок Отранто», Клара Ривр «Старый английский барон», Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей». 2гр.- роман напряжения или необъяснимой тревоги (страшное в умах, в воображении). Анна Рэдклиф «Удольфские тайны», «Итальянец», «Роман в лесу». 3 гр.- роман ужаса Мэтью Грегори Льюис «Монах», Чарльз Мэтьюрин «Мальмонт скиталец». 4гр.- восточная повесть ужаса-Уильям Бекфорд «Ватек». 5 гр. – сатира на роман ужаса- Джеин Остин «Нортенгерское аббатство», , Тома Лав Пикок.

Особенности готического романа:

ü Тема ужаса

ü Пространство замыкается в одном здании (замок, монастырь). Пространство имеет типологические черты: унылый, безрадостный, мрачный+ огромный.

ü Замок - лабиринт бесконечных анфилад→ сюжет готики- лабиринт (дезориентация, к. истощает силы). Квест героя- вырваться за пределы, снять проклятье.

ü Над замком бушует гроза. Буря символизирует кипящие в замке страсти.

ü Обязат. Атрибут- подземелье, потайной ход→ страх+надежда на спасение.

ü Спуск- мотив смерти, попадания в загробный мир+путь к свободе, возвращение в мир животных.

ü Мотив руин, разрушения, тлена, угасания заброшенных домов, замков.

ü Образ темноты, сумерки.

ü В ранних готических романах центральный персонаж - девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 в. называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок. Герой мужчина же, не так популярен, но и он имеет свои отличительные черты. Это, как правило, либо идеализированный образ юноши, эдакого борца за свободу, не боящийся ничего вокруг, либо мужчина-злодей, отравляющий жизнь героям романа, тиран и деспот.

ü Сама природа сюжета требует присутствия злодея. По мере развития готического жанра злодей вытеснял героиню (всегда бывшую не столько личностью, сколько набором женских добродетелей) из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полноту власти и обычно является двигателем сюжета.

Так же нужно отметить ряд классических образов-символов, характерных для готики: замок, стон, великан, окровавленный кинжал, свеча, кости, черепа, загадочные голоса и шорохи, ведьма, приведение, древняя книга и пр.

Общей для всех произведения готической литературы является философия, основанная на предопределенности, неизменности судьбы. Как ни борются герои с роком, им ни за что не избежать того, что должно произойти. Готическая литература фаталистична. Она разрешает верить в нечто сверхъестественное, необычное и в свою возможность как-то повлиять на ход жизни, но не позволяет все это осуществить.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь