Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Градостроительные принципы размещения музеев



Градостроительная ситуация, средовое окружение и непосредственно участок музея имеют существенное влияние на архитектуру здания. Общие требования к выбору участка:

- предпочтительность размещения в городском центре Музеи являются ведущими объектами формирования общегородского ансамбля;

- наличие резервной площади для перспективного развития;

- близость парка – для устройства открытой экспозиции, естественной защиты от шума и загрязнений, создания рекреационных зон;

- транспортная доступность – система общественного транспорта в районе строительства музея, пешеходная доступность к музею;

- включение музея в комплекс с другими учреждениями культуры (библиотекой, галереей, театром, выставочными залами);

- природное окружение – рельеф, растительность, водоемы, геологические характеристик т.д.

- удаление от промышленных предприятий, крупных транспортных магистралей и др. источников шума, пыли, загрязнения воздуха.

Музей должен быть максимально изолирован от внешней городской среды, защищен зелеными насаждениями. Участок музея при размещении его в городской застройке должен быть четко выделен. К участку музея может относиться и часть прилегающей городской или парковой территории, если она тяготеет к музею и образует с ним органическое единство, хотя формально не принадлежит ему. Также участок музея должен представлять возможность для расширения здания в будущем. Зависимость площадей экспозиции и участка приведена в следующей таблице 1.

 

Таблица 1. Соотношение площади экспозиции к площади участка

Экспозиционная зона, м2
Площадь участка, га 0, 5 0, 8 1, 2 1, 5 1, 8

Участок музея делится на следующие функциональные зоны: входную, экспозиционную, рекреационную и хозяйственную.

Входная зона. При подходе к музею в этой зоне создается необходимая атмосфера, которая необходима посетителю, чтобы переориентировать внимание, необходимое для знакомства с экспозицией (адаптация посетителей перед посещением музея). В благоустройстве водной зоны используются малые архитектурные формы, средства информации и рекламы, реже крупные экспонаты (арт-объекты).

Вход в музей должен быть удален от «красной линии» не менее чем на 15 м. В непосредственной близости от входной зоны должна располагаться стоянка для экскурсионных автобусов и автомашин. Автомобильные стоянки принимаются из расчета 20 мест на 100 единовременных посетителей.

Перед каждым выходом и входом должна быть свободная площадь не менее 0, 25 м2 на одного посетителя, эвакуируемого из здания через данный выход.

Экспозиционная зона является продолжением постоянной экспозицией в здании и предназначается для размещения различных экспонатов под открытым небом. Для этой зоны наиболее характерна живописная планировочная структура с использованием природных возможностей рельефа, а также его организации и элементов благоустройства. Чаще всего экспозиция располагается вблизи здания, занимая внутренние дворики и незастроенную часть первого этажа – галереи, проходы и т.д. Иногда экспозиция располагается по рельефу на разных, в том числе и заглубленных, уровнях, чтобы экспонаты можно было рассмотреть в разных ракурсах. Движение зрителя здесь строится по определенному пейзажному направлению.

Рекреационная зона. Предназначена для отдыха после осмотра экспозиции и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами.

Хозяйственная зона предназначена для размещения инженерных служб, необходимых музею (теплового пункта, трансформаторной подстанции, складов, гаражей). Желательно размещение этой зоны со стороны приема и отправки музейно-выставочных экспонатов.

Наиболее распространенные соотношения площадей различных зон участка представлены в таблице 2.

Таблица 2. Соотношений зон участка, в %

Площадь застройки 25-30
Подъезды, дорожки, площадки для стоянки автотранспорта 10-15
Открытые экспозиционные площадки 10-15
Озеленение 30-40
Хозяйственная зона 5-10

7.3. Объемно-планировочное решение

Каждый музей имеет свои индивидуальные особенности архитектурно-художественного решения, в зависимости от коллекции, направлений деятельности. Поэтому проектирование музеев следует начинать с разработки концепции музея или музейного комплекса.

Проектирование музея – сложная комплексная задача создания архитектурного, художественного, пространственного и функционально-экспозиционного единства. Одной из первостепенных задач проектирования является поиск архитектурно-художественного образа музейного здания. Специальное внимание уделяется художественному, эмоциональному, выразительному решению пространства здания.

Музей проектируется из расчёта единовременного пребывания в нём 150 и более посетителей.

Здание музеев проектируют высотой 1-3 этажа, при этом предпочтительным является горизонтальное функциональное зонирование. Особая роль отводится коммуникациям: лестницам, пандусам, галереям, коридорам – они должны активно участвовать в формировании внутреннего пространства и режиссуры движения, являясь либо продолжением осмотра, либо осмысленными паузами.

В зависимости от тематики экспозиции, количества экспонатов, их размеров, характера необходимо предусмотреть размеры, форму, последовательность следования помещений музея, их освещённость, количество экспонатов, которые могут быть представлены в том или ином помещении.

Организации видов деятельности музея и всех функциональных процессов, включаемых в здание музея, соответствуют следующие основные функциональные блоки:

· Входная группа помещений – важный коммуникационный узел, где начинаются и заканчиваются маршруты осмотра (место сбора индивидуальные посетителей и экскурсионных групп; гардеробы и туалеты; отдых, контроль, продажа билетов и сувениров; информационное обслуживание).

· Экспозиционная часть – возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов; возможность внесения изменений (трансформация); включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспонатов;

· Кинолекционный зал;

· Административные, рабочие и подсобные помещения, библиотека;

· Лаборатории и мастерские;

· Фондохранилища;

· Технические помещения.

Эти функциональные блоки можно скомпоновать в основные, вспомогательные и обслуживающие виды помещений по назначению (таблица 3).

Таблица 3. Виды помещений по назначению

Вид помещений по назначению Функциональные зоны музея
А - посетительская Б - служебная
Основные Постоянная экспозиция, временные выставка Фондохранилища
Вспомогательные Кинолекционный зал, кружковая комната, зона отдыха, помещения для информации Рабочие помещения для сотрудников, лаборатории, мастерские, библиотека
Обслуживающие Вестибюль, гардероб, буфет, магазин, санузлы Служебный вестибюль. Хозяйственные кладовые, помещения для инвентаря, санитарные блоки, технические помещения

 

Планировка здания музея должна обеспечить удобную связь между собой основных групп помещений:

а) группу культурно-просветительских помещений (зал периодических выставок, лекционный зал, библиотека) желательно располагать в одном уровне при коротких связях с вестибюлем

б) в вестибюле размещается гардероб, билетная касса, киоск для продажи сувениров, к нему прилегает комната экскурсоводов, канцелярия, кабинет директора, санузлы.

в) при группе вспомогательных помещений следует предусмотреть отдельный служебный вход и внутренние лестницы. Рабочие комнаты научных сотрудников желательно располагать в непосредственной близости к экспозиционным отделам музея.

Предусмотреть связи фондохранилища и экспозиционных залов.

При проектировании необходимо учесть требования типологического функционального характера, прежде всего к графику движения, который должен обеспечить комфортный осмотр экспонатов, исключать пересечение потоков входящих и выходящих посетителей, предусмотреть возможность проведения обзорных или тематических маршрутов.

В зависимости от преимущественного использования помещений посетителями или сотрудниками музея объемно-планировочное решение музея разделяется на две основные функциональные зоны: А – посетительская (открытая), Б – служебная (закрытая).

Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения площадей помещений представлены в таблице 4.

Таблица 4. Соотношения площадей помещений, %

Экспозиционные залы 45-55
Фондохранилища 20-25
Вспомогательные и обслуживающие помещения

 

Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4, 5 м, а высота экспозиционного пояса 1, 5 – 1, 7 м на расстоянии 80-90 см от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 30 – 50 м. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте.

 

7.4. Конструктивные требования проектирования музеев

Учитывая специфичность здания: возможные большие пролёты музейных помещений, их высоту, требования акустики и освещения, архитектурное решение следует подкрепить конструктивными обоснованиями, обратив особое внимание на несущий остов сооружения.

Для несущих конструкций рекомендуются следующие материалы:

- каркас здания из монолитного железобетона, стали;

- стены и перегородки - из кирпича;

- перекрытия – из монолитного железобетона;

- покрытия экспозиционных залов - стальными конструкциями, с возможной организацией технического этажа.

В музее должны быть использованы экологичные, новейшие строительные материалы, в частности, звукопоглощающие для полов, специальные оконные стёкла, рассеивающие свет и поглощающие вредные для экспонатов ультрафиолетовые и тепловые лучи, а также изолирующие от уличного шума материалы, стеклопакеты и пр.

Для наружной и внутренней отделки здания рекомендуется применять естественный камень, цветные металлы, полимеры, твёрдые породы дерева, стекло, сталь и др. материалы.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 3739; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь