Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФУНДАМЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (СЕРДЦЕ)



Если сознательное самосовершенствование разобща­ется с сердцем, оно становится рассудочным, вырождаясь в ханжество и изуверство. Но не всем будет достаточно ясно, в чем именно выражается это разобщение с сердцем, иначе говоря, с чувством совести, с сознанием долга.

Перед нами два человека. Для одного ничего не стоит убить невинного ребенка, другой скорее погибнет сам, но не сделает этого преступления: совесть, живущая в его сердце, не позволит ему совершить это злодеяние. Еще одна пара: один крадет легко, другой, находящийся в более бедственных условиях, заплатит за это дорогою ценой – мученьями, приобретенными в результате прорыва огня сердца, в результате ожогов, полученных от тончайшего пламени, именуемого совестью.

Много раз в течение дня мы вступаем в " компромисс" со своею совестью. В большинстве случаев эти угрызения из-за своей незначительности – забываются быстро. Иногда они преследуют нас в течение дня, редко больше. Но все мы знаем и о более длительных переживаниях. При этом отметим важную деталь: один и тот же просту­пок одному доставит радость, для другого не будет иметь никаких последствий, для третьего – огорчение в малой степени и для четвертого – настоящее горе. Другой по­ступок для первого будет весьма мучительным, для вто­рого – слегка неприятным, для третьего – безразличным и для четвертого – радостным. Этот пример показывает, что пламя совести качественно не одинаково. В нем могут быть родственные элементы, когда два человека реагиру­ют на один и тот же проступок. При этом, если степень развития этих секторов сознания различна, то и степень переживаний также не одинакова. Может быть, элемент, наличный в сердце одного, будет отсутствовать в сердце другого; тогда один будет реагировать на проступок, а другой останется равнодушным, и, наконец, третий пе­чальный случай: когда сознание посещает разложение зло­бы, – оно может реагировать радостью, вернее, злорад­ством на соответственно разлагающее действие.

Здесь кроется одна из причин, почему мы видим сучок в глазу брата и не видим бревна в своем. Именно потому, что мы чувствуем проступок брата и не чувствуем свой, уже имея в своем сознании иммунитет против одного зла и не имея еще против другого. Кармические переживания вырабатывают этот иммунитет, и именно из страданий рож­даются драгоценные камни, излучающие лучи совести.

Теперь применим сказанное к нашему сознательному самосовершенствованию. При нем необходимо в какие-то сроки отдавать себе отчет не только в качестве поступков, но и мышления. Лучше всего это делать не только тогда, когда к этому понуждает совесть (которая несознательных людей заставляет искать " забвения" ), а ежедневно, перед отходом ко сну. Для чего, как мощное материальное под­спорье, будет дневник, в который вписывается все хоро­шее, что было сделано за день, и все плохое. Итак, перед отходом ко сну мы можем напрячь свою память и при­помнить, что именно нам стыдно вспомнить. Может быть, в сущности такого поступка или мысли будет страх – тру­сость, раздражение, самость, предательство и т.д. Таким образом, мы можем обнаружить в себе то отрицательное свойство, которое и не подозревали до тех пор. Но если наша совесть – пламя нашего сердца – реагировало на него, значит, в нас уже есть по крайней мере зачаток иммунитета, и от сего же дня мы сможем вниманием и утверждением приступить к его сознательному развитию.

Также проявление сердечной, духовной радости при совершении чего-то должно быть отмечено, так как это даст нам направление к умножению этой радости, к накоплению высшего духовного сокровища совершением подобных же поступков в максимальном количестве; не навязывая этого направления другим, идущим иными путями.

При каких-то делах мы можем испытывать не радость, но удовлетворение, как, например, при проявлении воли, пресекшей влекущее нас, но вредное устремление. Если же пресечение подобного устремления не дает ни радости, ни удовлетворения – то, значит, сердце не приняло уча­стия в этом процессе и, поддержанный только рассудком, он в конечном итоге обречен на провал, ибо возможности и силы сердца безграничны, рассудок же конечен. Рассу­дочно многие вещи могут казаться нам хорошими или плохими, но если сердечное пламя на них никак не реа­гирует, самосовершенствование может выродиться в гнус­ное ханжество и изуверство.

Итак, будем строить наше самосовершенствование на фундаменте сердца и тем убережемся от лжи лицемерного фарисейства и пр. " елейных добродетелей".

14 ноября 1942 г.

СЕРДЕЧНОЕ ЕДИНЕНИЕ

" Слияние живет во всем Космосе и отражается во всем пространстве, яв­ляясь тем высшим отра­жением Космического Разума"

(Беспредельность, 123)

Единение предполагает наличие чего-то объединяю­щего. Именно это что-то должно роднить, создавая род­ственные узы взаимного притяжения. Значит, это " что-то" обладает магнитными свойствами. Обладая магнитны­ми свойствами, оно должно быть чем-то намагничено. Сердечное единение людей намагничивается любовью. Можно утверждать, что любовь между двумя возникает вследствие любви к чему-то третьему. Любовь к Учителю объединяет учеников, любовь к прекрасному объединяет служителей искусства, любовь к Родине объединяет людей в политические организации, любовь к деньгам объединяет промышленников в концерны. На какой бы почве не про­изошло сближение – пусть это будут сплетни, охота, фо­тография, искусство, служение высшему, – почва эта на­сыщена магнетизмом любви. Не следует удивляться контр­астам: космический магнетизм отражается во всем.

Всякое единение фиктивно, если оно не построено на «лечении сердца, ибо в сердце заложен тот психический магнит, который обуславливает это влечение. Как бы многогранен не был человек, как бы различно не проявлялась его сущность, как бы не удивлялись люди, видя проявление прекрасных поступков наряду с отрица­тельными, – все цвета, все грани сливаются в синтези­рующем пламени сердца. Часто недоумевают: что объе­диняют этих людей? Нелегко во внешних проявлениях найти причину, но если можно было бы однажды увидеть цвет их огня сердечного, констатировать чистоту пла­мени, то понять было бы не трудно. Если среди струнных инструментов зазвучит нота " до", то все струны, на­строенные в унисон, откликнутся; так же сердечное пламя может быть созвучным. " Унисон ведет к высшему сгармонизированию" (Беспредельность, §130), и сердца объе­диняются единой, живой вибрацией.

По каналу магнитного притяжения сердец перелива­ется психическая энергия, и как в двух сообщающихся сосудах уравновешивается и качество и количество жид­кости, так же и неизбежный закон приведет одного к принятию агни (огня), а другого – к выпиванию яда. Люди постоянно облегчают или отягощают друг друга, конечно, и тогда, когда единение бывает самым сердеч­ным. Яркость такого объединения находится в зависимо­сти от ширины канала и может быть ощутима даже фи­зически. Люди, сами того не подозревая, бессознательно просят агни, и другие бессознательно или сознательно дают или отказывают. Отдача, созвучная с Общим Благом, мгновенно пополняется и усиливается.

Даже доброе сердце, несмотря на всю свою жертвен­ность, все же иногда закрывает канал общения при пере­полнении ядом или чрезмерной отдаче. Скажем: терпит человек, потом возмущается, чаще раздражается, и рвет с другим. Редко кто принимает при этом в соображение сердечное взаимоотношение. Но сознательность возможна и тут. И тут, ради целости общего дела, ради общего блага, ради священного единения, можно молча, не как обычные люди, выпить яд и отдать последнее. Только при такой сознательности нельзя забывать Иерархию и надо хранить провод устремления чистым от личных помыслов. Израсходованная энергия восполнится во сто крат.

Когда торжествует самость, единение превращается в порабощение. Никто из простых смертных не может по­хвастаться изжитием самости. Но каждое продвижение уже крепит единение.

Соединение слов дает фразу, соединение красок и мысли рождает картину, соединение кирпичей – здание. Скажите, какое творчество возможно без единения?! Еди­нение сердец есть величайшее творчество Космоса. Дух, устремленный к единению, движимый любовью, движи­мый космическим магнитом – " приобщается к великому действу, сооружающему явленную, утвержденную Все­ленную" (Беспредельность, §130). Можно сказать – все будущее в единении.

Да! Единение... Кто-то подумает при этом о скучной необходимости изжить самость, кто-то ужаснется непо­сильной жертвенности, кто-то усмехнется несбыточности крылатой мечты, такой далекой от жизни. Но дальние миры содрогаются, и пространство гремит от работы мощ­ной лаборатории, вырабатывающей мощную энергию еди­нения. Великий, невидимый процесс проникает все сущее, и как радостно иметь возможность сознательно подойти к нему. Недаром перед этими вратами так стараются темные, недаром темные так страшатся всякого светлого единения, недаром подкидываются в творчество созидающее скользкие ехидны предательства, раздражения и обиды.

Но напрасно кто-то думает, что можно дойти без единения. Путь к Свету лишь через эти врата...

" Единение есть легкокрылая мечта человечества. Ког­да же мечта приближается к намерениям, уже немного остается последователей. Претворение намерения в действие уводит большинство. Так утверждение единения есть стремление высшего закона, который с трудом вме­щается человечеством в его современном состоянии. Но каждый, кто хочет служить Братству, не боится даже самых не принятых большинством понятий. Пусть стрем­ление к единению найдется лишь в исключительных со­знаниях. Каждое здоровое место должно быть охранено. Так начнет нарождаться здоровая оболочка планеты. Сей­час она весьма отравлена".

" Спросят – чем можно служить сейчас на земле с наибольшей пользой. Нужно оздоравливать землю..." (М.О., ч.1, §630)

26 апреля 1937 г.

СОДРУЖЕСТВО

Существует один закон: когда несколько человек со­бираются вместе во имя одной цели, то сила, направленная к достижению, увеличивается, представляя собой не сум­му отдельных усилий, но большую величину.

Пояснить можно следующим примером. Ночью потер­певшие крушение хотят привлечь на помощь проходящий вдали корабль. Если каждый из потерпевших зажжет по факелу, то хотя и получится несколько огоньков, но все они будут видимы с такого же расстояния, как и каждый из них в отдельности. Если факелы соединятся вместе, то огонь будет видим с гораздо большего расстояния. Причем соединенные факелы будут пылать не яркостью суммы отдельных факелов, но ярче.

Как на небе, так и на земле. Тот же принцип приме­ним и к огню сердца: пламя соединенных сердец будет мощнее простой суммы. Таким образом, когда собравши­еся разойдутся, то каждый унесет больше, чем он принес. Конечно, следует оговориться, что тот, который принес больше других, уйдет, уравняв сосуды с меньшим, чем он принес. Но если бы он отдавал свое сокровище каждому в отдельности, то потеря энергии была бы большая.

Особенно ценно собираться, когда огоньки еще не очень сильны. Указанный пример пояснит почему. Потер­певшие крушение хотят спастись, но если каждый из них зажжет по отдельному факелу, то корабль может пройти мимо. Положение человечества сейчас не лучше потерпев­ших крушение, поэтому объединение сердец весьма сво­евременно. Все знают, что в единении сила, но (и это особенно важно) в применении к жаждущим совершенства.

Пламя соединенных сердец будет магнитом, притя­жение которого будет проникать в сферы более отдален­ные, более высокие, чем те, которые можно достичь оди­ноким сердцем. Так Учитель всегда будет ближе к собрав­шимся вместе и объединившимся последователям.

Магнит соединенных сердец легче воспримет благую посылку. Потому единение сердец так важно, так необ­ходимо, так неотложно.

Содружество должно быть именно таким местом вос­соединения сердец. Чем сильнее устремление каждого к цели, тем теснее сойдутся друзья, но чтобы достичь пол­ного единения сердец, много условий надо соблюсти. О разъединяющих ехиднах и их разнообразных названиях знают все, но как часто допускаются эти твари в содру­жество...

Собираясь вместе и соединяясь сердцами, друзья со­здают ядро, которое может послужить началом великого образования в будущем. Продолжая собираться в течение долгого времени, друзья все более и более усиляют ядро, все прочнее и прочнее связывают себя друг с другом через него. Таким образом, творится то нечто, которое служит и кассой взаимопомощи, и защитой, и средством связи с тем высшим, которого не достичь никому, если он один. Это " нечто" в зависимости от силы может существовать века. Ни смерть, ни новые воплощения не лишают счастья работать вместе. Это " нечто" в свою очередь притягива­ется к другим, таким же родственным образованиям. На­коплением, собиранием и соединением частиц строится Космос. Так создается единый поток магнетизма, единая аура, в которой творят индивидуальности, сливаясь с кос­мическим магнитом.

Идея содружества космична!

4 февраля 1937 г.

ГАРМОНИЗАЦИЯ СЕРДЕЦ

Все, кто рассчитывает на приближение к Свету – будут подвергнуты испытанию. Мало того: испытание это будет постоянным. Кому-то покажется такое состояние невероятным, однако испытание редко замечается самим испытуемым и является мудрейшим законом, нормирую­щим восхождение.

Отношения между друзьями также подвергаются ис­пытаниям. Сходясь на платформе Учения, друзья, есте­ственно, прежде всего соприкасаются своими положитель­ными качествами. Отсюда рождаются чистые и красивые отношения. Однако, по мере сближения, в эти отношения начинают просачиваться и проявления отрицательных свойств. Никто не может похвастаться, что он совершенен. В этом случае он был бы уже не среди людей, но среди святых. Значит, все мы имеем какие-то отрицательные свойства. Обычно, сроднившаяся с нашим сознанием – наша " язва", почти всегда кажется нам более терпимой, чем " язва" друга, ибо в человеческих обычаях преумень­шать свои недостатки самооправданием и увеличивать недостатки других осуждением. Эта несправедливость может быть объяснена тем, что, не имея в себе недостатка, ярко цветущего в сознании друга, мы чувствуем себя выше, – но почему-то мы всегда закрываем глаза на обратное: что какой-то наш недостаток, наше " бревно", отсутствует в сознании друга.

После лучших проявлений сознания внезапные отри­цательные поступки врываются, как невыносимый диссо­нанс, и могут произвести большие разрушения. Между тем такие поступки, поскольку мы еще так мало совер­шенны, должны быть предусмотрены и восприняты созна­нием правильно, без всяких разрушительных обид и осуж­дений. Для каждого должно быть ясно, что, по мере более тесного сближения с другом, в секторе пересечения двух орбит будут появляться все чаще и чаще отрицательные свойства, или наблюдаемые со стороны или направленные друг против друга.

В этом случае Учение дает точную формулу, норми­рующую отношения, и говорит: " Не откидывайте, пока не пройдена черта предательства". Значит, только преда­тельство кладет конец отношениям, значит, все остальные проявления должны быть встречены со всей терпимостью и выдержкой, с искренним и волевым желанием всеми мерами уменьшить вредные последствия отрицательного диссонанса. Это с одной стороны. С другой, мы можем твердо запомнить, что с нами – лишь сильные духом. Такие люди бывают сильны во всех своих проявлениях, значит, и в плохом они могут быть также сильны; значит, и отдельные проявления отрицательных свойств могут достигать значительной силы. Но во имя их чистых до­стоинств, зная, что в процессе самоусовершенствования отрицательные свойства трансмутируются в положитель­ные качества; зная, что когда-то наступит такой момент, когда возмутившее нас свойство будет уничтожено, мы должны пресечь распространение разрушения, допущен­ного другом, помня, что это действие будет и прекрасным упражнением нашего смирения и терпимости. Конечно, оно может быть активным. Мы можем всегда что-то сде­лать осторожно и незаметно для того, чтобы обратить внимание на недопустимые изъяны в броне, покрывающей нашего сотрудника.

Только при сознательном отношении возможно и тяж­кое испытание принять безболезненно. Если что-то уже допущено, то друзья могут состязаться в достойном отно­шении к случившемуся – в выявлении благородства и вмещении.

При возможности друзьям лучше избегать соприкос­новения отрицательных свойств, лучше удерживать отно­шения в плоскости духовности, но, с другой стороны, они никогда не должны закрывать глаза на возможность про­явления другими известных и неизвестных отрицательных свойств.

После домашних – в отношении с друзьями будет, прежде всего, испытана степень самосовершенствования.

18 ноября 1941 г.

ВОЗЖЖЕНИЕ ОГНЯ

" Там, где двое или трое соберутся во Имя Мое, – там и Я среди них".

(Евангелие)

Каждая встреча двух или нескольких друзей, озарен­ная чувством духовности, есть возжжение спасительного огня!

Отвернувшееся от духа человечество наполнило ат­мосферу Земли удушающими газами несовершенных, эго­истических чувств. Окутавшие густым покровом нашу планету, эти эманации изолировали ее от пространствен­ного огня. Как и человеку, лишенному притока воздуха, грозит смерть, так и Земле, лишенной пространственного огня, угрожает катастрофа. Страшная гибель нашего мира свершилась бы уже давно, если бы на земле не находились мощные Разрядители Сфер. Высокие Иерархии, обитаю­щие в Шамбале, и Их ученики, являющиеся факелами самоотверженного, духовного мышления, притягивают к Своим Аурам пространственный огонь, разряжая им газы разложения, накопление которых грозит нашей планете гигантским взрывом. Эта самоотверженная работа, о страшном напряжении которой люди даже не могут со­ставить себе представления, не может однако продолжать­ся долго: пришедшие на Землю ради развития человече­ства Великие Иерархии не могут нарушить свободной воли человечества и поддерживать в нем жизнь тогда, когда последнее решило умереть. Это было бы насилием, абсо­лютно неприемлемым для Светлых Сил. Они лишь до определенного срока будут поддерживать жизнеспособ­ность Земли, пробуждая духовность в сознании человече­ства, которая будет проводником для пространственного огня и разрядит пространственные нагромождения, по­рожденные им же самим.

Низкое мышление и страсти необычайно уплотнили астральное тело человека, лежащее между его духовной и физической природой, и тем самым физическое естество оказалось изолированным от духовного. Отмирание духа и торжество эгоизма вызвало страшные события на Земле. Эти события ввергнут человечество в огненные страдания. Страдания " очищают душу" – именно страдания дадут тот огонь, который разрядит астральную оболочку и вос­соединит человечество с духом. Это воссоединение озарит ауры духовностью, сливающейся с пространственным ог­нем. Мы, знающие о происходящем, не можем не стре­миться к возжжению в себе духовности. Но все мы знаем, как трудно поддерживать в себе это чувство наедине. Зато каждая встреча, при сознательном отношении, при жела­нии хоть как-то помочь Иерархии, может возжечь спаси­тельный, очищающий и разряжающий огонь.

Каждый, конечно, знает, как приходит это чувство и что надо сделать для этого, но далеко не всегда и не каждый склонен преодолеть хаос. Как часто при встречах друзья тратят драгоценное время на бессмысленные, ру­тинные разговоры и расходятся в унынии и опустошении. А бывает и так, что друзья заряжаются, но не духовно­стью, а... страстями и злобой. Можно ли допускать такое безумие при том знании, которое имеется в нас?!

Каждая встреча должна быть сознательным возжже­нием огня. Пусть соберутся лишь двое, но сердечная бе­седа, растворяющая кристаллы идей Учения, сердечный контакт с Иерархией – будет одной из основных мер, потребных для спасения планеты. Она и облегчит и вдох­новит на дальнейший труд, но нужно, чтобы участники ее знали о ценности и значительности возжженного огня, чтобы из самомнения не говорили: " что значит для мира такая ничтожная искра". Если бы мы могли наблюдать такие встречи из Тонкого Мира, мы бы не сказали так, ибо реальная, зримая картина утвердила бы нас в значи­мости и важности совершаемого и наполнила бы чувством торжественности. Но и без Тонкого Мира мы знаем, когда огонь был возжжен при встрече и когда этого возжжения не состоялось.

Конечно, не всегда возможно возжжение огня. Иногда мы бываем настолько опустошенными, что не в состоянии выдавить из себя ни искры. Но такие случаи не так уж часты. И они могут быть во много раз уменьшены при сознательном отношении. Конечно, как всегда, – не ко­личество, но качество.

Не надо напыщенности, не надо искусственности, не надо фальши, красивых слов и пафоса. Простота, искренность, самоотверженность и преданность Иерархии дадут лучшие следствия, и никто не пожалеет, что вместо бес­смысленного щебетанья он стремился к возжжению огня спасения. Даже и в том случае, если это возвышенное и героическое намерение постигла временная неудача.

4 декабря 1942 г.

ЗНАНИЕ СЕРДЦА И РАССУДКА

Существует два рода знания: знание рассудочное и знание сердечное. Люди редко делают между ними раз­личие, но существующая разница огромна. Она сказыва­ется в напряженный и ответственный момент испытания, когда рассудочное знание, прежде такое гордое и само­уверенное, не может помочь достаточно своему носителю, в то время когда, казалось бы, скромное и мало дававшее себя знать прежде – знание сердца выступает как могучий фактор, решающий все.

Итак, одно и то же знание может быть и в рассудке и в сердце. В первом случае оно – как бы нанесенное извне, как бы не являющееся неотъемлемой частью; во втором – оно вросло в вас, оно неотъемлемо от вас – оно часть вашего сознания.

Само название CO-ЗНАНИЕ показывает на то, что последнее представляет из себя ничто иное, как знание, знание опытное – собранное воедино. Конечно, знание рассудка может быть полезным для формирования созна­ния, но забывать о разнице знания сердечного и рассу­дочного было бы, иногда, опасно.

На чистое сердце опереться всегда можно. Можно всегда рассчитывать на него, но рассудок, мятущийся, не знающий высших миров, вечно впадающий в сомнение, – опора не всегда надежная.

Каждому приходится сталкиваться с людьми, которые сегодня с исключительным жаром говорили о том, от чего завтра отрекались с неменьшим пылом. Вы тогда им по­верили, вы не заметили, что утверждение идет не из сердца, но из рассудка, и теперь должны будете заплатить за ошибку.

Обычно рассудочное знание не идет дальше слов, правда, часто красивых и громких. Но сердечное знание не передается в изысканных словах, а подтверждается жизнью. Носители сердечного знания не могут поступать не согласно с последним, но поступки рассудочников часто не согласуются с теми идеями, которые они, якобы, ис­поведуют.

Сердечное познавание неразрывно с жизнью.

9 февраля 1940 г.

СЛОИ МЫШЛЕНИЯ

Так же, как Солнце излучает свой свет непрестанно, так же человек непрестанно излучает мысль – свет своего разума. Каждое мгновение, озаряя пространство, он све­тит во время земного воплощения, светит в момент и после так называемой " смерти", светит в мирах надземных и, не прекращая потока мысли, возвращается вновь на Зем­лю гореть огнем своей индивидуальной жизни.

Конечно, факел человеческого духа светит не всегда и не везде одинаково: во-первых, интенсивность его света может меняться, то уменьшаясь, то увеличиваясь вновь, то озаряя прекрасным и ровным светом Пространство, то мигая и чадя, подобно испорченной лампе; изменяется цвет и качество – во-вторых. Естественно, что пребыва­ние духа в физической оболочке чрезвычайно меняет мышление, астральная оболочка преломит свет Разума через свою призму, и временный манас даст свой глиф и на мышление через астрал и через физический проводник. Мало того: мышление будет зависеть не только от той оболочки, в которой пребывает источник света – чело­веческий дух, но, конечно, и от качества этой оболочки в отдельности и от качества всей совокупности тел – вообще. Нет надобности говорить, что мышление во всех слоях Пространства будет в значительной степени зави­сеть от тех условий, в которых пребывает дух.

Однако, во всем этом разнообразии существует не­зыблемое постоянство: на целую Манвантару луч челове­ческой мысли будет гореть одним постоянным светом. Этот луч в различных оболочках и в различных обстоятельствах будет претерпевать различные изменения, временами ме­няясь до неузнаваемости, как, например, синий луч, пре­ломившись через красное стекло, становится фиолетовым, но внутри, в зерне своего духа, являясь частью пламени одного светила, частью Сущности планетного Духа – он сохранит в неприкосновенности свою индивидуальность, и вся его эволюция, на протяжении всей его Манвантары, пройдет под знаком именно этого определенного качества. Может быть, на земном языке не найдется подходящих слов, чтобы выразить это качество, но оно существует и влияет на каждый этап нашего эволюционного процесса.

Можно различать качество мышления данного вопло­щения, основных периодов внутренней жизни, более мел­ких периодов, на которые подразделяются большие, года, месяцы, дни и секунды, – когда с быстротой молнии вспыхивает сознание радостью или пронзается стрелою гнева.

Представим себе качество мышления данного вопло­щения как синий луч; этот синий луч будет излучаться человеком в течение данного воплощения непрерывно, он будет сущностью мышления, это будет самый глубокий внутренний слой. Второй слой будет уже дифференцированным. Предположим, что от восхода до зенита он будет желтым стеклом, а от зенита до захода – красным. Синий луч преломится в течение первой половины жизни через желтое стекло и даст зеленый цвет, преломившись через красное стекло, он даст фиолетовый цвет. Теперь мы можем представить себе третий слой мышления как со­стоящий из еще большего количества цветных стекол и вывести заключение, что зеленый и фиолетовый луч, пре­ломившись в стеклах третьего слоя, дадут целый ряд но­вых цветов. Размышляя в том же порядке и приняв во внимание, что каждый слой, лежащий ближе к поверхно­сти, будет все более и более дифференцироваться, Мы получим картину луча, проходящего через последний по­верхностный слой, где цвета будут сменяться очень быс­тро, но от этого основной луч не претерпит никаких из­менений, и самый нижний слой мышления сохранит свою постоянную окраску.

Конечно, лишь до известной степени этот грубый и примитивный пример может пояснить, что мы подразу­меваем под слоями мышления. Для того, чтобы составить себе более ясное представление, попробуем обратиться к еще одному примеру: представим себе человека, родив­шегося с основным качеством героизма. В различные пе­риоды жизни, как то: детство, юность, зрелость, старость – это качество будет проявляться особо. Телесное, ду­шевное и ментальное развитие будет подобно цветным стеклам второго слоя. Кроме этих обстоятельств времени, различные обстоятельства места, как то: школа, армия и иные места деятельности – будут подобны стеклам треть­его слоя. Когда, наконец, основная энергия сознания встретится с мельчайшими обстоятельствами ежедневной жизни, мы получим картину последнего слоя мышления.

Принадлежность мысли к тому или иному слою оп­ределяется, прежде всего, количеством возвращений к ней и величиной промежутка времени, на который острие сознания задерживается на ней, а также той силой, с которой это острие внимания притягивается к ней.

Возьмем для примера научного работника, занятого изучением какой-то научной проблемы. Мышление его сконцентрировано, он " всецело" ушел в работу. Он не замечает красивого пейзажа, раскинувшегося за окном, не чувствует холода, не видит, что стрелки часов уже давно прошли обеденное время. Многие обстоятельства и окружающее без такого углубления, несомненно, оказали бы влияние на его физическое, психическое и ментальное состояние. Он почувствовал бы и холод, и голод, а кра­сивый пейзаж потянул бы погулять. Но вот в комнату вбегает его дочь и зовет обедать. На мгновение сознание прорезает мысль о еде и необходимости обедать. " Сейчас", – машет он рукой, мельком взглянув на дочь. Вдруг сознание загорается ярко и тревожно: на лице дочери он видит ранку и кровь. Мысль о проблеме выключена це­ликом. Он приближает дочь и смотрит на ее лицо. Вскоре ученый успокаивается – ранка не опасна и скоро заживет. Он целует девочку и оборачивается к работе, чтобы до­вести ее до точки. Ярко вспыхнувшая мысль-забота о ребенке погасла, и вновь загорелась мысль, силящаяся разрешить научную проблему. Вот обед. Ученый оживлен, он с жаром что-то доказывает. Кто-то сообщает новости, острие внимания быстро меняет направление, чиркая по различным предметам, и все же в промежутки оно вновь возвращается к тому же. Так, несмотря на мгновенные, секундные, минутные мысли, – большая мысль о научной проблеме горит непрестанно. Но вот несколько недель работы и проблема решена. Острие сознания направлено к новым достижениям.

Есть мысли, мелькающие мгновенно с тем, чтобы не возвратиться вновь. Большая часть таких мыслей вызвана к жизни причинами, имеющими бытие во внешнем мире, при соприкосновении его с нашим сознанием. С устранением этих причин погасают и мысли, вызванные ими. Этот слой мышления неглубокий, находящийся на пери­ферии сознания, постоянно волнуется, постоянно в дви­жении и переменах. За ним следуют уже более стойкие слои, упрочаясь с глубиной. Есть проблемы, занимающие мышление недели, месяцы. Есть проблемы, занимающие мышление годы, целые периоды жизни; есть проблемы, занимающие всю жизнь. Через эту призму проходит вся жизнь человека, и она является той причиной, которая вызывает к жизни данную личность, во имя которой со­вершается данное воплощение Эго.

Чем глубже и ниже слой – тем более постоянно (неподвижно) в своем слое мышление. Это самое большое колесо в часах, если сравнить организм с часовым меха­низмом; далее идут меньшие, с более мелкими зубцами и т.д.

Что же влияет на изменение качества мышления? Прежде всего внешние магниты ( будь то космические магниты светил, магниты людей и обстоятельств, которые тоже являются в своей сущности магнитами): приближе­ние магнита внешнего пробуждает к действию внутренний магнетизм. Соответственно силе и расстоянию магниты тянутся друг к другу, создавая в процессе притяжения мыслеобразы, которые изображают различные моменты цели притяжения – слияние. Это и есть одна из причин данного направления мышления.

Чем мельче такие магниты, тем менее проникает их влияние в глубину мышления, задевая лишь поверхност­ные слои, которые подобны наиболее колеблющимся по­верхностям вод. Такими магнитами могут быть различные места, географические или общественные*; а также различные обстоятельства: нападение, защита, голод, запахи, известия, мысли других людей и прочее и прочее. Но как росток дерева восходит, питаемый изнутри, несмотря на день или ночь, ветер или дождь – так и мышление изменяется в резуль­тате процесса, происходящего внутри. Этот внутренний процесс мышления производит изменения в самых глубо­ких слоях, куда даже знаки Зодиака достигают не всегда. Учитель действует на развитие ученика через его внут­реннее, центральное " я", благодаря близости и родству внутренних Эго.

Так же можно действовать на мышление извне, но какой метод более основателен, сказать не трудно, хотя многие люди слепо придерживаются второго метода.

В плане образов мышление идет в причинном порядке и от стакана может быстро перейти к Спинозе, но могут быть и обрывы, вызываемые внешними обстоятельствами, сменой качества или свойства, а еще чаще мысленной посылкой. Так, проследив причинность, проанализировав внешние обстоятельства и не найдя соответствия, можно различить мысленную посылку.

Знание слоев и умение различать скоропреходящие волнения внешних слоев помогут самообузданию и росту внутренних качеств. Это знание поможет охранить росток от случайных влияний внешнего мира, если, конечно, эти внешние обстоятельства не являются кармическими. Но и в последнем случае такое знание поможет преодолеть эти обстоятельства с гораздо большим успехом.

17 августа 1945 г.

 

ОГНЕННЫЙ ПОДВИГ

РАЗДРАЖЕНИЕ

Чтобы лучше понять природу раздражения, полезно обратиться к медицине: вторжение болезнетворных факто­ров обусловлено, в большинстве случаев, раздражением тка­ни. Раздражение кожи, мышц, нервов, слизистой оболочки является, в большинстве случаев, причиной возникновения множества болезней, от легких, быстропроходящих, до та­ких неизлечимых как саркома, рак. Там, где имеется мно­жество разрушительных микроорганизмов заболевание не возникает до тех пор, пока не появится участок раздраже­ния. Именно, раздражение открывает ворота врагам, посто­янно осаждающим наш организм. Это очень ярко иллюст­рирует разрушительную сущность раздражения.

Может быть раздражение отдельных участков кожи или слизистой, может быть раздражение определенной группы клеток, может быть раздражение какого-либо ор­гана и может быть, наконец, раздражение всей нервной системы, являющейся фундаментом здоровья. Но если медицина хорошо изучила природу телесного раздраже­ния, то она, почему-то, чрезвычайно мало внимания уде­ляет раздражению, как психическому фактору. А между тем природа раздражения всюду одинакова. Раздражение психическое является причиной множества душевных за­болеваний и так как психическая природа человека и его физический организм являются неразрывно-целым явле­нием, психическое раздражение порождает множество фи­зических болезней.

Всякое вещество рассчитано на определенную силу напряжения, как только эта граница переходится, начи­нается разрушение вещества. Иначе говоря, разрушение, вызываемое перенапряжением, и называется раздражени­ем. Возьмем для примера кирпич – он может выдержать лишь определенное давление, определенную нагрузку, дальше он дает трещины и начинает превращаться в пыль. Лук может быть растянут лишь до определенного предела, за которым он треснет и переломится.

Каждая вещь, каждый организм и каждая сущность имеет свой собственный предел напряжения, и имеются силы и факторы, которые могут значительно уменьшать и увеличивать этот предел сопротивления. В человеческом сознании такой силой является терпение. От количества и качества терпения зависит способность психики и нер­вной системы выдерживать го или иное напряжение.

Количество терпения, так же как и его качество за­висят от многих привходящих обстоятельств; например – физическое утомление, плохой сон, длительность напря­жения – все это может уменьшить силу сопротивления, так же как подъем духа, иеро-вдохновение, поддержка коллектива и многие факторы могут беспредельно питать и пополнять терпение.

При этом не следует путать терпение с тупой покор­ностью. Эти, внешне схожие, явления – противоположны по своей сущности. Терпеливый человек никогда не по­коряется: он внутренне борется постоянно, накапливает силы; он живет предвкушением победы и знает, что тер­пение идет ему на пользу. В то время как тупая покорность есть просто капитуляция.

При раздражении на стенках нервных каналов отла­гается мощный, тонкий яд, который кристаллизуется, накапливается в различных нервных сплетениях и вызывает тяжкие нервные явления. Избавиться от него чрезвычайно трудно. Часто лишь сильное нервное потрясение способно вытолкнуть кристаллы империла. Кроме непосредствен­ного болезнетворного воздействия на организм, империл легко сочетается с ядом пространственного раздражения – аэроперилом; это обстоятельство вызывает или гибель, или дальнейшие губительные осложнения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь