Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Подвижничество русских ученых
Но диалектика, как наука о всеобщей связи явлений, как теория совершенства, не была забыта российскими учеными. Русские ученые Василий Никитич Татищев (1686 -1660), Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) высоко оценили главную идею теории развития Аристотеля, идею совершенства, и развили ее в своих трудах. Ломоносов не принял западной версии теории познания. Он вступил против научного схемотворчества и поставил вопрос о научной достоверности и ее критериях. На фундаменте диалектики делал свои величайшие открытия известный математик Николай Иванович Лобачевский, для которого математика представала как образ действительности. Высочайший влет диалектического теоретизирования в области теории вероятностей осуществил в середине XIX века известный математик Пафнутий Львович Чебышев. Огромный вклад в теорию понимания мира внесли советские ученые: академик Вернадский В. И. – автор учения о сфере разума, К. Э. Циолковский – основатель теории космонавтики, а также ученые-космисты: Чижевский А. Л., Умов Н. А. и Лосев А. Ф., автор книги «Античный космос и современная наука». Свою лепту в развитие космического проекта науки внес В. И. Ленин, создав теорию отражения, согласно которой создание есть высшая форма отражения, а также функция организованной материи. На основе этих фундаментальных открытий советскими учеными была подготовлена база для создания общей теории информатики – науки об информационной реальности. В ее развитии активно участвует профессор Чуринов Николай Мефодьевич. Таким образом, ХХ век стал веком накопления критической массы научного знания, которое обозначало конторы современного варианта космического проекта науки – как ее информационного проекта. Пока западные творцы науки превращали науку в средство удовлетворения потребностей, русские и советские исследователи думали о том, чтобы наука служила гармонизации отношений между людьми, обществом и природой. В результате чего возникла всеобщая организационная наука – тектология, наука о совершенстве и совершенствовании, наука о подвижном равновесии живого и неживого. Тектология, разработанная русским и советским философом Александром Александровичем Богдановым, выступила как теоретическая альтернатива покорению природы и общества. Наши соотечественники, российские и советские ученые, в сложных условиях господства в мире западного метафизического проекта науки сумели сохранить и обогатить космический проект науки, создать для нашего поколения, вступающего в информационную эпоху, богатейшее научное наследие. Сейчас вся мировая цивилизация переходит в иное качественное состояние. Человечество выходит на новый виток своего развития, движется от индустриального к информационному обществу. В мировой научной и общественной среде назревает вывод о необходимости смены господствующего сейчас в большей части мира западноевропейского мировоззрения. Смена мировоззрений есть процесс естественный и необходимый в истории существования человеческого общества. Взгляд на мир только как на материал для преобразований, характерный для западного мировоззрения – антропоцентризма, изживает себя. Человек, отделенный от объективных природных условий, считающий себя ее покорителем, вооружившийся могучей техникой, освоивший самые изощренные технологии для покорения, становится все более опасным для мира. Его деятельность порождает все более угрожающие для существования человека глобальные проблемы. Само содержание этих проблем: экологической, энергетической, сырьевой и тому подобных, показывает, что наступает время ответа за длительное стремление подчинить и перестраивать природу в соответствии с узкопонятными потребленческими целями. Гуманистический принцип ХХ века «Всё для человека, всё во имя человека» нуждается в существенном переосмысливании. Теперь приходится защищать природу от человека. Все больше людей приходит к выводу, что человек должен выстраивать свое общественное и индивидуальное бытие по законам космического миропонимания. Возрастающее воздействие вооруженного техникой человека на природу выявило поразительный недостаток наших знаний о формах и уровнях ее организованности, о структурах механизмах ее саморегуляции, о критических параметрах ее существования. А это незнание в современных условиях представляет серьезную опасность порождения необратимых процессов, изменить течение которых человечество окажется уже не в силах. Нужно срочно искать пути разрешения противоречия между интересами развития человечества и состоянием биосферы. Все явственней становится кризис научных положений западной цивилизации. Искусственное разделение мира на мир природный и мир человеческий, принятое их наукой, изживает себя. Центральный принцип свойственный ей метафизической науки, согласно которому все в универсуме (мире вещей и сумме денег) можно описать исключительно в физических и математических терминах и нет никакой необходимости обращаться к явлениям сознательного, ограничивает возможность познания. Вместе с завершением эпохи индустриального общества, эпохи цивилизации машин и технологий, уходит в небытие и механистическая картина мира, предложенная человечеству Галилеем и Ньютоном на заре индустриализации и формирования буржуазией капиталистического общества. Истинно научная картина мира, соответствующая информационной эпохе, должна создаваться при участии всех форм человеческого сознания с учетом учения академика Вернадского о ноосфере – как сфере разума. Возможно, она предстанет как всеохватывающая паутина Интернет, своеобразная сеть знаний, связывающая наше настоящее с далеким прошлым и далеким будущим. Всё на Земле и во Вселенной опутано этой сетью. Чтобы не запутаться в ней, причиняя неудобства современникам, предкам и потомкам, нужно знать законы ее построения и действия, уметь передать и вовремя принять информацию из каждой ее ячейки. А для этого важно понять, какие принципы лежат в основе планетно-космической организованности (живое вещество, планета, биосфера, ноосфера, Вселенная). Каковы характер и природа информационной сигнализации, обеспечивающей эту организованность? Именно реализация «максимального научного метода» в сочетании с методами всеобщей организационной науки (тектологии) поможет найти ответ на эти вопросы. Важно отметить, что в учении о сфере разума в научной форме находят выражение представления древнерусских философов о вселенской ответственности духа, о сознательном, разумном отношении к миру, а это уже приговор западному миропониманию. Космический, диалектический, информационный проект науки в настоящее время все прочнее утверждается на поле научного познания. Он пробивает себе дорогу не путем навязывания его кем-то научному сообществу. Напротив, вместе с развертыванием кризиса современной цивилизации он предстает как реальный путь разрешения кризиса, путь, на котором ученые могут найти продуктивные научные результаты, обозначающие путь спасения человечества, путь разрешения глобальный проблем. Россия, встань и возвышайся! Сегодня все более явной становится драма России: либо будет найдена новая модель развития, либо территория Российской Федерации, не обретя устойчивой политической государственной формы, превратится в предмет деятельности мировых субъектов силы, а в худшем случае в свалку человеческих отходов. «Европейский проект» предусматривает концентрацию сил и средств объединенной Европы для построения информационного общества. Перспективен «Японский проект», обозначаемый как создание предпосылок для появления компьютеров шестого поколения. Мощно набирает силу «Китайский проект», приближающийся к технологическому обеспечению западных стран и проводящий торговую экспансию по всему миру. Формируется «Исламский проект», устремленный на данном этапе к объединению стран своей религиозной культуры. Но в этом будущем мироустройстве не определено место России. У нее нет самостоятельного проекта. Россия пытается встроиться в объединенный «Евроатлантический проект». Эта стратегия «догоняющего развития» чрезвычайно опасна. Обеспечивая своими сырьевыми ресурсами переход развитых западных стран к реальному информационному будущему, сама Россия при этом остается «в индустриальном прошлом». При этом она стремительно утрачивает свою экономическую, а значит и политическую самостоятельность и все больше превращается в объект хозяйствования лидирующих информационных держав. Между тем, именно Россия обладает сейчас всеми возможностями, чтобы выдвинуть собственный цивилизационный проект по масштабам и содержательности сравнимый с проектами Запада и Востока. Для того чтобы прорваться в информационное сообщество, у России есть богатое научное и теоретическое наследие, а также есть проблемы, которые можно превратить в преимущества. Одна из главных проблем-преимуществ – это раздельность русского народа и массовая эмиграция бывших советских людей за границу, не обязательно этнических русских, но думающих по-русски и духовно связанных с русской культурой. Во многих странах мира уже образовались громадные русско-советские диаспоры. Эта проблема может стать большим преимуществом России, так как соперничество мировых религий, сменившееся в XX веке соперничеством всемирных идеологий, теперь сменяется соперничеством мировых культур. В этом смысле возникновение Русского Мира представляется исторически возможным и неизбежным. Русский Мир – это всемирная сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке, готовых действовать во благо исторической Родины. Границы Русского Мира пройдут там, где будут жить его граждане. Информационная эпоха, с характерной для нее глобальной сетью Интернет, дает возможность координировать действия диаспор в практически необратимом пространстве. Этот зарубежный русский интеллектуальный и информационный потенциал значительно усилит позиции России в информационной цивилизации. Но для этого нужно, чтобы у Русского Мира было надежное ядро – Россия.
Поиск истины Чтобы стать надежным ядром для всех соотечественников, Россия, как после поражения от Запада в Крымской войне в XIX веке, должна «сосредоточиться». Сосредоточиться, как говорил великий патриот России канцлер Горчаков, – это значит понять причины постигших Россию неудач, извлечь уроки из поражений, найти свой путь к возрождению, сплотить народ, обрести новые силы и веру в победу. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы