Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Игры, используемые на удлинённых переменах I-IV классы средней интенсивности



 

«Прыжки через движущуюся скакалку» Ребята размещаются по площадке в произвольном порядке. Двое водящих берут длинную скакалку (можно связать две короткие) за концы, так, чтобы провисающая часть скакалки была примерно на высоте коленей, и ходят с ней вдоль площадки. Остальные играющие свободно бегают по площадке и перепрыгивают через скакалку. Задевший сменяет одного из водящих.

«Туннель» Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по «туннелю» — под поднятыми руками играющих — бегут вперед, встают впереди колонны и поднимают руки вверх.

Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой первыми закончат перебежки.

«Бой петухов» Двое играющих, прыгая на одной ноге, стараются толчком плеча заставить соперника встать на обе ноги или выйти из круга.

«Удочка» Играющие располагаются по кругу, в центре которого стоит водящий и вращает верёвку с мешочком на конце. Играющие должны перепрыгивать через мешочек. Задевший его становится водящим.

Спортивный час

В содержание " спортивного часа" входят, в основном, подвижные игры, доступные элементы из видов физических упражнений, знакомые обучающимся по урокам физической культуры. Такими видами, кроме известных детям подвижных игр, могут быть беговые упражнения типа " кто быстрее", " метательные" (кто лучше попадёт в цель), " прыжковые" (кто дальше или выше прыгнет), элементарные эстафеты, - в основном, встречные с предметами, игры с мячом (футбол и другие), а зимой - лыжи, коньки, санки, хоккей, игры в снежки в разных вариантах.

По поводу содержания и методики использования различных видов двигательной активности воспитатели консультируются с учителями физической культуры. Главное в том, чтобы проведение " спортивного часа" стало обязательным условием продлённого дня и тем самым способствовало увеличению двигательного режима обучающихся.

Все педагоги должны знать о том, что " спортивный час" - это вид активного отдыха, который эффективно способствует снятию утомления, вызванного малоподвижной учебной деятельностью, повышению умственной работоспособности и двигательной активности обучающихся, совершенствованию двигательных навыков, изученных на уроках, целенаправленному развитию физических качеств, воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В обязанности медицинского персонала учреждения при организации и проведении спортивного часа входит контроль за решением оздоровительных задач физического воспитания, соблюдением гигиенических условий при занятиях физической культурой.

Ежедневные занятия физическими упражнениями в рамках спортивного часа в группах продлённого дня при правильной их организации позволяют решать многие задачи школьного физического воспитания. Занятия помогают детям разрядиться от умственного напряжения, преодолеть утомление, повысить свою работоспособность, уровень двигательной подготовленности, укрепить здоровье. На спортивном часе с успехом решаются задачи воспитания у ребят потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, мальчики и девочки обогащаются знанием подвижных игр и эстафет, приобретают умение организованно играть в коллективе сверстников.

Спортивный час, проводимый воспитателем в группе младших школьников, включает в себя следующие виды движений:

- ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и пятках;

- бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий (перепрыгивание обозначенной линиями «канавы», пробегание по бревну, перелезание через конструкцию и др.) и т.д.;

- прыжки на обеих ногах, на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;

- броски, ловля мячей больших, малых, перебрасывание мячей в парах, метание на дальность, в различные цели и т.д.;

- лазанье, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы и другие конструкции на спортивной площадке;

- висы, упоры на детских перекладинах и других конструкциях;

- упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой верёвочки и т.д.);

- упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обручи, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), с кеглями, со скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);

- упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх;

- подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий, с сопротивлением;

- эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.;

- спортивные развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мячами и др.

Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные раз­влечения, согласуется с учебным материалом программы по физической культуре для I—IV классов, дополняет его. В данном спортивном часе можно выделить три части:

I часть— подготовительная (10—15 мин.). Начинается сразу после прихода детей на игровую площадку. Ее содержание: построение, организационные указания воспитателя, ходьба и медленный бег по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения либо во время ходьбы, либо в кругу, либо в игре.

Ходьбу и бег в начале спортивного часа используют как эффективное средство, активизирующее и тренирующее деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, способствующее более быстрому насыщению крови кислородом, снимающее застойные явления за счет улучшения крови лимфообращения. Кроме того, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения являются средством подготовки организма к последующим двигательным действиям детей.

II часть — основная (30—40 мин.). Она состоит из общих для всей группы подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и подвижных игр, которыми дети занимаются самостоятельно.

Проводимые со всей группой подвижные игры и эстафеты несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют быстрому переключению детей на другой вид деятельности, а, следовательно, и более полному отдыху. Активные движения этой части содействуют развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, скоростно-силовых качеств, обогащают двигательный опыт детей, увеличивают их знания о подвижных играх.

Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям.

III часть — заключительная (5—7 мин.) направлена на организованное окончание активного отдыха школьников. В нее входят общее построение школьников, спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание. Задача — привести организм детей в относительно спокойное состояние, при котором возможна эффективная последующая учебная деятельность (самоподготовка).

Методическую помощь воспитателю в проведении спортивного часа оказывают учителя физической культуры. Они содействуют в подборе практического материала — подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и т.д., консультируют воспитателя по методике проведения спортивного часа.

Спортивный час при хороших погодных условиях проводится на открытом воздухе, в дождливые, очень холодные дни, в помещении: в коридоре, классной комнате, актовом зале, спортивном зале.

Прежде, чем перейти к описанию одного из вариантов спор­тивного часа, остановимся на методике организации, проведе­ния подвижных игр и эстафет, которые включаются почти в каждый спортивный час.

Перед игрой, эстафетой учащиеся располагаются так, чтобы хорошо слышать, видеть воспитателя и чтобы педагог мог следить, как они реагируют на его рассказ. Затем воспитатель объясняет содержание игры: называет её, говорит, как должны размещаться играющие, каковы правила игры, порядок определения её результатов. При необходимости воспитатель показывает отдельные моменты или эпизоды игры с помощью школьников. Удостоверившись, что все учащиеся хорошо поняли содержание игры и её правила, воспитатель делит играющих на команды, выбирает водящих, выделяет судей (в зависимости от условий игры). Дежурные устанавливают предметные ориентиры, чертят линии и т.д., необходимые для проведения игры, раздают требуемый спортивный инвентарь (например, мячи, обручи, скакалки и т.д.). Когда всё готово, подаётся команда начать игру. Во время игры воспитатель внимательно следит за её ходом, за поведением учащихся, за выполнением ими правил игры, делает, если надо, замечания, вносит коррективы в игру, активизирует малоподвижных ребят. В заключение подводит итоги игры.

Вариант проведения спортивного часа на открытом воздухе.

I часть. Построение в шеренгу по одному. Организационные сообщения, ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с движениями рук, ног, туловища). Бег медленный в чередовании с ходьбой.

II ч а с т ь. 1. Народная игра «Вызов». Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15-20 м одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу, капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть вернуться в свой город. Правила игры. Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.

2. Сбивание баскетбольным мячом кегель, установленных в линию на земле.

3. Народная игра «Держи за хвост». Выбирается водящий — волк. Остальные игроки — овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившийся спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют песенку, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается. Правила игры. Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему. Вариант игры. Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков. Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая на носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т.д.).

III часть. Подведение итогов игр. Построение учащихся на исходной линии в шеренгу. Успокаивающие дыхательные упражнения. Дежурные собирают инвентарь, группа в колонне по одному возвращается в школу.

Вариант проведения спортивного часа в классе.

I часть. Организационные упражнения и указания воспитателя. Общеразвивающие упражнения типа гимнастики до занятий, стоя за партой или около парты.

II часть. Организованные игры. Вариант игры «Вызов номеров». Играющие сидят за партами. Каждый ряд — это команда. В каждой команде детям присваивают номера: сидящим за первой партой — первые номера, за второй партой — вторые номера и т.д. Воспитатель называет номер — и ребята, например, рисуют цветок, выполняют конкретное движение, быстро встают и т.п. Общий результат определяют по сумме первых, вторых, третьих мест. Игра повторяется несколько раз и каждый раз при новом задании.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды». Каждый ряд — команда. За каждым рядом закрепляется соответственно название: «овощи», «фрукты», «ягоды». Воспитатель называет виды овощей, фруктов, ягод. Команда, к которой относится названная культура, должна встать и выполнить определенные движения. Другие команды в это время сидят. В ходе игры одни движения заменяются другими.

Игра «Что изменилось? ». На доске развешивают или расставляют картинки. Учащиеся запоминают, в каком порядке они висят (стоят). Затем детям предлагается встать, повернуться к доске спиной и выполнить 1—2 упражнения. В это время воспитатель перевешивает (переставляет) 1—2 картинки. По сигналу учащиеся садятся на место и определяют, что изменилось. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз воспитатель предлагает выполнить другие упражнения.

III часть. Игра «Горячо — холодно». Дети прячут ка­кой-либо предмет (например, теннисный мяч) в классе, а водящий под речитатив учащихся «горячо» или «холодно» должен найти предмет («холодно» дети говорят тогда, когда водящий находится далеко от предмета, а «горячо» — когда он близок к нему).

Общеразвивающие упражнения на месте (без предмета).

1. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — наклон вправо, дугами книзу левую руку согнуть спереди, правую сзади. 2 — и. п., руки в стороны вниз, ладонями назад. 3 — наклон влево, дугами книзу правую руку согнуть спереди, левую руку сзади. 4 — и. п., руки в стороны вниз, ладонями назад. 5—8 — то же, что на счет 1—4. При выполнении наклонов ноги в коленях не сгибать.

2. И.п. — стойка ноги врозь. 1 — с поворотом налево полуприсед на правой, наклон к левой (взяться руками за голень). 2 — и. п. 3—4 — то же в другую сторону.

3. И.п. — стойка ноги врозь, руки согнуты у туловища под прямым углом, пальцы собраны в кулак. 1—4 — перемещать на каждый счет колени из стороны в сторону, постепенно приседая, одновременно ударяя кулаками по бедрам. Голова наклоняется в ту же сторону, куда смещаются колени. 5—8 — движе­ние выполняется в обратном порядке.

4. И.п. — сед на полу, руки на пояс. 1—4 — четыре «шага» вперед на ягодицах, поочередно сгибая и разгибая ноги. 5—8 — то же, что на счёт 1—4, но продвигаясь назад.

5. И.п. — сед на полу, опора руками сзади. 1 — скольжением согнуть ноги в коленях. 2 — развести ноги в стороны (максимально).

Развивающие игры

 

Продолжительность игры 5-7 минут.

«Бабочки и стрекозы»(развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях

«Барабан» (развивает мышцы и связки голеностопного суставов, развивает чувство ритма и двигательную память).

Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определенный ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.

«Бегающая табуретка» (развивает скоростно-силовые качества икоординационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Водящий держит на голове перевернутую вверх ножками табуретку или легкий стул. При этом голова и лицо должны быть надежно защищены (например, картонной карнавальной маской ишапкой). Водящий передвигается в произвольном порядке по залу, а играющие, разбившиеся на две команды, стараются набросить на ножки табуретки кольца различного цвета. Побеждает команда, набросившая больше колец.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти).

Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с соседом из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, имеет флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих - добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него свой флажок, вернуться на свое место.

«Белые медведи» (развивает быстроту реакции образное восприятие ситуации).

Двое детей, взявшись за руки, изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту», они должны окружить и поймать других участников игры. Пойманный выходит из игры.

«Близкие знакомые» (развивает способность к анализу разли­чий зрительных образов, зрительную память).

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу по росту. Двое, на­блюдательность которых будет проверяться, выходят из строя и стоят спиной к остальным детям. Ведущий задает им различные вопросы:

Кто из присутствующих самый высокий? Самый маленький?

Назвать всех присутствующих по порядку (по росту); в обратном порядке.

Поскольку необходимо вызвать по очереди всех присутствующих, следует разнообразить вопросы:

Какого цвета глаза у самого высокого ученика; какого цвета волосы?

У кого и с кем одинаковая одежда?

У кого верхняя часть одежды красного (белого, синего) цвета?

Могут задаваться и другие вопросы.

«Борьба за мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, развивает чувство коллективизма, волевые качества активности и инициативности).

Учащиеся делятся на две команды. Игра начинается подбрасыванием мяча или ударом его об пол. Поймавший мяч первым передает его своим партнерам. Соперники стараются перехватить мяч и передавать его участникам своей команды. Если команде удалось передать мяч непрерывно 3-5 раз, ей начисляется очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! Дети прыгают, имитируя движение зайцев

Лошадки! Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь

бьет копытом

Раки! Дети пятятся назад, как раки

Птицы! Бегают раскинув руки или (стоя на месте)

машут руками

Аист! Прыжки на месте на одной ноге

Лягушка! Присесть и скакать вприсядку

«Буквы алфавита» (развивает способность к концентрации и переключению внимания). Для детей, знающих буквы.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву; ребенок, которому она присвоена, делает хлопок.

«Веретено» (развивает координационные способности).

Играющие делятся на две группы, построенные в колонну. По команде дети, стоящие первыми, оборачиваются вокруг себя как веретено. Затем вторые берут первых за талию и они оборачиваются вдвоем, затем втроем и т.д. Побеждает группа, участники которой обернуться быстрее.

«Вернись на место» (развивает координационные способности и двигательную память).

Участники игры сидят на скамье или матах. На полу рисуется круг. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперед, поворачивается на 90 градусов и делает 4 шага обратно. Затем все повторяется. Выполнив упражнение, водящий должен оказаться в кругу. Проигрывает тот, кто, сделав последний шаг, оказался вне круга.

«Верхом на мяче» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма).

Каждая команда состоит из трех человек. По сигналу один из участников, поддерживаемый под локти двумя другими, встает на футбольный или баскетбольный мяч и, переступая, катит его к финишу. Для усложнения в процессе преодоления дистанции участники могут по очереди сменять стоящего на мяче. Команда, первая добравшаяся до финиша, побеждает.

«Волшебное слово» (развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания).

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произноситься, дети остаются неподвижными.

«Вот так позы» (развивает произвольный самоконтроль, интенсивность и устойчивость внимания, моторную и зрительную память).

Участники игры принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все

дети вернуться в исходное положение. Следует проводить, постепенно усложняя, т.е. водящий повторяет позы постепенно увеличивающегося количества детей.

«Вращай одновременно»(развивает координационные способности).

В положении «сидя» попробовать вращать руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой рукой - по животу справа налево. Левой рукой забивать гвоздь молотком, а правой - гладить что-то утюгом.

«В уши попала вода»(развивает способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц шеи).

В положении «лежа на спине» ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха (на вдохе) и из другого (на выдохе)

«Вызови по имени»(развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную память).

Учащиеся бегают, прыгают в произвольном порядке, предварительно разбившиеся на две команды. Внезапно ведущий (учитель) подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

«Вышибалы»(развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности и инициативности).

«Гонка мяча» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную и оперативную память. Волевые качества активности и инициативности).

Две команды встают в две шеренги друг против друга на расстоянии 3-5 метров. В каждой команде играющие рассчитываются на первый и второй номера. Первые номера в обеих шеренгах составляют одну команду, вторые - другую. По сигналу прогоняют (перебрасывают) мяч сначала первые номера, потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до 5 раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передает его команде противника. Ведущий считает штрафные очки за каждый упавший мяч. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

«Движение по памяти» (развивает зрительную и двигательную память).

Водящий изучает или проходит для запоминания по начерченной зигзагообразной линии. Затем ему нужно пройти по ней с закрытыми (завязанными) глазами. Выигрывает тот, кто лучше справится с заданием.

«Делай одновременно» (развивает точность мышечно-двигательных дифференцировок и чувство ритма).

Учащимся предлагается отбивать носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Замри» (развивает зрительную и двигательную память, воображение).

Дети произвольно расходятся по спортивному залу. По команде «Замри» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающее конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребенок считается проигравшим и отводится в сторону (садится на скамейку). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

«Запомни движения» (развивает зрительную и моторную память).

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют самостоятельно их в обратном порядке.

Примеры движений:

1. Присесть, встать, поднять руки, опустить руки.

2. Отставить правую ногу вправо, приставить; отставить левую ногу влево, приставить

3. Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево, повернуть голову прямо.

«Запомни свое место» (развивает зрительную и моторную память).

Участники игры стоят в кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Когда зазвучит музыка или подается сигнал, они разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место.

«Запомни свою позу» (развивает зрительную, моторную память и воображение).

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, по окончании звучания они должны вернуться на свои места и принять ту же позу.

«Запретная цифра» (развивает моторную изрительную память и соотношения между ними).

Играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например - 3, вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «Один», следующий продолжает счет и так до трех. Вместо цифры «3», следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается. Сказавший число с цифрой «3» выбывает из игры.

«Запрещенное движение» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними).

Учащиеся стоят и выполняют гимнастические упражнения, показываемые им учителем. Выполняются все упражнения, кроме одного («запрещенного»), заранее оговоренного. Игра может усложняться, если вместо «запрещенного» упражнения учащиеся будут выполнять другое, также заранее оговоренное. Например, вместо «запрещенного» движения - поднять руки вверх, учащиеся должны присесть.

«Защитник» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Обозначается круг диаметром 2-3 метра. Играют 8-10 человек. Двое из них по жребию располагаются в центре круга: один садится на корточки, а второй (защитник) кладет ему одну руку на голову и, не отнимая ее, обходит сидящего то справа, то слева. Задача остальных игроков - коснуться сидящего. Задача защитника -осалить нападающих, не отнимая руки от головы сидящего. Если защитник выполнит свою задачу, осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитников, а защитник присоединяется к остальным игрокам.

Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего.

«Зеваки» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции).

Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего («Стоп! ») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

«Змея»(развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции).

Играющие выстраиваются в колонну и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне - «голова змеи», последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом» и игра продолжается. Проигравшими считаются дети, разорвавшие «змею», они выходят из игры.

«Иголка и нитка» (развивает произвольное внимание).

Водящий играет роль «иголки», бегая по произвольно выбираемому маршруту. «Нитка» (остальные учащиеся друг за другом) следуют за ним.

«Иголка, нитка, узелок» (развивает произвольное внимание и скоростно-силовые качества).

Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), команда считается проигравшей. Выигрывает команда, которая двигалась наиболее быстро и ловко.

При передвижении все трое держатся за руки.

«Игра с муравьем» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц ног)

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. На вдохе с силой потянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые. Задержав дыхание, оставить ноги в этом положении, прислушавшись, на каком пальце сидит муравей. На выдохе быстрым снятием напряжения в стопах сбросить муравья. Носки идут вниз ив стороны, ноги расслаблены, отдыхают. Повторить 2-3 раза.

«Игра с песком» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц рук).

Исходное положение «лежа». На вдохе набрать в руки воображаемый песок. Задержав дыхание, сильно сжать пальцы в кулак, удерживая песок в руках. На выдохе постепенно раскрывать пальцы, посыпая песком колени. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить расслаблено руки вдоль тела: отдыхаем. Игру следует повторить 2-3 раза.

«Канон» (развивает произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память).

Под музыку с четко выделенным ритмом дети двигаются друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт - второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

«Кот и мышь» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие (до 5 пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образуемом сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара и т.д. Коту нельзя забегать в нору, играющие не должны убегать далеко от норы.

«Крепость» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

В центре обозначается круг, который является крепостью. Игроки делятся на две команды, защитники и нападающие. Нападающие должны прорваться сквозь кольцо защитников и наступить на круг (крепость) и не быть при этом пойманными. Пойманный нападающий выбывает из игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость.

Если же всех нападающих поймают защитники, участники игры меняются ролями, но очков не получает никто. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Круговые пятнашки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Играющие стоят в кругу на расстоянии метра друг от друга. Пятнашка догоняет одного из играющих (по выбору). Если убегающий видит, что его догоняют, он может назвать по имени одного из участников игры. Пятнашка должен догонять названного, первый убегающий встает в круг.

«Кто быстрее? » (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Двое-трое водящий располагаются вкругу, остальные за линией круга. По сигналу игроки входят в круг и выходят из него. Водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют право выходить из круга.

«Кто громче» (развивает дыхательные возможности). Проводится для небольшой группы (до 6 человек) учащихся. Участники рассаживаются вокруг учителя, принимают правильную позу, губы сомкнуты. Указательным пальцем правой руки зажать правую ноздрю. После глубокого вдоха левой ноздрей медленно выдыхать воздух, одновременно произнося «мммм», периодически похлопывая (зажимая) при этом указательным пальцем левой руки левую ноздрю. Затем вдох и выдох делается через правую ноздрю. Поощряется участник, наиболее четко выполнивший условия игры.

«Кто скорее намотает шнур» (развивает координационные возможности).

Один конец шнура (шнуров может быть несколько) фиксируется, привязанный к дереву, шведской лестнице. К другому концу шнура привязана деревянная (пластмассовая) палочка. По сигналу дети начинают наматывать шнур на палочку движениями кисти. Кто быстрее выполнит задание, тот выигрывает.

«Кто скорее дойдет до середины» (развивает координационные и скоростные возможности).

Шнур длиной 4-5 м. На обоих концах деревянные или пластмассовые палочки. На середине шнура привязана ленточка. По сигналу двое детей начинают сматывать шнур, кто быстрее дойдет до середины, тот выигрывает.

«Кто что сделал? » (развивает ритмические возможности, моторно-ритмическую память).

Четверо играющих стоят в одной шеренге и выполняют (желательно под музыку) по очереди различные движения, повторяя цикл 4 раза. Водящий должен запомнить, что они делали и повторить их движения.

«Кулак-ладонь» (развивает быстроту реакции, зрительно-моторную координацию).

Руки перед собой (выполняется в положении «сидя» или «стоя»). Левая кисть сжата в кулак пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в ладонь левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой вытягиваются и упираются в кулак правой.

«Лицо загорает» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц лица).

Загорает подставленный солнышку подбородок - на вдохе слегка разжимаются губы изубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на язык. Крепко закрывается рот, дыхание задерживается. Жучок улетел. Рот слегка приоткрывается на облегченном выдохе. Прогоняя жучка, следует энергично подвигать губами.

Нос загорает, подставляем его солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели. Снова прилетела бабочка, пусть покачается на качелях (брови вверх-вниз). Бабочка улетела. Хочется спать. Не открывая глаз, принять удобную позу, расслабиться.

«Лови-бросай, упасть не давай» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Мяч перебрасывается в одном направлении по кругу между стоящими на расстоянии 2 метра учащимися. По сигналу учителю дети меняют направление передачи мяча.

«Ловишки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, соср


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.159 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь