Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская живопись второй половины XVIII века



Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм. Своеобразие русского классицизма заключалось в том, что его мастера обращались не только к античности, но и к родной истории, что они стремились к простоте, естественности и человечности. В классицизме нашли свое художественное воплощение идеи абсолютистского государства, пришедшего на смену феодальной раздробленности. Абсолютизм выражал идею твердой власти, пропагандировалась вечность абсолютистского строя.

Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII портретное искусство достигает подлинного расцвета. В это время творят крупнейшие живописцы Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский, создавшие блестящую галерею портретов современников, произведения, полные глубокой мысли, воспевающие красоту и благородство стремлений человека. Эти портреты не только донесли до нас образы многих замечательных людей, но и явились свидетельством высокого артистизма русских художников, их оригинальности, а также зрелости живописно-пластической культуры. Художники умели воссоздавать реальный образ с помощью различных живописных средств: изысканных цветовых оттенков, дополнительных цветов и рефлексов, богатейшей системой многослойного наложения красок.

В ряду крупнейших русских портретистов второй половины ХVIII века наиболее своеобразным был Ф. Рокотов. Он уже молодым человеком получил широкую известность как умелый и оригинальный живописец. Его творческое наследие значительно. Рокотов уже в 1760 году ученик Академии художеств, а через три года - ее преподаватель и затем академик. Служба отвлекла художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году Рокотов покинул Академию художеств и переехал навсегда в Москву. Там начался новый, творческий очень плодотворный период его жизни. Он стал художником просвещенного дворянства в независимой, а порой и вольнодумной Москве. В его произведения отразилось характерное для того времени стремление лучшей, просвещенной части русского дворянства следовать высоким нравственным нормам. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Люди в поздних портретах Рокотова становятся более привлекательными в своей интеллектуальности и одухотворенности. Обычно Рокотов использует мягкое освещение и все внимание сосредоточивает на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, нередко пристально, иногда загадочно глядят на зрителя. Их объединяет нечто общее, какаято глубокая человечность и душевная теплота. По одухотворенности, живописности, общей изысканности многие портреты Рокотова имеют аналогию в портретной живописи лучших английских мастеров ХVIII века. Когда расцветало творчество Рокотова, началась деятельность другого крупнейшего живописца - Дмитрия Левицкого, создавшего серию правдивых, глубоких по характеристике портретов. Он родился, вероятно, в Киеве и вначале учился изобразительному искусству у своего отца - известного украинского гравера. В 1770 году на выставке в Академии художеств Левицкий выступил с рядом портретов, представ сразу же зрелым и крупным мастером. За один из них - архитектора А. Кокоринова - он был удостоен звания академика. Художник еще опирается на традиции барочного портрета. Вскоре Левицким была создана знаменитая серия портретов смолянок - воспитанниц Смольного института. Выполненная по заказу императрицы Екатерины II она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц этого привилегированного дворянского учебного заведения за любимым занятием, в характерной позе. Левицкий прекрасно передал очарование молодости, счастья юной жизни, разные характеры. Интимные портреты Левицкого эпохи расцвета его творчества, который приходится на 1770-1780-е годы, представляют вершину достижений художника. В Петербурге он написал посетившего русскую столицу французского философа Дени Дидро, нарочито изобразив его в домашнем халате и без парика. Исполнены грации, женственности в своих портретах М. Львова, пустой светской красавицей представляется Урсула Мнишек, расчетливая кокетливость присуща примадонне итальянской комической оперы певице А. Бернуцций. Левицкий по-разному относился к моделям своих портретов: к одним - с теплотой и сочувствием, к другим - как бы безразлично, третьих осуждал. Как и многие русские художники того времени, Левицкий получал за свои портреты намного меньше, чем заезжие иностранные живописцы. Он умер в тяжелой нужде глубоким стариком, до последних дней не оставляя кисти.

Вопрос 71 Церковь и государство в 18 веке. Юридический статус духовенства.

Учреждение в России в конце XVI в. патриархии означало существенное укрепление авторитета русской православной церкви во внешнем мире. Однако внутри страны церковь все более подчиняется государству. В XVIII в. церковь продолжает обладать громадными богатствами, в том числе землями и крестьянами, но государство принимает меры к ограничению роста церковного землевладения. Делаются попытки ограничить церковь в ее судебных правах, что имело и политическое, и экономическое значение. Попытки патриарха Никона поставить вопрос о равенстве церковной власти со светской и даже о приоритете церкви над государством привели к его низвержению. Цари и до этого ставили на патриарший престол нужных им лиц, хозяйничали на церковных соборах и т. д.

С именем Никона связано и такое важное событие в русской православной церкви, как ее раскол. Деятельность патриарха Никона по реформе церкви соответствовала интересам государства. Переписка церковных книг в соответствии с греческими канонами означала централизацию культовой сферы, введение единства и единообразия в по­рядок богослужения и вообще в церковный порядок. До этого в разных русских землях накопились свои местные искажения церковных книг и порядков, которые сохранялись как пережиток феодальной раздробленности. Инициаторами раскола явились рядовые священники, в большой массе полуграмотные, которым переучиваться по исправленным книгам было просто не по силам. Но к расколу примкнули и самые разнородные силы: древние боярские роды, теснимые дворянством, посадское население, положение которого ухудшалось преимущественно по причине конкуренции иностранных купцов, а главное, крестьянство, закрепощение которого завершилось и положение которого продолжало ухудшаться. Именно участие в расколе широких народных масс сделало его серьезной и опасной силой, с которой государству пришлось активно бороться.

Подчинение церкви государству усилилось в XVIII в. Петр I, воспользовавшись смертью патриарха Адриана, решил вообще не избирать нового патриарха, а учредил лишь должность местоблюстителя патриаршего престола, назначив на этот пост верного ему человека — молодого рязанского епископа Стефана Яворского. Вслед за тем был вновь учрежден Монастырский приказ, созданный, а затем упраздненный еще Алексеем Михайловичем. Но теперь Монастырский приказ получил более широкие полномочия. Он стал управлять всем хозяйством русской православной церкви, причем часть доходов от громадных церковных имуществ шла на содержание церкви, а остальное — на государственные нужды. Больше того, церковь была обложена разного рода государственными повинностями и податями.

При Петре I была создана и духовная коллегия, названная затем Синодом и подчиненная Сенату. Она стала государственным органом управления церковью. При преемниках Петра Великого статус и экономическое положение церкви неоднократно менялись в ту и другую сторону, но при Екатерине II церковь была полностью поставлена под контроль государства, стала по существу государственным органом, а ее имущество было отобрано в пользу казны. Все церковные иерархи были посажены на государственное жалованье, которое платилось из доходов от бывших церковных имуществ. На это тратилась примерно треть доходов, а больше половины их просто шло в казну. Для заведования церковными землями и крестьянами была создана Коллегия экономии, а такие крестьяне стали именоваться экономическими. Екатерина II и Павел I не стеснялись раздавать часть бывших церковных земель своим приближенным.

В конце XVIII в. одновременно с губернской реформой был пересмотрен состав епархий, при этом территория епархии стала совпадать с губернской.

В эпоху абсолютизма церковь сделала следующий шаг и в признании богопомазанности монархов. Теперь царь признавался наместником бога на земле и главой православной церкви.

Юридический статус духовенства( стоит на следующей после дворянства ступени).

Духовенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество), пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство, точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору, архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные земли и до 5% всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церкви обеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой для притязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровским реформам.

72 Театр в 17, 18 веках был малоподвижный в плане мизансцен. Почти статичный. Действие происходило за сценой. А вестник приходил и рассказывал обо всем.

Бояре не понимали немецкого и им было скучно и тяжело это смотреть. Спектакль длился без перерыва 10 часов. А царю нравилось и он даже не прервался на обед.

Последствия: Царь приказал отобрать 25 русских мальчиков для обучения актерскому ремеслу у Грегори. Никто не хотел этим заниматься и их заставляли насильно.

Следующий спектакль «Юдифь»был сыгран уже этими русскими мальчиками.(31.50- о сюжете) Гибнер сменил Грегори после его смерти, а потом Чижинский. И со временем спектакли приобрели светский характер. Сюжеты стали брать не из библии. А из античного мира. Был поставлен даже один балет (примитивное хождение под музыку) поставил его строитель крепостейфортификатор Лин

Бахрушин- собиратель театральных реликвий начал свою коллекцию с балетных туфелек. Которые ему дарили балерины(35.40- про развитие балетного искусства)

Алексей Михайлович был религиозным и знал что театр это грех и после театра он мылся в бане, молился. Накладывал на себя ипетимью и спектакли поэтому проходили 2 раза в год на именины Алексея Михайловича и именины Натальи Нарышкиной. Этот театр умер вместе с Алексеем Михайловичем. И все актеры радостно вернулись домой.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре.Этот придворный театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы" Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских " отроков". Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Кроме придворного, в России в 17 веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии.У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Школьный театр, это постепенно усложняющееся действо, начиналось оно с того, что люди просто перед группой учеников читали большие куски церковных текстов, которые нужно было заучить. Потом появился некий реквизит. Его выносили, когда про это читалось. В конце концов появились подмостки и тексты стали разыгрывать. Тексты были религиозные и нравоучительные. И действующими лицами часто были понятия (милосердие, любовь, подлость, нравственность…). И самыми продвинутыми были спектакли, в которых действовали ангелы и черти, потому что люди их воспринимали, как себе подобных. До нас дошла пьесаДмитрия Ростовского«Покаяние грешного человека».Ее поставил Борис Покровский в Новой опере под название «Ростовское действо».

(08.19)- подробней про пьесу. Эту пьесу играл и Ф.Волковв своей ярославской труппе.

Царь Алексей Михайлович пригласил в 60десятые годы 17 века в Москву Симеона Полоцкогодля обучения своих детей. Но главное для нас, что он первый русский драматург. До него текст и актер были единым целым, после него произошло разделение- актера и драматургии. Полоцкий написал 2 пьесы - Пещное действо и Блудный сын (оба из ветхого завета). Блудный сын содержит в себе основу будущего русского театра. Эта притча была использована автором, как современный текст. Событие подобное библейскому произошло при дворе Алексея Михайловича (Воин - сын боярина Ардына Нащекина был послан отцом в Париж и не захотел возвращаться. Царь посоветовал не посылать ему денег, и когда отец так сделал, сын вернулся)

Весь 18век, а потом и 19 будет иметь в русском театре много аллюзий(созвучие с другим временем), то есть переброски сюжетов с одного на другое время. Русский театр единственный. Кто так широко этим пользовался. И родоначальником этого стал Симеон Полоцкий.

Писались школьные драмы преимущественно на религиозные темы и носили следы средневековой схоластики. Характеризуя дошедшие до нас школьные " действа", историк театра П. О. Морозовопределял их как" безжизненные схемы и бессодержательные формальные опыты, проникнутые сухим, отвлеченным дидактизмом и не имеющие никакой связи с окружавшею школу живою действительностью"

Но вместе с тем в школьную драму включались также интермедии (или, как их еще называют, — интерлюдии), не имевшие ничего общего с основным текстом драмы. Это были небольшие житейско-бытовые сцены, совершенно не связанные с сюжетом пьесы. В отличие от основного текста интермедии писались на разговорном языке.

Когда в конце 16 в. у нас встал вопрос о насаждении школ как в образовательных целях, так и для борьбы с прозелитизмом католической церкви, образцами для них послужили католические же школы с их программами и методами преподавания. Не забыт был при этом и школьный театр.

Петр не был удовлетворен школьным театром. Религиозный по своему содержанию, этот театр в эстетическом отношении был слишком замысловатым и сложным для рядового зрителя. Петр же стремился организовать театр светский, доступный городским массам. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры.

Но с этого момента интерес к театру на Руси не утихает. Давались любительские спектакли в селе Преображенском у дочери царя Натальи Алексеевны и в селе Измайловском у вдовы его сына Иоанна. Спектакли эти игрались царскими детьми в основном для себя. Видел их и Петр 1. Но создание театра при нем было связано со всей его западной политикой, с желанием повернуть Россию на западный путь развития. Для него театр это рычаг, который позволял образовать Россию. Петр строит в 1702 году в Москве на красной площади первое театральное здание (сейчас там стоит исторический музей). Он был построен по западноевропейским образцам на 400 мест с балконом и бельэтажем. Декорация, костюмы и бутафория были готовы раньше, чем что-то поставили. Это говорит о том, что в 18 веке декорация и костюмы носит вневременной характер. И все подходило для любой пьесы и не соответствовало ни одной из них.

Симультанные декорации.

Петр хочет, чтоб театр был регулярным и труппа была славянской. Он послал послов в Чехию, но чехи не приехали, потому что в то время там не было театра. Там играли немецкие, английские, французские труппы. В итоге приехали немцы- труппа Кунста. Они играли на немецком языке. Кунсту тоже дали в обучение русских мальчиков. В отличие от первых учеников – эти не разбежались после прекращения существования театра.

Кунст вместо библейских сюжетов вывел на сцену сюжеты городских романов с любовной линией. Минус был в том. что игралось все на немецком языке и зрителей было мало. Но они приходили ради того, чтоб между актами посмотреть интермедии на русском языке, это пародии русских актеров на то, что только что показывали немцы. Пародируя они практически передавали содержание. Эти интермедии назывались- поперечные действия.

Спектакли играли 4 раза в неделю. Билеты стоили от 2 до 10 копеек. До 9 часов не закрывались ворота городов и пошлину на воротах не брали (46.00 – про пошлины)

Вместа умершего Кунста стал руководить Фюсти жена Кунста- актриса увезла всю труппу Кунста на Родину и театр бесследно исчез. Театр был деревянный и его разнесли по бревнышку

В 1707 году театр прекратил свое существование

В учебнике написано, что Петр хотел театр, который бы прославлял его победы, а театр Кунста не справлялся с этим, поэтому Петру этот театр не нравился. На самом деле театр Петру нужен был для поднятия культурного уровня русского народа, как часть образовательного процесса. Но театр Кунста все же прославлял царя, но только не на прямую, а через Александра Македонского. Это была единственная фигура, через которую можно было прославить вождя. (спектакль Кунста «О двух градах»про Македонского)

Причиной падения театра было то, что живо увлекающийся Петр так же быстро охладел к театру, как и увлекся. У него появилась новая игрушка (1703 году он начал строить Питер)

Но семя было брошено. И оно дало толчок для встречи актера и зрителя. С этого момента в Россию стали приезжать иностранные труппы и оставались работать в России на сезон, но бывало, что оставались и еще на год другой.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь