Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы



В дидактике и частных методиках нет единого принципаклассификации типов уроков.

В методике преподавания литературы типология с определениемместа урока в системе уроков по изучению темы, раздела быларазработана В.В. Голубковым. Это

 

1.вступительные занятия;

2.чтение;

3.ориентировочная беседа;

4.анализ произведения;

5.заключительные занятия.

Классификация В.В. Голубкова несет в себе не один признак, ибо заключает в себе также способы организации урока.

Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета:

Уроки изучения художественных произведений

Уроки этого типа основной своей целью имеют развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги. В соответствии с этими целями и содержанием этих уроков основной ведущий метод обучения - творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским.

Уроки первого типа при всем их разнообразии бывают в основном трёх видов:

а) уроки художественного восприятия произведения

Задача этих уроков - непосредственное общение с произведениями искусства, целостные, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать или читать художественное произведение; развитие художественной зоркости; воспитание культуры эстетических и нравственных чувств, влияющих и на всё поведение учащихся.

б) уроки углубленной работы над произведением

Для того чтобы школьники стали внимательными, чуткими к художественной литературе читателями, чтобы они испытывали благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетический вкус, их надо учить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык. Но этим общим языком искусства слова каждый писатель пользуется своеобразно. Надо учить школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза.

Обучение этим умениям связано с рассказом учителя, показом способа действия, самостоятельной работой учащихся нередко сначала по образцу, затем по усвоенному методу работы. Наиболее характерные методы для этого вида уроков - эвристический в сочетании с репродуктивным и частично с исследовательским.

в) уроки, обобщающие работу над произведением

Всякое обобщение возможно лишь тогда, когда есть достаточный фактический материал. Именно о собирании и анализе фактического материала шла речь выше. Обобщение бросает новый свет на собранные факты, иногда их приходится переоценивать. Обобщающие уроки требуют развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами. В ответах учащихся, их сочинениях постоянно встречаются ошибки в обобщениях: широкий вывод на основе частного факта, неумение проанализировать факты, сопоставить их, идти от частных выводов к общим. Поэтому обобщающие уроки важны не только для того, чтобы привести в систему разрозненные наблюдения и выводы, но и для того, чтобы учить мыслить правильно.

Уроки изучения теории и истории литературы

Как известно, основы знаний по теории и истории литературы школьники получают в процессе изучения конкретных художественных произведений. Однако нужны и отдельные уроки, специально посвященные этим разделам курса. Вне системы необходимые знания ни воспринять, ни тем более усвоить невозможно. Эти уроки требуют иной работы, иных умений, чем уроки изучения художественных произведений, хотя и связаны с ними.

а) уроки формирования теоретико-литературных понятий

Хотя фактическую основу литературоведения составляют главным образом художественные произведения, уроки по теории и истории литературы принципиально отличаются от уроков по изучению произведений по материалу, целям, характеру учебной деятельности, по умениям и навыкам. Учащиеся здесь имеют дело с логикой науки. Сложность заключается в том, что если при анализе произведений каждый его компонент (образ, композицию, язык и пр.) школьники стремятся связать с целым и рассматривать этот компонент в его неповторимом своеобразии в едином стиле произведения, то на уроках теории из ряда изученных произведений отвлекается один компонент (например, композиция) как общий для всех, хотя он и проявляется каждый раз своеобразно.

б) уроки усвоения научных, литературно-критических статей

Уже обучение школьников работе над более или менее сложными главами учебника может потребовать целого урока. Тем более специального внимания требует обучение старшеклассников работе над критическими статьями Н.А. Добролюбова, Д.В. Чернышевского, Н.Н. Страхова, А.В. Дружинина, И.А. Ильина, И. Эренбурга, Н.В. Володиной. Надо учить школьников не просто запоминать важнейшие положения читаемых работ, но понимать ход мысли автора, аргументацию, уметь подтверждать своими примерами выводы автора, превращать их в собственные убеждения. Для такого вида уроков характерно сочетание репродуктивного метода с исследовательским.

в) уроки по изучению биографии писателя

Это может быть живой и эмоциональный рассказ учителя, включающий отрывки из воспоминаний современников, иллюстрированный портретами, документами и другими материалами. Могут быть и краткие сообщения учащихся. Но во всех случаях надо дать живой, неповторимый, оригинальный, привлекательный образ писателя - творца, человека и гражданина, не скрывая сложности, подчас противоречивости характера, взглядов, творчества. Беда, когда живой образ творца и гражданина исчезает в бесконечно растянутом (на протяжении нескольких недель) обзоре творческого пути писателя, как это бывает иногда при изучении А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького.

г) уроки по историко-литературным материалам

Большей частью это бывают уроки, посвященные обзорным темам в IX - XI классах, а также вступительные и заключительные к монографическим темам. Существует довольно обширная литература по проблеме методики обзорных тем. Однако методика изучения обзорных тем в XI классе по современной литературе остаётся ещё недостаточно разработанной. Между тем это особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, то есть репродуктивного, эвристического и исследовательского методов.

Уроки развития речи

В процессе изучения художественных произведений и основ литературоведения школьники обогащают свой словарь, фразеологию. Каждый из описанных выше уроков так или иначе связан с обогащением речи. Однако нужны и специальные уроки, посвященные этой задаче на материале литературы и других искусств и на материале непосредственных жизненных впечатлений. Кратко охарактеризуем уроки разных типов.

а) уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства

Уроки такого вида были в свое время описаны М.А. Рыбниковой, Н.М. Соколовым, Е.И. Сычевой, К.Б. Бархиным и другими методистами. Отправным пунктом в логике построения урока служат непосредственные наблюдения, отбор материала, работа над языком и композицией. Стимулом к работе может быть картина, фотомонтаж. За последние годы довольно широко проводятся работы по киносценарию, инсценировкам, литературным монтажам, сопровождаемым составленным учащимися текстом.

В средних и особенно старших классах учащиеся пишут отзывы, рецензии на прочитанные книги, просмотренные спектакли, кинокартины, телепостановки. Роль учителя здесь очень велика, прежде всего, в воспитании хорошего вкуса учащихся, культуры суждений, культуры стиля.

б) уроки обучения рассказам, устным ответам и устным докладам Культура устной речи не находится у нас на должной высоте, и

учащиеся, как правило, лучше пишут, чем говорят. Но вряд ли надо доказывать, насколько важно владение ясной, точной, выразительной, а тем более красивой речью. Поэтому надо систематически учить устной речи, начиная с кратких, но содержательных ответов и кончая докладами.

Специальный урок посвящается развитию следующих умений (на материале художественного произведения, учебника, критической статьи, лекции учителя и пр.): четко осознать поставленную задачу; быстро отобрать нужный материал, выделить в нем наиболее существенное; составить план сообщения; четко произнести его. В начале урока под руководством учителя проводится коллективная работа; затем учащиеся выполняют задания. Естественно, что после специального урока эти умения проверяются и закрепляются на многих других уроках.

Ещё более существенно обучение устным докладам. Нередко учащиеся сначала пишут доклад, потом заучивают его наизусть и произносят по памяти. А надо учить свободному владению материалом, произнесению доклада по письменному плану, а потом лишь на основе ранее составленного плана без обращения к нему в процессе произнесения доклада.

в) уроки анализа сочинений

Эти уроки также хорошо известны. Следует лишь обратить внимание на то, что и они должны носить обучающий характер. На анализе хороших и посредственных сочинений, имеющих достоинства и типичные недостатки, учитель показывает, каким должно быть сочинение не только по содержанию, но и по логике изложения, доказательности и по стилю. Не следует читать вслух совсем слабые сочинения: это травмирует авторов таких сочинений и ничего не дает классу.

Перечисленные виды уроков, естественно, могут иметь многие варианты в зависимости от конкретной цели, содержания, методов и приемов обучения.

Как видим, Н.И. Кудряшевым создана стройная убедительная типология уроков литературы.

Но, естественно, многообразие целей, содержания и методов изучения литературы требует дальнейшего уточнения классификации уроков. В каждом типе уроков теория и практика преподавания различает много разных видов уроков, а каждый вид в практике содержит разнообразные варианты уроков одного типа и вида.

Типы уроков с их различными видами и вариантами составляют систему уроков, которые в своей совокупности должны охватить все многообразие целей, содержания, методов и приемов обучения.

Предлагаемая типология уроков, как сказано выше, основывается, прежде всего, на структуре литературы как учебного предмета. Если в дальнейшем будет изменяться структура предмета, это неизбежно скажется и на типологии уроков. Естественно, что на совершенствование типологии уроков оказывает влияние уточнение целей, содержания и методов преподавания литературы в средней школе.

 

ЛЕКЦИЯ № 4
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь