Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Человек в гневе является объектом любви и сострадания
Когда вы поймете, что муж является объектом сострадания, даже если он назовет вас десять раз дурой, вы не почувствуете никакого гнева на него. Вы скажете: «Да, я дура, а ты очень хороший мальчик, я очень люблю тебя». И тем самым вы остудите его гнев, успокоите его. Ваша любовь и сострадание подобны воде. Если огонь гнева вы зальете водой сострадания, то гнев потухнет. То же самое и муж должен чувствовать в отношении жены. Когда жена гневается и говорит вам что-то плохое, вы должны в это время понять и вспомнить, сколько добра она вам сделала. А сейчас против своей воли она чувствует к вам гнев, и это он вынуждает ее говорить такие слова. В эти минуты, вместо того чтобы реагировать негативно, вы должны проявить к ней больше любви и сострадания. И тогда ваш близкий человек устыдится своих действий. Это лучший способ удержаться от гнева. Вам не надо ничего говорить человеку. Просто любите его больше и постарайтесь устранить возникшее недоразумение. Когда ваша жена увидит, что для гнева вообще не было никакой причины, ей станет стыдно. Когда ваша подруга один раз из-за гнева вам что-то плохое сказала, вы сразу делаете вывод: «Наверно, она меня не любит, не уважает меня». И сразу забываете ее доброту. Вы забыли, что она страдает, поэтому так говорит. Вы близки ей, поэтому она говорит: «Ты тоже мне не помогаешь». Когда она не гневается, она очень добрая, смеется. «Она столько мне помогала! Сегодня она заболела, сансаре всегда сопутствует болезнь». Вот это пример достоверного сознания. Муж и жена должны так обращаться друг с другом. Итак, запомните эту логику. Она может быть вам полезна не только для духовных целей, не только для медитации, но и в повседневной жизни. Считать человека, который вам сказал плохие слова, объектом гнева – недостоверно, так как нет основы для этого. Нет никаких достоверных умозаключений, посредством которых можно доказать, что этот человек может являться объектом гнева. Раньше не было, сейчас нет, в будущем не будет. Буддисты доказывают, что нет ни одного живого существа, которое могло бы быть объектом гнева. И есть очень хорошее обоснование того, что живые существа являются объектами любви и сострадания. Когда ваш ум это поймет, вы естественным образом будете любить, и вам не надо будет говорить: «Мне надо любить. Все живые существа должны быть счастливы». Тот, кто руководствуется логикой маленьких детей, очень легко меняет друзей на врагов. Те, у кого глубокая логика, не меняют друзей на врагов. Если кто-то стал другом, то он останется им на всю жизнь. Потому что человек не начинает считать кого-то другом по всяким мелким причинам. Для этого он находит более глубокие причины. В действительности вы должны любить других не потому, что они делают вам что-то хорошее. Это детское основание. Если я спрошу, почему вы любите таких-то людей, вы должны сказать мне: потому что они хотят счастья и не хотят страданий. Всем людям не хватает счастья. Если это является причиной вашей любви, то, если завтра утром они скажут вам «дурак», ваша любовь не изменится. Ваша любовь стоит на очень прочном фундаменте: я люблю, потому что этот человек хочет счастья, ему не хватает счастья. Если на следующее утро этот человек скажет вам «дурак» или что-то подобное, вы станете любить его еще сильнее. Почему? Потому что в этот момент, когда он вам все это говорит, ему еще больше не хватает счастья. Если я счастлив, я так не говорю. Он более несчастен, поэтому так говорит. Итак, как можно доказать, что любовь и сострадание обладают достоверной основой? Любовь – это желание всем живым существам счастья. Для того чтобы породить в себе любовь, вы должны увидеть, что живым существам недостает счастья. А то, что существам не хватает счастья, – это достоверный факт. Живым существам все время не достаточно счастья. Поскольку это достоверно, вы желаете им, чтобы они всегда были счастливы. Это называется любовью. С другой стороны, привязанность – это недостоверный ум. Почему? Потому что объект привязанности – это привлекательный объект. Вы видите некий привлекательный предмет, и у вас возникает желание обладать им. В действительности нет никакого привлекательного объекта. Почему? Если вы к кому-то привязаны, вы думаете, что у объекта есть некая красота. Например, возьмем эту скатерть. У нее красивый цвет. Глядя на нее, вы думаете: «Какая она красивая, блестящая. Если бы она у меня была, я был бы очень счастлив». В этот момент ваше сознание основано на недостоверном познании, потому что вам кажется, что этот красивый цвет скатерти существует со стороны объекта. У вас возникает такая видимость, и вы к ней привязываетесь. В действительности, в самом объекте нет ни единой частицы, у которой был бы красивый цвет. Сейчас я говорю с точки зрения науки. На эту скатерть падает свет. Свет состоит из целого спектра оттенков. Когда световой спектр падает на эту скатерть, в ней есть такое вещество, которое поглощает все остальные цвета, кроме красного, а красный цвет отражает. Вы видите отражение. Вы этого не понимаете. Когда видите отражение, вам кажется, что сам объект прекрасного красного цвета, но это не так. Таким образом, нет достоверной основы для привязанности. Многие люди говорят, что терпение развивать очень сложно. С одной стороны, терпение развить сложно, с другой – очень легко. Это сложно, если у вас нет правильной основы для этого. Это очень просто, если вы создали правильную основу. Многие люди говорят: «Я религиозный человек, я буддист», но они не учились философии. Читают мантры, немного молитв, себя визуализируют божеством, но с помощью этого развить хорошие качества очень трудно. Если они читают молитвы и думают: «Гневаться не надо. Пусть все живые существа будут счастливы», то, когда закончат читать молитвы и на него кто-нибудь накричит, они разозлятся, потому что не знают, как развивать хорошие качества. Прослушав Учение, которое я даю, развивайте ваш ум, тогда он поменяется. Посредством правильного понимания, достоверного сознания позитивные качества ума развиваются спонтанно, а негативные спонтанно исчезают, так как лишаются основы. Именно поэтому мудрость является светом. Все омрачения происходят от темноты неведения. Противоядием от тьмы неведения является свет мудрости. Чем сильнее ваша мудрость, тем меньше омрачений. & 1.3. Сохранение неколебимости в трудных ситуациях повседневной жизни Можно сказать, что в нашей жизни есть два вида проблем. Одни являются неминуемыми, неизбежными, такие как несчастные случаи, когда мы можем покалечиться, потерять ногу, пережить смерть любимого человека – мужа или детей. С подобными обстоятельствами нам приходится только смириться, потому что с этим ничего не поделаешь. Но большая часть проблем — это проблемы, созданные нашим умом. Эти проблемы являются для нас преодолимыми, с ними мы можем справляться, можем их устранять, предотвращать. В семье, когда вы счастливы, вы вместе, когда немного трудно, разбегаетесь. Это неправильно. Думайте так: «Это моя карма». Если хорошая жена – это позитивная карма, если плохая, то негативная. Поэтому, если у вас есть хороший муж, это хорошо, если плохой – тоже хорошо. Если хорошая жена – хорошо, если плохая – тоже хорошо. В любом случае – все хорошо. Ваш муж или жена не могут быть всегда плохими или хорошими. Будьте спокойны. Я расскажу вам, как развивать второй вид терпения, и когда вы усвоите это, то вам уже не понадобится психотерапевт для решения ваших проблем. Психологи видят причины трудностей своих пациентов в их детстве – во взаимоотношениях с родителями и т. п. Буддизм объясняет, что не надо винить других в собственных несчастьях, а также заниматься самобичеванием из-за совершенных ошибок. Фиксация на чувстве вины загонит вас в депрессию. Не надо упиваться чувством собственной вины (это тоже проявление эгоцентризма). И никто вас не наказывает, боги вас не наказывают – они всегда пытаются помочь. Просто вы съели дурную пищу, и она дала дурной результат. Встречаясь с трудностями, не впадайте в депрессию и не думайте, что вас наказали Авалокитешвара или Защитники Дхармы. Функция последних заключается в том, чтобы помогать вам, а не наказывать. Наказание вы получите как результат причины – совершенных вами ошибок. Очень важно знать это. Когда вы сами суёте палец в огонь и обжигаетесь, ведь вы никого в этом не обвиняете, ни на кого не обижаетесь, а если бы кто-то другой толкнул вас в огонь, то вспыхнула бы масса отрицательных эмоций и возник вопрос: «Почему он это сделал? ». И пошла бы развиваться отрицательная «медитация». А зная, что сам виноват, человек не испытывает таких деструктивных чувств. С психологической точки зрения очень важно знать, что любое ваше страдание происходит из-за вас самих, и, более того, полезно думать, когда возникает страдание, что это – хорошо, ибо страдание возникает из-за сансары, то есть переживаемое страдание поддерживает в вас памятование о природе сансары. Именно по этой причине многие Мастера говорили: «Радуйтесь временным страданиям и не радуйтесь временному счастью. Временное счастье обманет вас. Временные страдания пробудят вас». И ещё одно полезное качество страдания, о котором вы должны задумываться: страдание освобождает от гордыни и высокомерия. Так что осознайте: «Временное страдание очень полезно, оно делает меня смиренным». Кроме того, временное страдание полезно ещё и потому, что даёт шанс развить силу ума. Размышляйте и об этом полезном качестве страдания. И когда вы таким образом размышляете о положительных качествах временного страдания, то тем самым переживаемое вами страдание трансформируется в духовный путь, и ум делается сильнее. Страдание подобно тренеру. Если вы будете тренировать свое тело, то вам будет больно, но одновременно ваша физическая сила будет возрастать. Чем больше вы тренируете свое тело, тем сильнее становитесь, десятикилограммовая гиря не будет казаться вам тяжелой, вы будете играючи жонглировать ею. В противном случае десять килограммов будут для вас очень тяжелой ношей. В жизни вам всё время приходится сталкиваться с проблемами весом в один килограмм. Кем бы вы ни были, где бы ни жили, у вас всегда будут килограммовые проблемы. Когда вы будете решать одну килограммовую проблему, на её место будет приходить другая. Избавиться от всех килограммовых проблем невозможно. Поэтому, по словам Шантидевы, самое лучшее – развить в уме силу. Тогда килограммовые проблемы перестанут быть для вас проблемами, а станут игрушками, которыми вы можете жонглировать. Подобное восприятие собственных страданий очень полезно. Многие Мастера имеют именно такой образ мышления. Вы, конечно, не сможете сразу же относиться к своим несчастьям и проблемам подобно Мастерам, трансформируя страдания в путь, но когда вы признаете такой образ мышления правильным, то постепенно будете приближаться к нему и, в конце концов, это станет вашим собственным мировоззрением. Шантидева говорил: «У вас не хватит кожаных покрывал, чтобы устлать всю землю, покрытую колючками». А вы сейчас именно это и пытаетесь делать – выстилаете кожей место, куда ступает ваша незащищенная нога. Некоторые богачи хотели бы даже скупить всю кожу в мире, чтобы выстлав кожей землю, защитить свои нежные ноги от колючек. Это невозможно. Шантидева говорит: «Вместо этого лучше оберните кожей подошвы своих ног, и тогда куда бы вы ни пошли, вы будете защищены от колючек». Иначе говоря, вместо того, чтобы изменить внешние условия, измените свой ум – и где бы вы ни оказались, не будете иметь проблем. Далее Шантидева говорит: К чему печалиться, Если всё можно ещё поправить? И к чему печалиться, Если ничего уже поправить нельзя? Эти строки – как лекарство, вы должны выучить их наизусть и позже во время трудной ситуации они всплывут в вашей памяти. Мы не копим Учения Дхармы, подобные лекарству, вместо этого мы собираем в своей голове огромное количество негативных тем. Усвоив подобный образ мышления, вы сумеете быть терпеливым, вас не будут отвлекать страдания и проблемы. Когда возникает страдание, лучше всего думать так: «Это естественно – ведь я в сансаре. Мне очень повезло, что на меня не свалилась более тяжелая проблема». Очень важно сравнивать свою проблему с ещё большими проблемами других людей, тогда вы будете воспринимать свое страдание в правильном масштабе. Не существует самосущих больших и малых проблем – они становятся таковыми при сравнении. Как правило, мы придерживаемся неверной тенденции сравнения – сравниваем свои страдания с положением тех, у кого мало проблем, а свое имущество сравниваем с состоянием очень богатых людей, и оттого наши страдания кажутся огромными, а имущество – маленьким. Мой отец советовал мне: «Никогда не гляди на то, как люди, которые богаче тебя, наслаждаются. Всегда смотри вниз, на тех, кто страдает – тогда ты всегда будешь счастлив». Отец никогда не изучал философию, но его совет в точности совпадает с советом Шантидевы. Многие тибетцы не имеют большого образования, но обладают врожденным талантом природных философов. Сравните свой достаток с бедностью и нищетой тех, кому не хватает средств существования, и в этом сравнении вы станете богаче и скажете: «Зачем мне так много, я отдам часть того, что имею, в помощь другим». Именно так проживают жизнь мудрые люди. Такова практика Учения Будды: это образ мышления, а не сиденье в медитативной позе с закрытыми глазами или чтение мантр. В этом смысле даже, например, пребывание в больнице, способно стать полезным духовным опытом: проходя курс лечения в больнице, можно одновременно заниматься серьезной медитативной практикой. Я хочу сказать, что нирвану не надо искать где-то далеко. Главное – изменить образ мышления. Поэтому, когда у вас в сердце есть Дхарма, вам никогда не будет плохо. Даже когда вас ругают, вам полезно, не ругают – тоже хорошо. Если у вас проблемы – вам хорошо, если нет проблем – тоже хорошо. Если в сердце нет Дхармы, то даже если очень рано встаете, чтобы читать молитвы, мантры, но потом, если кто-то что-то неправильное скажет, вы сразу реагируете: «Почему он так сказал? Что это такое?! ». Это неправильное понимание буддизма. Встаете вы рано утром или нет – это не главное. Самое главное – иметь в сердце Дхарму каждый день, в любой ситуации поступать правильно. Не надо сразу эмоционально реагировать, не надо в голове плести интриги. Тогда у вас в семье будет гармония. Полезно уши открывать, когда слушаете Учение. Когда слышите неполезные вещи, закрывайте уши. Неполезные вещи – это яд, не дайте им проникнуть в вас. Когда вы их пускаете в себя, они вам не сразу вредят. Постепенно они будут съедать вас изнутри, заставляя испытывать сомнения, подозрения. Они будут заставлять думать вас в бесполезном или даже негативном направлении. & 2. Буддийская логика в семейных отношениях Логика очень полезна в повседневной жизни. Логика – это третий глаз. Используя третий глаз, можно видеть очень тонкие вещи, невидимые нашим обычным глазам. Следуя логике, вы не будете приходить к ошибочным выводам. Вы будете понимать их ошибочность и, благодаря этому, всегда будете делать только правильные выводы. Люди легко приходят к неверным выводам, склонны к перепадам настроения, их эмоции очень быстро меняются. Сегодня любят, завтра ненавидят. Люди, владеющие логикой, всегда одинаковы. Даже если вы в гневе своему другу, который владеет логикой, скажете, что не любите его, он ответит, что это говорите не вы, а ваш гнев. Он подумает: «Завтра я задам своей подружке снова этот вопрос, и уж на основе ее повторного ответа сделаю правильные выводы». А когда завтра на его вопрос, любите ли вы его, вы ответите: «Конечно, люблю», вопрос будет исчерпан. Если человек в повседневной жизни приходит к неверным выводам, он из-за этого становится несчастным. Особенно мужчина, когда жена в гневе скажет, что не любит его. Мужчина-дурак думает: «Моя жена не любит меня». Потом отношения становятся хуже и хуже. Если люди обладают хорошей логикой, они не приходят к поспешным выводам. Они поддерживают очень прочные отношения со своими близкими. Итак, мы делаем поверхностные выводы на основе внешнего поведения людей. И поэтому наши друзья очень быстро становятся врагами, враги – друзьями, потому что мы используем неверную логику. Мы подобны обезьяне, у которой есть три корзины с яблоками. Яблоки, находящиеся в одной корзине, – наши друзья, в другой – враги, в третьей – посторонние люди. И по мельчайшему поводу: он не так посмотрел, не то сказал – мы перекладываем яблоки-друзей в корзину врагов. А тех можем переложить в корзину друзей. Так всю свою жизнь эта обезьяна перекладывает яблоки из одной корзины в другую. Если вы кладете кого-то в корзину друзей, то слишком сильно к нему привязываетесь. Мы видим только достоинства, да еще и преувеличиваем их. Из-за этого возникает привязанность. А потом вы легко перекладываете своих друзей в корзину врагов. Вы звоните другу, а его нет дома, или вы просите его помочь вам, а он занят. Из этого вы сразу делаете вывод, что он вас не любит. Если мнение о человеке у вас плохое, то вы сразу перекладываете его в корзину врагов. Таким образом, если вы, как обезьяна, тасуете свои корзины, в уме нет покоя. Самое большое яблоко в корзине ваших друзей – это ваш муж или жена, но вы и это яблоко стремитесь переложить. Есть люди, которые по пять раз перекладывают свое большое яблоко из корзины друзей в корзину врагов. Как же этот человек может рассчитывать на какое-то счастье? Спутник вашей жизни должен оставаться с вами рядом всю жизнь. Укротить обезьяну вашего ума поможет логика. Когда вы готовы переложить яблоко из одной корзины в другую, остановитесь и скажите: «Этот довод не является правильным. Недостаточно причин». Вам кажется, что кто-то плохо думает о вас, но люди заняты своими делами, и им некогда думать о вас. Сделать какой-то неправильный вывод очень легко. Ваш ум неспокоен, в нем крутятся дурацкие мысли. Так, из-за отсутствия логики вы не можете спокойно спать. & 2.1. Три условия достоверного логического умозаключения Сначала вы должны знать, что представляет собой логическое умозаключение, или силлогизм. Общая формула силлогизма такова: «А» это «В», потому что оно «С», где «А» - исследуемый объект, «В» - логическое следствие (то, что мы доказываем), «С» - признак (довод, основание). Достоверным является то рассуждение, которое удовлетворяет трем условиям. Для того чтобы проверить достоверность умозаключения, сначала необходимо установить, есть ли взаимосвязь между признаком «С» и объектом «А». Наличие этой связи («А» и «С») – это первое условие достоверного признака. Затем необходимо установить, есть ли связь между признаком «С» и логическим следствием «В». Прямая связь между признаком и логическим следствием («С» и «В») – это второе условие, а обратная связь между ними («С» отсутствует в противоположности «В») – это третье условие достоверного умозаключения. По-тибетски их называют «чок-чо», «дже-чап», «док-чап». Я не буду использовать множество терминов. Будем называть их просто: первое, второе и третье условие. То есть рассуждение, которое соответствует первому, второму и третьему условиям, является достоверным рассуждением. Каждое рассуждение является трехчленным: А есть В, потому что С. Например, ваша логика, ваши обычные рассуждения таковы: «Мой муж плохой, потому что вовремя не пришел домой». Но это нелогично, так как если кто-то не пришел домой вовремя, он необязательно плохой. Ваш ум делает огромное количество неверных заключений, и поэтому у нас возникают неверные мысли: «Он плохой, потому что он такой». Допустим, вам кто-то нравится. Однажды, когда он разговаривал с кем-то другим, вы обратились к нему, а он не ответил вам, потому что был увлечен разговором и не услышал вас. Вы тут же делаете заключение: «Он не обращает на меня внимания, поэтому он плохой». Вы не останавливаетесь на этом. Ваша первая мысль: «Он плохой, потому что не ответил мне». Все люди мыслят по-разному, потому что не знают, что достоверно, а что нет. Если бы все люди мыслили на основе правильного понимания трех условий, то все мы мыслили бы одинаково, потому что истина одна. Если бы тысяча Будд собралась вместе, они все мыслили бы одинаково, потому что они используют совершенную логику мудрости, не было бы никаких разногласий. В семье живет четыре человека, каждый из них мыслит по-своему, потому что все они используют разную логику. Если сын надел черную одежду, мать говорит, что он плохой, потому что черный цвет плохой, некрасивый. Черный цвет – это всего лишь черный цвет. Черная одежда не делает вас черным, плохим. Если бы черная одежда делала людей плохими, то белая одежда делала бы нас белыми, хорошими. Тогда для того, чтобы стать святыми людьми, достаточно было бы надеть белую одежду. Иногда из-за отсутствия логики в семье спорят даже по поводу цвета одежды. Если бы в семье все рассуждали логически, то не было бы проблем. Если вас спросят, кто в вашей семье главный? Вы должны сказать: «Кто прав, тот и главный». Иногда отец может быть прав, и тогда он главный, иногда мама может быть права, и тогда она самая главная, иногда может быть прав ребенок, и тогда он будет самым главным. Люди не всегда рассуждают правильно. Мужчина говорит, что он самый главный, что он все решает, потому что он мужчина. Это не логично. В Европе и Америке женщина может сказать, что она самая главная, потому что она женщина. Это тоже нехорошо. Очень важно, чтобы в семье главным был тот, кто прав. Если кто-то в семье утверждает, что это должно быть так, не спорьте, а задайте логический вопрос: «Почему это должно быть так? ». Тогда будет высказано умозаключение: А есть В, потому что С. Не спорьте, а исследуйте это умозаключение на правильность, на выполнение трех условий. Например, первое условие: А = С. Если оно не выполняется, то умозаключение неправильное. Вы будете смеяться, улыбаться, а не спорить, и тогда люди скажут: «Это правда, я ошибался». Таким образом, вместе вы сможете найти достоверное умозаключение и лучшее решение. Принимайте решения вместе. Если вы окажетесь неправы, ничего страшного. Скажите: «Все люди делают ошибки, мы не Будды, мы все можем ошибаться». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы