Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Историко-философские традиции в анализе культур
При исследовании культуры различают культурную статику и культурную динамику. Культурная статика – это внутренне строение культуры, совокупность элементов, которые ее составляют и связей между ними. Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура во времени (исторический аспект) или при распространении в пространстве. В первом случае, то есть с точки зрения истории, культура характеризуется процессами развития, усложнения (прогресса) и деградации, регресса. Культурное сообщество постоянно сталкивается с новыми проблемами, от решения которых зависит его дальнейшее существование. Так, в настоящий момент Россия является открытой страной, и в нашу жизнь в виде новостей, книг, фильмов, предметов ворвался поток информации о других культурах. Естественно, этому нельзя препятствовать: контакт культур может принести много полезного (хотя и не все является полезным). Однако, в любом случае очевидно, что наша культура постепенно изменяется, трансформируется, приобретает новые черты, которых она не имела раньше, и утрачивает прежние черты. Изменения в культуре могут происходить не только из-за активных культурных контактов. Например, изменение природных условий существования народа может вызвать серьезные изменения в его представлениях о мире. Культура изменяется и при ее распространении. Когда какие-то элементы одной культуры попадают в другую, они оказываются на уже " обработанной" почве. А потому культура пытается приспособить к себе эти чужеродные элементы, вписать их в свою систему ценностей и свое видение мира. Рассмотрим в качестве примера любой художественный текст. Такой текст является порождением определенной культуры, он отражает ее особенности, ценности и подход к миру. Когда этот текст переводится на другой язык, он попадает в инородную среду; носителям другой культуры не все в этом тексте понятно, а что-то они понимают иначе, чем носители той культуры, в которой этот текст был создан. Естественно, перед представителями " принимающей" культуры встает задача адаптировать этот текст, сделать его понятным для себя. И сам текст обрастает новыми значениями, возникшими в результате взаимодействия двух культур. Прекрасным примером такого процесса является перевод Библии на церковнославянский язык. Благодаря этому русская культура заметно обогатилась и трансформировалась. В то же время ценности, которые пришли в Россию вместе с христианством, трансформировались, изменились под влиянием древних представлений восточных славян и особенностей их культуры. Русское христианство заметно отличается от европейского христианства. Как уже указывалось, термин " культура" может использоваться для обозначения конкретного, уникального и отличного от всех остальных культурного организма. И действительно, русская культура значительно отличается от английской, немецкой, французской и других культур. Каждой культуре присущи индивидуальные черты, которые проявляются при культурных контактах. Например, такие русские слова, как " свобода", " воля", " судьба" не могут быть переведены на европейские языки точно, без искажения смысла: в европейских языках нет слов, которые точно передавали бы все оттенки значения этих слов. Конечно, и европейцы знают, что такое свобода, но понимают они ее совершенно иначе. Если для русского человека свобода – это в первую очередь полное отсутствие ограничений (как со стороны обстоятельств, так и со стороны других людей), то для европейцев свобода – это самоограничение. Не зря в Европе говорят, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Другими словами, для европейцев важно не вторгаться в личное пространство другого человека, не нарушать его собственной свободы. В то же время, пожалуй, в каждой культуре имеются элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году описал такие универсалии. Он отнес к ним значимость различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий). Существует два крайних подхода к рассмотрению культурных универсалий: 1) релятивизм, в основе которого лежит принцип: " каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм". Другими словами, релятивизм отрицает существование культурных универсалий и утверждает, что в культурах есть лишь специфичное. Следовательно, сравнительное изучение культур оказывается невозможным, так как нет ничего общего, что можно было бы взять в качестве точки отсчета для сравнения; 2) этноцентризм, основанный на принципе: " Моя культура – лучшая, а остальные – так себе". На самом деле сторонники этого подхода не определяют свою позицию таким образом; скорее, это формулировка, как и сам ярлык " этноцентризм", была бы уместной в устах их критиков. С точки зрения этноцентризма различий между культурами нет, то есть реальная действительность в одинаковой степени доступна для представителей всех национальностей и никак не искажается культурной картиной мира. На самом деле ярлык " этноцентризм" более уместен применительно к опасности, которую влечет за собой подобный подход, – опасности давать оценку и интерпретировать факты с позиций своей собственной культуры. Естественно, такой подход возможен и имеет право на существование. Однако он совершенно не способствует пониманию между культурами и, в конечном счете, грозит культурным милитаризмом.
Культурная статика
Как уже указывалось, культурная статика – это особый взгляд на культуру, который выделяет в ней ее элементы и соотношение между ними. Культуры разительно отличаются друг от друга, так как отражают уникальный, неповторимый опыт разных народов. Однако между ними есть и много общего. В частности, они могут содержать одни и те же элементы и обычно выполняют одни и те же функции. Именно это общее и имеется в виду, когда говорят о культурной статике. Внутри каждой культуры можно выделить отдельные элементы и самостоятельные, относительно независимые друг от друга сферы. Различают шесть форм культуры: – народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными авторами: сказки, былины, песни, мифы, предания и т.д. Основное проявление народной культуры – фольклор; однако его отличительной чертой является локализованность, то есть привязанность к определенной территории, что не является обязательным признаком для народной культуры; – элитарная культура – это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования; к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Произведения элитарной культуры создаются привилегированной частью общества либо по ее заказу. Как правило, при помощи этого термина обозначают то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества; 3) массовая культура – явление, возникшее в XX веке вследствие развития средств массовой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно для очень большого числа людей. Массовая культура доступна для всех слоев и социальных групп. Она может быть как национальной, так и общей. Термин " массовая 4) субкультура – культура, выработанная в той или иной социальной группе, в том или ином сообществе. Употребление этого термина предполагает наличие культуры, которая охватывает более широкий круг людей. Например, субкультурой можно считать культуру любой национальности по отношению к общечеловеческой культуре, культуру молодежных группировок по отношению к национальной культуре и т.д.; 5) доминирующая культура – культура, которую разделяет большинство членов того или иного сообщества, антоним контркультуры; 6)контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации и т.д., выработанная членам какого-то сообщества в противовес общепринятым номам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность.
К основным нематериальным элементам культуры относят: 1)ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен и (или) может стремиться человек, а к чему он стремиться не может (например, десять христианских заповедей); 2) нормы – правила и стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры. Нормы поддерживаются санкциями, то есть наказаниями и наградами за их нарушение. Соответственно, санкции могут быть негативными и позитивными; 3) обычаи – установившиеся схемы (паттерны) поведения, 4) этикет – совокупность правил поведения по отношению к 5) традиции – совокупность элементов культурного наследия, которые передаются их поколения в поколение и являются ценностью в рамках данной культуры; 6) язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (в художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т.д.). Язык представляет собой систему, отражающую и поддерживающую картину мира, характерную для данной культуры, а также обеспечивающую социальный контроль (поскольку норма не может существовать, не будучи выраженной языком); 7) обряд – совокупность коллективных действий, воплощающих в себе определенные представления и ценности данного общества и вызывающих у всех носителей данной культуры аналогичные чувства; такие чувства могут носить коллективный характер. Культура выполняет важные функции в жизни людей и общества в целом. Выделяют следующие функции культуры: а) кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного культурой в результате взаимодействия индивидов внутри культуры и взаимодействия с другими культурами. Существование этой функции позволяет определить культуру как особое средство передачи социальной информации; б) коммуникативная функция связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности, а также предполагает передачу социального опыта как внутри поколений, так и между ними (от старших к младшим); в) регулятивная функция культуры заключается в том, что общество создает ориентиры для человеческих действий и систему контроля за этими действиями. Культура поощряет людей действовать определенным образом и не совершать неприемлемых действий. И то, что каким-то образом поступать просто не принято, оказывается существенным ограничением для большинства людей; г) интегрирующая функция, благодаря которой люди объединяются, обеспечивает целостность культуры, осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней. Данная функция осуществляется за счет создания системы значений, ценностей и норм, которые гарантируют стабильность социальных систем и отношений.
Культурная динамика
Как и любое другое сложное образование, культура постоянно меняется. Эти изменения обозначают при помощи выражения " культурная динамика". Культура меняется постепенно. Если принять, что культура – это сложная система, включающая в свой состав большое количество разнородных элементов, то изменение культуры можно представить как постепенное изменение некоторых из этих элементов. Эти элементы связаны между собой, и изменение одного из них нередко влечет изменение других. Например, представим себе примитивное общество, в котором не известны автомобили, телефоны, самолеты и другие технические средства. Это общество в один прекрасный момент в результате контактов с европейцами узнает об их существовании. Неизвестно, как члены этого общества отнесутся к этим техническим средствам, однако можно предположить, что рано или поздно они все-таки примут их и станут использовать. Так в культуре появятся новые элементы, которых в ней раньше не было. Однако на этом изменения не оканчиваются. Новые явления всегда должны быть поименованы, без этого о них просто невозможно говорить. В результате в языке появляются новые слова, которые могут быть как заимствованы из европейских языков, так и созданы на основе родного языка членов этого общества. Но и это не все. Со временем новые явления становятся знакомыми и привычными, вписываются в Жизнь общества, обрастают разнообразными историями и т.д. И в результате этого изменяется картина мира. Если раньше для этого примитивного общества эталоном скорости был, например, ягуар, то теперь для них эталоном скорости будет уже автомобиль (возможно, тот же " Ягуар" ). А это уже существенное изменение. Естественно, с появлением автомобилей в арсенале членов данного общества появятся и новые умения, о которых раньше они даже не задумывались (умение водить автомобиль, умение его чинить).
1. Изменения внутри культуры описываются при помощи следующих понятий: инновации, открытия и изобретения. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно в тех случаях, когда они опираются на нечто уже известное и принятой данной культурой. Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают то, что ранее не было известно. Изобретение – разновидность инновации, создание новой комбинации уже известных фактов или элементов. Инновация, открытие и изобретение – это явления, в наибольшей степени характерные для европейской культуры: именно она поставила техническое развитие во главу угла. Конечно, это не означает, что в других культурах никто ничего не изобретает и сама культура не рождает ничего нового. Например, в Китае изобрели порох и бумагу – материалы, без которых трудно представить себе жизнь европейского человека. Однако в европейской культуре стремление к изменениям и развитию выражается наиболее сильно – гораздо сильнее, чем в других культурах. Основное понятие, которое описывает изменения культуры, причина которых находится за ее пределами, то есть в другой культуре, – это диффузия. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный " обмен" культурными чертами. Диффузия всегда происходит в условиях культурного контакта и, следовательно, всегда предполагает наличие контакта; культурный контакт, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как не всегда приводит к ней и может завершаться без каких-либо последствий. Например, какое-нибудь африканское примитивное общество может либо принять то, что несет с собой европейская культура, либо отвергнуть это. В первом случае диффузия будет иметь место, во втором – нет. Однако в обоих случаях должен состояться культурный контакт: только в условиях контакта можно совершать выбор между принятием и отвержением. Если культура принимает чуждые ей элементы, диффузия имеет место. При этом нужно иметь в виду, что диффузия приносит как положительные, так и отрицательные результаты. Если же диффузии нет, то границы культуры укрепляются, а ее носители начинают более четко осознавать свои отличия от других культур.
Вопросы и задания 1. Перечислите основные признаки культуры. 2. В чем состоит различие между духовной и материальной культурой? Как они связаны друг с другом? Придумайте примеры, которые иллюстрировали бы различия и связь между ними. 3. Что такое культурная статика? 4. Перечислите основные элементы культуры. 5. Что такое культурная динамика? 6. Что такое культурная диффузия? Приведите примеры из сферы политики, искусства, материальной культуры и продемонстрируйте проявление этого процесса в современной жизни. 7. Какие функции выполняет культура? 8. Какие формы культуры вы знаете? 9. Что такое цивилизация? В чем состоит ее отличие от культуры? 10. Какие типы цивилизаций вы знаете? 11. Существование культуры невозможно без А) государственных учреждений, ведающих делами культуры; Б) демократического государственного устройства; В) государственного финансирования культурных мероприятий; Г) культурных традиций и их преемственности. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы