Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Западная и Восточная культура
Несмотря на непрерывное изменение и многообразие мира, в нем можно выделить две исторические линии человеческой цивилизации: восточную (традиционную) и западную. Корни первой из них уходят в середину II-го тысячелетия до н.э. на территорию прежде всего Индии, Китая и Японии. Западная цивилизация несколько моложе: она возникла в VIII-VI вв. до н.э. в бассейне Средиземноморья. Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития. Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и (главное! ) бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.
Сравнительная характеристика Восточной и Западной цивилизаций
Историческая судьба сложилась лучше у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-американсткую. Основные ее элементы творчески восприняты Японией и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Ныне эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких, как: рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие и равноответственность всех граждан перед законом общества и др. Далее закономерен вопрос – а что же Россия: западный путь или вечное перепутье?
Россия в диалоге культур Наша страна по многим критериям пока не достигла уровня передовых обществ. Причем это отставание сложилось давно: проходили века, сменялись цари, императоры, генсеки, многие из них пытались провести реформы, а Россия в целом оставалась " вечно догоняющей" Европу державой – как по эффективности экономики, так и по демократичности общественного устройства. Почему российское общество не вписывается в поток прогрессивной мировой цивилизации? Споры о том, к какой цивилизации (восточной или западной) принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше, ведутся давно. Так, в 40-х – 50-х гг. XIX в. дискуссии по этим проблемам разделили российских интеллектуалов на два идейных лагеря: славянофилов и западников.
Контуры различий в подходах славянофилов и западников
В 20-30 гг. XX в. к славянофилам и западникам прибавилось еще одно самостоятельное направление – евразийство. Его сторонники (в основном русская эмигрантская интеллигенция, покинувшая страну после большевистского переворота 1917 г.) утверждали, что культура России не является ни европейской, ни азиатской, а занимает особое серединное – евразийское – положение. При этом, однако, евразийство во многом перекликается с идеями славянофилов. В то же время евразийцев отличали от славянофилов некоторые идеи.
Евразийство
Со времени тех исторических диспутов славянофилов и западников прошло более полутора веков, а в идейно-психологическом настрое и степени активности россиян мало что изменилось. Маниловщина (по имени Манилова – одного из героев " Мертвых душ" русского писателя Н. Гоголя – мечтательное, бездеятельное отношение к жизни) и обломовщина (по имени Обломова – героя романа " Обломов" русского писателя И. Гончарова – безволие, состояние бездеятельности и лени), ожидание манны небесной (от государства), пассивное созерцание того, как процветают другие народы, отлынивание от работы, празднолюбие и разгульное, беззаботное пьянство все так же широко распространены в нашем обществе. И вокруг путей будущего развития страны сегодня все так же идут нескончаемые дискуссии. Разумеется, у российского общества всегда были и останутся свои духовные особенности и неповторимые черты культуры. Но наряду с ними неизбежно и творческое усвоение того эффективного опыта, который выработан и проверен на практике современным цивилизованным Западом. Иначе Россия обречена оставаться " вечно вчерашней". Диалог культур предполагает взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т.д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.
Вопросы и задания
1. Какие две линии человеческой цивилизации можно выделить? Каковы их истоки? 2. Охарактеризуйте основные различие восточной и западной культур. 3. Какова историческая судьба западной цивилизации? 4. Какие две основные идеи сформировались в XIX в. по поводу путей развития России? 5. Каковы различия в подходах славянофилов и западников? 6. Что такое евразийство? Когда оно появилось? В чем его суть? 7. В чем перекликается и в чем расходится евразийство со славянофильством? 8. Какие негативные явления, описанные в русской литературе XIX в. характерны для нашего общества и сегодня? Как, по-вашему, их можно преодолеть? 9. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.
ТЕМА 18. МОРАЛЬ
1. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. 2. Нравственный идеал. 3. Возникновение морали.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1497; Нарушение авторского права страницы