Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 11. Системность общества и формы его бытия – 4 часа
План занятия: 1. Социальная система: понятие, структура, функции. 2. Специфика и принципы построения общественных систем. 3. Экономическое бытие общества. 4. Политическое бытие общества. 5. Социальная сфера общества. 6. Духовная жизнь общества. 7.Экологическое бытие общества. Глобальные проблемы современности.
1) Социальная система: понятие, структура, функции Социальная система есть упорядоченная, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Характерные черты системы: 1.интегративное качество свойственно системе в целом и выступает гарантом ее целостности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное функционирование системы. 2.иерархический характер: в ней можно выделить различные уровни, которые связаны между собой соподчинительными линиями. 3.саморегулирование (самоуправляемость) предполагает наличие специальных подсистем управления в виде определенных механизмов, органов, институтов. Части органически целостных систем, возникшие в результате саморазвития единого субстанциального начала, обладают структурной изоморфностью, делающей возможным их взаимопроникновение. На уровне научного анализа выделяют четыре сферы общественной жизни, каждой их которой соответствует определенный вид общественных отношений. В экономической сфере реализуется функция производства материальных благ, то есть условий физического существования человеческого рода. В политической сфере реализуется функция управления общественной жизнью. Духовная сфера – это поле выявления и реализации культурных потребностей людей, производства и потребления духовных ценностей. В социальной сфере осуществляется процесс самопроизводства и самореализации людей, отношения между которыми строятся в зависимости от их положения в обществе.
2) Специфика и принципы построения общественных систем. Человеческое общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество разнообразных материальных, социальных, духовных и политических явлений. Социальная система понималась как та или иная форма государства или общественного управления. Исходя из этой посылки исследование начиналось с анализа политико-юридических форм общественного строя и закономерно приводило к выводу о возникновении этих институтов из общественных идей того или иного времени. 1. Общество – органическая система. Маркс, как и Гегель, связывает органическую систему с проблемой развития. Организм – совокупность органов, выступающих как единое целое, развивающихся из определенных предпосылок и в ходе своего развития исчерпывающего эти предпосылки. То есть, в данном качестве это конечное образование. Капитализм – органическая система, которая исчерпывает свои предпосылки и в ходе развития прекращает свое существование в данном качестве. 2.Осуществление всех процессов в обществе осуществляется через сознательную деятельность людей, система реализуется посредством сознания. 3. В обществе механическая причина заменяется нелинейной (системной) причинностью. Между объектом и отражающим его сознанием лежит целая система обмена деятельностью людьми. Все объекты существуют в рамках связей этой системы, причем сознание оказывается включенным в нее в качестве необходимого элемента, ибо только посредством сознания этот обмен совершается. Принципы построения общественных систем: Принцип историзма (включает в себя, с одной стороны, понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершенным, с другой – сами эти этапы рассматриваются как смена различных состояний одной и той же системы и это сохранение элементов общности и преемственности позволяет выявить целостность изучаемого явления); исторический и логический методы; восхождение от абстрактного к конкретному; системный.
3) Экономическое бытие общества Производство – деятельность, посредством которой люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей и в меру возможностей регулируют обмен веществ между природой и собой. Под способом производства понимается конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств существования, осуществляемый в исторически определенных формах общественных отношений. СП материальной жизни обусловливает все духовные процессы жизни. Способ производства (СП) = производительные силы (ПС) (отношение людей к силам природы) + производственные отношения (ПО) (отношения друг к другу в процессе производства). ПС= орудия труда (станки, машины) +предмет труда (участок земли или угольный пласт) + Человек (главная ПС). СП – материальный процесс. Материальны и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства. ПО – это определенные, необходимые, от воли людей не зависящие отношения, которые складываются не проходя через сознание людей. Структура ПО: Отношение к средствам производства (отношения собственности)—основное; Отношение обмена деятельностью и способностями; Отношение распределения материальных благ; Отношение потребления материальных благ. Маркс называет экономические отношения первичными, определяющими все другие отношения между людьми в процессе производства, но нельзя считать, что ПО абсолютно независимы от субъекта и их сознательной деятельности, определенного течения исторического процесса. В обществе действует закон соответствия ПО уровню и характеру развития ПС.
4) Социальная структура общества Социальная сфера общества – это сфера повседневной жизнедеятельности людей, в которой реализуются потребности, в которой происходит воспроизведение и обогащение социального бытия субъектов истории. Социальную сферу можно представить как систему взаимоотношений между социальными общностями и группами по поводу их общественного неравенства и неодинаковой роли в общественной жизни, что обусловлено системой общественного разделения труда, отношением к средствам производства. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Социальная структура формируется под воздействием природных различий между людьми (по полу, возрасту, расе); интеллектуальных особенностей (различия по характеру, темпераменту, способностям). Социальная структура включает в себя этническую, демографическую, поселенческую, профессионально-образовательную и классовую подструктуры.
5) Политическое бытие общества Политическое бытие общества есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене. Слово «политика» греческого происхождения и обозначает искусство управления государством. Политика – это первая идеологически организованная сила. Как общественное явление она возникает, когда общество раскалывается на классы и появляется государство. «Политика есть концентрированное выражение экономики, ее обобщение и завершение». Главное в политике – завоевание и сохранение государственной власти. Она отражает экономику через призму политических интересов. Структура политики: политические отношения (складываются в процессе совместной деятельности партий, групп и государств), политическое сознание (свои идеи пропагандируют с помощью 4 власти – средств массовой информации) и политические организации. Политической организацией общества, призванной обеспечить интегрированность общества, но одновременно выполняющей специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют, является государство. Проблема происхождения государства дискуссионная. Основные предпосылки возникновения государства: появление частной собственности, раскол общества на классы и непримиримость классовых интересов. Государство становится тем учреждением, которое превращает с помощью юридических законов волю господствующего класса в обязательную для всех членов общества. В этом состоит сила государства, опирающегося на специальный аппарат публичной власти, на материально-финансовые средства, кадровый состав. Государство становится политической организацией экономически господствующего класса. Признаки государства: наличие публичной власти, право на применение насилия, налоги, суверенитет, разделение по территориальному признаку.
6) Духовная жизнь общества Духовная жизнь – это социально-исторический процесс производства и потребления людьми духовных ценностей. Ценность – способность чего-либо удовлетворять какую-либо потребность. Общественное сознание и его структура.. Сознание – способность человека идеально воспроизводить действительность. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» (Маркс). Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и воздействует на общественное бытие. Выделяют два уровня общественного сознания: эмпирический – уровень обыденного сознания, повседневных потребностей, охватывает внешние связи, не обладает прогнозированием, не систематизирован в целом, включает опыт народных масс (знания в области производства, быта, фольклор, народная медицина). Теоретический – систематизированное сознание, дифференцированно, познание сущности явлений. Сферы О.С.: общественная психология, идеология, наука и формы О.С. (политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская, научная). Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для общества в целом и для каждой большой группы. Идеология представляет собой систему взглядов и представлений определенных социальных групп. Общ. психология – эмоциональный уровень, идеология- рациональный. В последнее время распространено понятие менталитета. Это духовно-психологический облик общества.
7) Экологическое бытие общества В истории философии природа понималась по разному: в античности- жизнь в согласии с природой, в средние века – природа сотворена богом, в эпоху Возрождения – источник красоты и наслаждения. И только в 17 веке природа становится объектом активной преобразовательной деятельности человека. Сейчас господство над природой обернулось экологическим кризисом. С появлением общества и развитием науки и техники биосфера постепенно переходит в ноосферу, то есть такое состояние, когда развитие биосферы будет управляться разумом человека. Термин предложен Э.Леруа, концепция развита Вернадским и Тейяром де Шарденом. Ноосфера – высшая стадия биосферы, определяемая производственной деятельностью разумного человека. Человек обитает в естественной («первая природа») и искусственной («вторая природа») средах. Географическая среда. влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства; на производительность труда; на развитие способностей человека; на менталитет общества, на формирование культуры, традиций и обычаев, на здоровье. Влияние географической среды на развитие общества зависит от уровня развития материального производства и потребностей общества. Экологический кризис – глобальный процесс неблагоприятных изменений естественных условий существования живых организмов, биосферы в целом, грозящих подрыву ее динамического равновесия. Задача – формирование экологического сознания, когда человек автоматически будет реагировать на любые нарушения экологического равновесия Путем постановки экологической деятельности на широкую научную основу, проведения разумной экологической политики, в результате коллективных усилий объединенного человечества можно сохранить планету.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. В чем заключается специфика социальной системы? 2. Какова структура общественно-экономической формации? 3. Раскройте признаки государства. 4. Что такое страта? 5. Какие существуют формы общественного сознания? 6. В чем суть современной экологической ситуации? 7. В чем состоит ограниченность концепции «географического детерминизма? 8. Как соотносятся понятия «общественный» и «социальный»?
Литература Основная 1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994. 2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999. 3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001. 4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. 5. Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995. Дополнительная 1. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993. Ч.1. Раздел 3. Гл.7. 2. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973. 3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002. 4.Введение в биоэтику: Учебное пособие. М., 1999. 5. Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999. 6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 7. Канке В.А. Философия. М., 1998. 8. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988. 9. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991. 10. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории. Киев, 1989. 11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Соч. Т.13. 12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. Раздел 2. 13. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002. 14. Общественное сознание и его формы. М., 1986. 15. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 16. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы