Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема, идея, проблематика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».



Темой комедии «Ревизор» является изображение жизни уездного города N, который ожидает приезда ревизора из Петербурга

Идею комедии «Ревизор» можно определить словами Н.В. Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Иначе говоря, комедия Гоголя − это обвинительный акт государственному порядку России эпохи Николая І.

Комедия поднимает как социальные, так и нравственные проблемы. Город погряз в грязи, городничий не заботятся о благополучии жителей. Здесь царят бесчинство, несправедливость, взяточничество. Чиновники − люди, от которых зависят жизни горожан, − полные невежды, их не интересует совершенно ничего, что не влияет на их финансовый достаток. Их необразованность и глупость позволяет им обмануться в Хлестакове. Истинные ценности человеческой натуры для чиновников заменены представлениями о чине. Чем выше чин, тем большего уважения заслуживает человек. Таким образом, простые люди из народа, купцы не заслуживают у чиновников не только уважения, но даже потраченного на них времени. Именно благоговейный страх перед «значительным лицом» приводит к тому, что чиновники, прекрасно понимающие всю пустоту и глупость Хлестакова, испытывают полнейшее почтение. Социальную тему продолжает образ Петербурга, который незримо присутствует в действии, символизируя чинопочитание, стремление к материальному благополучию. Многие поступки действующих лиц безнравственны. Потому что безнравственна среда их обитания. В жизни многими руководит высокомерие, чванливость, угодничество, стремление занять более выгодное место, устроиться получше. Можно грешить, достаточно лишь, подобно городничему, каждое воскресенье исправно посещать церковь. Скрыть истинную сущность своих действий чиновникам помогает и фантастическая ложь, которая во многом сродни хлестаковской.

Эта комедия нацелена на «исправление пороков», на пробуждение в человеке совести.

 

Составьте сравнительную характеристику образов Ровены и Ревекки в романе В. Скотта «Айвенго».

Ответ на вопрос будет дан во время изучения произведения «Айвенго»

 

Какими чувствами пронизаны строки стихотворений Б.Ш.Окуджавы «Песенка о пехоте» и «Здесь птицы не поют»? Какие художественные средства помогают автору выразить эти чувства?

В стихах Булата Окуджавы важное место занимают образы и мотивы, навеянные войной. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытания огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Булат Окуджава в своей «Песенке о пехоте» просто и незатейливо рассказывает о том, что на войне не имеют никакого значения ни погода, ни условия, ни время года. Главное, что притягивает навстречу друг другу такие количества людей (а простая пехота составляла тогда основную массу солдат) — сверхчеловеческая борьба жизни и смерти. Это единственно реальное действие войны, а всё остальное — преходящие декорации. И поэт задаётся вопросом: почему так происходит?

Картина, нарисованная Окуджавой в стихотворении «Здесь птицы не поют», документально точна. Эта документальность, присущая скорее хронике, чем художественному произведению, создает ощущение, что автор сложил песню прямо “в окопе” и писал не о “войне вообще” или “десантниках вообще”, а о своей конкретной судьбе, не переосмысливая свой боевой опыт, а фиксируя то, что видел вокруг.

Метафора «мы врастаем в землю» подчёркивает единство и сплочённость всего народа в борьбе с немецкими захватчиками. Тема единства подчёркивается общей целью: «нам нужна победа одна на всех». Слова “одна победа” могут означать окончательную победу в войне всей страны, и эта победа единственна, но для ее достижения батальон должен выиграть каждое конкретное сражение. Можно себе представить, что в первых строках рефрена к голосам солдат, от которых зависит результат боя, присоединяется хор всех, кого коснулась война. Таким образом, необходимость победы для народа и его готовность платить за нее любой ценой распространяется на “врастающих в землю” десантников как на его часть. Использованный здесь Окуджавой прием названия части вместо целого и наоборот называется синекдохой.

Общий провозглашаемый в припеве принцип превращается в установку для людей, составляющих батальон: несмотря ни на что, одержать верх в каждой ситуации, представленной в песне. В первой строфе воюющие должны выстоять там, где ничего живого уже не осталось, во второй строфе они идут в атаку под смертельным огнем. В третьей строфе, где расширяются временные рамки и появляется взгляд на войну из мирного времени, наречие “нынче” возвращает нас в “сегодняшний день” песни, когда перед десантниками стоит очередная конкретная задача, которую они должны решить.

Стихотворения пронизаны глубокими патриотическими чувствами, автор преклоняется перед подвигом рядовых солдат в годы Великой

БИЛЕТ №19

1. Раскройте понятия «сатиры» и «гротеска» на примере комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Определите их роль в произведении.

Сатира − вид комического, который беспощадно, уничтожающе осмеивает, критикует действительность, человека, явление.

Гротеск − преувеличение, резко нарушенные реальные черты, оказывающиеся сродни фантастическому. При этом часто преувеличивается не явление в целом, но какая-то его грань, что еще более нарушает действие пропорции, искажает предмет.

В сатирических произведениях пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно высмеиваются. Через злобное, едкое обличение пороков человека и окружающей действительности Гоголь воздействовал на читателя, вызывая возмущение, содрогание, подталкивал к размышлению. При помощи сатиры Гоголь высмеял произвол власти, взяточничество, казнокрадство, невежество, ничтожность интересов, лицемерие и ложь, чванство, полное осутствие человеческого достоинства, суеверие и сплетни.

В «Ревизоре» многое построено на преувеличении: фантастически преувеличена, доведена до «идеальной» не только глупость Хлестакова, но общечеловеческое, в сущности, желание казаться хоть чуть выше, чем ты есть на самом деле. Комически преувеличена ситуация заблуждения. Но главное, в чем реализовался гоголевский гротеск, это миражная интрига, высветившая в фантастическом отблеске абсурдность человеческой жизни в ее погоне за многочисленными миражами, когда лучшие человеческие чилы растрачиваются в стремлении настичь пустоту, столь гениально воплошонную Хлестаковым. Окаменение «немой сцены» подчеркивает, гротескно высмеивает иллюзорность, миражность целей, на достижение которых кладется порой вся жизнь.

 

Жизнеутверждающий финал трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» и его значение.

Ответ на вопрос будет дан во время изучения произведения «Ромео и Джульетта»

 

Как вы понимаете слова героя думы «И мы не праздно в мире жили» (К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака»)?

В ночь перед битвой Ермак думает о том, что многие его сподвижники до похода были разбойниками, «лихими людьми», готовыми ради успеха рисковать жизнью, но теперь они все заслужили любовь родины, выполняя с ещё большей отвагой дело государственной важности. Атаман радуется тому, что выпала, как ему кажется, передышка и люди могут отдохнуть набраться новых сил перед скорыми сражениями. Слова Ермака: «И мы — не праздно в мире жили! » — следует понимать как радость и гордость от сознания масштабности и важности проделанной за несколько лет работы: теперь подвиги казаков и направление их деятельности станут примером подражания. Не праздно – значит не бесцельно.

БИЛЕТ №20

1. Дайте определение терминам «монолог», «ремарка», «диалог». Проиллюстрируйте эти определения примерами из текста комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Ремарка — авторские пояснения, сопровождающие драматический диалог. Пример:

«...Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)... и уведомить тебя». (Городничий. Действие первое, явление I).

Монолог— развёрнутое высказывание действующего лица, обращённое к партнёру, самому себе или зрителю; часто является способом самохарактеристики героя. Пример: Действие второе. Явление I, монолог Осипа.

Диалог — разговор двух или нескольких лиц, вводимый в повествовательное произведение, а также форма литературного текста, преимущественно драмы. Пример: Действие второе, Явление 11, диалог Хлестакова и Осипа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь