Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Изображение природы в произведениях поэтов Донбасса. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Я шлю тебе привет, степной Донбасс! ( Иван Дорош ) Я шлю тебе привет, степной Донбасс! Доверился тебе я край родной, Твоим садам белеющим вдали Цвети всегда под небом голубым, Своим трудом тори к свободе путь, Цветут хлеба вокруг твоих копров Люблю тебя, неистово люблю, Самостоятельно проанализируйте это стихотворение, обращая внимание на выделенные строки. Найдите в Интернете, что такое шахтный копёр. Подумайте, какой смысл заложен в подчеркнутой фразе. Лаврентьева Елена Фоминична Облаков свинец и солнца киноварь. Лютым холодом на мир дохнул январь. Ветер сразу налетает за углом, ледяной, пропахший дымом и углем, угрожает, продолжает свой кураж, чтоб упасть, разбившись о Донецкий кряж. Закрываюсь от него воротником, Называю добродушно ветерком и чему-то улыбаюсь, не пойму- или ветру ильтерпенью своему, или жизни, Что теперь ко мне одной обращается угрюмой стороной. Словно светлое спокойствие- Донбасс, Сохраняя в сердце радости запас. И какой бы непогода ни была, я не выдам ей сердечного тепла. В данном тексте воссоздается образ близкого лирическому герою пространства родного края - пространства открытого, безграничного (…на мир дохнул…). Оно наполнено характерными для Донбасса, с авторской точки зрения, объектами: уголь, Донецкий кряж. Цветовая картина пространства родного края представлена синевато-серым и ярко-красным цветами: Облаков свинец и солнца киноварь. Дана и чувственно-обонятельная картина пространства: ветер, пропахший дымом и углем. Пространство наполнено радостью, светом и теплом. В авторском восприятии географическое пространство родного края в ценностном отношении определяется как любовь. Мир ощутим и доступен для восприятия: ветер сразу налетел, угрожает, но не серьезно – он куражится. Поэтому лирический герой называет его добродушным и делает вывод: «И какой бы непогода ни была, я не выдам ей сердечного тепла», светлое спокойствие Донбасса помогает герою сохранить «в сердце радости запас». Белаш Борис Федорович Серпастый месяц всходит над рекой Под лягушиное многоголосье. Не шелохнутся в дреме золотой Зерном отягощенные колосья. А на степном развилочье дорог Высокий дуб, ветвями подняв небо, Стоит один, как всемогущий Бог Политого дождем и потом хлеба. В стихотворении покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, единство внешнего рисунка стихотворения с внутренней эмоциональностью. Эпитеты «серпастый», «золотой», «отягощенные» характеризуют природную красоту как драгоценную; олицетворения «в дреме… колосья», «дуб, ветвями подняв небо…» делают всё вокруг живым. Природа чувствует по-человечески, дуб ощущает себя не деревом, а Богом, выбравшим на степном развилочье единственно правильный путь. Вспомните сказки, былины, свой жизненный опыт – нам все время приходится выбирать свой путь, свое предназначение. Успех приходит только к тем, кто до пота привык работать. Сравнение «как всемогущий Бог /Политого дождем и потом хлеба» поднимает на невероятную высоту человека, вырастившего в степи золотое зерно. Таким образом, стихотворение не только живописует картины природы, но и поет гимн хлеборобам. Природа в этом лирическом произведении предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной.
Я на спине лежу, траву сминая, А надо мной, беспечны и легки, Серебряными высверками мая Трассируют летучие жуки. И жаворонок серебристой точечкой Едва мерцает, канув под зенит. И оттого, что много колокольчиков, Весенний луг смеется и звенит. Поэт любит свой родной край. Он открыто призывает человека на мгновение остановиться, посмотреть на красивейший окружающий мир, послушать шелест трав, услышать песню птиц, понаблюдать за небом, на котором серебристой точкой мерцает жаворонок. Яркая цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает свежесть образам. Произведение наполнено динамикой. Поэт изображает состояние природы как непрерывное движение. Природа у Б.Белаша - единый организм, огромная вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом. В этом стихотворении она карнавальная: зеленая, серебряная, голубая, синяя, фиолетовая и даже розовая. Это цвета счастья – луг смеется и звенит. Борис Ластовенко И мы приходим к роднику и отражаемся в кринице: из собственных горячих губ воды приходится напиться! «Природа, Родина, народ…» Слова в сознанье оживают, их не напрасно корень «род» в одну семью объединяет. Я к влаге бережно приник, я пью студеными глотками, и слово звонкое «родник» одними вспоено корнями! У нас завидная судьба: мы словно пьем живую воду, всё глубже познаем себя, всё ближе к своему народу Лирический герой привязан чувством родства к родине. Мудрость поэта состоит в таинственном единении природы и какой-то особенной высшей силы: мы приходим к роднику и отражаемся в нем. Донбасский край щедро одарён уникальной красотой природы и искренней добротой людей, стремящихся сохранить бесценное богатство и в первозданном виде передать его последующим поколениям. В Донбассе каждое время года неповторимо, удивительно и прекрасно! Все стихотворения объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают эти талантливые поэты: даром «рисовать словами» так, как художники рисуют карандашом и кистью. БИЛЕТ №24 Песня как жанр устного народного творчества. Историческая основа русских народных песен, их место в жизни народа. Прочитайте наизусть песню (по своему выбору). Учебник, часть 1, стр.6-8. ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Песни составляют основной пласт в фольклоре. В них отображении внешний мир, и внутренний мир человека. Исторические песни – это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Исторические песни возникли примерно в XIII–XIV веках, на этих этапах они подвергалась влиянию других жанров, таких как былины и баллады. В исторических песнях сохранились элементы былин, а именно использование постоянных эпитетов, повторов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Песнь динамичнее былин, сюжет лаконичен, ограничен одним эпизодом. Большую роль в композиции играет монолог или диалог. Исполнение отличается от былин, каждая песнь поется хором и имеет свою мелодию. Самым главным отличием исторической песни от былин является историческая достоверность, ее персонажи – реально существовавшие деятели. Песни посвящены не только царям, но и героям, которые близки и понятны народу, таким как Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак. Исторические песни хранят память о героях. Так, в песне «Пугачев в темнице» рассказывается о заключении в темницу народного героя Пугачёва, народ сочувствует ему. О свободной жизни мечтали тогда многие, но не каждый мог осмелиться выступить против власти и повести за собой народ. Пугачев любим народом, изображен как народный заступник, ратующий за свободу.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2492; Нарушение авторского права страницы