Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 7. Сотворение человека
Как повествует св. Иоанн Златоуст: " Когда все уже (Бог) устроил и всему дал надлежащий порядок и красоту, когда приготовил роскошную трапезу, полную разных яств и показывающую во всем изобилие и богатство; когда, так сказать, царский чертог блистательно украсил от верха до низу; тогда-то, наконец, создает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает, во сколько крат это, имеющее быть созданным животное, превосходнее всего сотворенного, когда Он повелевает всем тварям быть под его властью и управлением" (14. стр.110). И подлинно, хотя рая еще не было вся земля представляла собой нечто подобное раю, хотя и вещественное и чувственно постижимое (см. 45 слово св. Симеона Нового Богослова) Подробнее о первом мире, еще не искаженном грехом, мы скажем чуть позже, а сейчас вернемся к свящ. повествованию. Как известно, движимый Св. Духом Моисей оставил нам два взаимодополняющих рассказа о сотворении человека. Первый (Быт.1.26-31) показывает высочайшее положение человека в иерархии мира, а второй начинает священную историю, простирающуюся от ныне и до конца вселенной. Соответственно и Творец именуется в первом случае Богом (Элогим - " Силы" ), как Управитель Космоса, а во втором - Ягве (" Сущий" ) Элогим (" Силы" ), как Бог явившийся в истории, Бог Спаситель и Судия. Первое повествование восхищает нас в сверхнебесные выси и вводит в тайны Предвечного Совета Живоначальной Троицы. По замечанию св. Исаака Сирина ангелы сотворены в молчании, животные и все твари одним повелением, один лишь человек удостоен специального совета Троицы и Создан пречистыми Руками Отца. " И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" (Быт.1, 26) В этих словах ясно указывается таинство Триединства - Бог Отец беседует с Богом Сыном (Которого Исайя именует " Великим Советником" ), и Богом Духом. Без признания в Творце Трех Личностей, множественное число (" сотворим", Нашему" ) было бы какой-то нелепостью. Думать как евреи и лже- " свидетели Иеговы", что речь идет об ангелах-сотворцах безумно. Ведь, они не имеют с Богом одного образа и подобия. Слово" Человек" - по-еврейски " адам" (не в смысле личности первочеловека, а имя природы) означает с одной стороны " уподобляющийся" Богу - в одном слове указывается цель жизни человека; а с другой " кровавая земля" - результат во что может превратиться тот, кто отказался от этой высочайшей цели. (К сожалению большинство наших современников люди в смысле " кровавая глина", ибо забыли они и о Боге Творце и Искупителе, и о собственном бессмертии.) Необходимо сказать, что о появлении человека Моисей уподобляет слово " бара" - сотворение из ничего. То есть Адам не имел предков и его создание было принципиально новым для мироздания. Этого к несчастью не желают понять эволюционисты-богословы. Таинственное выражение " по образу Нашему и по подобию Нашему" содержит бездонные глубины смыслов. Рассмотрим лишь некоторые из них. Относительно бытия Лиц Св. Троицы - Образом Отца именуется Бог Сын (2. Кор.4, 4), а Подобием - Дух Святый, чрез Которого разумные существа богоуподобляются. В человеке основным проявлением образа Божия является личностность человека, благодаря которой он может видеть Бога лицем к лицу (1 Кор.13, 12). Частные же проявления его бесчисленны. Мы воспользуемся для перечисления их прекрасным творением архим. Киприана (Керна) " Антропология св. Григория Паламы" (М.1996). Большинство св. Отцев видят образ Божий в разумности и духовности человека, некоторые созерцали его в свободе воли, иные усматривали его в бессмертии человеческой, многие понимают его в господственном положении человека в мироздании, некоторые думали, что образ Божий заключается в способности к стяжанию святости или возможности человека творить, и, наконец, по учению некоторых Отцев, человек отражает в себе, в своей духовной структуре и жизни внутритроичную жизнь Божества. (Кто учил о каждом проявлении образа Божия смотри стр.354-355) Необходимо заметить, что образ Божий хотя преимущественно и почивает в душе человека, но не лишено его и тело, как учил об этом например св. Ириней Лионский, св. Григорий Нисский и св. Григорий Палама. Как Бог оживляет и поддерживает в бытии вселенную, так и душа оживляет тело и своей энергией через него творит и действует. Св. Григорий Палама видел в этом большее достоинство человека по сравнению с ангелами. В контексте споров с протестантами, надо заметить, что это место Библии являет нам Бога как Первого Иконописца. (" Образ" по переводу 70-ти- " икона" ) Поэтому еретики отрицая иконы, хулят Бога и уродуют самих себя. Однако, это отступление от темы нашего исследования. По учению многих св. Отцев образ и подобие Божие в человеке различаются тем, что образ не истребим и присущ даже осужденным на вечные муки, а подобие достигается силой Духа через исполнение добродетелей. Св. Иоанн Дамаскин говорит: " Выражение " по образу" указывает на способность ума и свободу, тогда как выражение " по подобию" означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека" (12. стр.151) Откровение подтверждает это святоотеческое учение, ибо сказав о повелении Господнем: " сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему", далее повествует: " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт.1, 27) Таким образом, Господь умалчивает о сотворении " по подобию", указывая этим, что творение человека еще не закончено, он не достиг еще полного совершенства и может сам силою Божьею завершить незавершенное. В чем же заключается богоподобие? Ап. Павел отвечает: " Плод Духа: Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. " (Гал.5, 22-23). Последним же пределом богоуподобления является усыновление Богу. Человек должен стать по благодати тем, что есть Бог по природе. Однако, у внимательного читателя Писания возникнет вопрос, - если человек создан лишь по образу, а подобия он должен достичь сам, то как понимать слова ап. Иакова: " (языком) проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию". (Иак.3, 9) Для протестантского и монофизитского сознания, не признающего самодвижимости человеческой природы к добру, здесь неразрешимое противоречие. Однако, православные отцы всегда знали, что добродетели естественны для нас. Как пишет св. Иоанн Лествичник: " Зла и страстей по естеству нет в человеке, ибо Бог не Творец страстей. Добродетели же многие даровал Он нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаим берем, и взаим даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона (Рим.13, 10): то значит, добродетели недалеки от нашего естества. Да постыдятся же те, которые представляют свою немощь к исполнению их. " (Лествица Слово 26; 67) Именно, благодаря этим естественным добродетелям, человек отчасти и сейчас причастен подобию Божию, о чем и говорит ап. Иаков. Вернемся к свящ. повествованию. " По образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их. " (Быт.1, 27) Св. Отцы, особенно св. Григорий Нисский, подчеркивали, что разделение на мужской и женский пол не является чертами образа Божия. Священный текст подтверждает это мнение. Слова" мужчину и женщину" в буквальном переводе с еврейского (захар у-нкева) и греческого (арсен кай тэлю) означает " самца и самку", показывая этим, что деление на полы роднит нас не с Богом, а с животным миром. Это учение весьма важно для нас, ибо предохраняет нас с одной стороны от обожествления пола (муниты видят мужское и женское начало в самом Боге) и связанных с ним астартических культов, а с другой стороны низводит на супружеское общение благословение Божие, ибо Он ничего нечистого не творил. Подробнее о том, как сотворены были первый человек и его жена Моисей повествует во второй главе Бытия. " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. " (7 стих) Внимательно вглядываясь в слова Откровения, заметим, что если о сотворении всего человека употребляется слово " сотворил" (из ничего), то здесь стоит слово " создал", чем показывается, что главным отличием нашей природы является соединение разумного духа (сотворенного из небытия) и тела, взятого из уже готового праха земного. Современные богословы пытаются исполнить слова " из праха земного" аллегорически для того, чтобы подогнать Свящ. Писание под эволюционное " учение", производящее человека от обезьяны. Например, о. Глеб Каледа пишет: " Нет ничего антирелигиозного в гипотезах происхождения человека от обезьяноподобного существа; для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления. Главное для Библии не в этом, а в том, что Бог " вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою", то есть человек, бывший до этого " перстью земною", животным, хотя и совершеннейшим и разумнейшим из всех животных, приобрел Духа Святаго и через это-способность реального общения с Божеством и возможность бессмертия" (15. стр.49). Подобные перлы встречаются почти во всей современной околобогословской литературе, посвященной книге Бытия. Истоки данной идеи коренятся в пренебрежительном отношении к человеческому телу, которое считается чем-то неважным. (Именно исходя из такого мироощущения некоторые православные священники благословляют пересадку органов.) В этом можно увидеть слегка прикрытое манихейство или гностицизм, также из-за духа отвергавшие плоть. Однако, помня, что никакое Писание нельзя понимать самому собою, обратимся к св. Отцам - разрешали ли они толковать этот стих аллегорически? Очень мудрый ответ дает нам на это св. Ириней Лионский, также сталкивавшийся в борьбе с гностиками-валентинианами, с символическим пониманием этих слов. Объясняя чудо исцеления слепорожденного, этот великий святой пишет: " Заблуждаются также и последователи Валентина, говорящие, что человек создан не из этой земли, а из жидкой текучей материи. Ибо из какой земли Господь образовал зрение, из той, очевидно, и в начале человека создал. Было бы несообразно, если бы глаза были созданы из одного, а остальное тело из другого, как несообразно то, чтобы один создал тело, а другой - глаза". (16. стр.479) Этот глубокий аргумент основан на словах Писания: " (Иисус) плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому" (Ии.9, 6) и не оставляет камня на камне от попыток иносказательного понимания " персти земной". Эта " богословская" теория предполагает также предсуществование тела душе - нечто похожее на модную ныне теорию реинкарнации. Однако, воистину прав был Соломон говоривший, что " нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: " смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас" (Екк.1, 9-10). Такая ересь появилась в IV веке и тогда же она была развенчана и отвергнута трудами св. Григория Нисского. " Они доказывают большую ценность тела, чем души, которая была присоединена к созданному раньше. Они говорят, что душа появилась ради тела, чтобы не быть созданию бездыханным и неподвижным. А все то, что появилось ради чего-либо, всегда менее ценно, чем то, ради чего оно появилось... И я думаю, посредине между этими предложениями должно правиться в истине наше учение. И значит это не думать, согласно эллинскому заблуждению, будто души, вращавшиеся вместе со вселенной, отяготилось каким-то пороком и... ниспали на землю; и не утверждать также, будто человек был предварительно создан Словом, как статуя из брения, и для этого изваяния получилась и душа (ведь тогда умная природа окажется менее ценной, чем статуя из брения (или же обезьяна, добавим мы - Д.Д))... Если одно предсуществовало, а другое появилось после, то обличается известное несовершенство силы Создавшего, недостаточной для мгновенного создания всего, но разделяющей дело и занимающийся отдельно каждой из половин... " (17. стр.89-90, 92-93) Надо заметить, что сие лжеучение не безобидная попытка подогнать Библию под теорию эволюции. Как и любая другая ересь, она влияет на этику ее сторонников. Ведь, если тело человека - обезьянье по происхождению и существовало еще до появления души, тогда можно оправдать и аборты (вспомним - " онтогенез повторяет филогенез" ). Убивают ведь во чреве не человека, а обезьяну. Можно относиться к телу, как к мясу. Можно пересаживать чужие органы... Продолжая же эту мысль дальше можно оправдать и любые формы разврата... Так один неправильно истолкованный стих Библии может низвергнуть всю христианскую нравственность. Итак, в одно мгновение, Руки Божии - Слово и Св. Дух из праха земного создали человеческое тело и из небытия воззвали человеческую душу. " И вдунул в лице его дыхания жизней (букв.), и стал человек душею живою". Силою Утешителя в новосозданном существе засняла целая радуга жизней. Жизнь минералов - через участии в бытии и телесном составе из общих для всей вселенной первоэлементов. Жизнь растений - через силу роста и способность к размножению. Жизнь зверей - через движение и способность постигать мир при помощи чувств. Жизнь ангелов - чрез разум и свободу воли. И наконец, высочайший из даров - причастие нетленной силе Божественной жизни, подчиняясь которой человек должен был стать богом по благодати. Прекраснейшими словами воспевает состояние первозданного человека преп. Иоанн Дамаскин: " Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущем всякими благами, как бы некоторый второй мир: малый в великом, - другого ангела, смешанного (из двух природ) почитателя, зрителя видимого творения, посвященного в таинства того творения, которое воспринимается умом, царя над тем, что находится на земле, подчиненного горнему Царю, земного и небесного, преходящего и бессмертного, видимого и постигаемого умом, среднего между величеством и ничтожностью, в одно и тоже время - духа и плоть: духа - по благодати, плоть - по причине гордости; одного, для того, чтобы он оставался в живых и прославлял Благодетеля, другую, для того, чтобы он страдал, и, страдая надоумливался, и, гордясь величием, был наказываем; живое существо, здесь, то есть в настоящей жизни, руководствуемое (известным образом) и переходящее в другое место, то есть в век будущий; и - высшая степень таинства! - Вследствие своего тяготения к Богу делающееся богом; однако делающееся богом в смысле участия в божественном свете, а не потому, что оно переходит в божественную сущность. " (12. стр.152) По свидетельству преп. Серафима, созерцавшего райскую славу первозданного Адама, он, силою Св. Духа, " до того сотворился неподлежащим действию ни одной из сотворенных Богом стихий, что его ни вода не топила, ни огонь не мог жечь, ни земля не могла пожрать в пропастях своих, ни воздух повредить каким бы то ни было, ныне во вред нам сущим, своим действием, и все покорено ему было, как любимцу Божию, как царю и обладателю твари и все любовались на него, как на всесовершенный венец творений Божиих, превосходящий всю сущую на земле и на водах, и в воздухе тварь Божию... " Адам до того приумудрился, что не было никогда от века, да едва ли и будет на земле человек премудрее и многозначительнее его... Мог видеть и разуметь Адам и Господа, ходящего в раю, и постигать все глаголы Его священнотайного разговора всетворческого с ним и беседу св. Ангелов и язык всех зверей и птиц и гадов, живущих на земле, и все то, что ныне от нас, как от падших и грешных, сокрыто, а для него до падения было ясно". (13. стр.34-35) Пред этой славой первозданного Адама, которую созерцали богоносные Отцы, то что нам преподносят современные богословы и ученые, говорящие с нем, как о" преображенном звере", является не больше чем уродливой сатанинской карикатурой. Православные же должны помнить, что все то, что имел первый Адам, доступно теперь и нам по дару Адама второго. Ибо " первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного". (1. Кор.15, 47-49). Глава 8. Нетленный мир " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия" (Прем.1, 13-14). - Так свидетельствует Откровение о мире, царем и первосвященником которого был поставлен Адам. Но как мы, истерзанные когтями смерти и зрящие лишь отравленный грехом космос можем узнать о Вселенной в том ее состоянии, как она вышла из рук вечного и чистого Творца? Где найти нам такого орла, который вознесшись над отравленным потоком времени перенес нас в нетленное царство первочеловека? Такой путь есть! - Благодаря воплощению Бога Слова, " Им же вся быша", мы удостаиваемся силой благодати достигать и этого блаженного мира. Один из великих тайновидцев Православной Церкви, св. Григорий Синаит пишет: " Утверждаем, что есть восемь главных предметов созерцания: первый - Бог, невидимый и безвидный, безначальный и несозданный, причина всего сущего, Троичное единое и пресущественное Божество; второе - чин и стояние умных сил; ТРЕТИЙ - СОСТАВЛЕНИЕ ВИДИМЫХ ВЕЩЕЙ; четвертый - домостроительное снизшествие Слова: пятый - всеобщее воскресение; шестой - страшное второе Христово пришествие; седьмой - вечная мука; восьмой - Царствие Небесное. Четыре первые - прошедшие и совершившиеся, а четыре последние - будущее и еще не проявившиеся, ясно однако же созерцаемые и признаваемые стяжавшими благодатию полную чистоту ума. Приступивший же к сему без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий. " (18. стр.213) Увы, последние слова преподобного показывают подлинный источник эволюционного богословия наших дней. И, подлинно, лишь " обезьяна Господа Бога" - диавол (как его называл блаженный Августин), мог внушить людям, что они произошли именно от обезьяны, а не несут в себе образа Божия. - Зловещая адская ирония! Вслушаемся в слова преподобного Симеона Нового Богослова, которыми он открывает то, что было ему открыто о первозданном мире: " Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо, и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения. Рая тогда еще не было. Но этот мир был от Бога, как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем потомкам его. " (19. стр.367) Так преподобный из XI века опровергает еретическое учение XX, утверждающее, что смерти не было лишь в раю (мнение прот. Стефана Ляшевского). Посвященный в таинства нетленного мира Моисей открывает нам повеления Господни: " И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть по всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную пищу. И стало так. " (Быт.1, 29-30) Итак по словам Откровения, до падения Адамова все живые существа, обладавшие кровью, содержащую в себе душу живую, питались лишь растениями, не обладающими чувствами, и по сему не подверженными страданию. Более того, Господь повелел вкушать не стволы и корни, и не семена, а лишь плоды, зелень и стебли, в которых у растений нет нужды. Этот процесс был столь же безвреден для них, как для нас стрижка волос и ногтей. Даже в нашем мире для поедание животными плодов растений служит им на пользу, ибо таким образом их семена распространяются по большой территории. Благодаря этому каждое растение может достигнуть максимального своего развития. Часто говорят, что многие животные сейчас в основном питаются мясом, и спрашивают: " каким образом они жили в первозданном мире? " Ответить можно так: - так как в том мире не было смерти и тления, посему не было нужды в тех чрезвычайных затратах энергии, которые нужны для преодоления этих сил разрушения. поэтому и животным, и человеку требовалось гораздо менее калорийная пища чем теперь, - которую вполне может дать растительный мир. Но даже в нашем падшем мире многие подвижники, при помощи Божией, могут обходиться одной растительной пищею. Тем более, это было возможно в мире пронизанном Господними энергиями. Другим вопросом, который задают люди неверующие в силу Божию, такой: " Откуда у животных те органы, которые явно предназначена для охоты или обороны? " Ответить на это можно следующим образом: - Бог, предведая падение Адамово, даровал животным и растениям такие свойства, которые после искажения мира должны были служить для выживания. С другой стороны, нам неведомо изначальное предназначение и устройство всех этих органов, ибо мы знаем, что некоторые существа изменились в результате падения. Например, роза получила шипы, а змей лишился ног. И мы не можем с уверенностью утверждать, что этому же не подверглись другие создания. По свидетельству Откровения первозданный мир был гораздо более, чем наш, удобен для жизни человеческой. " Прежде нарушения (Божественной заповеди)-учит нас св. Иоанн Дамаскин, конечно, все было послушно человеку. Ибо Бог поставил его начальником над всем, что на земле и водах. А также и змий был дружественным к человеку, больше остальных ( живых существ), приходя к нему и своими приятными движениями беседуя с ним. Посему виновник зла - диавол чрез него предложил прародителям самый злой совет. А с другой стороны, земля сама собой приносила плоды, для того чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа; также не было на земле ни дождя, ни зимы". (12. стр.145) Этими словами св. Иоанн растолковывает таинственное изречение Писания: " Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла; ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли; но пар поднимался с земли, и орошал все лице земли". (Быт.2, 4-6) Здесь Моисей являет нам силу Творца, для исполнения повелений Которого нет нужды в каких-то иных силах (типа борьбы за существование, мутаций или естественного отбора). Он повелел и земля израстила растения без дождя, и без помощи человека. Именно из такой необработанной, девственной земли был сотворен первый Адам, таинственно изображая девственное рождение Адама Второго. Важно здесь описание первозданных климатических условий на нашей Земле. " Господь Бог не посылал дождя на землю... но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. " Исходя из этих слов Бытия, ученые креационисты разработали теорию паровой оболочки, окружавшей Землю до потопа. Этот невидимый глазом слой воды создавал парниковый эффект, благодаря которому на всей планете был одинаковый субтропический климат, не выпадали дожди и не было сильных ветров, возникающих из-за перепада температур. Паровой экран также защищал все живое от действия вредного космического излучения, благодаря чему животные и человек жили дольше, ибо не подвергались разрушающему действию мутаций. Отсутствие сильных ветров и высокое атмосферное давление, стимулирующее обмен веществ, должно было приводить к гигантизму среди растений и животных. (ср. Быт.6, 4). А большое количество пара (Быт.2, 4) влекло за собою развитие споровых и голосеменных растений. Предсказанные этой теорией факты и обнаружили ученые исследуя окаменевшие остатки допотопного мира. По всей земле найдены залежи каменного угля, не исключая и Антарктиды, что свидетельствует о субтропическом климате по всей планете. О гигантских животных древности наслышаны все (динозавры). Также многие знают о гигантских папоротниках (споровые), которые и должны были процветать в условиях всемирного парника. Библия также дает ряд косвенных подтверждений этой теории. Становится понятно почему не поверили Ною его современники. - Они никогда не видели ни дождя, ни наводнения. Объясняются слова Господа после потопа: " Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. " (Быт.8, 22)-Это не восстановление прерванного, а установление нового порядка. Бог создал новый мир с новым климатом. Поэтому и установил Бог радугу, как " знамение завета", ибо до потопа такого явления не существовало. (Быт.9, 12-17). Однако сама паровая оболочка в Библии не упоминается. Нельзя отождествлять ее с " водой, которая над твердью" (Быт.1, 6-8), ибо если бы она рухнула на грешный мир, тогда не мог бы прор. Давид взывать: " Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. " (Пс.148, 4) Не пели бы и три отрока из печи огненной: " Благословите Господа, все воды, которые превыше небес, Пойте и превозносите Его во веки. " (Дан.3, 60) Итак, все же не смотря на всю привлекательность данной научной теории, она является всего лишь человеческой мыслью, а не Божественной истиной. (хотя из этого вовсе не следует, что она ложная. См. 20. стр.62) Взглянув на совершенную красоту первозданного мира, слабые отсветы которой до ныне услаждают и врачуют израненное грехом человеческое сердце, мы постигаем святоотеческую мысль, отождествляющую его с храмом, алтарем которого служил Эдемский сад. Цветы - нерукотворные кадильницы, возносящие богу свое благоухание. Птицы и ангелы составляли хор этого прекрасного дома Творца. А первосвященником и пророком в нем служил Адам-образ великого Первосвященника, прошедшего небеса, Сына Божия. Но сей прекрасный мир не был застывшим совершенством. От его владыки-человека зависело: достигнет ли он ангелоподобного состояния или рухнет в бездну небытия. И к величайшему сожалению произошло второе. По свидетельству великого мистика Православия - св. Григория Синаита, " живущая ныне тварь не создана первоначально тленною; но после подпала тлению, повинуясь суете, по Писанию, не волею, но не хотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшагося тлению Адама (Рим.8, 20). Обновивший Адама и освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их. Это избавление от тления иные разумеют, как изменение в лучшее состояние, а иные - как совершенное преложение чувственного. " (18. стр.63) Возвратимся же к величественным откровениям книги Бытия. " И увидел Бог, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. " (Быт.1, 31) " Итак, когда Господь, приведший из небытия в бытие, назвал свои создания добрыми, - учит св. Иоанн Златоуст, - то кто дерзнет, хотя бы преисполнен был безумного самомнения, раскрыть уста и противоречить сказанному Богом?... (Увы, но и сейчас находятся такие нечестивцы, которые говорят, что определенные виды пищи и супружеское общение являются скверной или злом по своей природе! Праведен суд на таковых! - Д.Д) Если мы и в человеческих делах, когда видим, что об них дают свое мнение люди высокие по сану, не прекословим, но соглашаемся и их приговор предлагаем собственному суждению, то тем более должны поступать так по отношению к Богу всяческих, Творцу всего видимого: зная Его приговор, должно подавлять собственные помыслы и не отваживаться на дальнейшие изыскания, но знать и твердо верить, что все создано разумно и человеколюбиво, и ничего не сделано без цели и напрасно. Хотя мы, по слабости нашего ума, и не знаем употребления (некоторых) тварей, однако же (должно веровать, что) Бог все произвел по Своей премудрости и высокому человеколюбию" (14. стр.65) Как замечательно было бы, если бы к этим богомудрым словам Златоустого учителя прислушались богословы, пытающиеся истину слов Господних смешать с вымыслами человеческой науки. Ведь доктрина эволюции явно противоречит этому приговору Создателя, так как мир этот, согласно сему лжеучению, никогда не был весьма хорошим, и в нем якобы всегда царила смерть и жестокость. Так окончился последний день творения! |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы