Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
О членах постоянного комитета по выдачам фатв. Стр.: 4.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Вступление. Стр.: 3. О членах постоянного комитета по выдачам фатв. Стр.: 4. О достоинстве Рамадана. Стр.: 5. Духовное воспитание в Рамадане. Стр.: 6. Пост в некоторые дни Рамадана. Стр.: 6. Определение начала месяца по лунному календарю. Стр.: 7. Пост тридцатого числа месяца Ша’бан. Стр.: 7. О следовании за астрономическими расчетами в том, что связано с вопросами поклонения? Стр.: 8. Достаточно ли того, чтобы кто-то увидел новый месяц или каждый должен лично увидеть его? Стр.: 8. Разногласие по поводу начала поста. Стр.: 9. Можно ли опираться на расчёты астрономов? Стр.: 10. Разногласия в определении дат праздников мусульман. Стр.: 11. Могут ли жители Африки поститься, опираясь на зрительную фиксацию новолуния в Мекке? Стр.: 12. За какой странной следовать, которая вычисляет начало Рамадан по астрономическим данным, или по зрительной фиксации луны? Стр.: 13. 13. О создании комитета для наблюдения за новолунием, с целью определения месяцев Рамадан в стране неверующих. Стр.: 14. Как поститься в северных странах, когда летний день довольно длителен. Стр.: 14. Человек по радио узнал, что завтра уже праздник и поститься не надо, и не держал пост, но потом узнал, что в его стране завтра еще держат пост, что ему делать? Стр.: 15. Пост в день сомнения (30-ое число месяца Ша’бан). Стр.: 15. Если постился за день до Рамадана, то засчитается ли этот день в качестве возмещения? Стр.: 16. Если подтвердилось, что Рамадан наступил на один день раньше общепризнанной даты, а я в этот день постился, то засчитается ли мне этот день? Стр.: 17. О разногласиях между странами в определении начала и конца наступления месяца Рамадан. Ошибка одной страны, которая на день позже постились, что делать с днем который не держали пост? Стр.: 17. О том, что если человек в течение месяца поста перемещается из одной страны в другую, между которыми есть разница в наступлении и окончании месяца, то ему нужно поститься вместе с мусульманами той страны, в которой он оказался. Стр.: 18. Окончание месяца Рамадан по ошибке. Стр.: 19. О праздновании дня Разговения с жителями той страны, где он находится. Об уколе в вену во время поста. Стр.: 19. Как быть, если начал поститься в одной местности, а закончил в другой, и между ними есть разница в количестве дней поста? Стр.: 20. О том, когда должен разговляться человек в самолёте. Стр.: 21. Время разговения во время полёта. Стр.: 21. Нарушение поста в месяц Рамадан без причины. Стр.: 21. Как быть, если человек, имеющий возможность поститься, не станет соблюдать его из-за лживой фатвы которую ему дали? Стр.: 22. Об обязательности поста для каждого, на кого распространяются религиозные предписания (мукалляф). Стр.: 23. С какого времени на человека начинают распространяться религиозные предписания. Стр.: 23. Некоторые хадисы о достоинстве поста: «Поститесь и будете здоровыми» и «Сон в месяц Рамадан является поклонением». Стр.: 23. О поздравлении с наступлением месяца Рамадан. Стр.: 24. Что делать, если страна опирается на календарь? Стр.: 24. Когда начинается день? Стр.: 25. Что делать тому, кто узнал о наступлении месяца Рамадан днём? Стр.: 25. Суть поста и когда его начинать? Стр.: 26. Положение того, кто разговляется поздно. Стр.: 26. Можно ли прерывать пост из-за приглашения на трапезу? Стр.: 27. Можно ли поститься без сухура (утреннего приёма пищи)? Стр.: 27. Когда можно разговляться? Стр.: 28. 40. Можно ли пить воду во время азана (призыва) на утреннюю молитву? Стр.: 28. Когда обращаться к Аллаху с мольбами во время разговения? Стр.: 28. Как правильно разговляться? Стр.: 29. Можно ли разговляться коллективно? Стр.: 29. Можно ли открыть ресторан (столовую) для неверующих днём в месяц Рамадан? Стр.: 30. Возмещение постов, пропущенных без причины. Стр.: 30. Следование за заблудшими невеждами. Стр.: 31. Пост женщины, у которой началась менструация. Стр.: 32. Как женщина должна возмещать пропущенный по уважительной причине пост, если наступил следующий месяц Рамадан? Стр.: 32. Является ли полное омовение условием для соблюдения поста после месячных? Стр.: 32. Возмещение поста за умершего родственника. Стр.: 33. Нужно ли женщине воздерживаться от питья и еды в оставшийся день, если месячные прекратились в течение дня? Стр.: 34. Послеродовые кровотечения в Рамадане. Стр.: 34. Кормление грудью во время Рамадана. Стр.: 34. 54. Болезненное кровотечение (истихада). Стр.: 35. Выкидыш в Рамадане. Стр.: 35. Возмещение поста беременными и кормящими женщинами, а также теми, у кого были послеродовые кровотечения. Стр.: 36. Пост людей престарелого возраста. Стр.: 37.
Вступление.
Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем, просим о помощи и прощении! Мы прибегаем к Аллаху от зла нас самих и зла наших поступков. Тот, кого Аллах ведет прямым путём, никогда не заблудится, а кого Он вводит в заблуждение, тот никогда не найдет Истинного Пути. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его Посланник! Ислам – совершенная и универсальная религия. Она охватывает все сферы жизни человека, начиная с глобальных вопросов человечества и заканчивая бытовыми вопросами каждого индивидуума. Эта религия не делает различий между светской и духовной жизнью человека, потому что в соответствии с принципами Ислама вся жизнь представляет собой поклонение. Мусульманин молится пять раз в сутки, постится в месяц Рамадан, но на этом его приверженность к Исламу не заканчивается, ведь он также должен соблюдать законы своего Господа перед женой, детьми, родственниками, соседями, на своём рабочем месте и т.д.
Кроме того, все законоположения Ислама ясны и рассмотрены учёными, начиная со времён пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и по сей день. Несмотря на то, что с каждым днём возникают всё новые и новые вопросы в различных сферах жизни, существует ответ на них и решение Всевышнего Аллаха. Обязательно будут учёные, которые дадут достоверный ответ и вынесут правильное решение, т.е. невозможно, чтоб возникал вопрос, на который учёные определённого периода времени не смогли бы дать правильный ответ, ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не перестанет группа людей из моей общины открыто придерживаться истины». [Аль-Бухари, 3640; Муслим, 156].
Также Всевышний Аллах повелел нам обращаться к обладателям знаний при возникновении вопросов: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания». [Сура (16) «Ан-Нахль», 43.]
Хвала Аллаху, и по сей день есть богобоязненные учёные, обладающие основательными знаниями в области Шариата, к которым можно обратиться с вопросами для получения фетвы (религиозного решения в отношении того или иного вопроса). К этому можно ещё добавить особенность нынешнего времени, в котором мы живём.
А именно – сейчас созданы научные организации и собрания как международного, так и местного значения для совместного решения современных вопросов. Например, это такие организации: • «Собрание по Исламскому фикху» (م ج م ع ا ل ف ق ه ا ل إ س ل ا م ي ) при международной организации «ЛИМ» («Лига Исламского мира»); • «Международное собрание по Исламскому фикху» (م ج م ع ا ل ف ق ه ا ل إ س ل ا م ي ا ل د و ل ي ), при международной организации «ОИК» («Организация Исламской конференции»); • «Комитет больших учёных КСА», при котором был создан «Постоянный комитет для научных работ и вынесения фетв».
Таким образом, в современном мире мусульманами активно проводится совместная научно-исследовательская деятельность, основу которой мы можем найти у праведных предшественников. Так, Ад-Дарими (да одарит его Аллах Своей милостью) приводит предание от аль-Мусайиб ибн Рофи’, который сказал: «Когда сподвижники сталкивались с каким-либо вопросом, ответ на который не могли найти в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то они собирались и вместе принимали решение, и истина была за их единогласным решением (естественно эти решения принимались на основах и принципах, основанных на общих доводах из Корана и Сунны)». [«Сунан ад-Дарими», (114)].
О достоинстве Рамадана. (номер фетвы: 4145) Вопрос: Некоторые проповедники в мечетях произнесли проповеди, в которых упомянули хадис от Сальмана, где якобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнёс проповедь в конце месяца Ша’бан… Однако другие братья возразили им, сказав, что этот хадис, а также слова: «Кто накормит постящегося, того напоит Аллах из моего водоёма так, что такой человек никогда больше не почувствует жажды, пока не войдёт в Рай» являются выдуманными. Суть вопроса заключается в разъяснении достоверности приведённых в вопросе хадисов. Ответ: Хадис Сальмана привёл Ибн Хузейма в своём сборнике «Ас-Сахих» в главе «О достоинстве месяца Рамадан». Сказал Сальман: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнёс проповедь в последний день месяца Ша’бан (восьмой месяц, предшествующий месяцу Рамадан)»: «О люди! Наступает великий и благословенный месяц, в котором есть ночь лучше, чем тысячи месяцев. Аллах сделал пост в этот месяц обязательным, а ночное стояние добровольным. Кто совершит благодеяние в этот месяц, тот подобен совершившему обязательное предписание в другом месяце, а кто совершит обязательное предписание в этот месяц, тот подобен совершившему семьдесят обязательных предписаний в другом месяце. Рамадан – это месяц терпения, а наградой за терпение будет Рай. Рамадан – это месяц благотворительности. В этот месяц увеличивается удел верующего. Кто накормит в этот месяц постящегося, тому будут прощены его грехи и это будет для него спасением от огня, и ему достанется такая же награда (как награда постящегося), при этом из его награды ничего не убудет». На что сподвижники сказали: «Не каждый из нас в состоянии найти то, чем он смог бы накормить». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах даёт такую награду тому, кто накормит постящегося даже одним фиником, глотком воды или молока. Он (Рамадан) – это месяц, начало которого милость, середина которого прощение, конец которого спасение от огня. Кто облегчит своему рабу, того простит Аллах и спасёт от огня. Совершайте побольше четыре дела: ваш Господь доволен двумя из них, и два деяния, в которых вы все нуждаетесь. Два дела, которыми доволен ваш Господь – это свидетельство того, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и испрашивание прощения у Него. Два деяния, в которых вы все нуждаетесь – это то, что вы просите Аллаха Рая и прибегаете к Нему от огня. Кто накормит постящегося в этот месяц, того напоит Аллах из моего водоёма так, что такой человек никогда больше не почувствует жажды, пока не войдёт в Рай» . [Привёл Ибн Хузейма, 3/191-192 (1787), Аль-Байхакый в книге «Шу’аб аль-иман», 7/215-217 (3336); Аль-Асбахани в книге «Ат-таргыб уа ат-тархиб», 2/349-350 (1753).]
В цепочке передатчиков хадиса есть Али ибн Зейд ибн Джуд’ан, являющийся слабым, т.к. обладал плохой памятью. Также среди передатчиков есть Йусуф ибн Зийяд Аль-Басри, приводящий слабые хадисы, явно противоречащие достоверным изречениям, а также есть Хаммам ибн Яхйя ибн Динар Аль-‘Ауди, о котором сказал Ибн Хаджар в книге «Ат-такриб»: «Надёжный передатчик, но иногда ошибался. Таким образом, этот хадис с такой цепочкой не придуманный, но слабый. Кроме того, существует множество достоверных хадисов, указывающих на достоинство месяца Рамадан».
Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье!
Источник: Сборник фетв Постоянного Комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/84-86. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз. Фетва номер 388. Вопрос: Что говорит Ислам по поводу разницы в датах мусульманских религиозных праздников (праздника Разговения и праздника Жертвоприношения), ведь это разногласие приводит к тому, что человек может поститься в праздничный день (праздник Разговения), когда запрещено поститься? Или наоборот: человек может прервать пост в тот день, когда обязательно надо поститься? Мы надеемся, что вы дадите убедительный ответ на этот столь важный вопрос, и он станет доводом перед Аллахом. Поскольку такая разница возможна в отношении двух дней, то вероятность существования разногласия в отношении трёх дней также возможна. И если Ислам выступает против любого разногласия, то, как правильно можно сделать мусульманские праздники едиными? Ответ: Нет разногласия среди учёных в том, что молодой месяц появляется в разное время в зависимости от места, и это является неоспоримым фактом, подтверждаемым разумом и чувствами восприятия. Однако учёные разошлись на два мнения, учитывается ли разница во времени появления нового месяца, знаменующего наступление и окончание поста в месяц Рамадан или нет. Представители первого мнения считают, что разница в появлении нового месяца учитывается в отношении наступления и окончания месяца Рамадан. Другие же так не считают. Каждая из сторон привела в качестве довода аяты из Священного Корана, некоторые хадисы и кыйяс (аналогию). Иногда представители обоих мнений ссылаются на один и тот же довод, как, например, обе стороны приводят в качестве доказательства слова Всевышнего Аллаха: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» [Сура «Аль-Бакара», 185]. Или же ссылаются на аят: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Определяют промежутки времени для людей и хаджа»» [Сура «Аль-Бакара», 189]. Также представители обоих мнений приводят в качестве довода хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите». [Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685).] Причиной этому является разница в понимании текстов, применение их в качестве довода. Этот вопрос несёт теоретический характер, допускающий иджтихад (вынесение самостоятельного решения) учёных. Вот поэтому мусульманские учёные как раньше, так и сегодня разошлись по данному вопросу на два мнения. Поэтому, жителям определённой страны, если они не видели новолуние в тридцатую ночь у себя, можно основываться на зрительную фиксацию появления нового полумесяца в другой стране. Если же между жителями этой страны возникнут разногласия, то необходимо, чтобы вопрос наступления поста или его окончания решался правителем мусульманином той местности, в которой они живут. Его решение на основании одного из этих двух мнений ставит окончательную точку в спорных вопросах, и население обязано подчиниться его решению. Если правитель в стране не является мусульманином, то мусульмане должны следовать решению местной мусульманской организации, дабы сохранить единство в соблюдении поста в месяц Рамадан и праздничной молитвы в стране. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/100-102. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Мани’, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи.
Фетва номер 3127. Вопрос: Мне сделали операцию в месяц Рамадан, а теперь я желаю возместить пост. Но следует учитывать, что мусульмане в моей стране разделились на две группы: одни прекратили поститься вместе с Саудовской Аравией и другими исламскими странами, т.е. 29 дней. А другие постились 30 дней, следуя в этом Алжиру. Учитывая тот факт, что Алжир определяет начало и конец арабских месяцев на основании астрономических вычислений, сколько дней я должен возместить – 29 или 30?
Ответ: Астрономические расчёты не могут служить основанием для определения начала или конца поста в месяц Рамадан. Принимается в расчет в этом только зрительная фиксация. Если в ночь на тридцатое число месяца Ша’бан не увидели новый месяц, знаменующий наступление Рамадана, то отсчитывают Ша’бан тридцать дней. Также если не увидели тридцатого числа Рамадана новую луну, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаль, то отчитывают Рамадан тридцать дней. Поэтому тебе необходимо возместить 29 дней, которые ты пропустил по причине операции, следуя в этом за странами, которые начинали и завершали пост на основании зрительной фиксации. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/108. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз. 13. О создании комитета для наблюдения за новолунием, с целью определения месяцев Рамадан в стране неверующих. Фетва номер 2149. Вопрос: Можно ли мусульманам, проживающим в немусульманских странах, создать комитет для наблюдения за новолунием с целью определения месяцев Рамадан, Шаууаль и Зуль-Хиджа или нельзя? Ответ: Мусульманам, проживающим в немусульманских странах, можно создать комитет для наблюдения за новолунием с целью определения месяцев Рамадан, Шаууаль и Зуль-Хиджа. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/112-113. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз. Фетва номер 1442. Вопрос: Организация ЛИМ («Лига Исламского Мира») получила письмо от Мухаммада Дир Манджа из Копенгагена (Дания), в котором говорится: «В некоторых районах стран Скандинавии день в течение года бывает намного длиннее ночи, так что протяженность ночи составляет всего лишь три часа, а день длится двадцать один час». Также этот человек упомянул в своём письме, что если Рамадан приходится на зимнее время, то мусульмане соблюдают пост в течение дня всего лишь три часа, однако когда Рамадан приходится на летнее время, то люди не постятся, обосновывая это тем, что нет возможности соблюдать пост в течение всего длинного дня». Шейх Дир Манджа просит религиозного решения для определения сроков разговения (ифтар) и утреннего приёма пищи (сухур), а также для определения временного отрезка поста в месяц Рамадан, дабы объявить это решение мусульманам, проживающим в тех странах. Далее он пишет: «Убедительно прошу дать религиозное решение в этом вопросе, чтоб я смог дать вразумительный ответ».
Ответ: Ислам – совершенная и универсальная религия. Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Свою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам». [Сура «Аль-Маида», 3]. Также Всевышний сказал: «Скажи: “Чьё свидетельство является самым великим? ”. Скажи: “Аллах – Свидетель между мною и вами. Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдёт”». [Сура «Аль-Ан’ам», 19]. Также Аллах сказал: «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем». [Сура «Саба», 28]. Кроме того Всевышний Аллах, обращаясь к верующим, вменил им в обязанность пост: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы будете богобоязненными». [Сура «Аль-Бакара», 183]. Также Всевышний разъяснил, когда необходимо начинать и заканчивать пост: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от чёрной, а затем поститесь до ночи». [Сура «Аль-Бакара», 187]. Это положение не касается определённой страны или определённого народа, а распространяется на всех, в том числе на тех, о которых было спрошено в вышеприведенном вопросе. Аллах (Свят Он и Велик) добр к Своим рабам, Он предписал в качестве облегчения то, что помогает людям выполнять свои обязанности. Так, Всевышний Аллах разрешил путнику и больному прерывать пост в месяце Рамадан, устраняя затруднение. Аллах сказал: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения». [Сура «Аль-Бакара», 185]. Таким образом, если месяц Рамадан застанет человека, на которого распространяются религиозные обязанности, то соблюдение поста в этот месяц становится для него обязательным, будь его дни короткими или длинными. Однако, если человек не может соблюсти пост до конца светового дня, боясь погибнуть или заболеть, то разрешается ему прервать пост, приняв то, чем он может поддержать свою жизнь (едой, водой, лекарствами) или отстранить от себя вред. При этом оставшуюся часть дня он обязан продолжать воздерживаться от того, что нарушает пост. Кроме того, ему необходимо будет возместить за этот прерванный день в другие дни, когда он сможет поститься. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/113-115. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.
Фетва номер 1116. Вопрос: Человек перестал поститься (не соблюдал пост в воскресенье), услышав по Каирскому и Кувейтскому радио объявление о том, что праздник Разговения будет в воскресенье. При этом он знал, что Риядское радио объявило о том, что праздник будет в понедельник. Что необходимо сделать этому человеку, который не постился в воскресенье?
Ответ: Если этот человек находился в ночь на воскресенье в Саудовской Аравии, то ему необходимо было придерживаться того, чего придерживаются жители той страны, в которой он находится. То есть, он должен был поститься в воскресенье, потому что для жителей этой страны еще не наступил месяц Шаууаль (месяц, следующий за месяцем Рамадан, десятый по счёту). Таким образом, этот человек должен возместить пост за пропущенный день, попросить у Аллаха прощения за то, что отделился от всех мусульман этой страны, и впредь не возвращаться к подобному. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/116. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.
Фетва номер 2763 Вопрос: Жители одной из африканских стран разошлись во мнениях относительно начала поста в месяц Рамадан. Так, одни считают, что начинать и заканчивать поститься нужно после того, как будет замечен новый месяц, поступая в соответствии с хадисом пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» (Аль-Бухари, Муслим). [Сунан Абу Дауд, 4031]. Другие постятся за день до наступления месяца Рамадан, т.е. в тот день, когда должен появиться новый полумесяц, противореча тем самым смыслу хадиса. Нам не ясен этот момент, дайте, пожалуйста, фетву. Ответ: Если человек постился тридцатого числа Ша’бана, не получив подтверждения о наступлении Рамадана с помощью зрительной фиксации, и этот день совпал с первым днём месяца Рамадан, то его пост в этот день не будет засчитан в качестве поста месяца Рамадан. Причина этого в том, что такой пост не основывался на вескую с точки зрения религии причину, но соблюдался в так называемый «день сомнения». Достоверные хадисы указывают на запрет поститься в день сомнения. Таким образом, этому человеку нужно будет восполнить пост взамен того, что соблюдался в «день сомнения». Учёный Ибн Кудама (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал по этому поводу: «У имама Ахмада есть третье мнение, гласящее, что пост в этот день не обязателен и не засчитывается за пост месяца Рамадан, если человек будет поститься в этот день. Этого мнения придерживалось большинство учёных, среди них – Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи’и и другие. Все они опирались на хадис, передаваемый со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то доводите число Ша’бана до тридцати дней» (Аль-Бухари) [Муснад Ахмада ибн Ханбаля, 2/92]». Также они опираются на хадис, передаваемый от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите, если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте тридцать дней» (Муслим). [Ат-Тирмизи, (2777); Абу Дауд, (2149)]. Кроме того, сообщается в достоверных хадисах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил поститься в день сомнения (Аль-Бухари, Муслим). День, о котором идёт речь в вопросе, и есть день сомнения, ведь в своей основе Ша’бан ещё не закончился, и мы не оставляем эту основу по причине сомнения». Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/117-118. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.
Фетва номер: 7882. Вопрос: Мы, мусульмане Франции, находимся в замешательстве из-за постоянного разногласия между арабскими странами относительно наступления месяца Рамадан. Так, Саудовская Аравия объявила о начале благословенного месяца в четверг, а Кувейт – в пятницу, и в результате продолжительность месяца Ша’бан для саудийцев стала 29 дней, а для жителей Кувейта – 30 дней. Что касается астрономических расчётов, проведённых в Париже, то они показали, что новый полумесяц родился в среду в 19: 49, 30 мая, 1984 года. Просим вас разъяснить нам, на что опиралась Саудовская Аравия, объявляя начало месяца Рамадан в четверг 31 мая 1984 года? Также просим вас дать нам разъяснения к священным аятам: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». [Сура «Аль-Бакара», 185]. Ответ: Во-первых, разногласие среди учёных по поводу того, нужно ли учитывать разницу появления полумесяца в зависимости от местности или нет, существует уже давно. Во-вторых, в 1404 году по Хиджри ответственные лица в Саудовской Аравии подтвердили появление нового полумесяца только в ночь на четверг и издали указ о том, чтобы довести месяц Ша’бан до тридцати дней в соответствии с достоверными хадисами. Также было объявлено, что месяц Рамадан начнётся в четверг. Затем, наблюдая за появлением нового полумесяца, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаль, ответственные лица объявили о том, что праздник Разговения будет в пятницу, тем самым общее количество дней составило 28 дней. Однако лунный месяц в соответствии с достоверной Сунной бывает либо 29 дней, либо 30 дней. Отсюда стало ясно, что произошла ошибка: начало месяца Рамадан состоялось на один день раньше общепризнанного, поэтому ответственные лица объявили об этой ошибке и повелели всем возместить за пропущенный день поста в начале следующего месяца, дабы снять с себя обязательство и восстановить должное. Отсюда видно, что ответственные лица в Саудовской Аравии в любом случае поступили в соответствии с законом Шариата. В-третьих, что касается тафсира, разъяснения священного аята: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься», [Сура «Аль-Бакара», 185] то Всевышний Аллах повелевает каждому здоровому человеку, не находящемуся в пути, поститься в течение месяца Рамадан. Что же касается человека, заболевшего такой болезнью, при которой тяжело поститься или эта болезнь может причинить вред его организму, а также путника, то они не постятся и должны будут возместить в другое время пропущенные дни. В этом проявляется облегчение и милость от Всевышнего Аллаха к своим рабам. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/120-122. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.
О том, что если человек в течение месяца поста перемещается из одной страны в другую, между которыми есть разница в наступлении и окончании месяца, то ему нужно поститься вместе с мусульманами той страны, в которой он оказался. Фетва номер 2665. Вопрос: Человек застал начало месяца Рамадан в Кувейте, начав поститься с жителями этой страны в ночь на вторник на основании зрительной фиксации нового полумесяца, что соответствовало тридцатому числу месяца Ша’бан. При этом он услышал, как по радио объявили о том, что новый полумесяц не был увиден в Саудовской Аравии. Вернувшись в Саудовскую Аравию, он постился уже третий день, в то время как жители этой страны постились только второй день. Теперь у него возник вопрос: что делать, если он будет поститься тридцать дней, а в Саудовской Аравии будут поститься ещё один день, должен ли он поститься с жителями Саудовской Аравии или должен закончить пост? Также, что ему делать, если в Кувейте объявят об окончании месяца Рамадан в ночь на тридцатое число (тем самым, продолжительность поста будет 29), должен ли он закончить поститься с жителями Кувейта (т.к. он начал свой пост именно там) или должен продолжать поститься с жителями той страны, где он сейчас находится? При этом необходимо учитывать, что этот человек был уверен в правоте Саудовской Аравии в вопросе наступления Рамадана, а пост, который он соблюдал с жителями Кувейта, был по причине того, что все в этот день постились.
Ответ: Если человек находится в местности, жители которой начали поститься, то он также обязан соблюдать с ними пост, ведь положение человека в этом вопросе имеет статус жителей той местности, в которой он находится. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пост (наступает), когда вы все поститесь, разговение (наступает), когда вы все разговляетесь, а жертвоприношение (наступает), когда вы все приносите в жертву» [Абу Дауд (2/743, номер хадиса: 2324); Ат-Тирмизи (3/80, 165, номер хадиса: 697, 802); Ибн Маджа (1/531, номер хадиса: 1660); Ад-Даракутни (2/164, 224, 225); Аль-Байхакый (4/252); Аль-Багауи в книге «Шарх ас-Сунна» (6/247, 248, номер хадиса: 1725, 1726)]. Поэтому, если предположить, что человек уехал из страны, в которой начал соблюдать пост вместе с её жителями, в другое государство, то его положение относительно окончания или продолжения поста подстраивается под статус жителей той местности, в которой он оказался. Если жители этой местности прекращают пост раньше, чем в той стране, где он начинал соблюдение поста, то он вместе с ними также прекращает поститься. Однако, если окажется так, что общая продолжительность его поста составила меньше двадцати девяти дней (28 дней, например), то он обязан восполнить один пропущенный день, потому что лунный месяц не бывает меньше 29 дней. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/123-125. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.
Фетва номер 1138. Вопрос: Некоторые люди, услышав по радио сообщение об окончании поста в ночь на воскресенье, прекратили поститься за день до праздника Разговения, т.е. в воскресенье, думая, что это радио Саудовской Аравии, а оказалось, что это было радио другой страны. Что касается Саудовской Аравии, то её жители постились в воскресенье, а праздник был объявлен в понедельник. Нужно ли этим людям возместить этот день или как можно искупиться? Ответ: Если всё произошло так, как вы об этом упомянули в своём вопросе, то необходимо тем, кто перестал поститься в воскресенье, возместить этот день, потому что Рамадан ещё продолжался, ведь появление нового полумесяца, знаменующего наступление следующего месяца Шаууаля, в Саудовской Аравии было зафиксировано в ночь на понедельник. Что касается искупления, то никому из них не нужно этого делать, потому что у них, в общем, есть оправдание. Однако на будущее они должны тщательно обращать своё внимание в вопросе наступления месяца в Саудовской Аравии в целях предосторожности. Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье! Источник: Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/125. Члены комитета: АбдуЛлах ибн Ка’уд, АбдуЛлах ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи, Абдуль- ’Азиз ибн АбдуЛлах ибн Баз.
Фетва номер 1330. Вопрос: Человек в конце месяца Рамадан был в Египте, в котором официально объявили о праздновании дня Разговения на день раньше, чем в Саудовской Аравии и в Катаре, следуя за зрительной фиксацией в Кувейте. На основании этого человек провёл праздник с жителями Египта и теперь спрашивает, надо ли ему возмещать тот день, когда он прекратил поститься? Также он спрашивает: нарушает ли пост укол в вену?
Ответ: Мы считаем, что нет проблемы в том, что этот человек прекратил поститься, будучи вместе с жителями Египта, поскольку они опирались на зрительную фиксацию жителей Кувейта, и находясь в это время в Египте. Кроме того, не нужно возмещать этот день. На этого человека распространяется положение жителей местности, в которой он находится. В данном случае для них наступил Шаууаль, то есть месяц, следующий за Рамаданом. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы