Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Организационно - деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий)Стр 1 из 2Следующая ⇒
Виды дидактических игр Игры путешествия Носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Обучающиеся пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала может сопровождается домыслом.
Игровые приемы, процедуры и задания «Их также называют блиц играми, мини играми). Относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию» (В. Н. Кругликов)
Организационно - деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, - у участников нет ролей, - направлены на решение междисциплинарных проблем, - цель - создание " продукта игры" – (текста, проекта, резолюции), содержащего решение поставленной или сформулированной в ходе игры проблемы, - предмет игры - решение проблемы и составляет предмет этой игры.
Ролевая игра Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-нибудь для достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения. Суть игры: каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия Условия проведения ролевой игры: - Создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, то ценность игры будет потеряна, - Обязательное объяснение цели ролевого упражнения, - Акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), - Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
Структура ролевой игры 1. Роли - комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре: - Социальные (клиент, работодатель, специалист, ученый). - Межличностные (оппонент, пессимист, оптимист, реалист). 2. Исходная ситуация - способ организации роли. 3. Игровые действия: - вербальные, - невербальные действия, - бутафорские.
Виды ролевых игр - Аудиторные. - Полигонные. - Игры, моделирующие игровые роли. - Игры-реконструкции. - Деловые ролевый игры. - Сюжетно-ролевые игры. - Тренировочные ролевые игры. - Инсценировки. - Социодрама. - Психодрама.
Инсценировки (метод «проигрывания» ролей или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях) Особенности игры: - участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя свою стратегию поведения, свой вербальный репертуар и сценарий. - игра ведется без предварительной подготовки (такую игру называют спонтанной или импровизационной), - роли распределяются сознательно и с согласия участников анализа ситуаций, - обучаемые могут позволить себе импровизацию, исходя из своего видения заданной роли, дальнейший ход событий здесь более естественен, - обучаемые или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.
Тренировочные ролевые игры Способы разыгрывания ролей: - Аквариум – игроки, играющие роли устаиваются в центре аудитории, остальные наблюдают за ними. - Параллель - несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно. - Ротация ролей – роль основного участника поочередно исполняют все члены группы. - Обмен ролями. - Дублирование - в действия игроков встраивается другой игрок, чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он стоят за игроками. - Зеркало. - Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Деловая игра
- анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени, - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов, - групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку, - своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе, - имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры.
Отличительные признаки деловой игры - моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений, - наличие общей цели у всего игрового коллектива, - коллективная выработка решений участниками игры, - распределение ролей между участниками игры, - различие ролевых целей при выработке решений, - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли, - реализация цепочки решений в игровом процессе, - многоальтернативность решений, - наличие управляемого эмоционального напряжения, - разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры, - возможность увидеть то воздействие, которое оказали решения участников на будущие события.
Имитируемые события - Прием на работу. - Заключение контракта. - Поездка в командировку. - Деловое совещание. - Обсуждение календарного плана. - Заседание комиссии (нобелевского комитета, научного фонда, патентного бюро, комиссии по тендеру). - Пресс-конференция журналистов с известными людьми. - Научная конференция. - Симпозиум, форум, слет специалистов. - Консилиум специалистов. - Заседание суда. Имитация обстановки, условий, в которых происходит событие - участковая избирательная комиссия, - предвыборный штаб избирательного объединения, - редакция СМИ, - городской суд, - кабинет работодателя, - патентное бюро, - выставка, - учреждение культуры или образования. - библиотека, - научный центр, - промышленное предприятие, - общественная приемная.
Структура ДИ - Цель. - Сценарий игры. - Игровое поле. - Правила. - Система оценивания игроков. - Игровые действия как способ реализации ролей. - Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными. - Реальные отношения между играющими.
Сценарий игры В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги. Включает в себя:
n Схема сценарного плана. n Вспомогательный материал. Предлагается в приложении к сценарию и состоит из: - тестов, - упражнений, - ситуаций, - специальных заданий для разного целевого предназначения, - методических инструкции по проведению игры, - ролевых инструкции участникам, - справочного и информационного материала.
Система оценивания предусматривает: - поощрение и наказание, - оценку принимаемых решений и проектов их реализации, - наличие критериальных шкал качества, позволяющих оценивать деятельность каждого в отдельности и всех в целом, - рефлексивную оценку результатов игры. Рефлексивная оценка игры - Приспособлена ли игра для данной аудитории? - Ориентирована ли на имеющиеся у участников знания? - Использовалась ли данная информация, требовалась ли дополнительная? - Был ли у игроков выбор? - Хорошо ли взаимосвязаны роли и события? - Чувствовался ли энтузиазм участников? Налажено ли было взаимодействие? - Какова эффективность игры? Интересна ли игра? - Какова ее центральная проблема? - Почему в ней такие правила? - Соответствует ли она реальным условиям действительности? - Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз?, - Какими могли быть другие результаты игры?, - В силу каких причин? - Какова польза игры? - Вы были самим собой на игре? - Ваш партнер был самим собой на этой игре? - Достигнуты ли цели игры? - Довольны ли вы собой, раскрыли ли вы себя (если нет, что помешало)? - Что вы хотите изучить в этой области в дальнейшем?
Этапы деловой игры 1. Введение в игру: - Знакомство со смыслом, целями и задачами игры, общим регламентом. - Консультирование и инструктаж. 2. Разделение слушателей на группы 3. Погружение в игру - получение игрового задания, например: разработать визитную карточку команды, подготовить мини-презентацию и т.п. 4. Изучение и системный анализ ситуации или проблемы: - Анализ предлагаемой ситуации. - Диагностика по теме игры. - Формулировка и ранжирование проблем. - Выявление терминологического аппарата проблемы. - знакомство с правилами. - Демонстрация ролевого поведения. 5. Игровой процесс: - Поиск и разработка вариантов решений. - Прогнозирование возможных потенциальных проблем, рисков и других последствий. - Выработка коллективного решения. - Подготовка и обоснование проекта. 6. Общая дискуссия - Презентация и обоснование группами своих решений или проектов. - Обмен мнениями, оппонирование, вопросы и ответы. 7. Подведение итогов игры - Оценка решений и проектов. - Знакомство с разными стратегиями, определение их эффективность и конкурентоспособности. - Подсчет баллов, штрафных и поощрительных очков. - Выявление лучших команд, игроков, проектов. 8. Рефлексия – выявление: - Степени удовлетворенности обучаемых проведенной игрой и принятыми решениями. - Информации о трудностях, которые испытали участники. 9. «Выгружение из игры»: - Разработка «Памятки» или «Уроков, которые можно извлечь». - Предложения по поводу совершенствования игры, например, освободить от играемых ролей, высказать критику в чей-то адрес или сказать комплимент.
Луночные игры Название игры происходит от слова " лунка", роль которой могут выполнять: - схемы, - клетки на шахматной доске, - рисунки, - кроссворды, - квадраты учебной топографической карты, - другие графические модели в виде кругов, сегментов. Условия: - количество " лунок" должно быть адекватно числу граней на шестигранной игральной " кости" – фишке, - по речевой форме луночная игра представляет собой беседу заданного плана. Например, согласно выпавшему номеру брошенной фишки, необходимо назвать как можно больше производных от заданного корня слова, заполнить анкету, и так далее. - игрокам может задаваться модель поведения через роли, например, роль туриста, юриста, менеджера, переводчика, местного жителя и другим.
Пример луночной игры «Топографическая карта» (иностранный язык) Вариант 1. - Учебная группа делится на " пары" или " тройки". - Каждая группа получает индивидуальную топографическую карту, расчерченную на шесть квадратов, и фишку с шестью гранями и пометками на них, как в домино - По команде судьи " Внимание, начали! " каждая группа одновременно бросает свою фишку вверх и отрабатывает доставшийся ей квадрат топографической карты (время – две минуты, но оно может быть откорректировано преподавателем). - По истечении отведенного судьей времени (" Ваше время истекло! " ) судья бросает фишку вверх на предмет: чья команда выходит на контроль первой, чья – второй и т.д. Вариант 2. Судья бросает фишку на предмет – какой квадрат топографической карты (12) предстоит отработать всем тройкам одновременно. Квадрат крупно записывается на доске. На подготовку дается две минуты. По истечении данного времени преподаватель снова бросает жребий – кому выходить на контроль. Заданный вариант оценивается только один раз. Бросается жребий на другой квадрат и т.д.
Специально организованная и эмоционально активизированная игровая деятельность человека (пары или группы), целью которой является победа " команд" в соревновании, выигрыш в итоге игры: - КВН. - Эстафета. - Конкурс. - Интеллектуальные игры (типа «Что? Где? Когда? », «Брейн-ринг», «Своя игра» и т.п.). - Игры по типу «Кто лучший? » («Гиннес Шоу»).
Пример визитной карточки В визитной карточке содержится краткая информация, которая требуется каждому участнику для понимания той роли, которую ему придется исполнять во время предстоящей игры: «Вы – ученый, совершивший мировое открытие. Вы не согласны с решением комиссии» Методика игры-симуляции - Сюжет игры основан на катастрофе в среде обитания, моделируемой фантазией авторов игры: океан, космос, тундра, пустыня и пр. - Игра кратковременна по проведению (от 20 до 30 мин) и проводятся в жестком регламенте, в условиях неопределенности, экстремальности и отсутствия полной информации. - Необходимо включить играющих в интенсивное взаимодействие. - Способами решения проблемы являются мозговые штурмы и дискуссии.
Плановые игры - поэтапное проигрывание и проработка (анализ и осмысление) единичных типичных динамических, изменяющихся ситуаций, - приближенностью к реальным организационным ситуациям, - исходный пункт плановой игры - сложная организационная проблема, - большим числом участников (минимум 20-30 человек) которые делятся на несколько групп, - продолжительность 3-4 дня, в день проигрывается 2-4 блока каждый из которых длится примерно два часа. Виды дидактических игр Игры путешествия Носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Обучающиеся пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала может сопровождается домыслом.
Игровые приемы, процедуры и задания «Их также называют блиц играми, мини играми). Относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени. Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию» (В. Н. Кругликов)
Организационно - деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, - у участников нет ролей, - направлены на решение междисциплинарных проблем, - цель - создание " продукта игры" – (текста, проекта, резолюции), содержащего решение поставленной или сформулированной в ходе игры проблемы, - предмет игры - решение проблемы и составляет предмет этой игры.
Ролевая игра Ролевая игра - способ расширения опыта участников посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-нибудь для достижения взаимопонимания, выбора эффективного сценария поведения. Суть игры: каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия Условия проведения ролевой игры: - Создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, то ценность игры будет потеряна, - Обязательное объяснение цели ролевого упражнения, - Акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), - Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.
Структура ролевой игры 1. Роли - комплекс правил и ограничений, которые принимает на себя человек, желающий принять участие в игре: - Социальные (клиент, работодатель, специалист, ученый). - Межличностные (оппонент, пессимист, оптимист, реалист). 2. Исходная ситуация - способ организации роли. 3. Игровые действия: - вербальные, - невербальные действия, - бутафорские.
Виды ролевых игр - Аудиторные. - Полигонные. - Игры, моделирующие игровые роли. - Игры-реконструкции. - Деловые ролевый игры. - Сюжетно-ролевые игры. - Тренировочные ролевые игры. - Инсценировки. - Социодрама. - Психодрама.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы