Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Инсценировки (метод «проигрывания» ролей или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Особенности игры: - участники исполняют роль так, как сами считают нужным, самостоятельно определяя свою стратегию поведения, свой вербальный репертуар и сценарий. - игра ведется без предварительной подготовки (такую игру называют спонтанной или импровизационной), - роли распределяются сознательно и с согласия участников анализа ситуаций, - обучаемые могут позволить себе импровизацию, исходя из своего видения заданной роли, дальнейший ход событий здесь более естественен, - обучаемые или играют самих себя, демонстрируя свой стиль, ценности, компетентность, эмоциональную культуру, или подражают кому-то из тех, кого хорошо знают.
Тренировочные ролевые игры Способы разыгрывания ролей: - Аквариум – игроки, играющие роли устаиваются в центре аудитории, остальные наблюдают за ними. - Параллель - несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно. - Ротация ролей – роль основного участника поочередно исполняют все члены группы. - Обмен ролями. - Дублирование - в действия игроков встраивается другой игрок, чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он стоят за игроками. - Зеркало. - Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Деловая игра
- анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени, - устройство для воспроизведения процессов согласования хозяйственных интересов, - групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку, - своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе, - имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры.
Отличительные признаки деловой игры - моделирование процесса труда (деятельности) руководителей и специалистов по выработке профессиональных решений, - наличие общей цели у всего игрового коллектива, - коллективная выработка решений участниками игры, - распределение ролей между участниками игры, - различие ролевых целей при выработке решений, - взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли, - реализация цепочки решений в игровом процессе, - многоальтернативность решений, - наличие управляемого эмоционального напряжения, - разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры, - возможность увидеть то воздействие, которое оказали решения участников на будущие события.
Имитируемые события - Прием на работу. - Заключение контракта. - Поездка в командировку. - Деловое совещание. - Обсуждение календарного плана. - Заседание комиссии (нобелевского комитета, научного фонда, патентного бюро, комиссии по тендеру). - Пресс-конференция журналистов с известными людьми. - Научная конференция. - Симпозиум, форум, слет специалистов. - Консилиум специалистов. - Заседание суда. Имитация обстановки, условий, в которых происходит событие - участковая избирательная комиссия, - предвыборный штаб избирательного объединения, - редакция СМИ, - городской суд, - кабинет работодателя, - патентное бюро, - выставка, - учреждение культуры или образования. - библиотека, - научный центр, - промышленное предприятие, - общественная приемная.
Структура ДИ - Цель. - Сценарий игры. - Игровое поле. - Правила. - Система оценивания игроков. - Игровые действия как способ реализации ролей. - Игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными. - Реальные отношения между играющими.
Сценарий игры В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги. Включает в себя:
n Схема сценарного плана. n Вспомогательный материал. Предлагается в приложении к сценарию и состоит из: - тестов, - упражнений, - ситуаций, - специальных заданий для разного целевого предназначения, - методических инструкции по проведению игры, - ролевых инструкции участникам, - справочного и информационного материала.
Система оценивания предусматривает: - поощрение и наказание, - оценку принимаемых решений и проектов их реализации, - наличие критериальных шкал качества, позволяющих оценивать деятельность каждого в отдельности и всех в целом, - рефлексивную оценку результатов игры. Рефлексивная оценка игры - Приспособлена ли игра для данной аудитории? - Ориентирована ли на имеющиеся у участников знания? - Использовалась ли данная информация, требовалась ли дополнительная? - Был ли у игроков выбор? - Хорошо ли взаимосвязаны роли и события? - Чувствовался ли энтузиазм участников? Налажено ли было взаимодействие? - Какова эффективность игры? Интересна ли игра? - Какова ее центральная проблема? - Почему в ней такие правила? - Соответствует ли она реальным условиям действительности? - Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз?, - Какими могли быть другие результаты игры?, - В силу каких причин? - Какова польза игры? - Вы были самим собой на игре? - Ваш партнер был самим собой на этой игре? - Достигнуты ли цели игры? - Довольны ли вы собой, раскрыли ли вы себя (если нет, что помешало)? - Что вы хотите изучить в этой области в дальнейшем?
Критерии группового оценивания результатов деловой игры - Срок выполнения (возможно поощрение, например, если группа представляет решение к установленному сроку). - Соответствие задаче игры (использование при выработке решений рекомендуемых приемов, способов, математических методов). - Оригинальность решений. - Новизна решений. - Быстрота принятия решений (можно поощрять игровые группы, первыми представившие решения). - Количество и качество внесенных контрпредложений по решениям, принятым другими группами. - Согласованность итогового решения. - Аргументированность при защите своих решений. - Общая активность группы. - Степень организованности. - Интеллектуальная активность. - Эмоциональная напряженность. - Особенности групповой динамики (лидерство, принятие решения). - Быстрота включения в игровую ситуацию - Эффективность решений: Ø решение поставленной проблемы наиболее рациональным способом с учетом профессиональной специфики культурологических, исторических, межкультурных особенностей контекста ситуации, Ø компетентность участников игры, Ø рассмотрение альтернативных подходов, возможных способов решения, Ø трудоемкость, Ø предвидение последствий принимаемого решения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы