Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История искусства Древнего Египта эпохи Нового царства (XVI - начало XII вв. до н.э.) и Позднего периода (XI в. - 332 г. до н.э.)



С начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.

Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно и ярко сказался характер этого времени.

вновь расцветших Фивах храмы возвышаются на свободных площадях среди садов и рощ. Планы подавляющего большинства храмов первой половины Нового царства были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части его располагались по одной оси. Основными частями храма были открытый двор, окружённый колоннадой - перистиль, гипостильный зал, святилище и кладовые.

Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.

Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.

В период Нового царства складывается новый тип храмового сооружения: священная аллея процессий, уставленная с обеих сторон сфинксами, вела к пилонам - привраным башням храма; перед пилонами возвышалась пара обелисков, огромные статуи фараона и деревянные мачты с пёстрыми флагами. Помещения храма, расположенные по продольной оси чередовались в следующем порядке: вход в храм открывался в залитый солнцем большой внутренний двор, за которым следовал слабоосвещённый колонный зал - гипостиль, далее располагались внутренние комнаты или залы, завершавшиеся погруженным в темноту святилищем божества.

Скульпторы стали особо вниматель относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма, покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй.

Однако наиболее свободно особенности этого стиля смогли развиться в мелкой пластике. Здесь наиболее ярко проявилось то, чему не было места в предшествующем искусстве Египта: вместо замкнутости - движение, дробность складок, игра светотени, вместо графичности - живописность, вместо кубичности и угловатости - мягкость, округлённость, вместо суровости - женственная певучесть линий.

В настенных рельефах наряду с композициями, в которых прославлялись победы царей и совершаемые царём ритуальные обряды, появились композиции, рассказывающие о родословной фараонов, о происхождении их от богов, а также о связях Египта с другими странами. Так, в храме царицы Хатшепсут рельефы повествуют о путешествии в страну Пунт, об иноземных послах, о ладьях, пускающихся в путь.

Отход от древних традиций проявился также в частных гробницах. Эта живопись отразила самые разнообразные стороны жизни вельмож. В них ощущается, что мастера Нового царства вступили на путь поисков более смелого и сложного изображения окружающего мира. Мягки и утончённы стали прорисовки фигур. Взметнувшиеся и согнутые руки, запрокинутые головы, ряды локонов и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря Рамзеса нарушают неподвижную симметрию традиционных композиций. Пышные причёски, одеяния, роскошь быта выдают отношение к орнаменту, к линии, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве.

У египтян была особая любовь к природе, и особенно к цветам. В период Нового царства этот интерес к природе ещё более возрос, и в росписях домов богатых египтян стали воспроизводиться целые ландшафты. На стенах изображали висящие гирлянды цветов, цветущие деревья и кусты, потолки расписывали в цвет неба голубой краской с летящими утками, голубями и ястребами, а на полах воспроизводили пруды с цветущими лотосами, причём имитировали даже сверкающую на солнце лёгкую рябь поверхности воды.

Мелкая пластика и художественное реммесло, отличавшиеся очень высоким мастерством исполнения, следовали традициям большого искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа и жрица Раннаи (хранятся в ГМИ им. А.С. Пушкина), резные косметические ложечки в форме обнажённых девушек, фигурные сосуды для притираний, бытовые принадлежности египетской знати (мебель, украшения). Мелкие предметы домашнего обихода украшались изысканной резьбой. В изготовлении этих предметов художник находил особенно широкое поле для фантазии, не сдерживаемой канонами. Раб, несущий кувшин, женщина, собирающая в болоте папирусы, купальщица с пойманной уткой - вот некоторые мотивы, которыми украшались ручки ложек

С первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией форм. Это объяснялось, с одной стороны, нежеланием художников творить в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с другой - искусство поддавалось влиянию жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство отказалось от достижений предыдущего времени, далёкое Среднее царство считалось идеалом, творения древних фиванских художников - образцами, достойными подражания.

Новые цари Египта, особенно ливийские полководцы и эфиопские царьки, невольно преклонялись перед седой стариной долины Нила и её культурой. им было лестно облачиться в одеяния древних фараонов, и они наравне со жрецами становятся бережными хранителями древних традиций, ревностными ценителямидревнего " подлинного" искусства. Свидетельством тому может служить голова Шошенка I, которая представляла собой точную копию с древнего рельефа.

Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье иорнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы.

Тяжёлая политическая ситуация и ослабление экономики страны мало способствовали развитию изобразительного искусства. Некоторое оживление художественной жизни наступило при XXV (эфиопской) династии. Эфиопская (нубийская) культура уже со 2-го тысячелетия находилась в очень тесной взаимосвязи с египетской, что отразилось на стиле египетского искусства конца VIII - начала VII века до н. э. Особенно большой расцвет в эту эпоху получил скульптурный портрет в связи с тем, что выполнялись заупокойные портреты знатных лиц.

Возрождая старое искусство, саисские мастера его творчески перерабатывали, достигая большой виртуозности. Живопись изобиловала яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустированные золотом, нарядны, но лишены тепла амарнских портретов. От многочисленных и очень однообразных саисских портретов с их неизменной играющей на лице улыбкой веет холодом. Вообще искусство саисского периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.

В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. В течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого ига.

Искусство в этот период отражало лишь общий и окончательный упадок великой египетской державы. Художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое в эпохи расцвета. И хоть техническое мастерство не утрачено, до былого уровня искусство уже не возвышается. Техническое мастерство не утрачено, и в этот наиболее тяжёлый период древнеегипетское искусство всё же сохраняет свои реалистические традиции, которые ярко сказываются в отдельных шедеврах.

При общем упадке культуры в этот поздний период всё же процветает искусство прикладное. Высокое мастерство наблюдается в металлических изделиях, особенно в период XXI династии, когда достигает значительной степени развития полихромия металлических изделий.

Египетское искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство и в этот период сохраняет неугасшие творческие импульсы и большое традиционное мастерство.

Даже в эллинистические времена были сооружены строгие и стройные храмы, наследующие главные элементы планировки и облик храмов Нового царства. Правда, в деталях планы храмов становятся более сложными. Под влиянием греко-римской архитектуры колоннады во дворах получают капители многообразных, очень утяжелённых, эклектичных форм.

Архитектура Древней Греции.

Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и служила примером для архитекторов всего мира. Архитектура Древней Греции создавалась для приношения даров и для жертвоприношений богам.

К наиболее древним крито-микенскому, догомеровскому и гомеровскому периодам развития древнегреческой истории и архитектуры относятся развалины Кносса и Феста на Крите, ряда городов кикладской культуры на островах, циклопические мегалитические кладки Тиринфа, стен в Элевсине и Дельфах, так называемые " сокровищницы" Менелая близ Амикл и Мациаса близ Орхомена, упоминаемые еще Павсанием, и др. Развалины древних Микен и относящиеся ко 2-му тысячелетию до н.э. отдельные памятники в Аргосе, Олинфе, Орхомене и в ряде других городов относят обычно к микенскому времени.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь