Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История изобразительного искусства Китая.



Искусство Китая создавалось многими поколениями народов, живущих в Китайской народной республике. Искусство создавалось под влиянием искусства народов Месопотамии, Персии, буддийской Индии, азиатских кочевых народов, ближневосточных племен, китайских традиций, их философских и религиозных воззрений. Все это позволило создать своеобразное искусство Китая. Особенностью классического китайского искусства является то, что его предметом является не человек, с его духовными идеалами, а жизнь природы.

Живопись

Китайская живопись зародилась в древнем Китае. В эпоху Тан и Сун создаются наиболее известные произведения. К мастерам живописи Китая относятся: У Даоцзы (680—740), Ли Сысюнь (651—716), Ли Чжаодао (675—741), Ван Вэй (701—761), Хань Хуан (723—787), Хань Гань (706—783), Чжан Сюань (714—742), Ван Ай, Ся Гуй (1195—1224), Ма Юань (1190—1279), Ми Фэй (1051—1107), Ван Симэн (1096—? ), Хуэй-цзун (1082—1135), Чжан Цзэдуань (1085—1145), Вэнь Тун (1019—1079), Го Си (1020—1090), Янь Вэньгуй (кон. X — нач. XI вв.).

Художники Гу Кайчжи и Чжан Сэнъяо считаются основателями китайской живописи, Лу Таньвэй — теоретиком Се Хэ, написавшим «Шесть законов живописи», У Даоцзы — основоположником пейзажной живописи — шань-шуй (кит. 山 水, «живописание гор и воды»). Итальянец, придворный художник Джузеппе Кастильоне прожил в Китае около 50 лет, снискав высокое признание трех китайских императоров: Канси (1662—1722), Юнчжэна (1723—1735) и Цяньлуна (1736—1795). Здесь он работал в технике китайской живописи, используя европейские художественные приёмы, и построил дворец в западном стиле при парке Юаньминъюань.

Каллиграфия

Китайская каллиграфия и живопись взаимосвязаны, берут начало от древней китайской письменности, используют одинаковые предметы для работы — кисть, тушь, бумага, тонкий шелк. На китайских картинах присутствуют надписи. Древние тексты в стиле дачжуань (больших печатей) писались на бронзовых сосудах, распространенных в середине II — середине I тысячелетия до н. э. В годы правления императора Цинь Шихуанди (III в. до н. э.) для государственных документов установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях). В эпоху Хань официальный стиль письма переходит от сяочжуань к лишу. В дальнейшем появляются стили кайшу (регулярное письмо), синшу (деловое письмо) и цаошу (травянистый стиль или скоропись). Образцом письма является стиль дачжуань — модификация стиля гувэнь.

Мастерами каллиграфии были Хуай-су (735-800), Су Ши (1036—1101), Ми Фу (1052—1108) и Хуан Тинцзянь (1050—1105), каллиграфы династии Мин: Дун Ци-чань (1555—1636), Чжан Жуй-ту (1570—1641) и Ван До (1592—1652).

На результат работы оказывает влияние форма, размер, растяжение и тип волос в кисти, цвет и плотность чернил, скорость работы, структура поверхности бумаги и др. Каллиграф при письме использует разнообразный наклон кисти, давление на бумагу, направление письма.

Основные стили китайской каллиграфии — чжуаньшу, лишу, синшу, цаошу, кайшу.

Скульптура

Найденные при раскопках бронзовые сосуды свидетельствуют о наличии уже во 2-м тысячелетии до н. э. в Китае скульптурного искусства. Сосуды имеют разные формы, украшены изображениями зверей, птиц, чудовищ, фантастических узоров. Узор заполнял всю поверхность сосуда, не оставляя пустых мест.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. формы бронзовых сосудов становятся более простыми. Рельефные узоры заменяются инкрустацией. В орнаменте — жанровые сцены (охота, жатва), сцены ритуальных обрядов. В период Хань появились гравированные по кирпичу и камню рельефы, в период династии Шань в погребения стали складывать деревянные, а позже — глиняные фигурки. В период династии Цинь в захоронениях складывали керамические погребальные фигурки, терракотовые цинские погребальные статуи воина с конём высотой около в 185 сантиметров, скульптуры лошадей. Известно захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане (210—209 гг. до н. э.) — Терракотовая армия.

В Китае таких каменных пещер около 120. Наиболее известные — пещеры Юньган в провинции Шаньси, Лунмэнь в провинции Хэнань и Пещеры Могао в провинции Ганьсу. В Юньганских пещерах — 53 помещения с около 51 тысячами статуй, самая большая из которых имеет 17 метров высоты. Наиболее известна 14-ти метровая статуя Будды Шакьямуни в 20-й пещере.

Архитектура

Архитектура Китая складывалась фасадах, выходящих на улицу, обычно не было окон, использование красок для украшения зданий. Особое внимание уделялось извилистым дорожкам в саду, которые инкрустировали камешками, цветным песком в форме иероглифов, сюжетов из народных сказок и легенд. В древности в Китае считали, что духи не могут передвигаться по извилистым тропинкам и коридорам, а двигаются только прямолинейно или под прямым углом.

Орнамент представляет собой повторяющийся узор, предназначенный для украшения предметов быта (оружия, текстильные изделия, мебель, книги, керамика и др.), архитектуры (внутри и снаружи), искусства и др. Китайский традиционный орнамент имеет смысловую наполненность и большое разнообразие форм.

Элементы орнамента формировались с течением времени по влиянием как экономики, так и эстетических и религиозных воззрений народа. При династии Цинь орнаментальное искусство достигло расцвета с большим разнообразием форм. Во время династии Хань в орнаментах присутствовали как мифологиче­ские сюжеты, так сюжеты о труде (виноделие, ткачество, сев, сбор урожая), жизни знати, музыке и танцам, преданиям, божествам, природе (облака, кизил, головы змей, медная скоба). Осмысленность орнамента заключалась в свойствах предмета.

В годы расцвета буддизма в орнаментах появились узоры как с буддийским содержанием — изображения Будды Шакьямуни, Будды Матрейи, богини Гуаньинь, небесных музыкантов гандхарвов, буддийские сюжеты, так и цветы лотоса, жимолость, огонь, животные.

В период династий Суй и Тан в орнаменте преобладали цветы и птицы. Развивая реалистический стиль в искусстве, мастера изображали фонари, морские мотивы, детей, цветы и др. Популярной стала тема изображения четырех времен года — виды цветов (пионы, лотосы, хризантемы и цветы сливы) и трав в разное время года.

В династии Юань узоры стали небрежны. Темами орнамента стали история, пустоты заполнялись другим узором (иероглифическим орнаментом, узором из свастик, помпонов). Частыми сюжетами стали — «три друга в зимнее время» (бамбук, сосна и слива), изображения птиц, лепестков лотоса, водных цветов, пейзажей. Смысл орнамента «три друга в зимнее время» заключался в стремлении к воле и стойкости, «друзья» показывали, что преодолевая тяготы они сохраняют честность.

В китайском орнаменте значение имеют контрасты, положение, размер изображения. Китайские орнаменты делят на группы:

· Узоры с изображением небесных явлений.

· Геометрические узоры.

· Растительные узоры.

· Узоры с животной тематикой.

· Узоры c символами счастья, долголетия, богатства.

Были отдельные узоры для императорского дворца, для жилища простого труженика, ханьские узоры, узоры малых народностей, животные и растительные узоры, «четырёх духов» и т. д. Узорам присваивали свойства отгонять злых духов (темного дракона, белого тигра, красной птицы изображавшейся в виде павлина или феникса). Смысл облаков в качестве узора заключался в их способности вызывать дождь, облаков и цветов — удача и счастье, вода в разных формах заполняла пусты в орнаменте.

Орнаменты с геометрическими формами — прямоугольный узор, свастика, диск. Прямоугольный узор в древности состоял из многих пересекающихся линий и является символом дождя. Диск может быть круглым или квадратным. Смысл в растительном орнаменте: пион, лотос, хризантема и слива — символы четырех времен года. Пион — весна, лотос — лето, хризантема — осень, вишня — зиму. Образ дракона — китайцы считают себя потомками драконов, а дракон — символ страны и императора, и одновременно имеет смысл подъема, воодушевления, перемен.

Китайский орнамент изучал английский архитектор и дизайнер Оуэн Джонс (Owen Jones), издавший в 1868 году книгу «Китайский орнамент».

Керамика

Китайская керамика насчитывает несколько тысячелетий. В эпоху неолита заложилась технология производства керамики. Китай богат глинами и каждый его регион имел особенности в производстве и декорировании керамики. Китайские мастера были создателями фарфора.

Основные периоды создания образов китайской керамики это Тан, Сун, Юань, Мин и Цин.

В период Тан (7-10 век н. э.) создана Императорская Академия Художеств. Фарфор и керамика в это время стали ведущим видом прикладного искусства. Знаменитая мастерская Синчжоу поставляла фарфор к императорскому двору.

В период Сун (11-13 век н. э.) искусство становится интимным. Мастера пользовались такими декоративные приемами как плавность цветовых переходов, имитирующих нефрит, орнаментальные гравировки. Известна «селадоновая» керамика этого периода. Селадон — является прото-фарфором.

В период династии Юань возник сине-белый фарфор цинхуа. В нем использовалась кобальтовая монохромная живопись.

Период Мин (14-17 век н. э.) был пиком развития фарфора в Китае. Он поставлялся в королевские дома Европы. Известнейшим мастером этого периода был Хэ Чао-Цзун, прославивишийся изготовлением белых фарфоровых статуэток. В этот период производились кобальтовые работы из сине-белого фарфора и медные из красно-белого фарфора — вазы Мин с надглазурной живописью и тонким рисунком.

Эпоха династии Цин (1662—1796) известна классическими для искусства Китая изделиями. К ним относится фарфоровые изделия, вазы с ярко-красной глазурью, резные изделия из нефрита.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1815; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь