Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Венецианская школа живописи.
Венецианская школа насчитывает несколько столетий исторического развития. На первых этапах главенствовала архитектура. Но специфические условия географического расположения и культурных влияний как с запада (готика) так и с востока (прежде всего из Византии) обусловили чрезвычайно своеобразный сплав культуры, что отразилось в так называемой венецианской готике. Последняя не имела значительного конструктивного характера (как во Франции), а активно использовала декоративные находки стиля. В декоре сакральных сооружений преобладали элементы, заимствованные из известного художественного центра средневековья — Византийской империи (икона, эмаль, мозаика, ковры и драгоценный текстиль). Часто это были иконы или ювелирные изделия, приобретённые или вывезенные из Византии как военные трофеи[3]. Чисто венецианская школа живописи насчитывает не менее 400 лет устойчивого развития. Первые образцы XV века ещё тяготели к византийским образцам иконописи или мозаик. Но элементы готики в сочетании с византийскими влияниями давали своеобразные местные образцы (ряд сочинений византийских и венецианских мастеров иконописи XV века, Паоло Венециано, Альвизе Виварини, ранние произведения Якопо Беллини)[4]. Накопление опыта и совершенствование мастерства благотворно повлияло на мастеров Венеции уже в середине XV века. Этому способствовали как заимствование техники масляной живописи, устойчивой во влажном климате Венеции, относительно фресок, так и влияния художников из других художественных центров (как пример Антонелло да Мессина, ок. 1430—1479)[4]. Венецианские мастера достигли значительных успехов в портретной живописи, о чём свидетельствуют приглашения их в другие страны для портретирования. Но длительное время было потрачено на преодоление застылости, недвижимости религиозных и бытовых образов, которые стали характерной чертой творчества многих венецианских мастеров (Карло Кривелли, Джентиле Беллини, Чима да Конельяно, Марко Базаити, ранние произведения Джованни Беллини и Джорджоне, Лоренцо Лотто), а в произведениях Витторе Карпаччо и Винченцо Катена непобедимая неподвижность доживет и до первой трети XVI века[3]. Показательной стала долгая эволюция творчества Джованни Беллини — от застывших образов раннего периода до первых образцов Высокого Возрождения, которое пришло в Венецию с опозданием в сравнении с Флоренцией или Римом. Магистральные пути венецианской школы живописи были подхвачены уже учениками Джованни Беллини — Джорджоне и руководителем его мастерской после преждевременной смерти последнего Себастьяно дель Пьомбо, а также одаренным Тицианом. Произведения Витторе Карпаччо и Винченцо Катена, работавших одновременно с молодыми Джорджоне и Тицианом, уже воспринимались как анахронизм и вчерашний день, вытеснялись в провинцию или на обочину венецианского искусства[3], [4]. Преодоление застылости венецианской живописи шло несколькими путями — как через поэтизацию образов (у Джорджоне и ранних Себастьяно дель Пьомбо и Тициана), так и через обращение к натуре с её искусным воспроизведением (Тициан). Этап Высокого Возрождения в Венеции был довольно долгим, о чём свидетельствуют лучшие произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто, несмотря на воздействие других стилистических направлений, особенно итальянского маньеризма, прослеживающееся в творчестве Себастьяно дель Пьомбо, Лоренцо Лотто, Якопо Тинторетто[3]. В XVII веке венецианская школа утратила ведущие позиции и не дала ни одной значительной фигуры в живописи вроде Джорджоне или Тинторетто. Провинциальность манер, вторичность демонстрируют эпигоны творчества Тициана, а в декоративной живописи — несамостоятельные последователи Паоло Веронезе. Барокко в Венеции не имело большого распространения и лучшие его образцы созданы творцами из других художественных центров как в архитектуре, так и в живописи. В городе, правда, было создано несколько сакральных сооружений в стилистике барокко, но здесь сформировалась собственная художественная школа, ориентированная не на образцы барочной архитектуры папского Рима, а на местную архитектурную традицию. В барочном декоративно-прикладном искусстве венецианских ремесленников также наблюдался ощутимый отпечаток местных художественных традиций (венецианское стекло, венецианское кружево, бронзовые изделия, ювелирное мастерство)[3]. Вклад венецианских художников в искусство барокко XVII века был настолько незначительным, что не идёт ни в какое сравнение с этапами XV или XVI века. Часть художников-уроженцев Венеции покидает её и работает в других художественных центрах. Венецианец по происхождению Карло Сарачени почти всю жизнь работал в Риме, где стал одним из эпигонов Караваджо, а его творчество не имело никакого влияния на художественную ситуацию в Венеции. Исключением было творчество забытого на три века Пьетро Беллотти. Большинство его персонажей подчеркнуто демократического слоя. Он рано открыл значимость лица старого человека и чрезвычайно мастерски воспроизводил его в различных сюжетах, иногда впадая в натурализм. В конце XVII века в Венеции работает ряд мастеров, придерживающихся манеры тенеброзо, начатой Караваджо и развитой его последователями (караваджизм), но без значительных достижений своих предшественников. В Венеции XVII века работало довольно мало действительно выдающихся художников эпохи барокко, почти все — иностранцы или не венецианцы (Доменико Фетт, Бернардо Строцци, Иоганн Лисс)[4]. В XVIII веке Венеция возвращает себе славу известного художественного центра Западной Европы. Искусство получает в городе государственную поддержку, расцвели театр, инструментальная и церковная музыка, живопись. Венецианские мастера и раньше работали за пределами могучей торгово-воинственной империи, какой была Венеция (Витторе Карпаччо в Далмации, Тициан в Мантуе и Риме, Лоренцо Лотто — в Испании). В XVIII веке труд за пределами Венеции — горькая судьба многих венецианских художников. Одни участвуют в создании нового стилистического направления эпохи (Розальба Каррьера в становлении рококо), другие несут сокровища находок венецианского стиля живописи в разные страны (Якопо Амигони работал в Баварии (1716—1728), в Лондоне (1729—1739), в Мадриде (1747—1752), где и умер, Тьеполо — в Германии и Испании, Бернардо Беллотто — в Саксонии, Австрии и Польше). Лишь часть из них вернётся на родину, но все они причисляются к венецианской школе. В конце XVIII века венецианская школа исчезла, уступив место другим художественным веяниям. XIV—XV века · Паоло Венециано (работал между 1333 и 1358 гг.) · Якобелло дель Фьоре (ок. 1370—1439) · Антонио Виварини (ок. 1420 — до 1484) · Альвизе Виварини (1446—1502) · Якопо Беллини (ок. 1400 — ок. 1470) · Антонелло да Мессина (ок. 1430—1479) · Андреа да Мурано (ок. 1430—1503) · Джентиле Беллини (ок. 1429—1507) · Джованни Беллини (1430—1516) · Карло Кривелли (1435? — 1495) · Чима да Конельяно (1459—1517) · Карпаччо (ок. 1460 — ок. 1526) · Винченцо Катена (1470—1531) · Марко Базаити (1470—1530) · Джироламо да Сантакроче (1480—1556) · Бартоломео Монтанья (середина 15 века.-1523) · Лаццаро Бастьяни (1429—1512) Высокое Возрождение · Джорджоне (147? — 1510) · Лоренцо Лотто (ок.1480 — ок.1556) · Тициан (147? — 1576) · Себастьяно дель Пьомбо (1485—1547) · Доменико Каприоло (1494—1528) · Тинторетто (1518—1594) · Паоло Веронезе (1528—1588) · Марко Марциале, (Marco Marziale, работал в 1492—1507 гг.) · Бартоломео Венето (ок. 1480 — после 1530) Венецианское Возрождение и маньеризм · Якопо Бассано (ок. 1510—1592) · Джакомо Пальма старший (1480—1528) · Бонифацио Веронезе (1487—1553) · Бернардино Лицинио (1489—1565) · Джованни Кариани (1485—1547) · Парис Бордоне(1500—1571) · Тинторетто (1518—1594) · Андреа Мелдолла (или Скьявоне 1510/1515-1563) · Ламберт Сустрис (1520—1584) · Джакомо Пальма младший (1544—1628) · Паррасио Микеле (середина 16 века) · Антонио Бадиле (ок. 1518—1560) · Джованни Баттиста Зелотти (ок. 1526—1578) · Франческо Бассано младший (1549—1592) венецианский художник, сын Якопо Бассано · Джованни Баттиста Бассано (Джамбаттиста Бассано) (1533—1613) венецианский художник, сын Якопо Бассано · Леандро Бассано (1557—1662), венецианский художник, сын Якопо Бассано · Джироламо Бассано (1566—1621), венецианский художник XVII век · Антониос Василакис (1556—1629) · Алессандро Варотари (1588—1649) · Пьетро Либере (1614—1687) · Томмазо Долабелл (или Томаш Долабелл, 1570—1650) · Джироламо Форабоско (1605—1679) · Карло Сарачени (1579—1620), караваджист · Николо Кассана (1659—1714) · Пьетро Беллотти (1625—1700) · Грегорио Ладзарини (1655—1730) · Себастьяно Риччи (1659—1734) · Марко Либере (1640—1725) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 825; Нарушение авторского права страницы