Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Проторенессанса в Италии (XIII-XVI вв.)



Возрождение (Ренессанс, от франц.) – это период развития европейских стран в идейном и культурном плане.
Термин появился в 16 в. в Италии и применялся сначала только к искусству. Это Вазари – итальянский художник, первый историограф итальянского Возрождения («Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») – писал о «возрождении искусства в Италии».
В то время эпоха средневековья рассматривалась как период беспросветного варварства и невежества, которая последовала за гибелью блестящей античной цивилизации. Поэтому историки того времени считали, что искусство возродилось после средневекового перерыва в развитии искусства.
Общая периодизация:
Италия. 13 – 16 вв.
Другие страны Европы. Кон. 15 – нач. 17 вв.

Исторические условия возникновения культуры Возрождения в Италии:
Слабость феодальной системы в стране и выгодное географическое положение привели к тому, что Италия стала первой капиталистической страной в Европе.
Развитие торговли сопровождалось подъемом ремесел, появлению объединений ремесленников, купеческих гильдий. Появился новый социальный класс в обществе - буржуазия.
Уже в 11 – 13 вв. в ряде итальянских городов прошли революции, они приобрели самостоятельность и установили республиканскую форму правления.
В области средней Италии, Тоскане выросли крупные города: Флоренция, Пиза, Сиена.
Флоренция стала главным очагом Возрождения (Данте, Петрарка, Бокаччо). Новая художественная школа началась здесь с Джотто, а потом были Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Сиена играла важную роль в искусстве 14 века.
На севере Италии выделились Венеция, Генуя, Милан.
В 16 в. ведущие художественные силы концентрируются в Риме.

Новые воззрения в обществе:
Развитие науки приводит к тому, что непререкаемое в Средние века первенство богословия над наукой сменяется верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины.
Отсюда распространенный идеал художника Возрождения – художника-универсала, ученого (Леонардо да Винчи).
- На смену схоластике, философии служащей религии, приходит гуманизм.
Гуманизм (от лат. человеческий, человечный) – светское философское воззрение эпохи Возрождения. Гуманизм признал ценности человеческой личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. «Все во имя человека, для блага человека».
Гуманисты того времени подчеркивают интерес к человеческому в противовес божественному.
Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, человеку, чувством красоты и величия природы.
Культуре и искусству Возрождения присущ оптимизм, связанный с верой в безграничность человеческих возможностей.
Ведущую роль в культуре Возрождения играло изобразительное искусство. Это связано со стремлением к прекрасному и живой интерес к реальности.

Периодизация искусства Возрождения в Италии
1. Проторенессанс (Треченто). 2 пол. 13 – 14 в.
2. Раннее Возрождение (Кватроченто). 15 век.
3. Высокое Возрождение. Кон. 15 – 1 треть 16 вв.
3. Позднее Возрождение. С 30 – 40-х гг. и весь 16 в.
Позднее Возрождение существовало параллельно с искусством маньеризма. «Маньеризм» - художественное направление, связанное с кризисом и разложением итальянского Возрождения, и сформировавшееся в условиях глубокого экономического кризиса в Италии и феодально-католической реакции.
Весь 16 век еще называют «Чинквеченто».

Основные черты искусства Возрождения
Отличие от античности:
В классической древности человек подвластен воле богов, его личные качества не могли изменить судьбу. В эпоху Возрождения человек – хозяин своей судьбы.
Идеалы гуманизма отразились в искусстве эпохи Возрождения, в создании образа прекрасного, гармонически развитого человека, героя с титаническим характером и страстями, который творит свою жизнь.

Обращение к реальности сказалось на:
Распространении новых сюжетов.
Развитии портрета, пейзажа.
Новая, иногда почти жанровая интерпретация религиозных сюжетов.
Радикальное обновление художественных средств:
Отказ от деформации и дематериализации фигур.
Отказ от условности жестов и мимики.
Интерес к передаче места действия.
Создание иллюзии трехмерного пространства.
Правильное строение и постановка фигуры.

Общая характеристика культуры возрождения
Зародилась в Италии в середине XIV в.
Обращение к античности.
Гуманизм: в центре внимания знания о человеке и обществе.
Отказ от аскетизма, прославление земной жизни.
Аскетизм – ограничение или подавление естественных желаний, отказ от роскоши, от радостей жизни.

Скульптура Проторенессанса

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине 13 века в Пизе мастер Николо Пизано.
Никколо Пизано. Ок. 1220 – 1278/84.
Основал школу скульптуры, просуществовавшую до сер. 14 в. и распространившую свое влияние по всей Италии.

В рельефах на традиционные сюжеты, например «Рождество», широко использованы мотивы скульптуры позднеримских саркофагов и ваз.
Здесь же – сюжет «Благовещение».
- Светский характер сюжетов.
- Высокий рельеф помог подчеркнуть объемность фигур.

В сюжете «Принесение во Храм» Никколо Пизано воспроизвел в виде старца Симеона фигуру Диониса с античной мраморной вазы.


Аллегория «Силы» имеет своим прообразом древние изображения нагого Геракла.


С невиданной до того экспрессией передан драматизм сюжета «Избиение младенцев».

Как и у Никколо, в произведениях Джованни можно найти мотивы, заимствованные из античной скульптуры. Например, позднеримские рельефы.

 

Живопись Проторенессанса

Кроме Тосканы (города Флоренция, Пиза, Сиена), расположенной к северу от Рима, на рубеже 13 – 14 вв. новые веяния проникли и в художественные круги Рима.
В течение некоторого времени значительная роль в живописи Проторенессанса принадлежала римским художникам. Хотя подъем римской школы был недолговременным из-за отлива художественных сил из папской столицы в период так называемого авиньонского пленения пап (в 1309 – 1377 гг. папский престол был перенесен в Южную Францию).

Пьетро Каваллини. Ок. 1250 – ок. 1330.
Подобно тому, как Николо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основы нового направления в живописи.
В творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники живописи.
Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения.
Сохраняя «византийскую манеру» вводит светотеневую моделировку формы.
Фрески в церкви Санта Чечилиа ин Трастевере. 1293.


Фигуры апостолов из «Страшного суда».
Бесплотность фигур сменяется здесь монументальностью.


Мозаика церкви Санта Мария ин Трастевере. 1291.
Рождение Марии.
Использует систему античной перспективы интерьера – две ниши с сокращающимся в перспективе кассетированным потолком (2 точки схода).

После того, как со второго десятилетия 14 века художественная жизнь в Риме замерла, ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.
Роль Флоренции в истории Итальянского Возрождения исключительна. В течении двух столетий она была неким художественным центром страны.
В начале 14 в. Флоренция была богатым и процветающим городом-республикой. Основу благосостояния города составляло сукноделие.
Вся полнота власти находилась по конституции республики у ремесленных цехов и купеческих гильдий. Знать была отстранена от всякого участия в политической жизни.

Цехи и гильдии взяли на себя заботу об украшении города и были главными заказчиками на произведения искусства.
Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ. Ок. 1240 – ок. 1302.
Джорджо Вазари, с которого началась история искусств в Европе, свою книгу о художниках Возрождения «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» начал именно с Чимабуэ. Он писал: «Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры < …> но, что еще существеннее, как бы уничтожены были совершенно и все художники. И вот тогда-то, по воле Божией, и родился в городе Флоренции в 1240 году, дабы возжечь первый свет искусству живописи, Джованни по фамилии Чимабуэ < …>.
< …> в конце концов, прожив 60 лет, он отошел в другую жизнь < …>, почти что возродив живопись.
Остается мне сказать о Чимабуэ, что в начале нашей книги < …> можно видеть кое-какие небольшие вещи, выполненные его рукой в духе миниатюр; и хотя теперь они и кажутся довольно неуклюжими, все же по ним можно судить, сколько хороших качеств приобрело искусство рисунка благодаря его творениям».


Маэста (Мадонна с младенцем и ангелами) из церкви Санта Тринита. 1280-1285. Уффици. Алтарная картина.
- В фигурах пророков чувствуется стремление отойти от греческой манеры имперсональности образов.
- Новые искания и в попытке объединить группу общим действием – ангелы поддерживают трон, двое из пророков смотрят на мадонну с младенцем.
- Элементы пространственности в построении трона.
Но пока в композиции нет глубины и фигуры остаются плоскостными. Византийская иконографическая схема пока господствует в работе.

Самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне. 1266/67 – 1337.
Именно к его деятельности приурочивается обычно возникновение нового искусства.
В произведениях он достигает огромной силы драматического напряжения и психологической глубины.
Работал как живописец, скульптор и архитектор. Но главное призвание – живопись.
- Большие повествовательные циклы.
- Новое понимание пространства и объема.
- Взволнованность и экспрессия образов.
- Сила в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1002; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь