Искусство Франции. Постимпрессионизм.
Уже в связи с импрессионизмом можно говорить об элементах кризиса, переживаемого реалистическим искусством Франции. Еще более отчетливое выражение кризис реалистической традиции получил в творчестве художников, которые стали играть видную роль во французском искусстве несколько позже, чем импрессионисты, — отчего их часто называют постимпрессионистами.
Самые крупные среди них — Сезанн, Ван-Гог и Гоген — оказали большое влияние на развитие искусства 20 века.
Поль Сезанн. Поль Сезанн (1839—1906) обладал большим живописным дарованием и умением обобщить и привести в стройную систему свои богатые наблюдения натуры. Это позволило ему найти новые приемы живописного выражения действительности. Однако идейный мир Сезанна был ограниченным, и сфера применения живописных исканий художника оставалась узкой.
Творчество Сезанна претерпело сложную и значительную эволюцию. Начав с драматических и динамичных композиций, свидетельствующих о влиянии Домье и Делакруа, он в начале 1870-х годов сближается с импрессионистами, под влиянием которых обращается к плейеру, к более светлой палитре. В то же время Сезанн с самого начала противопоставляет свой метод методу импрессионистов. Он выступает против их стремления сосредоточить свое внимание на зрительном впечатлении, против их пренебрежения материальностью и формой предметов, против приблизительности их манеры. Провозглашая своей задачей объективную передачу действительности, «реализацию» природы, Сезанн старался установить определенные закономерности ее изображения, выработать строгую художественную систему. Однако живопись была для него прежде всего средством выразить свои ощущения, что в его понимании давало простор весьма субъективной интерпретации действительности. В тех случаях, когда ему удавалось согласовать свой метод с живым и глубоким восприятием натуры, он создавал свои лучшие произведения; в основном это работы 1870-х и 1880-х годов. В пейзажах этого времени Сезанн с большой энергией и силой выражения запечатлел монументальное величие, красочное богатство, напряженность жизни природы («Дом повешенного», 1872—1873, Париж, Лувр; «Мост через Марну в Кретеё», ок. 1888 г., Москва, ГМИИ). Натюрморты Сезанна, изображающие обычно простые, обыденные мотивы — фрукты, цветы, скромную посуду, отличает цельность и устойчивость композиционных решений. В их построении господствует строгая внутренняя логика, а богато разработанный цвет передает полноту формы, объемность, материальность предметов мертвой природы. То же хроматическое богатство цвета при общей сдержанности колорита характеризует портреты и фигурные композиции Сезанна, всегда очень несложные по сюжету. Когда присущее художнику своеобразие видения и живописная сила сочетаются с проникновением во внутренний мир модели, возникают портреты, исполненные жизни, настроения, характера. Таковы портрет Шоке (1876—1877, Лондон, частное собрание), «Автопортрет» (1880, Москва, ГМИИ), «Курильщик» (1892, Лондон, Институт Курто).
Художественную манеру Сезанна характеризуют прежде всего поиски синтеза формы и цвета, четкой конструктивной композиции, стабильных соотношений формы и пространства. Стремясь создать синтетическое искусство, способное выразить внутреннюю структуру вещей, художник обобщает и упрощает форму, строит объемы четкими гранями цвета. Это придает его работам пластическую выразительность, целостность монументальность. Однако метод Сезанна с течением времени становился все более узким и односторонним, что в сочетании с растущим субъективизмом восприятия породило во многих поздних работах художника значительную схематизацию видимого мира. Так, известное положение Сезанна о том, что все в природе лепится в форме шара, конуса и цилиндра, хотя и не было полностью реализовано в его художественной практике, все же привело в некоторых его картинах к геометризации реальных форм природы, а поиски конструктивной композиции — к произвольному нарушению реальных пропорций и законов линейной перспективы. За строгими закономерностями, которым Сезанн хотел подчинить изображаемый мир, исчезали его многообразие и сложность. Это особенно показательно для некоторых поздних натюрмортов художника и для изображений человека, образ которого порой теряет в его картинах психологические черты, лишается одухотворенности и трактуется почти как натюрморт. Отгороженность от современной действительности с ее противоречиями и борьбой и мучительные формальные искания, в которых прошла вся жизнь Сезанна, привели в конце концов этого крупного художника к обедненной и условной трактовке человека и природы.
Сезанн оказал огромное влияние на развитие живописи 20 века. Его живописные достижения были подхвачены и развиты многими крупными художниками разных стран. Однако в тех случаях, когда искусство Сезанна было понято внешне и развито односторонне, оно послужило основой для ряда формалистических течений, в частности кубизма.
Винцент Ван-Гог. Наряду с Сезанном большое влияние на развитие искусства 20 века оказал Винцент Ван-Гог (1853—1890). Уроженец Голландии, Ван-Гог первые тридцать лет своей жизни прожил на родине, вначале переменив много профессий и далеко не сразу получив возможность заняться живописью. В 1880-х годах он переехал в Париж, где сблизился с художниками импрессионистами и неоимпрессионистами. Их влияние сказывается в живописных поисках Ван-Гога, в колорите, в технике, однако Ван-Гог сохраняет присущее его творчеству своеобразие. Увлечение современной живописью он сочетает с преклонением перед такими художниками, как Милле и Делакруа. В дальнейшем Ван-Гог живет главным образом в Арле и Овере, последние годы жизни страдая тяжелым психическим заболеванием, которое приводит его к самоубийству во время припадка депрессии. Тяжелым душевным надломом отмечено и противоречивое, во многом трагическое творчество Ван-Гога.
Ван-Гогу, в отличие от импрессионистов, было чуждо созерцательное отношение к действительности. Его глубоко волновали окружающая жизнь, страдания людей, их будущее; его интересовали социальные проблемы, его внимание неоднократно привлекали люди из народа («Едоки картофеля», 1885, Ларен, собрание Ван-Гога). Вместе с тем эти тенденции сочетались в его противоречивом мировоззрении и творчестве с чертами мистицизма, со все более нараставшим субъективизмом в восприятии и изображении действительности. Тематика творчества Ван-Гога разнообразна: он писал портреты, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты. Все, что он изображал, отмечено печатью его собственных, часто трагических, всегда очень напряженных переживаний. Стремясь выразить их с наибольшей интенсивностью, Ван-Гог, особенно в конце жизни, произвольно обращается с реальной действительностью, допуская в целях достижения наибольшей экспрессии деформацию, утрировку реальных форм. Напряженные сочетания чистых тонов, динамичный лаконичный рисунок, рождающий впечатление неустойчивости и беспокойства, причудливая техника, характеризующаяся параллельным наложением нервных извивающихся мазков, — все это усиливает острую выразительность образов и композиций Ван-Гога. К числу наиболее характерных и значительных его работ принадлежат «Ночное кафе в Арле» (1888, Нью-Йорк, частное собрание), картина, в которой художник, по его словам, стремился «передать красными и зелеными цветами ужасные человеческие страсти», или «Круг заключенных» (1890, ГМИИ, Москва), изображающая монотонную прогулку арестантов в душном каменном мешке тюремного двора. В пейзажах Ван-Гога интенсивная красочность в сочетании с динамичным рисунком и напряженной трактовкой пространства создает драматичные, исполненные тревоги картины природы. В своих портретах Ван-Гог всегда стремится раскрыть внутренний мир моделей, выразить напряженность их переживаний (портрет доктора Рея, 1889, Москва, ГМИИ; многие автопортреты). В поисках подчеркнутой экспрессии он нередко весьма произвольно трактует физические и психологические особенности человека, создавая образы, захватывающие своей эмоциональностью, но очень субъективно увиденные и понятые. Субъективный момент в восприятии и выражении действительности усиливается на протяжении творческого пути художника.
В искусстве Ван-Гога нашла выражение трагедия многих представителей западной интеллигенции в этот сложный, кризисный период. Болезненно воспринимая противоречия капиталистической действительности, ее социальные конфликты, он все более замыкался в трагически напряженный мир субъективных мыслей и чувств. По этому пути в 20 веке устремляются многие художники разных стран, прежде всего представители течения, известного под названием «экспрессионизм».
Поль Гоген. То же стремление уйти от современной действительности, от ее противоречий и социальных конфликтов лежит в основе творчества Поля Гогена (1848—1903). Не принимая эту действительность, он стремится приобщиться к жизни «примитивных» народов, не тронутых капиталистической цивилизацией. Наиболее характерные работы Гогена посвящены изображению жизни туземцев на островах Мартиника и Таити, где художник жил с перерывами с конца 1880-х годов. Эта необычная для европейца красочная жизнь получает в его творчестве одностороннее, хотя и глубоко своеобразное, художественно законченное выражение. Образы туземцев, их быт, экзотическая природа Полинезии и Антильских островов служат Гогену прежде всего поводом для создания монументальной, плоскостной декорации. И человек и природа трактуются художником статично, в упрощенном, условно-красочном стиле, в котором подчеркнутый контур и большие плоскости насыщенного цвета приобретают самодовлеющее декоративное значение («А, ты ревнуешь? », 1892, Москва, ГМИИ; «Женщина, держащая плод», 1893, Эрмитаж). Декоративные искания сочетаются в творчестве Го гена с чертами символизма, что характерно для многих явлений искусства на рубеже 19 и 20 веков. Гоген оказал значительное влияние на ряд французских художников начала 20 века, в частности на группу «набидов» и «фовистов».