Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сольфеджио (устно) и гармония (письменно и устно) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Сольфеджио (устно): Сольфеджировать с листа одноголосные и трехголосные примеры с отклонениями и модуляциями. Ориентировочные примеры: одноголосие – А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио №№ 356-368, 427-463; трехголосие - трехголосные инвенции И. С. Баха (один из голосов петь, другие играть на фортепиано). Слуховой анализ в объеме программы по сольфеджио музыкального училища. Определить на слух гармонические последовательности в четырехголосном изложении: однотональные, модулирующие в тональности любой степени родства, энгармонические модуляции через V7 и ум. VIІ7.
Гармония (письменно): Гармонизовать мелодию в форме периода (16-20 тактов) или двухчастной форме с разнообразными типами мелодического движения, внутритональной и модуляционной хроматикой, неаккордовыми звуками, секвенциями.Гармонизация предполагает использование органных пунктов, внезапных тональных сдвигов, энгармонизм аккордов. Время выполнения 2 ч. 15 мин. Гармония (устно): Ответить на теоретические вопросы, которые выявляют знания специального курса гармонии, анализа музыкальных произведений и элементарной теории музыки в объеме программы гармонии музыкального училища: 1. Секвентные явления в гармонии. Типология секвенций. 2. Разновидности каденций. 3. Альтерация аккордов субдоминантовой группы. 4. Альтерация аккордов доминантовой группы. 5. Отклонения: средства осуществления, художественное значение. 6. Модуляции и их разновидности. 7. Степени родства тональностей. 8. Неаккордовые звуки: систематика и выразительные возможности. 9. Мажоро-минор. 10. Модуляции в тональности отдаленных степеней родства: средства осуществления. 11. Энгармоническая модуляция. 12. Эллипсис. 13. Органный пункт. 14. Модуляции через аккорды мажоро-минорной группы. 15. Запрещенные приемы голосоведения.
Сделать гармонический и композиционный анализ музыкального произведения, например: Ф. Шопен. Прелюдии и Этюды; Ф. Шуберт. Песни; Ф. Лист. Ноктюрны, Песни; С. Рахманинов. Романсы; Л. Бетховен. Соната для ф-но № 8 ч. II; П. Чайковский. «Времена года»; А. Скрябин. Прелюдии; Л. Ревуцкий. Прелюдии и т.п. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении с соблюдением норм голосоведения: · постепенные модуляции в форме периода с использованием неаккордовых звуков в тональности любых степеней родства; · следующее энгармоническое возвращение через энгармонизм уменьшенного или малого мажорного септаккордов (короткие построения); · диатонические секвенции.
Образцы: С. Максимов. «Упражнения по гармонии на фортепиано», ч. 1, с. 122, ч. 2 с. 89.
Творческий конкурс № 2 – Музыкальная литература (письменно и устно), коллоквиум и фортепиано Музыкальная литература (письменно): абитуриент должен написать в классе работу объемом 3-5 рукописных страниц на предложенную тему, из музыкальной литературы или теории музыки, например: 1. Творческий портрет Б. Лятошинского. 2. Программность в украинской симфонической музыке. 3. Цикл «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта. 4. Полифония в «ХТК» И. С. Баха. 5. Сонатная форма в творчестве В. А. Моцарта. 6. Формообразующие средства классической гармонии. 7. Развитие сонатной формы в творчестве композиторов XIX века. 8. Методы проверки музыкального слуха поступающих в ДМШ. 9. Фуга как высшая имитационно-полифоническая форма. Темы письменных работ предполагают разнообразные жанровые решения: монографический очерк; обобщенная характеристика определенного жанра в конкретную историческую эпоху; анализ отдельного музыкального произведения и т.п. Работа может быть представлена в виде вступительного слова к концерту, текста лекции, радиопередачи и других жанров. Время выполнения 4 часа.
Музыкальная литература (устно): абитуриент должен знать основные этапы и наиболее значительные явления отечественной и зарубежной музыкальной литературы, творчество ведущих композиторов. Зарубежная музыкальная литература: 1. Характеристика творчества Г. Ф. Генделя. 2. Оратория Г. Ф. Генделя «Самсон». 3. Характеристика творчества И. С. Баха. 4. Органное творчество И. С. Баха. 5. Клавирное творчество И. С. Баха. Хорошо темперированный клавир. 6. Вокально-симфоническое творчество И. С. Баха. Месса h-moll. 7. Венская классическая школа. 8. Оперная реформа Х. Глюка. Опера «Орфей». 9. Характеристика творчества Й. Гайдна. 10. Симфоническое творчество Й. Гайдна. Симфония № 103 Es-dur. 11. Фортепианные сонаты Й. Гайдна. 12. Характеристика творчества В. Моцарта. 13. Оперное творчество В. Моцарта. «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан». 14. Симфоническое творчество В. Моцарта. Симфонии №№ 40, 41. 15. Фортепианные сонаты В. Моцарта. 16. Характеристика творчества Л. Бетховена. 17. Симфоническое творчество Л. Бетховена. Симфонии №№ 3, 5, 9. 18. Жанр фортепианной сонаты в творчестве Л. Бетховена. Сонаты №№ 8, 14, 17, 21, 19. Романтизм в зарубежном музыкальном искусстве. 20. Характеристика творчества Ф. Шуберта. 21. Песенное творчество Ф. Шуберта. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь». 22. Симфоническое творчество Ф. Шуберта. Симфония h-moll. 23. К. М. Вебер. Опера «Волшебный стрелок». 24. Ф. Мендельсон. Характеристика творчества. «Песни без слов», Концерт для скрипки с оркестром e-moll, увертюра «Сон в летнюю ночь». 25. Д. Россини. Опера «Севильский цирюльник». 26. Характеристика творчества Р. Шумана. 27. Фортепианное творчество Р. Шумана. «Карнавал». 28. Вокальное творчество Р. Шумана. Вокальный цикл «Любовь поэта». 29. Характеристика творчества Ф. Шопена. 30. Фортепианное творчество Ф. Шопена. Мазурки, прелюдии, полонезы, ноктюрны, этюды, вальсы, баллада № 1, соната № 2. 31. Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония». 32. Характеристика творчества Ф. Листа. 33. Фортепианное творчество Ф. Листа. 34. Жанр симфонической поэмы в творчестве Ф. Листа. «Прелюды». 35. Й. Брамс. Характеристика творчества. Симфония № 4. 36. Оперная реформа Р. Вагнера. Опера «Лоэнгрин». 37. Оперное творчество Дж. Верди. «Риголетто», «Травиата», «Аида». 38. Ш. Гуно. Опера «Фауст». 39. Ж. Бизе. Опера «Кармен». 40. Творчество Б. Сметаны в чешской музыкальной культуре. 41. А. Дворжак. Симфония «Из Нового света». 42. Характеристика творчества Э. Грига. «Пер Гюнт», Фортепианный концерт, романсы (по выбору). 43. Французский музыкальный импрессионизм. К. Дебюсси (прелюдии для фортепиано, «Ноктюрны»), М. Равель («Болеро», «Вальс»).
1. Украинские календарно-обрядовые песни. 2. Украинские думы и исторические песни. 3. Украинская песенная лирика. 4. Е. Ванжура. «Украинская симфония». 5. Украинская симфония неизвестного автора начала XIX века. 6. «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского – первая украинская лирико-комическая опера. 7. М. Калачевский. «Украинская симфония». 8. Н. Лысенко – основоположник украинской музыкальной классики. 9. Оперное творчество М. Лысенко. 10. Героико-патриотическая тема в опере Н. Лысенко «Тарас Бульба». 11. Музыкальные характеристики действующих лиц в опере Н. Лысенко «Наталка-Полтавка». 12. Камерно-вокальная и вокально-симфоническое творчество М. Лысенко. 13. Камерно-вокальное и хоровое творчество К. Стеценко. 14. Хоровое творчество Н. Леонтовича. 15. Характеристика творчества В. Косенко. Фортепианная, вокальная и симфоническая музыка. 16. Характеристика творчества Л. Ревуцкого. Симфония № 2. 17. Л. Ревуцкий. Кантата-поэма «Хустина». 18. Творчество С. Людкевича. Кантаты «Кавказ», «Завещание». 19. Творческий портрет Б. Лятошинского. 20. Симфоническое творчество Б. Лятошинского. Симфония № 3. 21. Программный симфонизм Б. Лятошинского. «Гражина». 22. Украинская музыкальная культура 60-90-х годов XX века. 23. Творческий портрет Л. Дычко. 24. Национальные черты творчества М. Скорика. 25. Новаторство творчества В. Сильвестрова. 26. Симфоническое творчество Е. Станковича.
Русская музыкальная литература 1. Русский романс в творчестве А. Алябьева, А. Варламова, В Гурилева. 2. М. Глинка – основоположник русской музыкальной классики. 3. Оперное творчество М. Глинки. Оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». 4. Симфоническое творчество М. Глинки. 5. Романсы М. Глинки. 6. А. Даргомыжский. Опера «Русалка». 7. Камерно-вокальное творчество А. Даргомыжского. 8. Русская музыкальная культура второй половины 60-70-х годов XIX века. 9. Характеристика творчества А. Бородина. 10. Эпические черты оперы А. Бородина «Князь Игорь». 11. «Богатырская симфония» А. Бородина – образец симфонического эпоса. 12. Характеристика творчества М. Мусоргского. 13. Опера М. Мусоргского «Борис Годунов». 14. Камерно-вокальное творчество М. Мусоргского. 15. Фортепианный цикл М. Мусоргского «Картинки с выставки». 16. Оперное творчество Н. Римского-Корсакова. «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста». 17. Н. Римский-Корсаков. Оркестровая сюита «Шехеразада», романсы. 18. Характеристика творчества П. Чайковского. 19. Оперы П. Чайковского. «Евгений Онегин», «Пиковая дама». 20. Симфоническое творчество П. Чайковского. Симфонии №№ 4, 5, 6, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 21. Романсы П. Чайковского. 22. Характеристика творчества А.Глазунова. Симфония № 5, балет «Раймонда». 23. Характеристика творчества А. Лядова. Фортепианные и симфонические произведения. 24. Характеристика творчества С. Танеева. Симфония до-минор. 25. Характеристика творчества А. Скрябина. 26. Фортепианное творчество А. Скрябина. 27. Симфоническое творчество А. Скрябина. 28. Характеристика творчества С. Рахманинова. 29. Фортепианное творчество С. Рахманинова. 30. Романсы С. Рахманинова. 31. Русские балеты И. Стравинского. 32. Характеристика творчества С. Прокофьева. 33. Балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». 34. Драматургия кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». 35. Симфония № 7 С. Прокофьева как образец лирического симфонизма. 36. Характеристика творчества Д. Шостаковича. 37. Симфоническое творчество Д. Шостаковича. Симфонии №№ 5, 7. 38. Жанр инструментального концерта в творчестве А. Хачатуряна. Концерт для скрипки с оркестром. 39. Поэма «Памяти Сергея Есенина» Г. Свиридова.
Коллоквиум: выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития смежных искусств, важнейших работ музыковедов, музыкальных критиков, умение самостоятельно мыслить и оценивать явления искусства. Фортепиано: абитуриент должен исполнить: · полифоническое произведение (И. С. Бах. Прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира», Партита (три части), Французская сюита (три части), Д. Шостакович. Прелюдия и фуга, М. Скорик. Прелюдия и фуга); · первую или вторую и последующие части сонаты до классического, классического или романтического стиля; · две пьесы (одна виртуозного характера).
« КОМПОЗИЦИЯ» |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы