Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Цивилизации Древнего мираСтр 1 из 3Следующая ⇒
Цель: выявить характерные особенности исторического развития цивилизаций Древнего Востока и Античного Запада и определить значение религиозных и философских систем «осевого» времени в их развитии. План: 1. Особенности исторического развитияцивилизаций Востока. 2. Особенности исторического развитияцивилизаций Античности. 3. Религиозные и философские системы эпохи классической Древности и их влияние на развитие цивилизаций. Основные понятия: Восток, цивилизация восточного типа, циклический тип развития, ном, территориальная община, государственная собственность, «азиатский способ производства», деспотия, коллективизм, консерватизм, социоцентризм, религия, мораль, мистика, интроверсия; Запад, цивилизация западного типа, инновационный тип развития, полис, гражданская община, частная собственность, «античный способ производства», народное собрание, демократия, республика, индивидуализм, утилитаризм, антропоцентризм, язычество, философия, экстраверсия. Основные даты: эпоха локальных обществ восточного типа (IV тыс. - VII в. до н.э.), эпоха параллельного существования восточного и западного миров (с VI в. до н.э.), цивилизация Шумера (IV - конец III тыс. до н.э.), цивилизация Египта (IV тыс. - I в. до н.э.), цивилизация Античного Рима (VIII в. до н.э. - V в. н.э.), цивилизация Античной Греции (VI - I вв. до н.э.). Основная литература: История: Учебное пособие для вузов. - Р-н-Д., 2000. Тема 2. История России. Под ред. А.А. Радугина. - М., 2002. Тема 2. Дополнительная литература: Всемирная история. Под ред. Г.Б. Поляка. - М., 2003. Главы 2-3. Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. - М., 1994. Главы 3, 4, 13. История Древнего Востока. Под ред. В. Кузищина. М., 2002. Введение. История Европы. Т. 1. М., 1998. Введение. Всеобщая история. Справочник студента. М., 1999. Темы для рефератов: 1. Особенности исторического развитияцивилизаций Востока. 2. Особенности исторического развитияцивилизаций Античности. 3. Древний Восток и Античность: общее и особенное. 4. Значение религиозных и философских систем «осевого» времени. Методические указания к теме: Данная тема ставит целью выявление особенностей исторического развития двух социокультурных миров: «первичного», Восточного и «последующего», Западного. Возможно как последовательное, так и параллельное рассмотрение вопросов. Сравнительный анализ можно провести по схеме политика - экономика - общество - человек. В качестве примеров можно использовать «первичные» цивилизации Востока (Шумер и Египет) и «первичную» цивилизацию Запада (Грецию эпохи «осевого времени»). 1. Восток можно рассматривать как «первичный» социокультурный тип, характерные черты которого вытекают из особенностей природы. На Востоке сложилась особая форма государства: деспотия, которой сопутствовала строгая иерархичность общества и бесправное положение человека в нём. В различных цивилизационных структурах деспотия имела свои отличия, но выделялась она своими постоянными признаками: неограниченной властью монарха, включавшей и собственность на землю. Власть деспота наделялась Божественным происхождением и реализовывалась разветвлённой административной (бюрократической) системой. Наследуя циклические черты в своём развитии, Восточный тип общественно-политического устройства стал устойчивым и долговечным и сформировал специфический «азиатский способ производства», а позднее - феодальный способ производства Восточного типа («государственный феодализм»). Что представлял собой «азиатский способ производства»? С началом древней цивилизационной истории общество, в отличие от эпохи первобытности, перестало быть однородным. С образованием государств и формированием аппарата управления усилились профессиональные, функциональные различия, имущественная дифференциация. В результате каждый социальный слой занял своё определённое место, получив соответствующие обязанности, права и привилегии. Общество приняло вид пирамиды, в которой расположились в соответствии со своей социальной значимостью все слои общества. Характерной чертой Востока стал тип коллективности, основанный на объединении людей на принципах совместного проживания и подчинения единой государственной власти: территориальная община, которая стала основной производственной структурой. Основную часть восточного общества составили крестьяне-общинники. Насколько они были свободны, насколько были свободны те, кто не принадлежал к общине, и те, кто принадлежал к элитным сословиям Восточного мира? Какое место занимал человек в древневосточном обществе, имел ли он возможность изменить, повысить свой социальный статус? Что наиболее характерно для Востока той поры: господство права, как следствие созданных письменных сводов законов, ставших традицией на века, или же практически полное бесправие основной массы людей? Известно, что для Древнего Востока стали характерными принципы всеобщей унификации и тотальной регламентации общественной и частной жизни, а это - элементы тоталитарного свойства. Пространство свободы здесь было значительно ограничено и для общества, и для отдельного человека. Восточное государство стояло не столько на страже «закона и справедливости» (эти понятия отождествлялись), сколько защищало интересы верховной власти и элитных сословий. 2. В эпоху классической Древности на юге Европы, как и прежде, существовала традиционная форма правления - монархия, считавшаяся, в отличие от тирании, «правильной» формой правления. Однако специфической формой правления того времени стала демократия (в ряде полисов Греции) и республика (в Риме). Почему феномен Запада, феномен демократии мог возникнуть только на юге Европы и только в «осевое время»? Преумножая инновационные черты в своём развитии, западный тип общественно-политического устройства не сумел стать устойчивым и долговечным, но сумел сформировать специфический «античный способ производства» («античный капитализм»), а в средние века - классический европейский феодализм (как экономику «переходного периода»), который в эпоху Нового времени органично трансформировался в индустриальный капитализм. Что представлял собой «античный способ производства»? Обществу Западного типа предшествовала долгая история традиционных греческих обществ Крито-Микенской цивилизации. Новое общественное устройство стало результатом трансформации прежней общественной системы в новую: полисную, в новый тип коллективности: гражданскую общину (коллектив свободных собственников). Насколько они были свободны? Насколько были свободны те, кто не принадлежал к общине, и те, кто принадлежал к элитным сословиям Западного мира? Какие изменения в традиционное отношение к человеку (к женщинам и рабам, в частности) привнесло Западное общество в период революции «осевого времени»? Верно ли утверждение о том, что Древний Восток знал свободу лишь одного человека, а Античный Запад - свободу немногих? 3. Третий вопрос предполагает раскрыть значение «осевых» религий Иудеи, Персии, Индии, Китая, а также греческой философии в развитии цивилизаций и всего человечества. Ещё до начала «осевой эпохи» оригинальные языческие (народные) религии составляли основу («отличительную культуру») и ядро (центральную идею) первичных цивилизаций. Впоследствии, после появления элитарной религиозной культуры эпохи «осевого времени», рождаются религии совершенно иного плана: как своего рода этические и психотерапевтические системы, как нормы «истинной морали», корректирующие вектор развития цивилизаций существующих и формирующие вектор развития новых цивилизаций. Тем самым был предложен «истинный» предмет стремлений для человека, придан новый импульс цивилизациям Древности, заложены основы высших культурных, этических и эстетических ценностей цивилизаций будущего. Религии «осевого времени», а также «последующие» религии: христианство и ислам, значительно отличаются друг от друга. В силу того, что религиозная этика имела большое значение в процессе формирования цивилизационных традиций, от варианта решения вопросов о соотношении небесного и земного, о возможности или невозможности преобразовать окружающую среду зависели не только специфические черты и вектор социально-политического развития, но и само существование цивилизаций. Контрольные вопросы: 1. Каким был механизм зарождения первых цивилизаций Древнего Востока? Каковы основные черты Восточного социокультурного типа? 2. Каковы особенности политической системы Востока: деспотии? 3. Каким был механизм зарождения первой Западной (Античной) цивилизации? Каковы основные черты Западного социокультурного типа? 4. Каковы особенности политической системы Запада: демократии? 5. Как различались общественные структуры Востока и Запада? 6. В какой мере особенности исторического развития цивилизаций Древности оказывали влияние на формирование и развитие искусства? 7. Что представляли собой религиозные и философские системы эпохи классической Древности? Какова их роль в развитии человечества? 8. В какой мере особенности религиозного мировосприятия влияли на формирование и развитие искусства в целом и архитектуры, в частности?
Семинар 4 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы