Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сарматы (датировка, место проживания, хозяйство и быт).
В VIII в. до н. э.- V в. н.э. на громадной территории поволжско-уральских степей жили племена, родственные в культурном и этническом отношениях, получившие в истории название – сарматы. Сарматы, объединившиеся в крупные племенные союзы, занимали районы и Западного Казахстана. Термин «сарматы» употребляется в античных источниках с III в. до н. э. В начальный период истории, с VIII в. до н.э., их называли савроматами. О савроматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки Диодор, Плиний Старший, Полибий. Во II веке до н.э. сарматы, постепенно захватывая земли в междуречье Волги и Жайыка (Урала), дошли до земель Северного Причерноморья. Сарматские племена связывали культуры Центральной Азии и Причерноморья. Они установили связь с соседним Боспорским царством и совершали походы в страны Передней Азии, на Кавказ и в Парфию. По предварительным подсчетам ученых, общая численность савроматов-сарматов на Южном Урале, в Поволжье и Западном Казахстане в III-II вв. до н.э. составляла 20 тысяч человек, во II- I вв. до н.э. 10 тысяч человек, а в I в. до н.э.-I в. н.э. всего 5-7 тысяч человек. Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами, ожерельями. Женщины носили золотые серьги, кольца, подвески и браслеты. Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из железа. В курганах находят также стеклянные предметы, однако сарматы не сами их изготавливали, а получали из восточных стран. Сарматы широко использовали в быту кожаную посуду – торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п. Жилищем им служили шатры и кибитки. Хозяйство сарматов. Главным укладом населения было кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно лошадей и овец. В засушливых условиях степей лимитирующим фактором в использовании пастбищ являлась питьевая вода. Поэтому наибольшее число археологических памятников располагаются вблизи источников пресной воды. Зимой сарматы откочёвывали. В период засухи они присоединились к гуннским племенам.
Саки (источники о сакаx, датировка, хозяйство). В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «саки». Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках. Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов («Бехистунская надпись»). В Европе ранние кочевники были известны под названием скифов. Среди источников на греческом и латинском языках можно выделить сочинения Геродота, Страбона, Птолемея. «Отец истории» Геродот пишет о саках как о скифах. Эти источники, подкрепленные археологическими данными, показали, что основную часть территории Казахстана вVII-IV вв. до н. э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Саки были великолепными наездниками и стрелками из лука. Греческий писатель II в. до н. э. называет их «самыми искусными из всех стрелков в мире, не пускающих стрел на удачу». Саки-тиграхауда, парадарайя, хаомаварга. В надписи персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.) упоминаются 3 группы сакских племен: саки-хаомоварга (изготовляющие напиток хаому), саки-парадарая (заречные саки), саки-тиграхауда (носящие остроконечную шапку). Саков-парадарайя жили на территории Западного и отчасти Южного Казахстана. Семиречье было центром обитания саков-тиграхауда. Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками». Скотоводство – основной вид хозяйства саков. Многочисленные источники называют саков скотоводами. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Питались они мясом домашних животных, рыбой, которую им доставляли реки, молочными продуктами. Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них: «Не земледельцы они, а кочевники». Исследования казахстанских археологов последних лет показали, что форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским центрам, торговым путям и представляла смешанный тип хозяйства и смешанный образ жизни: оседло-кочевой. Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство, для которогобыли характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища. Весь год кочевники со своими стадами и имуществом проводили в степях, пустынях и полупустынях. Мужчины ехали на лошадях, женщины и дети, старики – в повозках, крытых войлоком. Зиму они проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер, в местах, где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд, наиболее приспособленные для дальних кочевок. Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища – землянки и полуземлянки. Часть населения оставалась на этих стоянках и летом, занималась хлебопашеством, косила травы, заготавливая припасы на зиму. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор. Третий вид скотоводства–оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Памятники неолита.
В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 неолитических памятников. По характеру расположения на местности неолитические стоянки делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок – ножевидные пластины и изделия на них. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитическая стоянка в пещере Караунгур (Южно-Казахстанской область). Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 м, и дальний – 9 м. Казахстанский археолог X. А. Алпысбаев в процессе раскопок в 1959 году получил довольно большую коллекцию остатков древнейших обитателей пещеры: каменные и костяные изделия, керамика, кости животных и т. д. Местонахождение Шатпаколь находится в Эмбинском районе. На небольшом склоне у родника обнаружены фрагменты керамики и каменные изделия: ножевидные пластины, отщепы. Стоянки Сарыкамыс и Шаянды также обнаружены в Эмбинском районе. Здесь собрано большое количество ножевидных пластин; несколько пластин с ретушью со стороны спинки, орудия с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах керамики обнаружен орнамент в виде косых насечек, вдавленных в сосуд, горизонтальные линии и геометрические фигуры в виде треугольников. Окрашенная керамика отсутствует. Стоянки Кульсары 1-5 находятся вокруг поселка Кульсары. Почти все он и разрушены в результате строительства дорог и прокладки газопровода. Среди множества найденных предметов выделены ножевидные пластины как с ретушью, так и без них, скребки на отщепах и пластинах, резцы, черешковые наконечники стрел двусторонней обработки, анкоши – орудия с боковыми выемками, нуклевидные сколы и призматические нуклеусы. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии. На стоянке Кызыл-Су собрано более 100 каменных изделий. На стоянке обнаружены нуклеусы, наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы производства, необработанные заготовки нуклеусов. Больше всего найдено концевых скребков на пластинах с овальным рабочим краем. У некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы. Наконечники стрел двусторонней обработки, небольшие. Встречены и заготовки наконечников. Некоторые изделия представлены пластинками с притупленным краем, которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам. Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы