Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Кочевое скотоводство – производящее хозяйство.
Образ жизни людей, способ ведения хозяйства зависит от среды обитания. Изменение климата, опустынивание казахстанских степей в середине II тысячелетия до н.э. привело к тому, что заниматься земледелием стало невыгодно и сложно. В этих условиях жители степи перешли к другому способу хозяйствования – кочевому скотоводству. Так как заниматься земледелием стало сложнее, древние жители стали больше держать лошадей, овец и верблюдов. Лошадь давала преимущество в ведении хозяйства. В пустынных районах Западного Казахстана большую роль играл верблюд. Здесь мало держали коров. На севере страны, где растительность была намного богаче, коров держали больше. Для юга страны характерно преобладание овец. Кочевое скотоводство было ответом древних жителей Казахстана на вызов природы. Кочевать – это не значит скитаться, пассивно следуя за табунами и стадами с одного пастбища на другое. Скотоводы соблюдали веками выработанную скотоводческую культуру, перекочевывая с известной летовки – жайляу, на знакомую зимовку – кыстау. Они тщательно выбирали время года и место, которое могло бы обеспечить имеющиеся стада травой и водой. Весенние пастбища – коктеу – обычно располагались на сопках и возвышенностях. Весна – праздник для всех. Весь световой день кочевники проводили вне дома, под открытым небом. Отощавший скот набирал вес, приносили приплод овцы, кобылицы и верблюдицы, Работа увеличивалась весенней стрижкой овец и верблюдов. Овца за двухразовую стрижку давала 2-2, 5 килограмма шерсти, верблюд - 4-8 килограммов. Но самым привольным временем являлось лето, когда скот перегонялся на жайляу ― место летней пастьбы скота. Обычно места для него выбирались на окраинах и рубежах степи. В это время многие старались справлять свадьбы, проводились игры, скачки, состязания борцов, люди слушали сказителей. В аулах шла заготовка на зиму сыра, масла, иримшика, жира, курта. В этот период в каждом доме делали айран, катык, кумыс. Осенью скотоводы уходили на осенние пастбища ― кузеу. Осенью проходили народные собрания, где решались важные для всего рода, племени вопросы. Для кочевников характерны все известные в истории виды кочевания ― так называемые «меридианальное», «вертикальное», «призимовочное», определяемые, прежде всего количеством скота в хозяйствах, природно-климатическими условиями, в которых находились те или иные группы кочевников-скотоводов. Для всех видов кочевания казахов характерен был свой видовой состав скота. При «меридианальной» системе кочевания в стаде было много овец, лошадей, верблюдов, особенно двугорбых, способных тебеневаться, т. е. самостоятельно доставать корм и переносить трудности длительного перехода. При «вертикальной» системе — к овцам, лошадям добавлялись и коровы, а при «призимовочной» — и те и другие животные, но только в ограниченном количестве. Последовательное передвижение по сезонным пастбищам являлось единым производственным процессом, при котором кочевка выступала как стадия его замкнутого годового цикла. Несмотря на трудности перехода, летние перекочевки — лучшее, что степняк мог испытывать в жизни, когда скот на летнем подножном корму быстро набирает вес, можно наслаждаться свежим мясом, молоком и кумысом, провести беспечно несколько месяцев на чистом воздухе под открытым небом. Это и пора свадеб, состязаний в песнях, ловкости, силе.
Центральный Казахстан в период раннего железного века (РЖВ). В Центральной Азии находятся огромные пространства, издревле населявшиеся кочевниками. Если взглянуть сверху, с высоты птичьего полета на степи, то можно увидеть широкую полосу холмистой местности. Это пространство именуется казахами Сарыарка. Территорию Центрального Казахстана составляют земли современной Карагандинской области. Письменных данных о древних жителях Центрального Казахстана сохранилось мало. В трудах Геродота об этом регионе упоминаются аргиппеи и исседоны. Современные ученые установили, что на северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центре – исседоны, на востоке – аримаспы. Жители степи разводили коней, овец и верблюдов. Выбор на эти виды животных пал не случайно. В здешних климатических условиях именно эти виды животных могли зимой самостоятельно добывать корм из-под снега. Многие работы, такие как стрижка, рытье колодцев, дойка, охрана скота, уход за молодняком, выполняли сообща. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами. Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». По мнению некоторых ученых, они играли роль Маяка в степи. И в самом деле, курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света – юг, север, восток, запад. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к Тасмолинской культуре. Тасмолинская культура , археологическая культура эпохи раннего железного века, распространённая главным образом на территории Центрального Казахстана. Названа по урочищу Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области, где раскопан типичный для этой культуры могильник. Погребальные сооружения Тасмолинской культуры состоят обычно из большого кургана и примыкающего к нему малого, от которого отходят на Восток «усы» – две каменные дугообразные гряды длиной от 20 до 200 и более м. Основной курган заключает в себе погребение – трупоположение головой на Север в овальной могильной яме, перекрытой каменными плитами; под насыпью малого кургана, как правило, находится конский скелет и глиняная посуда. Встречаются четыре вида курганов с «усами». К первому виду относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы». Привтором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги – «усы». Третий вид –- это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус». Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. Границу между двумя курганами можно отследить только в ходе раскопок. В одном из курганов хоронили человека, а в другом - его верховую лошадь. Хозяйство и быт сарматов. Сарматы в зимнее время надевали короткий полушубок, опоясывались кожаным поясом. На ноги обували короткие сапоги, в которые заправляли шаровары. Сарматские женщины одевались так же, как и мужчины. Однако, в отличие от мужской одежды, их одежда обильно украшалась различными бусами, ожерельями. Женщины носили золотые серьги, кольца, подвески и браслеты. Посуда сарматов делалась из глины и металла. Днища глиняных горшков были глубокими и широкими. Котлы для приготовления пищи отливались из железа. В курганах находят также стеклянные предметы, однако сарматы не сами их изготавливали, а получали из восточных стран. Сарматы широко использовали в быту кожаную посуду – торсыки, саба, конеки, бурдюки и т.п. Жилищем им служили шатры и кибитки. Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство. Сарматы разводили преимущественно коней и овец. Зимой при частых метелях и буранах скотоводы должны были откочевывать в районы, где могли найти естественные укрытия для животных. В Западном Казахстане это песчаные массивы с бессточными речками, долины крупных рек, поросших кустарниковой растительностью, отроги Общего Сырта. Весной кочевники должны были покидать зимние пастбища, чтобы дать им возможность восстановить свой травяной покров, обеспечив себе, таким образом, новую зимовку. Сарматы разводили также верблюдов и быков. Они использовались как тягловая и гужевая сила. У сарматов имелись также постоянные селения, жители которых занимались земледелием в междуречье рек Волги и Жайыка (сейчас – р. Урал), а также на побережье Черного моря. Западные сарматы переходили к оседлости. В жизни и быту сарматов охота имела подсобное значение, а также играла роль развлечения и соревнования в меткости, ловкости и силе. Сарматы охотились на косуль, сайгаков, зайцев, лисиц, а также на другую дичь. При охоте пользовались луком, использовали специально обученных собак. Широкое распространение получила верховая охота. В хозяйстве сарматов было широко развито ювелирное искусство. Ювелиры изготавливали украшения из золота, серебра, меди и железа, а также делали зеркала. Среди украшений встречаются гривны из бронзовой проволоки, браслеты, перстни, серьги, подвески, бусы и бляшки. Встречаются также гривны из массивного золотого прута, оканчивающегося головками грифона. Серьги изготавливались в виде кольца, в основном бронзовые, золотые, серебряные или бронзовые, обложенные золотом. Из бус делали ожерелья, их нашивали на одежду. Мастера-ремесленники занимались также ткачеством и изготовлением керамической посуды. В сарматских погребениях находят очень много лепной керамики. Глиняные сосуды раннесарматской культуры имеют яйцевидное или шаровидное тулово. Встречаются кувшины. Особый вид керамики представляют курильницы – маленькие сосудики, обычно имеющие на одной из сторон сквоз
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы