Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этапы сложения казахского народа.



Этнический процесс казахов начал формироваться в эпоху бронзы. Еще большее развитие он получил в желез ном веке, когда появились племенные союзы саков, кан-гюев, усуней. Этот процесс продолжили передвижения гуннов в западном направлении. Именно сообщества этих племен сформировали форму и облик предков казахского народа в этническом и антропологическом отношениях. Они общались между собой на тюрко-язычной основе.

В период раннего средневековья появились тюргеши, карлуки, дулаты, нушеби, шигила, жагма, болаты и др. Они значительно увеличили этнический состав будущего казахского народа. Прибывшие племена в силу близости традиций, уклада жизни, верования, быстро смешива лись с местным этносом.

В Х-ХШ вв. в восточной части современного Казах стана обитали племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров, которые также быстро включились в состав формирующейся казахской народности.

В ХШ-ХIV вв. на территории Казахстана появились многочисленные этнические группы, составляющие ар мию Чингисхана. Процесс становления казахского народа усложнился вследствие того, что часть этносов была разгромлена, другая ушла на запад, третьи объединились между собой. Но процесс сближения и объединения мест ных тюркоязычных этносов в единый народ продол жался. Завоевание монголами территории Казахстана этот процесс не только приостановило, но и отбросило его на 150-200 лет назад. Монгольское нашествие оказало влияние на становление этноса, вызвало изменения их антропологических форм, усилив монголизацию.

Решающую роль в сложении казахской этнической общности сыграло Казахское ханство, образовавшееся в середине XV в. К концу XV в. процесс консолидации этни ческой общности казахов в народность завершился, поскольку появилась общность территории, культуры, понятный всему этносу однородный язык. Не позднее XV в. окончательно сформировался свойственный совре менным казахам физический облик на основе двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной.

В силу сохраняющейся обособленности племенных союзов, вызванных кочевым и полукочевым образом жизни, географической отдаленностью друг от друга, произошло образование трех казахских жузов - Стар шего, Среднего и Младшего.

Определите трудности и успехи НЭПа.

В области сельского хозяйства:

· изменения налоговой политики. С введением продналога сложились благоприятные условия в жизни крестьянства;

· полускотоводческие хозяйства, имеющие 6 и менее голов крупного рогатого скота, освобождались от налога;

· вместо подворно-денежного (кибиточного) налога устанавливался единый натуральный налог;

· если в 1924–1925 гг. в качестве единого сельскохозяйственного налога изымалась 1/8 часть товарной продукции, то в 1927–1928 гг. — лишь 1/13 часть;

· с 1 января 1924 г. введен денежный налог;

· основная тяжесть налогов ложилась на хозяйства кулаков и баев. Так, в 1926–1927 гг. в кочевых и полукочевых районах 8% байских хозяйств вносило 54, 8 % налога;

· расходы средств, собранных от налогов шли на оборону; на развитие просвещения; на всемерную поддержку сельского хозяйства; на развитие крупной промышленности.

Трудности НЭПа в промышленности:

· общесоюзные тресты отчисляли со своих доходов в бюджет республики значительную сумму. Так, 5% доходов от добычи нефти Эмбенских нефтяных промыслов отчислялись в краевой бюджет Казахской АССР;

· сверхконцентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее наркоматов и ведомств, крайне необходимая в период восстановления промышленности, становления оборонной мощи страны, впоследствии превратилась в систему;

· формировался приказной стиль руководства. Главенствующую роль играла политика;

· повсеместное создание трестов сыграло негативную роль в деле рационального размещения производительных сил в регионах, определило на долгие годы сырьевой характер развития экономики Казахстана.

Успехи НЭПа в промышленности:

· посильную помощь оказывало правительство РСФСР. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий: в Оренбурге стала работать текстильная фабрика из Центральной России, в Кустанае — суконная фабрика «Стойкость»;

· была возобновлена работа Каргалинской суконной фабрики (около Алма-Аты), Петропавловского мясоконсервного завода и маслодельных заводов Северного Казахстана. Налаживалась работа кожевенных заводов, шерстомоек, рыбных промыслов;

· в Алматы начала работать «Трудовая артель русско-мусульманских кузнецов»;

· большое внимание уделялось восстановлению горнозаводской промышленности Казахстана, особенно добыче цветных металлов. Главным районом цветной металлургии республики являлся Рудный Алтай;

· в 1922 г. на невыгодных для Советского государства условиях был составлен договор с английским предпринимателем Лесли Урквартом о сдаче ему в концессию Риддера и Экибастуза. По указанию В. И. Ленина этот договор был отклонен;

· досрочно был сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который к 1923 г. стал давать 40% общесоюзной добычи свинца;

· были восстановлены Урало-Эмбенские нефтяные промыслы. Начал работу нефтепромысел Доссор, а затем промысел Макат. Была построена узкоколейная дорога, соединившая Гурьев с этими нефтепромыслами;

· в 1920 г. был сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод;

· в 1927 г. началась добыча меди на Карсакпайском комбинате.

Докажите, что реформы 1886 года и 1891 года усилили позиции колониальной администрации в казахской степи.

Билет № 27

Великие казахские бии.

Казыбек би великий казахский бий. Казыбек би - великий оратор, общественный деятель и посол, Принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын.

Айтеке би — великий казахский бий, оратор. Айтеке би из племени Алим род Торткара, Младший Жуз, внук брата эмира бухарских ханов в Самарканде Жалантос Бахадура, или из узбекского рода алчин, других сведений о его биографии нет.

Толе би Алибекулы — казахский общественный деятель, бий Старшего жуза, один из авторов свода законов «Жеты Жаргы», оратор и поэт.

Проявления культа огня у казахов в XIV – XV века.

Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы», оказании покровительства или защиты и т. д. Так, обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. У казахов сохранилось такое поверье, что на зимних стойбищах водятся «нечистые силы», и чтобы очиститься от них они разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.

Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни. Все эти обряды сохранились и по сей день, и в некоторых семьях в обязательном порядке исполняются. Такие обряды сохранились и в моей семье, когда брат привел невесту в нашу семью, бабушка одела на голову невестки белый платок, разожгла костер и дала в руки невестки чашку с маслом, чтобы она поклонилась костру и налила масло в костер. Также и брачное ложе брата и невестки она очищала огнем, чтобы у них все было хорошо, чтобы «нечистые силы» обходили стороной и сберечь от сглаза.

Заполните таблицу:

Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы
театр кино искусство
Драматические произведения М. Ауэзова “Айман— Шолпан” и “Ночные раскаты”, Б. Майлина “Жалбыр”, Г. Мус-репова “Кыз-Жибек” и “Козы-Корпеш — Баян-Сулу”, Ж. Ай-мауытова “Карьеристы” и “Защитник народа” завоевали любовь зрителей и вошли в репертуар театров. В 30-х годах была заложена основа киноискусства Казахстана. Алма-Атинским отделением “Востоккино” были сняты фильмы “На джайляу”, “Турксиб”, “Песни степей”, “Джут”. В 1938 г. при участии студии “Ленфильм” была снята кинокартина “Амангельды”.   Были заложены и основы живописи. Большую роль сыграл в этом П. Г. Хлудов. Его ученик, впоследствии народный художник Казахстана А. Кастеев, внес большой вклад в становление и развитие этого вида искусства в республике.

Билет № 28

1.Историческое значение образования Казахского ханства.

Во-первых, прекратилось разделение власти в стране между раз­ными ханствами, племена, роды вошли в состав казахского народа.

Во-вторых, создание централизованной национальной полити­ко-административной системы управления способствовало сплоче­нию казахского народа, организации совместной защиты этничес­кой территории Казахского государства.

В-третьих, созданное Казахское государство не только укре­пилось, но и расширило границы своей территории.

В-четвертых, были установлены прочные связи с соседними государствами.

В-пятых, бурное социально-экономическое и культурное разви­тие ханства способствовало широкому расцвету традиций и обычаев, распространению исламской религии среди казахского народа.

Образование Казахского ханства и его укрепление способствова­ли прекращению феодальных междоусобиц и распрей внутри стра­ны. Был наложен запрет на межплеменные раздоры, восстановлены традиции пользования пастбищами и земельными угодьями. В хан­стве воцарились мир и спокойствие, начался процесс единения наро­да. Усиление ханской власти создало необходимые условия для ис­пользования кочевыми скотоводами пастбищ по традиционно сло­жившимся сезонным маршрутам кочевок. Кочевники получили возмож­ность беспрепятственно кочевать на жайляу и зимовки. Мирная жизнь способствовала и хозяйственно-экономическому подъему. Таким обра­зом Казахское ханство окончательно сформировалось, выросла его эко­номическая и военная мощь, повысился его международный авторитет.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1659; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь