Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мироощущение и миропонимание



Понятие мировоззрения

 

Мировоззрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом. В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место также и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

 

Структура мировоззрения

 

Мировоззрение является сложным образованием и включает в свой состав следующие основные структурные элементы: знания, ценности, убеждения, идеалы, веру, а также два уровня мировоззрения – мироощущение и миропонимание.

Структура мировоззрения включает в себя, прежде всего знания.

Знания бывают обыденными и научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированное его как личности.

Вера есть особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Интеллектуальная вера основана на знаниях и фактах а иррациональная – на домыслах, фантазиях и догмах. Духовный мир чело-

века немыслим и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совершенному. Идеал – это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические, реакционные и иные идеалы Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них.

Мироощущение и миропонимание

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей – чувства и разум. Эмоционально-психологический уровень мировоззрения называют мироощущением, познавательно-интеллектуальный уровень характеризуют как миропонимание. Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение– взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с

природой, сопричастности к человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями. Сочетания таких чувств определяют вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный на-

строй может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д

Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного.

Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные

чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Все изложенное нами выше можно представить в виде простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, миро-

воззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему

миру и к самому себе. Очевидно, что мировоззрение многослойно по внутреннему содержанию.

Виды и содержание мировоззрения

 

Виды мировоззрения. Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же реакционным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме этого, в каждой исторической

эпохе обычно имеет место господствующий тип (форма) мировоззрения. Мировоззрение всегда многогранно с точки зрения своего содержания. Поэтому в нем можно выделить ряд аспектов (сторон). Особую роль в научном мировоззрении всегда играют сведения о природе, ее строении и формах проявления, законах развития и функционировании. Экономическая сторона мировоззрения означает представления людей об экономике общества, роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект – это представления человека об отношениях между большими социальными группами, о политической жизни в обществе. Имеют место также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные

аспекты. В целом же мировоззрение выполняет прежде всего функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем. Это и есть основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности.

 

 

Мифология, религия, философия.

Возникновение философии и особенности

Философского мировоззрения

 

Религиозное мировоззрение

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и в судьбе

человека. Миф и религия взаимосвязаны.Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек –

субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных образов, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ.

Вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Существуют три основных мировых религии – буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т. д.Религия обращает внимание на общечеловеческие ценности: чувство любви человека к человеку, терпимость, сострадание, совесть, милосердие. Во многом она формирует духовный мир человека.

 

Возникновение философии и специфика

Философского мировоззрения

 

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость)буквально означает «любовь к мудрости». По некоторымисторическим свидетельствам, слово «философ» впервые

употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. Вучении Платона софия – это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий – философией.

Философия, мифология и религия как типы мировоззрения имеют моменты сходства и в ряде случаев решают похожие по содержанию задачи, которые заключаются в объяснении мира, а также воздействии на сознание и поведение человека.Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.Язык философии – не образы, не картинки, а категории, понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со

стороны – одна из черт философского сознания.Свободомыслие – объективный принцип философии, который, к сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос – как возможен мир? Философия формировалась как оппозиция религиозному и мифологическому со-

знанию, она рационально объясняла мир.В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства, с одной стороны, постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы пере-

осмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себевозвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким об-

разом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, неосвоение отдельных вещей, а познание «единого во всем».Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами

Философское мировоззрение по содержанию и системе своего обеспечения богаче религиозного мировоззрения, ибо в отличие от религиозного мировоззрения философия ориентирует на выход общества, человека за свои пределы, на преодоление сущего во имя должного.В системе философского мировоззрения в качестве субъекта выступает индивид, а в качестве объекта – мир. В рамках субъектно-объектного отношения рождается не гипертрофированный образ мифологии, не образ религиозного поклонения, а образ познания, несущего в себе идею освоения мира.

 

Основные вопросы и типы философии.

Материализма и идеализма

 

Основные вопросы и типы философии

 

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «Что такое философия? ». В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя»,

для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют также основные вопросы, которые раскрывают характер и направленность философского мышления. Основные вопросы философии – это вопросы, которые возникают при решении мировоззренческих проблем.

Поскольку мировоззренческие проблемы отличаются многообразием, то не существует одинакового на все времена и для всех философских течений основного вопроса философи.Рассмотрим три основных вопроса философии: онтологический, гносеологический и аксиологический.Онтологический вопрос (онтология – учение о сущности)– это вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В философии сложились три варианта ответа на онтологический вопрос, которые выступают также как типы философии: материализм, идеализм и дуализм.Материализм первоначалом мира считает материю(природу), а сознание – результатом развития материи (природы). Это «линия Демокрита» в философии.Идеализм первоначалом мира считает дух (сознание, идею), а материю – производным от духа образованием. Это«линия Платона» в философии.Дуализм рассматривает материю и дух как два независимых друг от друга первоначала мира. Это «линия Декарта» в философии.Гносеологический вопрос (гносеология – учение о познании) – это вопрос о познаваемости мира: познаваем ли мир? Существуют три ответа на данный вопрос, которые одно-

временно можно рассматривать как типы философии: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности по-

знания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков а философская позиция, кото-

рую они представляют, – агностицизм.Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления – скептицизма, который высказывает сомнение в возможности достижения достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии.

Наконец, можно выделить гносеологичекий оптимизм.Многие мыслители верят в

силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.Аксиологический вопрос (аксиология – учение о ценностях) – это вопрос о том, ради каких ценностей стоит жить.

Гедонизм – это философское учение и одновременно жизненная позиция, которые провозглашают стремление к удовольствиям как главное благо жизни.

Аскетизм – это философское учение и одновременно жизненная позиция, которые провозглашают главным благом жизни стремление к духовным ценностям.

Материализма и идеализма

 

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и взаимодействии материализма и идеализма.

В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в утверждении, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой – история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма. На наш взгляд, такая «борьба»,

причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии.

Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она

всегда и везде определяет развитие философии.Материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма.

 

И общества

Философия и наука

 

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, два аспекта его интерпре-

тации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие

философии и частных (конкретных) наук.

Первый аспект. По нашему мнению, нельзя отрицать на-

учного характера философии вообще как одного из мощных

потоков развития человеческого знания и культуры. И если

к ней подходить не только со стороны конкретных концеп-

ций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить

преемственность в развитии философского знания, его про-

блематики, общность категориального аппарата и логики

исследования. Не случайно Гегель рассматривал филосо-

фию прежде всего с точки зрения «науки логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не

только средством получения научного знания, но и сами

входят в содержание науки. Не случайно многие крупные

ученые в области конкретных наук являются и виднейши-

ми представителями философии. Достаточно назвать имена

Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Марк-

са, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеет-

ся свой специфический язык и свой категориальный аппа-

рат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет

научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь

одно уточнение, – когда она опирается на систему научно-

го знания.

Второй аспект – взаимодействие философии и частных

(конкретных) наук. Естественно, что современная филосо-

фия уже не может претендовать на роль науки наук, вклю-

чать в себя все знания. Конкретные науки имеют собствен-

ный предмет исследования, свои законы и методы, свой уро-

вень обобщения знания. Философия же делает предметом

своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело

с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если пер-

вичный уровень приводит к формулированию законов кон-

кретных наук, то задача второго уровня – выявление более

общих закономерностей и тенденций. Основным познава-

тельным средством философии при этом выступает теоре-

тическое мышление, опирающееся на достижения частных

наук, конечно, в том случае, если сама философия претен-

дует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных на-

уках способствовали и интенсивному развитию философии.

Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали

успехи естествознания в Новое время, в конце XIX – начале

XX вв. на развитие философского знания.

Однако философия не только испытывает влияние со

стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на

их развитие, причем опять-таки как положительное, так и

отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать

какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее

влияние осуществляется через философскую методологию

и философское мировоззрение, которое так или иначе воз-

действует на первоначальные позиции ученого, его отноше-

ние к миру и познанию, а также на его отношение к необхо-

димости развития той или иной конкретной области знания

(например, ядерной физики, генной инженерии и т.п.). Вза-

имозависимость философии и частных наук хорошо выра-

зил И. – В. Гёте. «От физика, – писал он, – нельзя требовать,

Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни человека и общества

Основы философии

чтобы он был философом; но... он должен быть знаком с ра-

ботой философа, чтобы доводить феномены вплоть до фило-

софской области. От философа нельзя требовать, чтобы он

был физиком, и тем не менее его воздействие на область фи-

зики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны

частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов,

где эти частности сходятся».

Понятие мировоззрения

 

Мировоззрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека. Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и условие для практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя. Без мировоззрения человек не сможет стать личностью, т.е. социальным существом. В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место также и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

 

Структура мировоззрения

 

Мировоззрение является сложным образованием и включает в свой состав следующие основные структурные элементы: знания, ценности, убеждения, идеалы, веру, а также два уровня мировоззрения – мироощущение и миропонимание.

Структура мировоззрения включает в себя, прежде всего знания.

Знания бывают обыденными и научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека, сформированное его как личности.

Вера есть особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности как действительно существующей, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем. Интеллектуальная вера основана на знаниях и фактах а иррациональная – на домыслах, фантазиях и догмах. Духовный мир чело-

века немыслим и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совершенному. Идеал – это образ желаемого будущего как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей. Часто ради него люди отказывают себе во многом, сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические, реакционные и иные идеалы Большую роль в жизни человека играют его духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них.

Мироощущение и миропонимание

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей – чувства и разум. Эмоционально-психологический уровень мировоззрения называют мироощущением, познавательно-интеллектуальный уровень характеризуют как миропонимание. Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение – не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение– взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с

природой, сопричастности к человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями. Сочетания таких чувств определяют вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный на-

строй может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т. д

Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного.

Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные

чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Все изложенное нами выше можно представить в виде простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, миро-

воззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему

миру и к самому себе. Очевидно, что мировоззрение многослойно по внутреннему содержанию.

Виды и содержание мировоззрения

 

Виды мировоззрения. Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или же реакционным, оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме этого, в каждой исторической

эпохе обычно имеет место господствующий тип (форма) мировоззрения. Мировоззрение всегда многогранно с точки зрения своего содержания. Поэтому в нем можно выделить ряд аспектов (сторон). Особую роль в научном мировоззрении всегда играют сведения о природе, ее строении и формах проявления, законах развития и функционировании. Экономическая сторона мировоззрения означает представления людей об экономике общества, роли труда и техники, рынка, денег. Социально-политический аспект – это представления человека об отношениях между большими социальными группами, о политической жизни в обществе. Имеют место также нравственный и эстетический, правовой, исторический, экологический и иные

аспекты. В целом же мировоззрение выполняет прежде всего функцию познания человеком окружающего мира и ориентации в нем. Это и есть основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1028; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь