Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материализм и идеализм как способы



Миропонимания, их исторические формы.

Относительность противоположности

Материализма и идеализма

 

Основные вопросы и типы философии

 

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись – это вопрос «Что такое философия? ». В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя»,

для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют также основные вопросы, которые раскрывают характер и направленность философского мышления. Основные вопросы философии – это вопросы, которые возникают при решении мировоззренческих проблем.

Поскольку мировоззренческие проблемы отличаются многообразием, то не существует одинакового на все времена и для всех философских течений основного вопроса философи.Рассмотрим три основных вопроса философии: онтологический, гносеологический и аксиологический.Онтологический вопрос (онтология – учение о сущности)– это вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. В философии сложились три варианта ответа на онтологический вопрос, которые выступают также как типы философии: материализм, идеализм и дуализм.Материализм первоначалом мира считает материю(природу), а сознание – результатом развития материи (природы). Это «линия Демокрита» в философии.Идеализм первоначалом мира считает дух (сознание, идею), а материю – производным от духа образованием. Это«линия Платона» в философии.Дуализм рассматривает материю и дух как два независимых друг от друга первоначала мира. Это «линия Декарта» в философии.Гносеологический вопрос (гносеология – учение о познании) – это вопрос о познаваемости мира: познаваем ли мир? Существуют три ответа на данный вопрос, которые одно-

временно можно рассматривать как типы философии: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм.Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности по-

знания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков а философская позиция, кото-

рую они представляют, – агностицизм.Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления – скептицизма, который высказывает сомнение в возможности достижения достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии.

Наконец, можно выделить гносеологичекий оптимизм.Многие мыслители верят в

силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.Аксиологический вопрос (аксиология – учение о ценностях) – это вопрос о том, ради каких ценностей стоит жить.

Гедонизм – это философское учение и одновременно жизненная позиция, которые провозглашают стремление к удовольствиям как главное благо жизни.

Аскетизм – это философское учение и одновременно жизненная позиция, которые провозглашают главным благом жизни стремление к духовным ценностям.

Материализм и идеализм как способы

Миропонимания, их исторические формы

 

Остановимся более подробно на характеристике материализма и идеализма.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII–XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений было дано немецким философом Ф. Шлегелем: «Материализм все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю». Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не

следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма.

С точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания, как состоящие из материальных образований и элементов.Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе. В его основе лежит изучение природы.

Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика.Существуют и такие формы материализма, как, напри-

мер, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории.Специфической формой непоследовательного материализма является деизм

(от лат. deus – бог), представители которого хотя и признавали Бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения.Далее можно выделить вульгарный материализм, который сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей.Подобно материализму, идеализм также неоднороден.Прежде всего следует различать две формы идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.Объективный идеализм провозглашает независимость

идеи, Бога, духа – вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека.Субъективный идеализм характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека.Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панлогизм), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики.Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное.

Относительность противоположности

Материализма и идеализма

 

Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и взаимодействии материализма и идеализма.

В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в утверждении, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии. Согласно другой – история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы материализма против идеализма. На наш взгляд, такая «борьба»,

причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии.

Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она

всегда и везде определяет развитие философии.Материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь