Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Авторская концепция Зиатдиновой Ф.Н., Акбашевой Р.Ш. «Педагогика Жизни»
и технология деятельностного развития кооперации (ТДРК ): пример построения субъект-субъектных отношений, общения, диалога, сотрудничества и личностно ориентированного подхода в поликультурной образовательной среде и овладения обучающимися поликультурными знаниями, ценностями.
Концепция авторской программы «Педагогика жизни» комплекса «Начальная школа – детский сад» Объяснительная записка
Концепция «Педагогика жизни» направлена на гуманизацию содержания образования на основе идеи самоценности личности учащегося, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей в этнокультуре, общероссийской культуре и мировой культуре. В основе данной педагогической концепции лежит: утверждение приоритета внутреннего мира обучающегося, актуализация осознания человека как наивысшей ценности, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, потребностей и возможностей, обеспечение гармонии с собой и обществом начиная с дошкольного возраста до студенческого, что определяет смысл гуманизации и аксиологизации педагогической деятельности. В последние годы, с изменением социокультурных ситуаций в развитии общества и введением национально-регионального компонента в содержание образования переосмыслены концептуальные подходы к обучению и воспитанию обучающихся как в общеобразовательной так и в национальной школах, их социальной адаптации. Это касается и высшей школы. При определении целей и содержания университетского образования XXI века альтернативой технократическому и прагматическому вызову стала гуманистическая ориентация университетского образования. Изучение личности человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность «гуманистической» парадигмы. Поэтому данная концепция и разработана для всех возрастов обучающихся (в том числе и дошкольников), чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Помогут удовлетворить любознательность и потребность студентов в знаниях о педагогической культуре как составляющей общей культуры будущего специалиста. Изучение школьника как особого мира во всем многообразии его свойств и отношений, поиск оптимальных путей его образования представлены в трудах Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, Л.А.Венгера и др. Опираясь на положение о том, что социальная среда и личность находятся в постоянном взаимодействии, актуальным становится появление термина «поликультурная образовательная среда» и «поликультурное образовательное пространство», отражающие реалии и тенденции в развитии образования, связанные с обеспечением личностной ориентированности образовательного процесса. Поликультурная образовательная среда и поликультурное образовательное пространство рассматривается нами как целенаправленный процесс особым образом организованных педагогических воздействий на обучающегося, когда педагог не несет готовой информации, а сопровождает обучающихся, в их личном постижении мира через переживания и активное взаимодействие с поликультурным окружающим миром. Субъектами поликультурной образовательной среды и образовательного пространства являются сами обучающиеся, что проявляется, в их стремлениях к поликультурному самосовершенствованию, установлению гармоничных отношений с окружающим миром, осознанном овладении общечеловеческими ценностями. На основе данной концепции лежат взгляды многих философов, педагогов, психологов: от Ж.Ж.Руссо до С.Т.Шацкого. Это им принадлежит, что образование – это строение образа «Я», образование – это сама жизнь. Педагогика жизни имеет много точек соприкосновения с педагогической системой М.Монтессори, Р.Штайнера, с взглядами отечественных философов: Л.Н. Толстого, П.А. Флоренского, В.С.Соловьева, Л.Л.Андреева, И.П.Иванова, с педагогическими позициями Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др. Теоретические идеи реализации этнических традиций в воспитании разработаны в исследованиях Г.Н.Волкова, К.Д.Ушинского, Д.И.Эфендиева и других. Концепцией «Педагогика жизни» рассматриваются вопросы поликультурной направленности образования в овладении обучающимися поликультурными знаниями, опытом, нормами поведения на основе формирования гуманных качеств в русле гуманистической педагогики и психологии, глубокого знания их врожденных свойств, динамических тенденций развития, способностей, потребностей, возможностей к саморазвитию, самоорганизации, самоактуализации, представлений о том, как сам человек воспринимает себя, как воспринимают его другие. Поликультурное образование – процесс усвоения обучающимися родных, иностранных языков и знаний о различных культурах изучаемых языков, осознания общего и особенного в образе жизни, культурных ценностях и ориентирах разных народов. В основу данного программно-методического материала положена стратегия обучения и воспитания в поликультурной образовательной среде в рамках личностно ориентированного подхода. Восстановление родного языка и культуры, изучение других языков и культур в соответствии с народной педагогикой и в соответствии с положениями педагогической «технологии деятельностного развития кооперации» при единстве всех аспектов развития личности (интеллектуальной, физической, психологической, социальной, духовной) способствующей более эффективному подходу к учебной деятельности в развитии образа «Я». Важным фактором является ненасильственный характер освоения и изучения культуры, языка, истории, что возможно только при формировании субъектной позиции обучающихся и самого педагога, а родители становятся не только участниками образовательного процесса, а заказчиками этого образования. Педагогика жизни направлена на восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа, изучением культур других народов края, России, других государств, в определении путей приобщения к опыту народного воспитания. При этом развивающий процесс в поддерживающей педагогике строится как непрерывное развитие своих способностей, потребностей и возможностей через проектирование и моделирование своих действий, используя постоянно усложняющихся жизненных задач. Цель программы: 1. Построение поликультурного образовательного процесса, достижение поликультурной образованности, направленной на целостное развитие личности обучающихся. 2. Восстановление механизма наследования культурой (культурами) и общечеловеческими ценностями путем применения народной педагогики и педагогической технологии «деятельностного развития кооперации» (ТДРК). Задачи образовательного процесса, направлены на достижение названных целей и представляют вариант решения следующих проблем: · создание педагогических условий для восстановления корней национальной культуры, освоения поликультурных знаний и общечеловеческих ценностей для развития интеллектуального, психического, физического, социального, духовно-нравственного потенциала; · освоение поликультуры (этнокультуры, общероссийской и мировой культур и общечеловеческих ценностей) на практическом уровне (языки, письменность, танцы, праздники, традиции, обычаи, ритуалы, история, изоискусство, музыка и т.д. – все, что отражает самобытность народов); · связь поколений, как носителей культуры, в едином образовательном процессе; · одновременное развитие творчества коллектива обучающихся и педагогического коллектива; · формирование у обучающихся позитивных личностных качеств; · преемственность, непрерывность содержания, методов, средств становления «Образа – «Я» в развития личности. Объектом программы рассматривается развивающаяся личность. Предметом программ являются: 1. Воспитание и образование обучающихся с изучением разных языков. 2. Формирование национального самосознания при непременном интересе к другим национальным культурам, как уникальному способу отражения жизни другого народа и стремлении познать культуру народов других национальностей, населяющих Башкортостан, Россию, другие страны. С этой целью включены программы по изучению русского языка, истории и культуры Башкортостана, иностранных языков, арабская графика. Это один из векторов развития Кооперации в процессе становления «Образа – Я», как клеточки планетарной культуры. 3. Поиск и осмысление различных способов получения знаний при решении усложняющихся ЖЗ, а также позитивное изменение по уровням: «человек – человек, «человек – природа», в этом процессе. Смысл образования. В процессе становления образа «Я» участвуют: педагоги, обучающиеся, их родители, люди из социума. Другими аспектами процесса становления образа «Я» выделяются оcновные положения технологии ДРК: а) процесс развития максимально организован в соответствии со структурой деятельности: анализ ситуации (Ас) – целеполагание (Ц) – планирование (П) – реализация плана (Р) – анализ деятельности (Ад) – с последующим выходом на новый цикл деятельности. б) исходное понятие «кооперация» подразумевает общность обучающихся и педагогов (взрослых людей), организованных для решения какой-либо задачи. Развитие кооперации происходит в соответствии со сложностью задачи, подлежащей решению: чем сложнее жизненная задача, тем выше уровень кооперации. в) процесс освоения новых знаний сопутствует решению Жизненных Задач (ЖЗ): цель – решение ЖЗ, результат – новые знания. При таком подходе естественно решается проблема связи теории с практикой. г) развитие кооперации по горизонтали и по вертикали предполагает, как непременное условие, непрерывное строительство отношений на основе принципов гуманизации, как с людьми, так и с миром живой и неживой природы. д) направленность образовательного процесса на формирование потребности и способность к решению усложняющихся Жизненных Задач в рамках комплекса «Начальная школа – детский сад» или в других типах образовательных учреждений предполагает развитие кооперации по следующим уровням: – студент – студент (ребенок – ребенок); студент – педагог (ребенок – педагог); студент - родитель (ребенок – родитель); педагог – родитель, что обеспечивает включенность всех членов кооперации в реальное живое дело. Гармония развития личности означает: единство интеллектуального, физического, психического, социального и духовно-нравственного аспектов личности, формирование потребности и способности (готовности) к позитивному мировосприятию (себя в этом мире, сверстников, педагогов, родителей, других людей независимо от их социальной и национальной принадлежности, Человека, как части Природы в целом. Формирование целостного восприятия мира обеспечивают бережное отношение к другим людям, миру Природы, обнаружению своего места и смысла пребывания в мире. Содержание образования «национального детского сада – начальной школы» построено на постоянной практической интеграции, дифференциации, диалогических методах и приемах, культурологическом подходе, культуросообразных организационных формах смысловых образовательных областей, сгруппированной внутри семи блоков: 1) этнокультурная идентификация обучающихся на уроках и занятиях; 2) общероссийская идентификация; 3) идентификация в мировой культуре; 4) идентификация через организацию воспитательной работы; 5) во внеклассной работе; 6) посредством родителей – через «Материнскую школу»; 7) через социум. Цель такой интеграции решается в ходе специально организованного процесса деятельности, причем профессиональная деятельность педагогов ориентировано на ценности и содержание культур различных народов. Предлагаемое содержание образования также строится как способ приобретения поликультурных и ценностных знаний, умений, навыков, основанное на педагогике жизни через строительство отношений между участниками образовательного процесса: обучающиеся – педагоги – родители, люди из социума (означает то же, что технология ДРК). Поскольку образовательный процесс строится как непрерывный поиск способов решения усложняющихся жизненных задач самими обучающимися совместно с взрослыми, родителями, людьми из социума в том числе, эти родители, люди из социума становятся одновременно заказчиками и участниками образовательного процесса, а обучающиеся приобретают при этом новые умения, создают собственные продукты деятельности в развивающемся и созидающемся процессе. На смену информативному приходит образование через Живое Дело, что положительно сказывается на степени активности обучающихся и родителей, и мере их ответственности за процесс и результат. Координально меняется направленность работы с родителями: из назидательной она превращается в творческую совместную деятельность. Рост родительского самопознания происходит благодаря реализации программы «Материнская школа» (в основе лежит педагогическое, психологическое, медицинское, юридическое консультирование). Таким образом, в развивающуюся кооперацию по решению Жизненных Задач непрерывно включены обучающиеся – педагоги – родители и социум, при сохранении ведущей роли педагога. У педагога появляются новые функции: координатора процесса развития кооперации; преобразователя Жизненных ситуаций в педагогические; хранитель гуманистической направленности (Человечности) выбора жизненных задач, подлежащих решению, а также способов решения задач. Руководящей идеей при определении содержания образования (обучения и воспитания) является идея культурно-ценностно-личностно-ориентированное образование, построенное на интеграции и дифференциации дисциплин в областях знаний по принципу «от среды – к личности, от личности – к среде» как механизм становления поликультурной и аксиологизированной личности. Предлагаемая Концепция «Педагогика жизни» балансирует интеллектуальные, физические, психические, социальные, духовно-нравственные аспекты развития личности обучающихся при организации педагогами деятельности, направленной на самоактуализацию, саморазвитие, самоорганизацию, самоанализ и рефлексию на основе разработанной поликультурной образовательной среды и поликультурного образовательного пространства. Например, выстраивание особой системы поликультурного образования в комплексе «Начальная школа – детский сад», ориентированное на личностное, индивидуальное развитие предполагает реализацию следующих смысловых образовательных областей: ГУМАНИТАРНЫХ (изучение родного, русского, английского языков и культуры, истории религий и арабской графики, истории и культуры РБ, изобразительное искусство, музыкальное искусство; ТОЧНЫХ: математика, нетрадиционные методики обучения; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ: труд, народное прикладное искусство; ЕСТЕСТВЕННЫХ: природоведение, ЭКО, ОБЖ; ФИЗИЧЕСКИХ: физическая культура (общеразвивающие упражнения, спортивные игры: волейбол, футбол, баскетбол), национальные игры, эстафеты, музыкально-спортивные шоу, уроки здоровья (нетрадиционные оздоровительные и закаливающие мероприятия), ритмика и танцы. Программы по дисциплинам общеобразовательной школы (математика, русский язык и литература, родной язык, КИРБ, трудовое обучение, изобразительное искусство, музыкальное искусство, иностранные языки проводятся в интеграции при соблюдении государственного стандарта и нацелены по многим параметрам на опережение стандарта образования. Изучение родного языка, культуры и истории религий направлены на освоение нравственных, духовных ценностей. Изучение татарского, русского, английского языков и культуры народов изучаемых языков рассматривается не только как цель, но и как средство, содержание, условия гармоничного, всестороннего развития личности, способности понимать другого человека, другой народ, считаться с его потребностями. Освоение родного языка и культуры родного народа, есть ключ к наиболее полному поликультурному и ценностному самопознанию, самовыражению, развитию творческого потенциала личности. Содержание предмета история религий нацелено на освоение исторического культурно-нравственного наследия татарского (родного) народа, а также духовной культурой разных народов мира. Поэтому реализация предлагаемой программы татарского (родного) языка, культуры и истории религий направлены на развитие интеллектуального и психологического аспектов личности – духовного потенциала в освоении нравственных ценностей. Эта дисциплина изучается в интеграции с арабской графикой, татарским и русским языками. Содержание физического развития представляет гармоничное сочетание всех аспектов физического и физиологического развития ребенка. С этой целью в содержание включены: общеразвивающие упражнения, спортивные игры (волейбол, футбол, баскетбол), игры из спортивных национальных и традиционных праздников, эстафет, музыкально-спортивных шоу, национальных игр разных народов. Программы «Путь к здоровью», «Путь к себе» используются как нетрадиционные оздоровительные и закаливающие мероприятия. Введение дополнительных образовательных услуг предполагает интеграцию учебной и воспитательной работы как система развивающего процесса способностей, потребностей и возможностей ребенка: - служба психолога; традиционный и нетрадиционный массаж; ритмика и танцы; изобразительное искусство, прикладное национальное искусство; музыкальное искусство – фольклорный кружок; кружок английского языка; кружок юных шахматистов; кружок «Большой теннис»; учеба в музыкальной школе по классу «Сольфеджио» и «Фортепиано» и т.д.. Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная, кружковая студийная, дифференцированная. Основной функцией выбранной формы образования для педагога является выработка у обучающихся мотивационной, потребностной сферы, сферы успешного обучения и сферы поликультурной идентификации, сферы социальной адаптации. Преобразование социокультурной ситуации участниками образования (педагогом, детьми, родителями) в педагогическую в атмосфере эмоционально-положительного психологического климата заключается в оказании помощи обучающимся в повышении уверенности в себе, в сформированности позитивных отношений к своему «Я» и умении видеть свои достоинства, в постепенном формировании поликультурной ценностно-личностной мотивации и устойчиво-положительного мотива обучения. Технологическим инструментом преобразования социокультурной ситуации в Педагогике жизни выделяется развивающаяся кооперация «Деятельностное развитие кооперации» (авторы: Зиатдинова Ф.Н. и Р.Ш.Акбашева, г.Уфа, 1999). Основные принципы Педагогики жизни: - культуросообразность содержания образования; - природосообразность – жизненность образовательного процесса; - диалогичность выступает как специфическая форма культурного и ценностного познания, рассматривается в качестве определенной коммуникативной среды (преодоление авторитаризма), является средством выработки собственного образа «Мира», образа «Я», которое осмысливается «внутри у себя, по-своему» через диалог поликультур; - гибкость учебных программ, планов, планов работ, планирования образовательного процесса за счет разработки авторских программ самими педагогами, педагогических ситуаций, построения многоуровневых взаимоотношений, взаимодействий и т.д. - интегрированность обеспечивает сбалансированность всех аспектов развития личности, многоуровневых отношений и диалога, путь к сотворчеству; - преемственность целей и задач содержания образования, педагогических условий, принципов, форм, средств, методов и приемов, отношений становления образа «Я»; - непрерывность в строении отношений на основе принципов гуманизации, как с людьми, так и с миром живой и неживой природы; - достоверность в потенциальных возможностях, способностях и потребностях у всех участников образовательного процесса. Структура программы предусматривает ежегодную корректировку базового учебного плана, инвариантных (стандарт) и вариативных (авторских) программ, которые обогащаются, дополняются, пересматриваются в зависимости от жизненных и педагогических ситуаций, составление годового плана работы, исходя из социокультурных ситуаций, взаимодействий и взаимоотношений с социумом. Ожидаемые результаты концепции: - на смену информативному приходит образование через Живое Дело, что положительно сказывается на степени активности обучающихся, педагогов и родителей, мера их ответственности за процесс и результат; - создание «Материнской школы» для педагогического, психологического, медицинского, юридического консультирования), что кардинально меняет направленность работы с родителями: из назидательной она превращается в творческую совместную деятельность; - у педагога появляется новая функция - координатора процесса развития; - решается проблема с дисциплиной; - освоение не менее 4-5 языков, в том числе и родного; - укрепление самосознания у родителей как заказчиков образования; - формирование мотива учиться: - идентификация, интериоризация и экстериоризация в созданных педагогических условиях поликультурной образовательной среды поликультурными (этнокультурой, общероссийской, мировой культурами) и общечеловеческими ценностями всех участников образовательного процесса. - развитие осознанных социальных навыков при реализации полученных результатов на практике. - освоение сферы доброжелательного взаимодействия педагога и обучающегося. - совершенствование профессионального педагогического мастерства. - расширение представлений о Мире. - развитие потребностей, способностей и возможностей в творении самого себя, своего «Я», своих уникальных способностей, возможностей. Приложение 5 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы