Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правоотношения детей и родителей
Мы уже говорили об отцовской власти. Положение детей по отношению к отцу было одинаковым как в «правильном», так и в «неправильном» браках. Под отцовскую власть дети попадали трояким путем - через рождение в законном браке, через усыновление и через узаконение. Первый путь не требует особых разъяснений. Следует только сказать, что отцом ребенка, рожденного в браке, считался муж. Эта формула будет затем усвоена Кодексом Наполеона, как и многое другое. Император Август потребовал публичного объявления о каждом ребенке, рожденном в законном браке, - не позднее 30 дней с момента рождения. Император Марк Аврелий (121-180) распространил это требование на всех новорожденных и ввел соответствующую запись. Примечание. Презумпция отцовства, о которой сказано выше, была ограничена следующими условиями: ребенок должен был родиться не ранее чем через шесть месяцев после заключения брака, и не позднее 10 месяцев после прекращения брака. Первый срок считался минимальным, второй - максимальным. Усыновление уходит своими корнями в глубь истории и известно всем историческим народам. Потребность в нем вызывалась, как представляется, культом предков и связанными с тем заупокойными обрядами. Если в семье не было сыновей (а только они допускались к соответствующим обрядам), естественным выходом становилось Усыновление. В более поздние времена римской истории усыновление могло преследовать и политические, и династические, и экономические цели. Через усыновление плебей становился патрицием всадник - сенатором и т. д. С древнейших и до позднейших времен в Риме удерживались две формы усыновления. Одна - для лиц, полностью правоспособных, включая правоспособность политическую. Для таких случаев созывались куриатные собрания, и верховный жрец (pontifex maximus) предлагал сородичам принять решение об учреждении отцовской власти (patria potestas) такого-то над таким-то. Sui iuris становился подвластным. С прекращением народных собраний описанный способ усынов- ления стал уже невозможен. Император Диоклетиан (243-316) распорядился, чтобы он был заменен императорским рескриптом, имевшим силу закона. Для лиц, находившихся под властью отца и почему-либо стре-мившихсяперейти в другую семью (или вынужденных к тому обстоятельствами жизни), для несовершеннолетних и женщин, лишенных права участия в куриатных собраниях, усыновление совершалось иным способом - через адоптацию (adoptio). Отец подвластного, когда им был старший сын, трижды продавал его доверенному лицу, а тот дважды отпускал купленного на волю. После третьей продажи в дело вмешивался усыновитель и через фиктивный иск об истребовании собственности приобретал над усыновляемым патриа потестас - отцовскую власть. Для младших сыновей, для дочери и внука было достаточно одной продажи, одной манципации. Узаконение было признано лишь в период империи и касалось детей, рожденных от конкубины (сожительницы), любовницы, наложницы. Простейшим способом узаконения (легитимации) был брак конкубина становилась супругой. Практиковались и два других способа: через императорский рескрипт, доступный немногим привилегированным, и через наделение ребенка определенным имущественным цензом, удостоверенным местным органом власти. Что касается матери, то ни в одном из римских браков она не имела власти над детьми. Постепенно, однако, в тесной связи с общим процессом либерализации женского правового статуса, мать приобрела право на совместное проживание с детьми, находившимися под опекой или оставленными ей после развода. Со II в. мать и дети, даже и те, что родились в «неправильном браке», наследуют друг другу. Подчеркивая власть отца над всеми ему подвластными, мы не должны тем не менее представлять ее «деспотической». Эта власть умерялась, ранее всего, отцовским чувством, которое вряд ли отличалось от того, которое присуще и нашим родителям. Обычай требовал, кроме того, чтобы во всех серьезных случаях, связанных с наказанием подвластного сына или дочери, а тем более жены, собирался семейный совет. Если это правило игнорировалось, вмешивался цензор, наблюдавший за нравами (в числе других своих полномочий). Радикальные перемены в правовом, да и фактическом, положении подвластных детей намечаются уже в конце республики и усиливаются с переходом к империи, включаясь в общий процесс разрушения патриархальных основ старой римской семьи. Вначале запрещение коснулось права выбрасывать новорожденных младенцев, затем были резко ограничены возможности продажи детей (только в случаях крайней нужды и только детей новорожденных). Уже со II в. сыну дозволялось прибегать к помощи государственной власти в целях принуждения отца к отказу от власти над ним. Еще ранее право отца на убийство сына (или дочери) было сначала резко ограничено, затем стало караться, так же как и «убийство ближайших родственников», пока, наконец, император Константин (IV в.) не исключил это право навсегда. В области имущественных отношений перемены были менее значительны, поскольку сделки, совершаемые сыновьями, даже и от имени отца, считались действительными лишь постольку, поскольку они признавались патерфамилиас. Естественно, что контрагенты должны были остерегаться сделок с подвластными, ибо такого рода сделки ничем не отличались от совершаемых рабами хозяина по его поручению. Примечание. В таких случаях возникали натуральные обязательства. К ним относились, естественно, и обязательства полноправных граждан в отношениях к чужим подвластным сыновьям. Натуральные обязательства возникали не на основе права, а из нравственного или общепризнанного долга, и покоились они на обычае, всеобщем убеждении, чувстве чести и пр. Своего рода «натуральное обязательство» возникает из карточного долга: право может не признавать его как результат аморальной азартной игры, но уклонение от его уплаты в определенных ситуациях может оказаться для виновного более чувствительным, чем уклонения от обязательства по договору. С течением времени взрослые сыновья, тяготившиеся своим иму. щественным бесправием, добиваются раздела семейного имущества- или выделов из него. Является на свет уже упоминавшийся пекуяиш Получив его, сын (как и раб) обретает неизбежную, экономически обусловленную, хотя и ограниченную, право- и дееспособность. Пекулианту нельзя было запретить покупать и продавать, вступать в обязательства, как того требовала хозяйственная деятельность, ибо отец снимал с себя заботу о его содержании. Продолжая оставаться законным собственником пекулия, патерфамилиас мог отобрать его, но для этого все чаще стали требоваться веские основания, ибо произвол лишил бы пекулианта интереса, а значит, и инициативы. С переходом к империи сыновья, находившиеся на военной службе, получили право собственности как на трофей, так и на всякое дру гое имущество, полученное по службе (т. е., главным образом, купленное на жалование). Оно оставалось за ними (со времени императора Адриана, 117-138) и после почетного увольнения со службы. В поз-днеимперское время аналогичное право стало распространяться и на сыновей, приобретших имущество на гражданской службе. Затем пришло время права свободы завещания и для «служебного пекулия». Только в том случае, когда сын умирал, не оставив завещания, отец присоединял служебный пекулий сына к имуществу семьи. Что касается дочери, то по смерти патерфамилиас она становилась sui juris, т. е. полноправной (хотя и нуждающейся в опеке). Эманципация. Этот институт возник как антипод манципации, т. е. обряду, с помощью которого римские граждане - и только они совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу. Манципируя лицо, мы приобретаем его, эманципируя - освобождаем. Речь идет, разумеется, о квиритской (цивильной) собственности. Объектом эманципации могли быть дети и внуки патерфамилиас. Это их в присутствии пяти свидетелей и весодержателя (как и при манципации) отпускали на волю, наделяя всеми признаками полноправия. Напротив, когда патерфамилиас принимал в свою семью чужака, согласившегося в видах личной выгоды обменять статус полноправного, доставшийся ему вместе с бедностью (или по другим причи нам), на умаление правоспособности (минимальное), совершался обряд манципации - с теми же пятью свидетелями, весами, медью, весодержателем. В глубокой древности, когда медь в качестве всеобщего эквивалента выполняла функцию денег, ее действительно взвешивали и оценивали по весу. С появлением медных ассов, первых римских монет, дошедших до нас в немалом количестве, взвешивание принимает чисто символический характер, будучи данью обычаям предков. Примечание 1. Не следует относиться к этому как к пережитку дикости. Римская приверженность традиции имела важное сдерживающее влияние, препятствовавшее размыванию нравов, вынесенных из родового строя, отказу от моральных запретов на роскошь, от супружеской верности, расточительства и пр. Традиция воспитывала юношество в духе гражданской доблести, мужества и воинской отваги. Традиция же диктовала ему отношение к браку как к гражданской обязанности. Раннеисторический Рим был небольшим поселком, улочки которого перемежались лужами и огородами. Дома были по большей части глинобитными (четыре кола по углам, тростниковые стены, обмазанные глиной). Посередине, на низком осушенном болоте, рынок, позднее ставший Форумом - административным центром, рядом - Бычий рынок. Там и здесь небольшие храмы, из которых сохранился нетронутым круглый храм Весты - богини огня на очаге. На главном холме - Капитолийском находился храм Юпитера, старшего из богов. Это император Август скажет, что он принял Рим глиняным и кирпичным, а оставляет его мраморным. Но то уже было другое время (I в. до н. э. -I в.). Естественно, что и жизнь в республиканском Риме была - вплоть до II -1 веков до н. э. - в большой близости ко временам его легендарной праистории. Отсюда и преданность «обычаям предков». Примечание 2. Возвращаясь к вопросу о троекратной продаже старшего сына, мы опираемся на Гая: «Прочие же дети мужского или, женского пола освобождаются из-под отцовской власти после однократной эманципации» (Гай. I, 132). Точно так же, прибавляет Гай, через мнимую продажу в кабалу выходят из-под власти мужа и женщины, которые, будучи отпущены на волю, становятся самовластными. Сказанное относится и к дочерям: по освобождении от отцовской власти она, filia, становится sui iuris, как и ее брат. В отличие от брата даже и в классический период сестра не может вступать в правовые отношения, обязываться договором, включая договор поручительства. Сравнительное правоведение указывает на главную причину бой строгости эманципации старшего сына: это он наследует управлениехозяйством, совершает заупокойные обряды и, быть может, / принимает отцовскую власть. Опека и попечительство Опеку нередко называют суррогатом отцовской власти, и оно и есть. Ибо, так же как отцовская власть, она связана с правом опекуна осуществлять власть в отношении личности опекаемого и принадлежащего ему имущества. И лишь постепенно, ко времени империи, на опеку стали смотреть как на публично-правовую обязанность надзирать за имуществом опекаемого в интересах его семьи, более всего его наследников. Становится обычным, что место ближайшего агната занимает опекун, назначаемый государством. Примечание. Публичная опека осуществлялась претором ei конца III в. до н. э. по совету народных трибунов. Со времени императора Августа то же право получили наместники провинций. В Риме была учреждена особая должность опекунского претора (praetores tute-lares). Опека признавалась необходимой, если патерфамилиас (или иное лицо, обладавшее статусом sui iuris), становился не способным ни к охране своего имущества, ни к должному распоряжению им. Причиной тому могло быть и слабоумие, и наклонность к расточительству, и безвестное отсутствие, и недееспособность вообще. В опеке нуждалась и всякая женщина (в том числе и «достигшая полноты возраста»), оказавшаяся вне власти патерфамилиас - вдова, сирота (Гай, 1.144). Еще Законы XII таблиц запретили женщинам распоряжение вещами и деньгами по «свойственному им легкомыслию». То же относилось ко всякому малолетнему, которому опекун мог быть назначен как по завещанию отца, так и распоряжением публичной власти. Агнатическая опека удерживалась в римском праве вплоть до времени Юстиниана, когда - в духе общей тенденции выдвижения кровного родства - ее сменила опека когнатическая, т. е. кровнород ственная. В классическое время опека над женщинами приобрела скорее символический, чем реальный, характер. В период ранней республики, когда опека контролировалась родом или курией и всякое злоупотребление опекунской властью становилось предметом рассмотрения народных (куриатных) собраний, когда, без всякого сомнения, нравственные качества членов римской городской общины отвечали высоким требованиям, участие государственной власти в опекунских делах было минимальным. Но уже к середине республики общественный контроль сходит на нет, а злоупотребления опекунов все более распространяются. Вырабатывается правило, согласно которому некоторым лицам магистрат-чиновник мог запретить опекунство. Опека заключалась для кредитора или должника опекаемого, для лица, которое само нуждалось в опеке, того же расточителя или в чем-либо недееспособного (например, слепого). То, что было некогда прямой обязанностью соответствующего лица, становится его свободным выбором: допускается отказ назначенного магистратом лица от исполнения обязанностей опекуна по причине старости, болезни, государственной или военной службы и пр. Получили признание иски о возмещении ущерба, причиненного опекуном подопечному, и не только растратой имущества или его прямым присвоением, но и небрежностью, нерадивостью. В период империи, при императоре Константине (285-337) было постановлено, что все имущество опекуна находится в залоге у подопечного. Этот залог (ипотека) оставался в собственности и владении опекуна, но мог быть присужден опекаемому, полностью или частью, в возмещение причиненного ему ущерба. Закон допускал наличие двух или нескольких опекунов, при этом, как правило, один из них представлял всю «коллегию» (соопекунов). В обязанности опекуна входило подтверждение сделок, связанных с отчуждением имущества или обязательствами, которые принимал на себя опекаемый. Опекуну же предоставлялось право запрещения сделок или их ограничения, и потому опекаемый был обязан к предварительному совету с опекуном. При императоре Септимии Севере (195) опекуну было воспрещено закладывать сельские или пригородные земельные участки, принадлежавшие опекаемому. Запрещения коснулись и браков между опекуном и подопечной, что также было направлено на предотвращение злоупотреблений опекой. С окончанием опеки (как правило, с совершеннолетием опекаемого) давался, если того требовал бывший подопечный, иск о возмещении ущерба, причиненного опекуном: сначала только по злому умыслу, а затем (со времени императора Клавдия - I в.) и при небрежности опекуна. Особого упоминания заслуживает опека над незамужними женщинами, вышедшими из-под отцовской власти. Опека над ними устанавливалась теми же способами, что и опека над несовершеннолетними, с тем отличием, однако, что то была опека пожизненная, если, разумеется, женщина не выходила замуж. Подопечной разрешалось вступать в договорные обязательства и заявлять иски, но при непременном условии, что ее действия будут подтверждены опекуном. Последний мог быть назначен женщине ее покойным мужем (указан в завещании). В случаях, когда назначенный покойным мужем опекун (как, впрочем, и всякий другой) был почему-либо нежелателен подопечной и вызывал ее протест, ей дозволялась нижеследующая процедура: опекаемая через фиктивную самопродажу «подпадала под власть» доверенного лица, и тот становился ее (формальным) опекуном. При этом вдовой могла преследоваться как специальная цель (составление завещания), так и эманципация, носившая более общий характер. С началом империи опека над женщинами стала смягчаться. Законом 18 г. освобождались от опеки и тем самым становились sui iuris (полновластными) те женщины, которые родили троих детей -iustrium liberorum. При императоре Клавдии уходит в прошлое традиционная опека агнатов, установленная для всех тех случаев, когда завещатель умирал без завещания или же опускал в завещании вопрос об опеке над женой или дочерью. С этого времени опека устанавливалась государственной властью и носила по большей части формальный характер. Наряду с опекой с давних времен существовало и попечительство, выражаемое словом «кура» (забота). Попечительство устанавливалось в отношении тех лиц, которые, будучи полновластными, не имели физической возможности управлять и распоряжаться своим имуществом, и особенно в тех случаях, когда обнаруживалось иму щество, временно лишенное собственника. Попечитель мог быть назначен и лицам, не достигшим 25 лет (так называемым минорам), безумным, расточителям. Попечитель назначался и в том случае, когда опекун почему-либо не мог исполнять свои обязанности, в том числе временно, либо, будучи назначен по завещанию, исполнял свои обязанности плохо, неумело, небрежно. Контрольные вопросы и казусы 1. У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эманципированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном браке». Какой из внуков находился под властью деда? 2. Древнее римское право запрещало внебрачные связи и обольщение свободных женщин. Распространялось ли это правило на холостяков и вдовцов, когда их конкуби-нами становились рабыни или вольноотпущенные? 3. В функции римских жрецов-понтификов входило наблюдение за «сохранностью» старинных римских патрицианских родов. Зачем, имея это в виду, требовалось присутствие понтификов при усыновлении? 4. Мы говорили о том, что пленение патерфамилиас делало его сына полновластным, но с возвращением отца из плена все возвращалось к прежнему правовому состоянию. Если же отец умрет в плену и это станет известным, с какого момента сын будет считаться полновластным (это может иметь важное значение для заключенных им сделок и пр.) - с момента пленения отца или с момента его смерти в плену? Как вернее определить ситуацию, порожденную пленением восходящего, - как утрату его полновластия в семье или ее приостановление? 5. По достижении совершеннолетия усыновленный стал доказывать, что, будь он полноправен и способен к определению собственной выгоды, он никогда не согласился бы с актом усыновления. Служило ли это основанием для принуждения патерфамилиас к эманципации усыновленного? 6. Завещатель выразил свою волю и в том, чтобы опекуном его детей, минуя ближайшего агната, сделался «преданный мне раб Панфил, которого я тем самым отпускаю на волю». Законно ли это? 7. Какими способами уничтожается агнатическая связь? 8. Что такое capitis deminutio и в каких формах она существовала? Подвергался ли римский гражданин умалению правоспособности, когда, желая получить землю, предназначенную для распределения между латинами (жителями прилегающего к Риму Лациума), он переходил в их состояние? 9. Когда опекуна назначал претор, требовалось, чтобы с выбранной им кандидатурой согласились не менее шести из десяти плебейских трибунов. Что стояло за такой строгостью? 10.При заключении брачного договора было оговорено, что приданое возвращается жене в полном объеме, если развод будет потребован мужем по его инициативе и без вины жены. Вправе ли жена от собственного имени заявить иск о возврате приданого? Если такого договора не было, могла ли жена, при аналогичных обстоятельствах, обратиться за защитой к претору? 11. Возвращалось ли приданое в браке сыне ману после смерти жены? Если да, то кому? 12. С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына? 13. При сомнении в действительном правовом статусе раба следует считать его: а) рабом; б) свободным (сентенция Помпония, Д. 50.17.20).
Глава V ВЕЩНЫЕ ПРАВА |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы