Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отношения в кадре и за кадром
Фото: Ренат Агзамов Маргарита Кшова Текст: Владимир Танин Почему одна фотография нравится, " цепляет", а другая, несмотря на правильную композицию и вроде бы интересный сюжет, оставляет равнодушным? Этот вопрос мы задавали уже не раз и еще не раз к нему вернемся. Потому что нет и не может быть универсального ответа, кроме одного - хорош тот кадр, который волнует зрителя. Но чем такая формулировка может помочь фотографу чисто практически? Практически ничем. Вот такой рефрен получился, однако. Фотография как произведение искусства многогранна и разнопланова. А уж зритель... М-да... Все мы разные, хотя и имеем много общего. Вот за это общее и возьмемся. Заниматься структурным анализом, раскладывать по полочкам достоинства и недостатки, взвешивать и оценивать степень воздействия художественного образа кощунственно. Однако, увы, в учебном процессе без этого не обойтись. В этом небольшом материале мы рассмотрим одну из весьма важных составляющих фотографического образа - отношения в кадре и за кадром. Анализировать собственные работы сложно, еще сложнее их хвалить, и уж совсем невозможно быть объективным. Поэтому я взял для " препарирования" работы молодого талантливого фотографа Рената Агзамова и студентки нашей фотошколы Маргариты Кшовой. Хочу сказать авторам, любезно предоставившим для этой лекции свои натюрморты, большое спасибо.
Ренат Агзамов, " Жизнь в цветке" Начнем с простого и лаконичного натюрморта, который вы видите на первом развороте - " Физалис". Попробуем связать материальное и духовное. Рассмотрим, из каких элементов состоит эта композиция, в каких отношениях они находятся и какой эмоциональный отклик вызывает у зрителя. На первый взгляд все просто - плод физалиса и камень. Но не спешите - есть вокруг ягоды симпатичная фактурная " рубашка" (увы, не знаю как это правильно называется у ботаников), виден черешок, есть выразительная тень от ягоды, а на самой ягоде блик. С камнем тоже не все просто - ОН ЯВНО СТАР, МНОГОГРАНЕН И ФАКТУРЕН! Еще, заметьте, есть фон - глубокая таинственная тень. Теперь об отношениях. Геометрически все просто - ягода лежит на камне, и вроде бы ничего особенного. Давайте посмотрим и прислушаемся к своим эмоциям и ассоциациям. Что приходит в голову? Конфликт нежного и жесткого, живого и неживого, молодого и старого. Эти отношения можно назвать " контрапункт". Но это не все - кадр, согласитесь, гармоничен. Почему? Во-первых, общая цветовая тональность. Во-вторых, камень своей фактурой явно корреспондирует, то есть перекликается с " рубашкой" ягоды. В-третьих, ягода вполне самостоятельна и даже как будто не очень устойчива, но поддерживается тенью, уверенно расположившейся на камне. Наконец, о золотом сечении - явно его не видно, но оно работает в этом кадре! Как с камнем, подумайте сами, а вот с физалисом очень любопытное решение. Ягода немного " недотягивает" до вертикальной линии ЗС, подсознательно зритель передвигает ее в гармоничную плоскость и благодаря этому появляется движение внутрь кадра. При этом, заметьте, наклоненное ребро камня (передний план) наоборот, как бы " выкатывает" физалис из кадра. Вот вам еще грань отношений - этакое мягкое противоборство. Условия съемки: справа почти горизонтально один источник постоянного света, слева точечная подсветка зеркальным отражателем. " Зайчик", направленный прямо на физалис.
Ренат Агзамов, " Чистота форм и линий" " Чистота форм и линий" - тоже очень лаконичная и выразительная композиция. Не будем говорить о технических сложностях съемки белого на белом - те, кто выполнял задания вводного курса, столкнулись с ними в полной мере. Рассмотрим хитросплетения сюжета. Действующие лица: перо, яйцо, листочек и белый фон. Дополнительные элементы - тени. Все! Много это или мало для захватывающей истории? Зависит от фантазии зрителя. Яйцо под листочком ассоциируется с головой в шляпе, удивленно уставившейся на белое перышко. Фактура листика и скорлупы, подобие их контуров, объединяют эти элементы, несколько противопоставляя перышку. С другой стороны, совершенно очевидно, что перо гораздо родственнее яйцу, чем лепесток цветка. Вот вам и гармония и конфликт в одном стакане, то есть в кадре, конечно. " Голова" расположена чуть не дотягиваясь до линии золотого сечения, и снова появляется внутреннее движение. При этом, объекты очень аккуратно разнесены по планам, перо чуть глубже в кадре и почти на пути движения яйца с лепестком... Забыли про фон, он же тоже персонаж кадра, иначе быть не может. О роли БЕЛОГО фона предлагаю подумать самостоятельно. Условия съемки: три источника постоянного света. С левой стороны - рисующий софтбокс, с правой - заполняющий софтбокс, справа-сзади - контровый источник с сотовой насадкой.
Ренат Агзамов, " Продолжая серию с яйцами" " Продолжая серию с яйцами". В этой композиции гораздо больше элементов и, естественно, гораздо больше конкретики. Отношения читаются довольно явно. Есть символическое гнездо, есть скорлупа, из которой будто только что вылупился и убежал птенец... Пространство ассоциаций значительно сужено очевидностью сюжета, но работа не стала менее выразительной. Здесь опять есть и гармония и контрапункт. Есть отношения в кадре и за кадром, заметьте, не только с присутствующим неявно птенцом. Развернутая в сторону родительского очага, скорлупка справа тоже живет вполне самостоятельной жизнью и, дублируя незримого цыпленка, как будто спрашивает: " Как вы там, я не слишком далеко отошел? ". Или наоборот - давайте уже быстрее, мир так интересен. Кому что больше нравится, но бесспорно диалог присутствует. Именно диалог, потому что и перо наклонено и яйца как будто тянутся вправо. Впору задуматься о жизни, о своем месте в ней, поинтересоваться лишний раз успехами детей или позвонить родителям... Вот такие глубокие " закадровые" отношения спрятаны в простом, немного юмористичном и очень эстетичном сюжете. Переходим к цвету. Вы видите две фотографии из пятикадровой серии задания пятого курса. Несмотря на цветовую насыщенность, на мой взгляд, это тоже довольно лаконичные зарисовки, но здесь совсем другая тема, другие отношения. Попробуйте сами поразмыслить над композицией этих работ, прислушаться к себе и почувствовать, понять закадровые отношения. Присылайте свои соображения, а мы в следующем номере опубликуем самые интересные литературные зарисовки.
Маргарита Кшова, " Солнце 1" Маргарита Кшова, " Гирлянда"
Profoto: пора привыкать к переносным генераторам света! Журнал «Российское Фото» совместно с компанией «Сивма Фототехника» продолжает цикл статей, посвященных осветительному фото- и видеооборудованию производства знаменитой шведской компании Profoto. В этом номере известные фотографы Дмитрий Мухин и Юрий Желудев познакомят вас с аккумуляторными генераторами Profoto с помощью конкретных примеров из своей практики. Дмитрий Мухин. В линейке оборудования Profoto отдельное место занимают так называемые мобильные генераторы – источники энергии, использующие для питания довольно мощные и компактные аккумуляторные батареи, которые позволяют в момент съемки не думать о подключении прибора к электрической сети 220 В. Pro B3 и Acute B2 600 AirS относятся к разным системам. С Pro B3 совместимы все световые головки Pro, а с Acute B2, соответственно, Acute. Таким образом, если фотограф использует в своей повседневной работе одну из этих студийных систем, то совместимый батарейный генератор будет логичным приобретением, дающим фотографу новую степень свободы. Мощный Pro B3 AirS и компактный Acute B2 600 Airs прекрасно работают в подобной ситуации. Осветительные головки со стандартным посадочным размером дают возможность использовать весь производимый компанией Profoto ассортимент светоформирующих насадок без какой-либо потери в создаваемом рисунке света. Управление приборами находится на верхней поверхности генераторов, что достаточно наглядно и всегда удобно для корректировки мощности. Работа источников с системой Profoto AirS позволяет располагать их на любом расстоянии друг от друга, устанавливать приборы за препятствия и при этом быть уверенным, что они синхронно сработают в момент фотосъемки. Количество перенастраиваемых каналов, используемых системой Profoto Air, даже в случае помех позволяет без проблем решать вопрос коммутации приборов.
Очень трудно говорить о вещах, которые тебе особенно дороги. Казалось бы, что мешает написать беспристрастный обзор? А то, что просто невозможно не похвастаться, как эта штука классно работает, какая она маленькая, какую энергию выдает! Ведь даже любимую кошку иногда от избытка чувств хочется затискать до смерти! Вот и переносной генератор с аккумуляторной батареей Acute B2 600 Air S для меня как для владельца предмет особой гордости, моя маленькая черная кошка… Собственно, этих генераторов у меня два. Я приобрел их, чтобы расширить палитру фотографических возможностей освещения не только в студии, но и на пленэре. В дополнение к основному источнику света на улице – солнцу или куполу неба в пасмурный день – я получил прекрасного помощника. Генератор Acute B2, в зависимости от используемых головок или насадок, дает возможность пользоваться как направленным, так и рассеянным светом.
Он выглядит действительно крошкой размером с дамскую сумочку, его габариты – 19x13, 5x20 см! Вес малютки вместе с аккумуляторной батареей всего 3, 6 кг.
Фото 1.
В средний дорожный кофр я смог уместить два генератора, две осветительные головки, два зарядника, два набора цветных фолиевых фильтров, один небольшой софтбокс с переходником для крепления на вспышке и два плечевых ремня. В отдельной сумочке лежали штативы и зонтики.
Фото 2.
Фото 3.
Если же вы хотите слегка вмешаться в создание образа еще при съемке, а не на этапе постобработки, я советую чаще пользоваться фолиевыми фильтрами теплых цветов. Поясню на примере. Не так давно я должен был провести фотосессию на съемках рекламного ролика одного лекарства. Пришел с утра и увидел обычную историю: режиссер кричит, что главный здесь – он, а фото будет потом. В конце концов, ближе к вечеру мне выделили на съемку 20 минут. Актеры – дедушка и внуки – даже на ногах стоять не могли. Солнце село, небо темно-синее, и спасло фотографию только то, что на рефлектор был приклеен хорошей плотности теплый фильтр, иначе от снимка веяло бы сине-фиолетовым холодом. Тополя, кипарисы, старые стены, древние камни… и ребенок, беспечно гоняющий мяч, как гоняли его предки и будут гонять потомки. Изменятся, наверно, только автомобили?..
Фото 4.
Фото 5.
Хотелось бы сказать пару слов о fashion-съемке в Тунисе. Конечный результат всегда получается отличным, если рядом с вами толковый ассистент. Накануне отъезда выяснилось, что у моего основного помощника просрочен загранпаспорт. А оборудования в экспедицию я собрал немало. Человека малознакомого в такую ответственную поездку тоже не пригласишь. В общем, я рискнул, взял с собой старшего сына и не прогадал.
Вы спросите: при чем же здесь аккумуляторный генератор? При том, что он тоже нас ни разу не подвел! Просто не надо забывать ставить его вечером на подзарядку, и тогда на следующий день вы получите 400 вспышек при половинной мощности!
Фото 6.
С удовольствием расскажу об использовании Acute B2 во время съемки одежды на территории бывшего завода Михельсона, где почти сто лет назад Фанни Каплан, по версии следствия, стреляла отравленными пулями в вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Цех впечатлил: шесть дохлых кошек, которые там оказались совсем не по своей воле, протекающий потолок после выпавшего запоздалого снега… Техзадание было несложное: одежда для молодежи в декорациях давно ушедшей эпохи. Но свет требовался боковой, почти всегда достаточно жесткий. Зонтик не помог бы. Проблема разрешилась с помощью софтбокса. Если нужна была подсветка с другой стороны, я выбирал сюжеты, где солнечный свет через окна мог пробиваться к моделям и подсвечивал интерьеры, но не был главным. Просьба клиента была проста – одежда должна хорошо «читаться», выглядеть модно, очень жестко и колоритно на фоне промышленного упадка и соответствовать креативному слогану «Моде неважно, где ты одеваешься! ». Acute B2 в очередной раз сработал безупречно, отдав последний салют безвременно ушедшим кошкам.
Фото 7, 8.
Отдельно расскажу об использовании Acute B2 в студии. По многим причинам я предпочитаю не моноблоки, а именно генераторы. В моноблоках минимальная мощность всегда ограничена конструктивно, а максимальная мощность Acute B2 может быть уменьшена одним щелчком регулятора до минус двух значений, а вторым щелчком – до минус четырех. При этом существует и плавная регулировка либо в плюс, либо в минус. Сделано это вот для чего: если вам нужно, скажем, отснять ювелирные изделия в режиме «макро», то при определенных условиях (резкость, композиция) вы не можете менять местоположение головки вспышки, так как задуманная картинка изменится по свету. Выход только один – уменьшать мощность насколько возможно, чтобы не пересветить снимаемый объект или не сделать его чрезмерно резким. Прошлой осенью ко мне поступил большой заказ на фотографирование мебели. Клиент арендовал павильон площадью около 1000 кв. м, где находилось сразу несколько съемочных площадок. Построили специальные выгородки, в которых размещались спальни, прихожие, кабинеты, столовые, гостиные: ведь при просмотре каталога у вас должно возникать чувство присутствия в обычной квартире. Когда мы фотографировали спальню, меня попросили показать механизм раскрывающейся вверх кровати, чтобы можно было увидеть пространство для хранения постельного белья. Внутри кровати, естественно, темно. Вот здесь на помощь и пришел Acute B2. Он легко уместился в нише для белья! А теперь самое главное – я отключил стандартную головку Acute/D4 Head и поставил вместо нее так называемый Stick Light – световой карандаш, специальную головку, где импульсная лампа похожа на большую шариковую ручку. При вспышке мягкий свет от нее равномерно высветил и белье, и механизм подъема, и саму конструкцию кровати изнутри, чего не сделал бы никакой другой прибор, тем более, моноблок!
Фото 9.
Другое дело – поставить вместо серебряного зонта насадку Pro Globe, специальный полупрозрачный шар из пластика, который, благодаря своей оригинальной конструкции, дает удивительный свет: жесткий, направленный и мягкий одновременно. Я думаю, это идеальный инструмент для фотографирования ювелирных изделий и для создания классического портрета. При использовании всего одной головки получается удивительный объем на лицах. Огромное количество различных насадок, выпускаемых компанией Profoto, вполне оправданно – каждая позволяет найти свой неповторимый характер света, расширяя и углубляя палитру современного фотохудожника. А переносные генераторы серии Acute B2 просто развязывают руки, делая нас независимыми от электрической сети, помогая творить там, куда занесет фантазия фотографа, а иногда и кошелек продюсера. Мобильные генераторы предлагают многие компании-производители, но только шведам из Profoto удалось создать и предложить фотографам по-настоящему универсальные мобильные системы с полным сохранением возможностей студийного освещения. Счастливым же владельцам моноблоков Profoto D1 не стоит разочаровываться в своей технике. В следующей статье мы расскажем о новом продукте компании Profoto – универсальном батарейном блоке Bat Pac, превращающем студийные моноблоки в мобильные источники света. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы