Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. Общество как объект изучения социологии Мировая система и глобализация.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема 3. Общество как объект изучения социологии Мировая система и глобализация. Вопросы для обсуждения 1. Что такое «общество»? Как можно определить «общество»? В чем разница между понятиями «общество», «государство», «гражданское общество», «социальная общность»? Из Интернета: Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению. Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества: 1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы; 2) браки заключаются между представителями данной общности; 3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности; 4) оно имеет свою территорию; 5) у него есть самоназвание и своя история; 6) оно обладает своей системой управления; 7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил. Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство. Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства). Термин «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно понятию политического общества и противопоставляется понятию «семья», с одной стороны, и понятию «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами Гегеля как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество» приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и его можно охарактеризовать как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов. Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
2. Есть ли, на ваш взгляд, разница между обыденным и научным употреблением термина «общество»? http: //studopedia.ru/9_142247_nauchnoe-i-obidennoe-ponimanie-obshchestva.html 3. Что представляет собой общество как система? В чем специфика социальных систем? Из методички: В истории социологической мысли многие ученые рассматривали общество как сложную динамическую систему. Системное рассмотрение общества характерно и для современной социологической литературы. Так, польский социолог П. Штомпка считает, что общество-« это не конкретный коллектив, не конкретная людская группа, а скорее своеобразный вид действительности, заявляющий о себе самыми разнообразными способами в различных коллективах, совокупностях, группах, формирующихся на разных уровнях». Среди различных возможных подходов к социологическому анализу общества ученый выделяет системный подход. Он представляет общество как социальную систему, как «определённый связанный «ансамбль», совокупность тех позиций (статусов, ролей), где все выполняют соответствующие их положению, их статусу взаимосвязанные и взаимно дополняющие друг друга роли». В этом ансамбле группы предпринимают по отношению к себе и друг к другу мотивированные, структурно упорядоченные действия, и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец культуру, образующие, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения общество не «существует», а «формируется» заново, находится в процессе постоянного «становления». В общефилософском плане понятие «система» означает совокупность элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Принципами любой системы являются: целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого); инвариантность - способность оставаться неизменной, сохраняться при определенных преобразованиях; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого; структурность – взаимодействие частей, подсистем, элементов; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность, предполагающая координацию и субординацию элементов; множественность описания, когда в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует сочетания разнообразных подходов. Включая в себя все эти признаки, общество и выступает как сложная динамическая система, в которой одновременно возникают, развиваются новые, отмирают старые элементы и связи между ними. Идут процессы конвергенции, дивергенции и эмергенции – возникновения качественно новых систем. Системный подход к изучению общества опирается на основные постулаты общей теории систем, которые состоят в следующем: 1.Любой сложный развивающийся объект рассматривается как система многоуровневая, иерархическая, самоорганизующаяся, самореализующаяся. 2.Взаимосвязь элементов, частей системы обусловливает, определяет свойства целого. Свойства целостной системы не сводятся к свойствам частей, к их сумме. Взаимодействие обретает такие свойства, каких нет у частей. 3.Системные свойства связаны с формой передачи информации от одной подсистемы к другой, со способами воздействия одной части на другую, с координацией действий элементов низшего и высшего уровней. 4.Для их изучения предлагаются специальные «системные методы исследования», которые разрабатываются кибернетикой, теорией управления, теорией организации, теорией игр и принятия решений, логикой и методологией науки. Общество как любая сложная система характеризуется устойчивостью, самовоспроизводством и саморазвитием, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, самоорганизацией на основе норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей, т.е. обладает качеством синергии. Но в применении к нему понятие «система» должно иметь дополнительный смысл, которого нет в общей теории систем. От других систем общество отличается тем, что в нем живут и действуют люди, причем не как механическая совокупность, а как объединение, в рамках которого происходит их постоянное, устойчивое, достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. Многие специалисты под интегральным системным качеством общества понимают также эффективность, связанную с достижением максимально полезного результата в рамках соответствующей целеполагающей деятельности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. Применяя основные принципы системного подхода к обществу, следует учитывать уникальность этой системы, ее важнейшие особенности: 1. В качестве последнего, неделимого элемента социума выступает индивид, человек, включенный в многообразные общественные связи и структуры, выполняя в них различные социальные роли. 2. В разнообразные социальные связи и отношения человек, обладая сознанием, вступает через целенаправленную, осознанную деятельность, детерминированную объективными закономерностями функционирования и развития общества и его личными интересами, потребностями в достижении целей. 3. Из широкого класса самоорганизующихся, самоуправляющихся систем общество выделяется тем, что управление в нем осуществляется не только на базе сознания, но и с помощью специально создаваемых для этого форм, органов, структур, необходимых не только для организации функционирования, эволюции социальных систем, но и для их качественных трансформаций. 4. Рассматривая общество как систему, социология должна не просто понять поведение и деятельность людей, включенных в общественные отношения, но изучить его строение и состав, происхождение, развитие, изменения в процессе жизнедеятельности В социологическом анализе общества принято выделять в нем, по предложению американского социолога Т. Парсонса, системы двух уровней общности: социетальные и социальные Социетальные подсистемы выделяются тогда, когда речь идет о детерминистской (причинно-следственной) связи в обществе. Каждая предыдущая из этих подсистем оказывает влияние на последующие, которые оказывают, в свою очередь, обратное воздействие на предыдущие. Все они выступают как относительно автономные, самостоятельные подсистемы общества. Вместе с тем в единстве, взаимосвязи, взаимовлиянии они образуют качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности. Важнейшими элементами структуры общества как системы являются социальные общности и группы. Социальная общность в широком смысле – это любая устойчивая совокупность людей, являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения и характеризующаяся относительной целостностью, единством цели и задач, сложившимися формами совместной жизни. В этом смысле общности отличаются от конгломератов, для которых характерны бесструктурность, относительная организованность, аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Разновидностью социальной общности, своеобразной квазигруппой является социальный круг – такая общность, которая создается с целью обмена информацией между ее членами. Они не ставят общих целей, не предпринимают совместных усилий, не имеют исполнительного аппарата. Основная их функция – обмен взглядами, новостями, комментариями, аргументами. Примером могут быть деловые круги, круги высших слоев общества, театральные круги, социальные круги, профессиональные круги – основа для образования социальных групп. Теория социальных общностей в российской социологии достаточно разработана. Социальная группа, в отличие от социальной общности, характеризуется относительной устойчивостью, общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения, складывающимися в конкретных социально-исторических условиях. Социальные группы могут образовываться на основе аскриптивных признаков (расовых, этнических и т.д.); статусных и профессиональных (крестьянство, учительство, предприниматели и др.); могут создаваться целевые группы, объединенные для решения хозяйственных, политических, культурных и других задач. Особенностью социальных институтов является их универсальность: они пронизывают все подсистемы общества, и их эффективность связана с тем, что они одновременно действуют и экономически, и политически, и социокультурно. Функционированию различных институтов в данном пособии посвящены отдельные лекции. Здесь же отметим, что это наиболее устойчивая форма организации жизнедеятельности, объединяющая группы людей, организации, учреждения для выполнения важных социальных функций на основе единых норм, целей, ценностей. Большая часть социальных групп существует в виде организации. Организация – это социальная группа, основанная на добровольном соглашении людей, объединившихся для осуществления общих интересов, распределивших и закрепивших за каждым своим членом определенные функции. Сущность эффекта организации состоит в том, что, действуя совместно, люди могут сделать значительно больше, чем действуя поодиночке, на основе приращения усилий в ходе совместной деятельности. При этом они понимают, что действуя сообща, в команде, они могут добиться реализации как общих, так и своих личностных целей. Организация имеет механизмы для поддержания равновесия внутри себя. Такими механизмами могут быть неформальные отношения (О. Конт), выполнение задач наиболее рациональным способом (М. Вебер) или сочетание их при главенствующей роли управления. Различия между институтами и организациями заключаются в их целях. Цель организации – производство некой ценности, цель социального института – выполнение конкретных функций в соответствии с потребностями социума. В ходе развития социологии это направление – социология организаций – выделяется в отдельную отрасль. Следующие элементы социальной системы – социальные ценности и нормы. Социальные ценности – это разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Ценности выступают в качестве объектов ценностных ориентаций личностей и групп, а также в роли регуляторов их поведения. Социальная норма – это правило, образец, средство социальной регуляции жизнедеятельности индивидов и групп, социального взаимодействия. Соблюдение норм в обществе обеспечивается социальными поощрениями и наказаниями. Из Интренета: Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества. Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие: 1) люди; 2) социальные связи и взаимодействия; 3) социальные институты, социальные страты; 4) социальные нормы и ценности. Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов. Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе. Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития. На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).
Социальное время Социальное время как атрибут социального пространства и населяющих его индивидов. Понятие физического и социального времени. Физическое время объективно, но шкалы, с помощью которых оно измеряется, - субъективные конструкции. Физическое время не знает деления на века, годы, дни, часы и минуты - это категории, с помощью которых делается попытка схватить, понять и измерить физическое время. Физическое время - это движение, измеренное движением. " Измеренное" - значит раздробленное и разделенное в чужеродной среде пространства, ибо только пространство можно измерить. Время как изменяемость есть само бытие (тогда как пространство и протяжение есть внешняя отраженность бытия в сознании). Время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структуирования (например, оборот Земли вокруг своей оси). Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Астрономическое время используется для описания истории человечества. Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний (например, с помощью шкалы общественной практики). Социальное время есть порядок чередования (смены или изменения состояний) социальных позиций, последовательность действий людей, их групп и институтов. Социальное время измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности. В традиционном землевладельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Ритм социальной жизни лежит в основе категории времени. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, а само социальное время носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого - отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционного общества. Структура социального времени - это социальная конструкция, которая определяется социальной практикой, воспринимаемой через определенную систему ценностей. У разных субъектов - разная структура социального времени. Уровни социального времени. Выделяют уровни повседневной, человеческой жизни и жизни социальных институтов. На первом уровне человек измеряет время интервалами, совпадающими с элементами его рутинной деятельности: завтрак, дорога на работу, работа, дорога домой, отдых, сон. На втором уровне интервалы крупнее: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. На институциональном уровне единицей выступают исторические периоды в развитии общества и основных его институтов. Понятие поколения. Поколение - это возрастная группа, границы которой очерчены социальным временем (фазой социализации) и социальным пространством (историческим периодом его жизни). Смена поколений. Понятие необратимости социального времени. Идея " золотого века" и идея счастливого будущего. Формы эсхатологических, хилиастических и апокалиптических представлений. Конфликт социального и человеческого времени. В социальном времени прошлое - удержанное настоящее, а будущее - грядущее настоящее. Человеческое время (прошлое, настоящее, будущее) имеет собственное значение. Прошлое вся история человечества, в которой я никогда не присутствовал, - в моем ответственном отношении к Другому становится моим прошлым. Будущее - это время пророчества, важный императив, нравственный закон. 7. Как вы понимаете социальное взаимодействие? Какова его роль в обществе? Как соотносятся понятия «социальное взаимодействие» и «социальное отношение»? Социа́ льное взаимоде́ йствие — система взаимообусловленныхсоциальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъектаявляется одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Оно родственнопонятию «социальное действие», которое является исходным моментом формирования социальныхсвязей. Социальное взаимодействие как способ осуществления социальных связей и отношенийпредполагает наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условий ифакторов его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т.п. Социальное взаимодействие включает передачу действия от одного социального актора — другому, получение и реакцию на него в виде ответного действия, а также возобновление действий социальныхакторов. Оно имеет социальное значение для участников и предполагает обмен их действиями в будущемблагодаря присутствию в нём особой каузальности — социального отношения. Социальные отношенияформируются в процессе взаимодействия людей и являются результатом их прошлых взаимодействий, приобретших устойчивую социальную форму. Социальные взаимодействия, в отличие от них, представляютсобой не «застывшие» социальные формы, а «живые» социальные практики людей, которыеобусловливаются, направляются, структурируются, регламентируются социальными отношениями, носпособны воздействовать на эти социальные формы и изменять их. Социальное взаимодействие определяется социальными статусами и ролями личности и социальныхгрупп. Оно имеет объективную и субъективную стороны: · Объективная сторона — факторы, независимые от взаимодействующих, но влияющие на них. · Субъективная сторона — сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.
Основные понятия Общество, социальное взаимодействие и культура, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, глобализация. Вопросы для самоконтроля Правильны ли данные высказывания: 1. Общество – большая группа людей, сформировавших общую культуру. 2. Культура – система соглашений, разделяемых большинство членов данного общества. 3. Общество – политическое объединение, ассоциируемое с какой-то территорией. 4. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. 5. Общество вторично, государство первично. 6. Общество существовало тогда, когда не было стран и государств. 7. Культура включает два главных элемента – социальные нормы и санкции. 8. Только регулярно повторяющиеся социальные отношения кристаллизуются в социальное взаимодействие. 9. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. 10. В 70-е годы XX в. на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество.
Тема 3. Общество как объект изучения социологии Мировая система и глобализация. Вопросы для обсуждения 1. Что такое «общество»? Как можно определить «общество»? В чем разница между понятиями «общество», «государство», «гражданское общество», «социальная общность»? Из Интернета: Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению. Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества: 1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы; 2) браки заключаются между представителями данной общности; 3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности; 4) оно имеет свою территорию; 5) у него есть самоназвание и своя история; 6) оно обладает своей системой управления; 7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; 8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил. Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство. Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства). Термин «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно понятию политического общества и противопоставляется понятию «семья», с одной стороны, и понятию «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами Гегеля как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество» приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и его можно охарактеризовать как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов. Социальная общность — это совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни.
2. Есть ли, на ваш взгляд, разница между обыденным и научным употреблением термина «общество»? http: //studopedia.ru/9_142247_nauchnoe-i-obidennoe-ponimanie-obshchestva.html 3. Что представляет собой общество как система? В чем специфика социальных систем? Из методички: В истории социологической мысли многие ученые рассматривали общество как сложную динамическую систему. Системное рассмотрение общества характерно и для современной социологической литературы. Так, польский социолог П. Штомпка считает, что общество-« это не конкретный коллектив, не конкретная людская группа, а скорее своеобразный вид действительности, заявляющий о себе самыми разнообразными способами в различных коллективах, совокупностях, группах, формирующихся на разных уровнях». Среди различных возможных подходов к социологическому анализу общества ученый выделяет системный подход. Он представляет общество как социальную систему, как «определённый связанный «ансамбль», совокупность тех позиций (статусов, ролей), где все выполняют соответствующие их положению, их статусу взаимосвязанные и взаимно дополняющие друг друга роли». В этом ансамбле группы предпринимают по отношению к себе и друг к другу мотивированные, структурно упорядоченные действия, и в ходе этого процесса сами меняются, создают новые социальные группы, системы, структуры, наконец культуру, образующие, в свою очередь, контекст и предпосылки для будущих действий. С этой точки зрения общество не «существует», а «формируется» заново, находится в процессе постоянного «становления». В общефилософском плане понятие «система» означает совокупность элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. Принципами любой системы являются: целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого); инвариантность - способность оставаться неизменной, сохраняться при определенных преобразованиях; зависимость каждого элемента, свойства и отношения от его места, функций внутри целого; структурность – взаимодействие частей, подсистем, элементов; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность, предполагающая координацию и субординацию элементов; множественность описания, когда в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует сочетания разнообразных подходов. Включая в себя все эти признаки, общество и выступает как сложная динамическая система, в которой одновременно возникают, развиваются новые, отмирают старые элементы и связи между ними. Идут процессы конвергенции, дивергенции и эмергенции – возникновения качественно новых систем. Системный подход к изучению общества опирается на основные постулаты общей теории систем, которые состоят в следующем: 1.Любой сложный развивающийся объект рассматривается как система многоуровневая, иерархическая, самоорганизующаяся, самореализующаяся. 2.Взаимосвязь элементов, частей системы обусловливает, определяет свойства целого. Свойства целостной системы не сводятся к свойствам частей, к их сумме. Взаимодействие обретает такие свойства, каких нет у частей. 3.Системные свойства связаны с формой передачи информации от одной подсистемы к другой, со способами воздействия одной части на другую, с координацией действий элементов низшего и высшего уровней. 4.Для их изучения предлагаются специальные «системные методы исследования», которые разрабатываются кибернетикой, теорией управления, теорией организации, теорией игр и принятия решений, логикой и методологией науки. Общество как любая сложная система характеризуется устойчивостью, самовоспроизводством и саморазвитием, самообеспеченностью (самодостаточностью), саморегулируемостью, самоорганизацией на основе норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей, т.е. обладает качеством синергии. Но в применении к нему понятие «система» должно иметь дополнительный смысл, которого нет в общей теории систем. От других систем общество отличается тем, что в нем живут и действуют люди, причем не как механическая совокупность, а как объединение, в рамках которого происходит их постоянное, устойчивое, достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие. Многие специалисты под интегральным системным качеством общества понимают также эффективность, связанную с достижением максимально полезного результата в рамках соответствующей целеполагающей деятельности. Благодаря этому качеству обеспечивается относительно самостоятельное, обособленное существование и функционирование системы. Применяя основные принципы системного подхода к обществу, следует учитывать уникальность этой системы, ее важнейшие особенности: 1. В качестве последнего, неделимого элемента социума выступает индивид, человек, включенный в многообразные общественные связи и структуры, выполняя в них различные социальные роли. 2. В разнообразные социальные связи и отношения человек, обладая сознанием, вступает через целенаправленную, осознанную деятельность, детерминированную объективными закономерностями функционирования и развития общества и его личными интересами, потребностями в достижении целей. 3. Из широкого класса самоорганизующихся, самоуправляющихся систем общество выделяется тем, что управление в нем осуществляется не только на базе сознания, но и с помощью специально создаваемых для этого форм, органов, структур, необходимых не только для организации функционирования, эволюции социальных систем, но и для их качественных трансформаций. 4. Рассматривая общество как систему, социология должна не просто понять поведение и деятельность людей, включенных в общественные отношения, но изучить его строение и состав, происхождение, развитие, изменения в процессе жизнедеятельности В социологическом анализе общества принято выделять в нем, по предложению американского социолога Т. Парсонса, системы двух уровней общности: социетальные и социальные Социетальные подсистемы выделяются тогда, когда речь идет о детерминистской (причинно-следственной) связи в обществе. Каждая предыдущая из этих подсистем оказывает влияние на последующие, которые оказывают, в свою очередь, обратное воздействие на предыдущие. Все они выступают как относительно автономные, самостоятельные подсистемы общества. Вместе с тем в единстве, взаимосвязи, взаимовлиянии они образуют качественную целостность, более широкую и глубокую, нежели каждая из них в отдельности. Важнейшими элементами структуры общества как системы являются социальные общности и группы. Социальная общность в широком смысле – это любая устойчивая совокупность людей, являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения и характеризующаяся относительной целостностью, единством цели и задач, сложившимися формами совместной жизни. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-06; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы